Ценное дополнение
Надстройки специального оборудования: полезные и разные
Само по себе автомобильное шасси имеет не так уж много применений. В основном это седельные тягачи. А вот надстройки специального оборудования, которых в настоящее время существует сотни и тысячи, определяют «профессию» грузовика и во многом определяют экономическую эффективность его эксплуатации.
Типы спецнадстроек. Самые массовые спецнадстройки – это бортовые платформы (часто с КМУ), самосвальные платформы, фургоны различных типов, бетоносмесители, топливозаправщики, коммунальная техника – мусоровозы, подметальные машины, КДМ и многое-многое другое.
В последние годы набирают популярность автомобили – специальные мультилифты, оборудованные крюковыми погрузчиками для работы со сменными кузовами различного назначения. Широко известную в России торговую марку крюковых погрузчиков KROMANN представляют эксклюзивный дистрибьютор компания ООО «Грузавтомаркет» и завод спецтехники ООО «Монтажный Центр КРОМАНН сервис» в г. Бор Нижегородской области. Группа компаний KROMANN предлагает своим заказчикам автомобили-мультилитфты на доступных в России автомобильных шасси по разумным ценам. Торговая марка KROMANN при европейском качестве находится в среднем ценовом сегменте рынка и вполне доступна заказчикам с ограниченным бюджетом. Широкая линейка крюковых погрузчиков KROMANN грузоподъемностью от 3 до 30 т различной кинематики и исполнения создана специально для отечественного рынка и перекрывает практически все потребности его заказчиков. Крюковые погрузчики KROMANN проектировались и адаптировались специально для эксплуатации в российских климатических условиях. Наряду с надежной механической конструкцией из высокопрочной конструкционной стали и понятным управлением крюковые погрузчики имеют все необходимые в работе блокировки и защиту при минимуме сложной электроники. Простота в обслуживании и ремонтопригодность обеспечивают срок службы оборудования до 10 лет. Высокое качество исполнения и сборки ставит крюковые погрузчики KROMANN на один уровень с такими мировыми брендами, как HYVA, HIAB, PALFINGER. В 2021 г. к трем европейским заводам, которые изготавливают оборудование по заказам KROMANN, добавился еще крупный завод в Китае, что позволило исключить риски срыва поставок из-за пандемии и введенных санкций.
Основными заказчиками мультилифтов KROMANN являются мусоровывозящие компании и региональные операторы. Но благодаря программе «Готовые решения KROMANN» для различных отраслей народного хозяйства на базе мультилитфтов сфера их применения значительно расширилась. Это произошло за счет проектирования и внедрения ассортимента сменных кузовов – надстроек разных типов и назначения, а также применения специальных прицепов бункеровозов. Сегодня «Готовые решения KROMANN» широко используются при сборе и транспортировке биологических отходов в мясоперерабатывающей промышленности и на птицефермах; урожая овощей и зерновых в сельском хозяйстве; сборе и перевозке строительных отходов, металлического лома, иловых отложений; при обслуживании и содержании дорог.
Наряду с бюджетными отечественными автомобильными шасси КАМАЗ, ГАЗ, МАЗ в проектах KROMANN используются шасси китайских автопроизводителей. Например, крюковые погрузчики малой грузоподъемности S6S.36.1-HC (6 т) монтируются на шасси JAC N90; крюковые погрузчики KROMANN L20S.57.6 (20 т) – на трехосное шасси JAC N350 или шасси Dayun CGC4250 (6х4) с двигателем на сжиженном природном газе. Тяжелые крюковые погрузчики XL26S.62.6 устанавливаются на 4-осные шасси HONGYAN CQ3406HV39D (8х4) полной массой 40 т. Такие мультилифты сегодня набирают популярность в связи с практическим отсутствием возможности использования европейских шасси «большой семёрки».
Определенные машины по своему предназначению не могут быть массовыми. Например, это аэродромные плужно-щеточные машины. Они производятся в основном по индивидуальному заказу и реализуются поштучно.
Некоторые виды оборудования, в частности агрегаты коммунальной техники, необходимо менять вместе со сменой сезона. Это так называемые модульные сменные надстройки. Скажем, летом на шасси будет установлена вакуумно-подметальная машина, а зимой – пескосолеразбрасыватель или распределитель жидких антигололедных реагентов.
Каждый должен заниматься своим делом
Для производителей автомобилей надстройка – непрофильная продукция. Да, автомобильные заводы выпускают комплектные автомобили с теми или иными кузовами наиболее востребованных у потребителей типов (например, с бортовыми платформами, фургонами). Однако надстроек требуется и существует великое множество, и автозавод, конечно, не может иметь достаточно ресурсов для выпуска всей номенклатуры спецоборудования. Спрос на спецоборудование меняется, его необходимо совершенствовать, приспосабливать под изменяющиеся рыночные условия, внедрять инновации. К тому же для разработки надстроек на шасси нужны глубокие маркетинговые исследования запросов потребителей, которые также требуют дополнительных затрат ресурсов.
