Потенциал, который вы можете реализовать (часть 2)
Как выбрать фронтальный погрузчик с минимальной стоимостью владения
Часть 1 Часть 2
Оборудование, облегчающее работу оператора
Высококвалифицированные операторы дорожно-строительной техники предпочитают работу в комфортных условиях. Кабины современных фронтальных погрузчиков комплектуются сиденьями на пневмоподвеске, которая эффективнее гасит толчки и вибрацию при езде. Сиденья этого типа намного проще отрегулировать по высоте и в продольном направлении. Оператор гораздо меньше утомляется, когда управляет погрузчиком не несколькими рычагами каждой рукой, а двумя джойстиками, особенно при выполнении циклически повторяющихся операций. Значительно снижает напряжение оператора во время работы и повышает безопасность хороший круговой обзор зоны вокруг машины. Его обеспечивают дополнительные осветительные приборы и камеры заднего и бокового вида, изображения с которых транслируется на экран монитора в кабине.
Электронное управление ковшом. Эти функции позволяют оператору заранее задавать положение ковша, например, автоматическая функция «возврат к копанию» дает возможность оператору сосредоточиться на управлении маневрами машины в процессе приближения к штабелю с материалом и внедрения в него ковша, не отвлекаясь на установку положения самого ковша. В составе электронной системы управления этой функцией могут быть электромагнитные датчики, реагирующие на сближение, выключатели и блокирующие клапаны.
Эта автоматическая функция повышает безопасность работы и при этом поддерживает на высоком уровне величины усилий гидравлических и механических органов движения машины. При перемещении рычага ручного управления или джойстика в определенное положение ковш автоматически позиционируется одним движением гидропривода. Оператору не нужно отслеживать или выставлять угол наклона ковша. Он может сосредоточиться на управлении движением машины, внедрением ковша в штабель, движением погрузчика к грузовику/ бункеру или транспортировкой груза на заданное расстояние. Ковш «самостоятельно» займет точно такое положение, которое было задано оператором. Использование подобных функций автоматизации машин – верный способ повысить экономическую эффективность работы оборудования и всего строительного объекта, а также уменьшить эксплуатационные затраты в долгосрочной перспективе.
Режимы работы. В современных фронтальных погрузчиках большинства марок благодаря электронным системам управления можно выбирать и устанавливать разные мощностные и скоростные режимы работы. Интеллектуальное управление помогает согласовать мощность машины с рабочей нагрузкой и прочими условиями работы и за счет этого повысить топливную экономичность.
Поэтому очень важно, чтобы операторы знали, как использовать эти режимы и в чем их преимущества, а также были заинтересованы в использовании правильных режимов работы, а не выполняли все задачи на режиме максимальной мощности.
Электронное управление повышает экономичность. Без использования современных электронных технологий невозможно обеспечить высокую точность согласования работы двигателя, трансмиссии и других систем погрузчика, а также дозирования топлива.
Электронное управление может повысить к.п.д. и производительность гидросистемы за счет точной регулировки производительности гидронасосов и мгновенной корректировки непосредственно в процессе работы машины. Благодаря этому повышается экономичность работы гидросистемы и на 3–4% увеличивается общая экономичность работы фронтального погрузчика.
Еще один источник уменьшения производственных расходов – экономия топлива за счет регулирования оборотов вентилятора системы охлаждения при помощи гидромуфты. Когда охлаждение не нужно и при интенсивном разгоне погрузчика вентилятор вообще отключается в целях экономии мощности. Вентилятор среднего размера может на максимальных оборотах потреблять мощность до 30 л.с. Таким образом, используя эту мощность для привода вентилятора только когда он действительно нужен, можно получить немалую экономию – 1–3% от общего потребления топлива.
Телематика. Одним из лучших способов снизить общую стоимость владения фронтальным погрузчиком, а также повысить производительность и упростить техническое обслуживание является использование телематических систем. Большинство производителей фронтальных погрузчиков сегодня предлагают телематические системы для них, эти системы предоставляют информацию, которую раньше невозможно было получать оперативно.
У всех машин трансмиссия гидромеханическая с механической коробкой передач планетарного типа либо с 4–7 ступенями, что обеспечивает машинам постоянное высокое тяговое усилие. Полный привод 4х4, может устанавливаться усиленная передняя ось. Управление интеллектуальное, электронные блоки управления взаимодействуют посредством шины CAN, имеется функция бортовой диагностики, бортовая система взвешивания и камера заднего вида.
