
Музей ГОН представил медицину: от спецаптеки до спецполиклиники
Организаторы во временноˆм отношении начали экспозицию с придворного аптекарского приказа, в который в 1620 г. была переименована аптекарская палата. Первая аптека появилась в Кремле после того, как в 1581 г. Елизавета Английская по просьбе Ивана Грозного отправила в Москву доктора Якоби и аптекаря. Заботились самодержцы не только о себе. При Александре I в 1802 г. в Петербурге создается «Императорское человеколюбивое общество» под покровительством членов императорской фамилии. В 1803 г. в Российской империи был создан Медицинский совет Министерства внутренних дел. Эпидемии и высочайшая детская смертность являлись следствием отсутствия санитарно-эпидемического обслуживания населения.
В пореформенное время в империи развивалась земская медицина, целью которой было «обеспечение равной доступности медицинской помощи всему населению страны…». Однако в среднем на одного земского врача приходилось в сельских местностях 20,3 тыс. населения. Более трети городов не имело больниц; 26% больниц насчитывало всего 5 и менее коек, 53% – от 6 до 20 коек и только 21% – более 20 коек. Взять врачей было негде: в 1913 г. в стране было всего 15 медицинских факультетов, выпускавших ежегодно всего 1500 врачей.

В 1912 г. к работе приступила Высочайше учрежденная междуведомственная комиссия по пересмотру врачебно-санитарного законодательства (1912–1916 гг.) во главе с председателем Медицинского совета Министерства внутренних дел профессором-гинекологом, лейб-медиком, академиком Г.Е. Рейном, пользовавшимся доверием царской семьи. В 1915 г. Г.Е. Рейн обратился к царю с предложением о создании Главного управления, не дожидаясь окончания войны. Несмотря на сопротивление Совета Министров, в сентябре 1916 г. по настоянию Николая II, без одобрения Государственной Думы (по 87-й чрезвычайной статье) было создано Главное управление государственного здравоохранения. По воспоминаниям Г.Е. Рейна, Николаю II принадлежали следующие слова, сказанные в ответ на аргументы об отсутствии в мире подобных министерств: «Россия – шестая часть света – может иметь Министерство народного здравия». Заметим, что созданию Главного управления государственного здравоохранения Дума препятствовала, так как не без оснований не доверяла царской бюрократии и видела в централизации здравоохранения ущемление земской демократии.

После октябрьского переворота Г.Е. Рейн эмигрировал, земские и городские самоуправления были ликвидированы, а санитарно-эпидемическая обстановка в стране требовала принятия решительных мер. Советское здравоохранение реализовало вариант жесткой централизации управления медициной – был образован Наркомздрав. Это имело свои плодотворные последствия.

Самый ранний из демонстрируемых на выставке в «Музее ГОН» отечественных медицинских автомобилей был ГАЗ-М-20 «Победа» в варианте скорой медицинской помощи (СМП), восстановленный и предоставленный Е.О. Магаковым. Для возможности разместить носилки обитое кожзаменителем сиденье максимально сдвинули вперед. Такой же заменитель кожи использовался для обивки сиденья врача.
Санитарный ГАЗ-12Б выпускался с 1951 г. по 1960 г. Носилки задвигались через крышку багажника. ГАЗ-М22Б производился с 1962 по 1965 гг. вместе с базовой моделью ГАЗ-М22. Нижняя створка задней двери оборудовалась полозьями для передвижения носилок. На «скорой» устанавливались рессоры и шины с седана.

До конца 1950-х годов основным санитарным автомобилем оставался ПАЗ-653 – фургон на шасси грузовика ГАЗ-51, предлагавший врачам относительно просторный кузов. В то время для того, чтобы сделать инъекцию при перевозке на легковом автомобиле, врачу приходилось высовывать руку с флаконом в окно, так как крыша не позволяла поднять его на необходимую высоту. Наиболее подходящим для службы скорой помощи стал медицинский автомобиль на базе микроавтобуса.
Медицинский микроавтобус РАФ-977И с носилками, специальным погрузочным устройством, радиостанцией, фарой-искателем производился с 1962 по 1969 гг. Затем его сменил РАФ-977ИМ, изготавливающийся на базе автомобиля РАФ-977ДМ до 1976 г. В сельской местности эксплуатировалась «таблетка» – санитарный автомобиль на базе «буханки» УАЗ, имеющей версию микроавтобус.

Завод РАРЗ № 2 – РАФ («Рижская автобусная фабрика»), находящийся в Елгаве (Латвия), поштучно с 1968 по 1982 гг. изготавливал медицинские автомобили РАФ-ГАЗ-13С на базе «Чайки». Всего было построено около 20 санитарных автомобилей. Модель предназначалась для 4-го Управления Минздрава и спецполиклиники по обслуживанию высших государственных и партийных руководителей, членов Политбюро ЦК КПСС. Два медицинских автомобиля ЗИЛ-114А, на базе выпускаемого с 1967 г. представительского автомобиля ЗИЛ-114 были построены по заказу 4-го Главного управления Министерства здравоохранения СССР. Автомобили, предназначенные для движения в кортежах, красили в черный цвет для того, чтобы они не выделялись. Поэтому их стали называть «черный доктор».

В 1979, 1981 и 1982 гг. были изготовлены три санитарных автомобиля ЗИЛ-41042. Этот же индекс получили санитарные автомобили, построенные на базе лимузинов ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047. Автомобили, построенные на базе ЗИЛ-41047, получили целиковую заднюю дверь. Один из них был представлен в экспозиции выставки. В 1983 г. по заказу 4-го Управления Минздрава в Риге был изготовлен медицинский автомобиль ГАЗ-РАФ-3920. Всего было создано пять экземпляров автомобиля типа «универсал» с высокой крышей. Один из этих автомобилей, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу.
Экспозиция медицинских автомобилей затрагивает только часть большой истории отечественной автотехники и, в частности, не отражает появление и развитие карет скорой помощи. Однако экспозиция пробуждает интерес к этим вопросам, которые должны стать темами будущего отдельного разговора.

Кроме медицинских автомобилей на выставке демонстрировалось самоходное электрическое кресло 1923 г. на «родных» клинчерных шинах (клинчер от слова clinch – англ. зацеп, захват – вид велосипедной камерной шины, имеющий зацеп из стального или кевларового троса внизу борта специального «клинчерного» обода), а также кресло-каталка из музея В.И. Ленина в Горках. В экспозиции демонстрировалось различное медицинское оборудование из «Музея истории медицины МГСМУ им. А.И. Евдокимова». Два вида весов прибыли на выставку из собрания Политехнического музея. Одни из них – платформенные весы системы «Фербекс» со стойкой с отвесом, коромысло с двойной шкалой (в пудах и фунтах) с выдвижным измерителем роста. Весы такой системы, но без измерителя роста хорошо известны пациентам советских поликлиник. Вторые весы – грудничковые – это подарок И.В. Сталину от трудового коллектива к 70-летию. За последующие годы их конструкция не изменилась – через такие весы прошли все, кто родом из СССР и даже позже.


Труд директора по музейной и выставочной деятельности АНО «МВТЦ ФСО России» Ильи Сорокина заключался не только в подборе экспонатов, но и в создании многочисленных информационных стендов, каждый из которых требует вдумчивого прочтения. В этом ему помогали С.П. Глянцев – директор музея сердечно-сосудистой хирургии НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева, а также С.В. Воробей – военврач, историк медицины.