ISUZU работает со многими ведущими изготовителями кузовных надстроек и имеет в своем ассортименте разнообразные полнокомплектные специальные автомобили: бортовые автомобили (в том числе с КМУ), самосвалы, эвакуаторы, автомобили с бурильно-крановыми установками, подметально-уборочные машины, автогидроподъемники, автоцистерны, мусоровозы, фургоны (промтоварный, изотермический, рефрижератор) и т.д.
Для водителя в кабине созданы комфортные условия. Почти вертикальные лобовое и боковые стекла формируют увеличенное внутреннее пространство и гарантируют превосходный обзор. Удобное сиденье обеспечивает комфортную посадку. Широкие дверные проемы и увеличенные ступеньки предоставляют легкий и комфортный доступ водителя в кабину, что особенно важно для развозных автомобилей.
ISUZU имеет обширную дилерскую сеть по всей России, обеспечивающую обслуживание техники.
Специализированные компании. Каждая новая надстройка на шасси – это новая модель транспортного средства (о чем мы еще поговорим ниже), на подготовку технической документации и сертификации которой нужны силы и средства, и т.д.
С другой стороны, маркетинговые исследования показывают, что современные подрядные компании предпочитают приобретать готовую спецтехнику, которую можно сразу же использовать в работе, а не заниматься закупками спецнадстроек и шасси, заказывая где-то их монтаж.
Полный цикл производства обеспечивают заготовительный цех, занимающийся раскроем металла и изготовлением деталей и узлов цистерн, сварочный цех, окрасочно-сушильный комплекс, участок подготовки и доработки шасси под монтаж цистерн и прочего оборудования, а также сборочный цех, выполняющий итоговую сборку, и участок комплектования готовой продукции. Изготавливаются автотопливозаправщики со стальными цистернами «чемоданного» профиля емкостью от 5200 до 17 000 л. Шасси главным образом отечественные: ГАЗ, КАМАЗ и «примкнувший к ним» МАЗ.
Холдинг «ТЕХИНКОМ» имеет два крупных техцентра по гарантийному и послегарантийному обслуживанию грузовых автомобилей и спецтехники: в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме диагностики и всех видов ремонта в техцентрах выполняется установка дополнительного оборудования на грузовые и специальные автомобили: тахографов, предпусковых подогревателей, автономных отопителей и автокондиционеров.
Короче говоря, практика показывает, что заниматься надстройками должны специализированные компании. Состав подобных компаний-«надстройщиков», количество которых на российском рынке исчисляется сотнями, далеко не однороден. Мелкие «кузовные» предприятия, простые «установщики» в основном лишь монтируют готовое оборудование на шасси по индивидуальным заказам. Приспособленность техники под нужды и запросы заказчика у них высокая, но качество исполнения слабое, приближающееся к кустарному вследствие плохой технологической базы.
Есть и компании совершенно иного рода. Это производители сложнейшей техники, обладающие современным производством с применением высококачественного технологического оборудования и материалов, с конструкторско-исследовательскими кадрами и испытательными мощностями. Они выпускают достаточно дорогую продукцию премиум-класса. По статистике, таких компаний на отечественном рынке около 25%. И это еще один аргумент в пользу специализации и существования отдельных «кузовостроительных» компаний, обладающих соответствующими глубокими компетенциями.
В марте 2021 г. подписано соглашение завода «Промышленные технологии» с холдингом «Швабе», производителем медицинского оборудования, о создании совместного предприятия «Швабе-СпецАвто» и разработке автомобилей медицинского назначения. В результате появился новый модельный ряд Prima автомобилей скорой помощи на шасси «ГАЗель», «Соболь» и Lada Largus.
Например, LADA Niva Legend Prima – автомобиль скорой помощи на полноприводном шасси для сельской местности с удобным медицинским модулем. Второй «медик» – «ГАЗель NEXT Prima». Фургон отапливается, эта функция просто незаменима для зимних поездок. Имеется удобная система помощи погрузки больного.
Все медицинские автомобили линейки Prima оснащаются регулируемой пневматической задней подвеской. Электропроводка разработана и изготавливается на заводе «Промышленные технологии». Завод продолжает расширять линейку медицинских автомобилей со спецоборудованием «Швабе».
Например, несколько лет назад одна из самых серьезных отечественных «кузовостроительных» компаний осуществила уникальный заказ: создала автомобиль для перевозки живой рыбы: на платформе грузовика установили четыре изотермические камеры из ударопрочного стеклопластика общим объемом около 9000 л, оснащенные кислородными магистралями для аэрации воды. Данный спецавтомобиль может перевозить одновременно до четырех разных типов рыб на расстояние более 1000 км.