В кабине установлен монитор с 5- или 7-дюймовым экраном, на котором визуализируются все основные параметры работы машины. Электрические органы сервоуправления обеспечивают точное позиционирование рабочего оборудования и не требуют от оператора приложения усилий.
Для многих моделей в качестве опции предлагается удлиненная стрела. Для удобства технического обслуживания точки смазки собраны в группу в одном месте.
Возможна организация общего интеллектуального управления группой машин на строительном объекте через приложение SANY EVI.
Цветной монитор с сенсорным управлением предоставляет в реальном времени оператору и владельцам оборудования беспрецедентный объем данных о том, как машина эксплуатируется на объекте, и аналитические данные, которые помогут уменьшить затраты на владение техникой. Поэтому постарайтесь найти время на изучение предоставленных телематической системой данных и особенно на анализ таких показателей, как расход топлива и время простоя и работы машины на холостом ходу. По этим данным можно рассчитывать средние показатели для различных работ или строительных объектов.
Данные могут загружаться в портативные гаджеты (планшеты, смартфоны) и передаваться с помощью телематического оборудования в центральный офис или в другие машины.
Если вы будете точнее знать, сколько времени простаивают ваши машины и сколько времени выполняют полезную работу, недогружены они или перегружены работой, вы сможете уменьшить эксплуатационные расходы.
Благодаря мониторингу данных с помощью телематики руководители компании могут видеть, что у некоторых операторов машина работает на холостом ходу до 45–65% рабочего времени, и указать им на нерациональное использование топлива и моторесурса машины. Также они могут, например, увеличить количество самосвалов на строительном объекте или еще как-то изменить рабочий процесс, чтобы сократить простои фронтального погрузчика.
Удаленный мониторинг техники с помощью телематических систем, мониторинг выполнения технического обслуживания и оперативная диагностика технического состояния помогает обеспечить максимальное времени безотказной работы. Некоторые телематические системы отправляют недиагностированные коды неисправностей, более прогрессивные оповещают о случае с указанием вероятной причины, рекомендуемого решения и последствий непринятия мер. Телематика также пригодится тем владельцам, которые хотели бы вести регулярные записи и отчеты о работе и обслуживании машины.
Еще одной доступной функцией являются онлайн-программы повышения производительности, позволяющие удаленно отслеживать перемещение материалов по строительной площадке.
Некоторые производители фронтальных погрузчиков в качестве опции предлагают подготовку машины к установке телематического оборудования. Наличие такой подготовки повышает цену погрузчика на вторичном рынке.
Функция автоматического выключения двигателя. Эта функция, выключающая двигатель после нескольких минут работы на холостом ходу, позволяет существенно экономить топливо.
Однако стоит учитывать, что не всегда работа двигателя на холостом ходу является нерациональной: оператору необходимо, чтобы летом в кабине работал кондиционер, а зимой отопитель, поэтому он не будет выключать двигатель, даже если погрузчик стоит без работы.
Недавно LiuGong стала комплектовать свои погрузчики ковшами новой серии Н, которые способны загружать тяжелые материалы проще и быстрее, экономя рабочее время, снижая потребление топлива и вероятность повреждений. В ходе испытаний этих ковшей производительность увеличилась на 14%, а расход топлива снизился на 15%. Кроме того, вероятность повреждения ковша и зубьев может быть существенно уменьшена за счет применения усиленного износостойкого ножа.
Интеллектуальная система управления мощностью (IPC) погрузчиков осуществляет мониторинг рабочих характеристик и поддерживает множество полезных функций: автоматического переключения двигателя в режим малых оборотов холостого хода при отсутствии нагрузки в течение трех секунд, автоматического позиционирования ковша, демпфирования раскачивания ковша и машины на ходу.
Машины могут оснащаться реверсивным вентилятором системы охлаждения, централизованной автоматической системой смазки, в кабине устанавливается сиденье на пневмоподвеске.