Работает установка на дизельном топливе либо на газе. Расход дизтоплива составляет 7,0–14,8 кг/ч, газа: 8,0–16,1 м3/ч. Температура горения 800–1200 °С. Разовая загрузка камеры составляет 275–550 кг, после сгорания отходов в инсинераторе остается стерильный пепел массой 2–5% от загрузки. Все оставшиеся вредные вещества обезвреживаются в камере дожигания при температуре 850–1000 °С, и в атмосферу выходят безвредный углекислый газ и водяной пар.
Инсинератор оснащен автоматической системой управления, которая обеспечивает розжиг горелок, регулировку температуры и времени процесса утилизации, отключение подачи топлива при достижении заданной температуры.
Несмотря на то, что рыночная доля отечественных компаний-надстройщиков доходила до 85%, до недавнего времени на российский рынок также поставляли спецнадстройки многие иностранные компании-производители. Будем надеяться, что и в нынешних условиях хотя бы часть из них останется, а место других займут отечественные «бодибилдеры» или новые «гости» из-за границы.
Партнерство с автомобилестроителями. Заметим, что, как правило, у каждой автомобилестроительной компании есть постоянные партнеры-кузовостроители. Оснащением шасси надстройками занимаются и дилеры автопроизводителей.
Но прежде чем вступить в партнерские отношения с «кузовостроителем», автопроизводители проводят подробный аудит его предприятия, потому что имидж некачественного конечного изделия обязательно отразится и на имидже шасси. Таким образом, приобретая оборудование у предприятия-партнера, потребитель может рассчитывать на уровень качества всей машины, сравнимый с качеством шасси.
КЭМЗ имеет дилерскую сеть и 20 сервисных техцентров по всей России. Машины получают расширенную гарантию на ремонт и обслуживание техники (до 18 месяцев).
К каждой модели автогидроподъемника предлагается дополнительное оборудование: алюминиевая рабочая платформа, поворотная рабочая платформа с углом поворота до ±90°, датчики безопасности, сигнализирующие приближение к ЛЭП, выносной радиопульт и т.д.
Недавно в производственной линейке КЭМЗ появились новинки. Автогидроподъемник Т-24 с высотой подъема 24 м, вылетом стрелы 15,6 м и рабочей платформой грузоподъемностью 300 кг, которая может поворачиваться в диапазоне ±90°, а также модель ТА-18 с высотой подъема 18 м, вылетом стрелы 12,5 м и такой же рабочей платформой грузоподъемностью 300 кг с поворотом ±90°.
Благодаря тесному сотрудничеству производитель шасси детально прорабатывает их конструкцию под установку определенных настроек. Надстройщикам такое партнерство, конечно, очень удобно: они могут устанавливать спецоборудование на шасси практически без доработок. По многим причинам автомобилестроители предпочитают работать с подобными традиционными партнерами-надстройщиками и неохотно идут на контакт с малознакомыми компаниями, желающими устанавливать спецоборудование на их шасси. Поэтому независимым мультибрендовым «кузовным» компаниям, доля которых на отечественном рынке, по статистике, составляет порядка 70%, не всегда легко работать с некоторыми автомобилестроителями.
Часть производителей надстроек также, стремясь расширить свое предложение, выполняет монтаж своего спецоборудования на шасси и реализует готовую спецтехнику конечному потребителю. «Плюс» такого совмещения в одном лице и производителя надстройки, и установщика на шасси в том, что при необходимости можно внести какие-то изменения в конструкцию проще и быстрее.
Так, ВКР разработала лесовозную надстройку V-Forest собственной конструкции для перевозки сортимента. При создании использованы передовые материалы, которые обеспечивают долговечность, легкость и надежность надстройки. Одно из главных достоинств модели – доступная цена. Надстройка устанавливается на шасси любых марок и предназначена для перевозки сортиментов по дорогам различных типов. Надрамник, который может быть изготовлен из конструкционной стали повышенной прочности STRENX 650 или из алюминия. Легкий алюминиевый (или стальной) щит защищает кабину.
Также компания проводит полный комплекс работ по установке гидроманипуляторов (в том числе: Epsilon и PALFINGER) на импортные и отечественные шасси. Полученные компанией одобрения типов сохраняют гарантию производителя на шасси.
Согласование и оформление документации
В соответствии с российским законодательством (ГОСТ Р 52852–2007 «Автомобили грузовые. Обмен данными между изготовителями шасси и кузовов (платформ). Общие данные, показатели масс, административная информация. Условные обозначения») изготовитель готового транспортного средства (шасси плюс специальное оборудование) считается его производителем и присваивает изделию оригинальный идентификационный номер транспортного средства (VIN-номер), а также собственный бренд и обозначение модели.