Бортовая система взвешивания. Немаловажное значение для увеличения производительности и экономичности работы фронтальных погрузчиков имеет использование бортовой системы взвешивания (БСВ). Система позволяет прямо в динамике, не останавливая для этого машину, контролировать, сколько материала загружено в одно транспортное средство и сколько загружено за весь день. С БСВ оператор всегда точно знает, сколько материала он уже загрузил в кузов самосвала и сколько еще нужно загрузить. Существуют БСВ, работающие с точностью до ±1%; они предлагают автоматические и ручные настройки для контроля загрузки каждого отдельного ковша и всех загруженных в самосвал. Результаты измерений отображаются на многофункциональном экране в кабине погрузчика. Существенно экономится рабочее время: не нужно взвешивать самосвал пустой и загруженный на автомобильных весах, особенно если расход материала жестко контролируется или необходимо загружать в самосвалы строго определенное количество груза. Самосвалы не будут совершать рейсы недогруженными, соответственно рейсов потребуется меньше.
Зная расход топлива, можно постоянно отслеживать, сколько топлива затрачивается на тонну перевезенного материала.
БСВ могут формировать отчеты о производительности машины за рабочий день, о том, сколько и какого материала было загружено на какого типа транспортные средства, каким потребителям отпущено, какими операторами и по каким адресам.
Специалисты подчеркивают, что во многих случаях преимущества использования БСВ значительно превосходят затраты на ее установку.
БСМ могут устанавливаться при изготовлении погрузчика на заводе либо при покупке машины у дилера. Также БСМ могут устанавливаться на погрузчик, уже находящийся в эксплуатации, воспользовавшись услугами сторонней организации.
В любом случае БСМ должна устанавливаться квалифицированными специалистами и регулярно проходить проверки на точность показаний и техобслуживание в специализированном сервисном центре, иначе неточная работа БСВ ухудшит экономическую эффективность работы машины.
Системы «плавного хода» в процессе езды амортизируют раскачивание погрузчика с наполненным ковшом в продольном направлении, тем самым повышая комфортность условий работы оператора и уменьшая нагрузки, действующие на стрелу и рычаги ковша, цапфы колес и оси шарниров, а также на раму погрузчика. В долговременной перспективе это увеличивает срок службы узлов погрузчика.
«Систему плавного хода» часто используют на погрузчиках больших типоразмеров. К сожалению, на погрузчиках меньших размеров из ложной экономии ее устанавливают гораздо реже. На погрузчиках любых типоразмеров «система плавного хода» позволяет избежать просыпания материала из ковша. По результатам некоторых испытаний при использовании системы «плавного хода» производительность машины на операциях погрузки/ перевозки увеличивается приблизительно на 15%. Обычно при правильном использовании инвестиция в систему «плавного хода» окупается за 6–12 месяцев.
Недавно концерн приступил к выпуску фронтального погрузчика на шарнирно-сочлененной раме Lovol FL936H массой 10 230 кг, грузоподъемностью 3 т с дизельным двигателем Weichai мощностью 92 кВт – новой модели, которая была разработана для замены машины предыдущего поколения. FL936H получил гидромеханическую передачу (планетарная коробка передач 2/ 1 передачи переднего/ заднего хода), ведущие мосты с обычными дифференциалами и планетарными редукторами колес, новую усиленную раму, обладающую повышенной стойкостью к экстремальным динамическим нагрузкам. Новая рама оснащена шарнирами сочленения с увеличенным ресурсом, который гарантируется применением новых композиционных материалов и оригинальными техническими решениями.
Устойчивость новой машины повышена за счет увеличения колесной базы на 130 мм. При этом маневренность даже улучшилась, поскольку максимальный угол складывания полурам увеличен до 38°. Благодаря усовершенствованию кинематики рабочего оборудования уменьшилось время погрузочного цикла и увеличилось вырывное усилие на кромке ковша. Погрузчик FL936H оснастили в базовой комплектации погрузочным ковшом вместимостью 2 м3. По сравнению с моделью предыдущего поколения его производительность увеличилась.
Новый погрузчик комплектуется стрелой длиной 2650 мм и по заказу может оснащаться сверхудлиненной стрелой (2843 мм). В базовую комплектацию нового погрузчика входит джойстик управления рабочим оборудованием.
Рекомендованные приемы работы
То, какие приемы используются при работе фронтального погрузчика, может оказать значительное влияние на экономический эффект от его работы.
Операторов можно обучить, какими способами снижаются эксплуатационные затраты: как сократить время простоя погрузчика, как эксплуатировать машину, чтобы она подвергалась наименьшему износу и нагрузкам на ходовую часть, а также как правильно использовать органы управления ковшом и автоматические функции, чтобы обеспечить оптимальную топливную экономичность.
Фронтальный погрузчик может выполнять тот же объем работы в режиме ECO (т.е. экономии топлива), что и при работе на максимальных оборотах в стандартном режиме или на режиме повышенной мощности (форсажа). А если объем работы одинаковый, нет оправданной причины работать на режимах нормальной и повышенной мощности и сжигать лишнее топливо.
Если вы укажете операторам, какие излишне резкие или небезопасные приемы не следует использовать при работе, это также уменьшит потенциальный риск повреждения машины и нанесения ущерба строительному объекту, что может привести к простою из-за ремонта и другим незапланированным расходам владельца.
Погрузчик должен подъезжать перпендикулярно фронту штабеля. Это гарантирует, что обе стороны ковша будут касаться поверхности материала в штабеле одновременно, это позволит получить максимальный коэффициент заполнения ковша. Кроме того, подъезжая под прямым углом, вы сводите к минимуму действие боковых нагрузок на стрелу и другие узлы вашего погрузчика, помогая снизить износ в долгосрочной перспективе.
Погрузчик должен двигаться медленно на первой передаче. Приближайтесь к забою на первой передаче с постоянной скоростью. При движении с малой скоростью на низкой передаче с высоким крутящим моментом ваш погрузчик будет развивать максимальную мощность для внедрения ковша в материал. Движение на первой передаче также предотвращает пробуксовку колес погрузчика, из-за которой изнашиваются дорогие шины и затрачивается лишнее топливо.
Свести к минимуму контакт ковша с грунтом. Не допускайте, чтобы режущая кромка ковша погрузчика касалась земли дальше чем за 15–40 см до фронта материала. Чем меньше ковш будет контактировать с землей, тем меньше будет износ ковша и загрязнение материала. Меньше будет и расход топлива за счет устранения ненужного трения ковша по земле.
Режущая кромка ковша должна постоянно располагаться параллельно земле. Чтобы наполнить ковш, в процессе внедрения в материал следует располагать режущую кромку параллельно земле, затем немного приподнять ее непосредственно перед запрокидыванием ковша. Такой подход позволяет избежать излишнего трения ковша о материал, продлить срок службы ковша и сэкономить топливо за счет уменьшения затрат на преодоление трения.
Не следует «собирать» материал в ковш. Вместо того, чтобы «собирать» материал движением ковша вверх по штабелю, используйте такую технику: 1) внедрение ковша в материал; 2) подъем; 3) запрокидывание. Это самая экономичная техника.
Поверхность площадки должна быть чистой. Поддерживайте поверхность площадки в чистоте, старайтесь, чтобы при работе колеса погрузчика не пробуксовывали, и избегайте резких маневров. Такая манера управления помогает погрузчику подъезжать к штабелю с максимально возможной скоростью и кинетической энергией. Гладкая, чистая поверхность также обеспечивает уменьшение просыпания материала при движении погрузчика задним ходом с полным ковшом.
Когда речь заходит о производительности фронтального погрузчика, помните следующее: выбор ковша имеет наибольшее значение, но приемы работы, которые применяет оператор, занимают второе место. Сделайте и то, и другое правильно, и вы получите максимальную отдачу от своей инвестиции в погрузчик.
Техническое обслуживание
Тщательное выполнение регулярного технического обслуживания, от ежедневного до сезонного и ежегодного, обеспечит достойное состояние вашего фронтального погрузчика и рентабельность вашего бизнеса в целом.
Ковши. Если вы используете ковш с чрезмерно изношенными дополнительными сменными деталями: режущими кромками, износостойкими накладками, зубьями и т.п., вашему фронтальному погрузчику придется развивать более высокие усилия, затрачивать больше топлива, его шины будут сильнее и чаще пробуксовывать. В итоге на выполнение работы придется тратить больше рабочего времени и соответственно заработной платы. Использование ковша с чрезмерно изношенными сменными частями может привести к повышенному износу других узлов машины и уменьшить экономическую эффективность всех работ на строительном объекте. Весь персонал, от оператора до главного инженера, всегда должен проверять состояние ковшей и их дополнительных сменных частей.
Рекомендуется ежедневно осматривать ковши погрузчиков, проверяя детали, имеющие определенный срок службы: состояние износостойких пластин и закрепленных болтами режущих кромок, а также пальцев ковша, чтобы убедиться, что они не имеют люфта во втулках. Проверяйте, нет ли зубьев с ослабевшим креплением, трещинами или вовсе потерявшихся, чтобы сразу же устранять неисправности или заменять поврежденные детали.
РВД и мосты. Проверяя рабочее оборудование, следует осматривать рукава высокого давления и гидроцилиндры наклона и подъема: нет ли признаков опасного износа или повреждения.
Следует ежедневно проверять визуально герметичность уплотнений картеров мостов. Как только вы обнаружите негерметичность или хотя бы «влажность» уплотнения, его следует немедленно заменить. Мост не может работать без смазки, кроме того, качество смазки также очень зависит от состояния масляных уплотнений.
При работе фронтального погрузчика в условиях повышенной влажности, например, на строительстве, в сельском хозяйстве и на бетонных заводах, на компонентах трансмиссии могут образовываться отложения грязи и каменной крошки, из-за которых можно не заметить признаков неисправности (подтекания, трещин), требующей ремонта. Регулярно удаляйте грязь, это позволит вовремя выявить подтекание в уплотнениях осей и других компонентов, поможет продлить их срок службы и предотвратить незапланированные простои техники.
К тому же очень полезно периодически чистить охладители масла в мостах.
Тормоза. Одной из наиболее важных задач регулярного технического обслуживания фронтального погрузчика является поддержание в исправном состоянии тормозов. На строительных площадках часто бывает тесно, поверхность может быть с уклонами. В таких условиях, кроме обычных маневров, совершаемых при погрузке транспортных средств, погрузчику приходится часто и резко тормозить. Также всегда должен быть исправен стояночный тормоз погрузчика.
Жидкости. Фильтры. Следите за состоянием и уровнем технических жидкостей и масел, а также состоянием фильтров погрузчиков. Жидкости являются ключом к исправности оборудования. Через рекомендуемые промежутки времени доливайте и меняйте технические жидкости в погрузчике.
Специалисты также рекомендуют не поддаваться искушению использовать фильтры, не рекомендованные производителем. Важно, чтобы качество фильтрации в течение рекомендуемых интервалов технического обслуживания было таким, как рассчитывал производитель машины.
Система охлаждения. Обслуживайте систему охлаждения фронтального погрузчика. На строительных площадках и щебеночных карьерах всегда бывает много пыли, которая может ухудшить работу системы охлаждения фронтального погрузчика. Многие производители оснащают погрузчики реверсивными вентиляторами с переменной скоростью вращения, которые помогают очистить сердцевину радиатора от мусора и пыли.
Оборудование, упрощающее выполнение ТО. Централизованные системы смазки значительно упрощают техобслуживание, а также повышают качество смазки трущихся узлов. Такие системы могут быть в штатной комплектации фронтального погрузчика или устанавливаются на месте эксплуатации техники.
В комплексе с собранными в одном удобном для доступа с поверхности земли месте точками обслуживания централизованные системы смазки упрощают выполнение ТО.
Также некоторые производители предлагают дополнительные фильтры предварительной очистки воздуха, уменьшающие объем ТО, необходимый для основного воздушного фильтра.
Штуцеры для отбора проб масел значительно упрощают забор масла для контроля его состояния. Такими штуцерами оснащаются фронтальные погрузчики ряда производителей.
Контракты на плановое техническое обслуживание могут значительно сэкономить владельцам оборудования время и средства. При заключении контракта на плановое техническое обслуживание всё, о чем владельцу приходится беспокоиться в течение первых, например, 3000 моточасов работы фронтального погрузчика, – это заправка и смазка машины, все остальные работы по профилактическому обслуживанию выполняет дилер.
Кроме экономии основных затрат можно также значительно сэкономить на сокращении времени простоя и на оплате рабочей силы. Не в каждой компании есть достаточно квалифицированный механик или слесари-ремонтники, хорошо разбирающиеся в обслуживании оборудования. Если в этом случае обслуживанием техники будет заниматься дилер или сервисный партнер производителя фронтальных погрузчиков, проблема эта будет снята, а ваш персонал может сосредоточиться на другой важной работе.
К тому же наличие в прошлом продленной гарантии и контрактов на плановое сервисное обслуживание может увеличить стоимость машины на вторичном рынке.