Однако прежде чем получить право на создание нового транспортного средства с надстройкой, такой производитель согласовывает техническую документацию с изготовителем шасси, ведь при монтаже спецоборудования порой приходится вносить в конструкцию базового шасси множество изменений. Изготовитель шасси должен проверить, не ухудшат ли эти изменения в конструкции характеристики безопасности и работоспособности автомобиля. После проверки изготовитель шасси выдает предприятию-производителю спецтехники протокол разрешения применения базового шасси и ряд других согласующих документов (которые регламентируют возможные типы надстроек, их габариты, способы крепления надстроек к раме шасси или надрамника к раме, возможные изменения в конструкции рамы и прочих компонентов, подключение электрооборудования и т.д.), на основании которых «надстройщик» получает «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС). Следует заметить, что на самом деле «одобряется» не «тип», а конкретная модель транспортного средства, состоящего из шасси и специального оборудования.
Производители шасси работают с «кузовщиками»
Автопроизводители объективно заинтересованы в использовании своих шасси под надстройку спецоборудования. Поэтому наиболее дальновидные из производителей шасси создают интернет-сайты в помощь «бодибилдерам», размещают в интернет-ресурсах правила переоборудования и техническую документацию, которая помогает установщикам спецоборудования в составлении документации на согласование, устраивают обучающие онлайн-курсы для работников, занимающихся установкой оборудования на шасси, выпускают комплекты деталей для монтажа спецоборудования и инструкции к ним и т.д. У наиболее продвинутых автомобилестроителей созданы модульные конструкции шасси, которые позволяют «кузовщикам» подобрать варианты под установку спецоборудования, не требующие переделки шасси. Экономятся средства, рабочее время, конструкция получается надежнее.
Выбор шасси
Какие шасси предпочтительны. Опрошенные нами представители «кузовостроительных» компаний утверждают, что им удобнее работать с отечественными изготовителями шасси, так как они более оперативно реагируют на различные изменения конструкции и работают даже по индивидуальным заказам. Удобнее работать с производителями, которые предлагают более широкую гамму шасси с опциями, пригодных для монтажа различной спецтехники. Конечно, «кузовостроителей», как и всех остальных отечественных потребителей, волнует вопрос цены шасси и соотношения цена-качество. Немалое значение для современных «кузовостроителей» и их клиентов – конечных потребителей спецтехники имеют ее надежность, удобство обслуживания, а также комфортные условия для оператора в кабине.
В частности, выпускается линейка из 18 моделей автобетононасосов HB, развивающих производительность от 100 до 180 м3/ч при максимальной высоте подачи 29,6–66,1 м на автомобильных шасси китайских производителей.
Серия автобетоносмесителей (также на шасси Sinotruc) состоит из 12 моделей с емкостью барабана от 6 до 12 м3.
В ассортименте XCMG есть ряд автогидроподъемников GKS со стрелами телескопического и коленчатого типов. Машины оснащены интеллектуальной системой управления с CAN-шиной, которая может реализовать различные режимы работы и контроль безопасности по нагрузке и зонам перемещения рабочей платформы. Автогидроподъемники обеспечивают рабочую высоту подъема от 9,8 до 17,8 м, грузоподъемность рабочих платформ составляет 150–200 кг.
Можно упомянуть еще о серии мусоровозов из 18 моделей с емкостью кузова от 6 до 30 м3 и грузоподъемностью от 2555 до 13 800 кг. Часть машин оснащается механизмами крюковых погрузчиков и рассчитана на перевозку сменных кузовов.
Поэтому на отечественном рынке имеют свои доли многие производители автомобильных шасси – у каждого бренда свой ряд достоинств из перечисленных выше. Европейских шасси (и по причине высоких цен, и по другим причинам) на нашем рынке, очевидно, будет все меньше и меньше, их место будет занимать азиатская и отечественная продукция, хотя высокое качество и надежность «европейцев» по-прежнему привлекают к ним определенную часть потребительской аудитории. Компании с Ближнего Востока и из Юго-восточной Азии пока не успели обзавестись большими сетями станций обслуживания. И это обстоятельство – шанс для отечественных машиностроителей, у которых с СТО положение лучше.
Не нужно забывать и о протекционистских мерах нашего правительства: госбюджетные организации при всем желании не могут закупать не локализованную в нашей стране продукцию. И это справедливо: точно такие же меры приняты в Китае, Индии, Бразилии и т.д.
Шасси прицепов. Есть целая категория спецтехники, установленной на шасси не автомобилей, а прицепов. Причины тут могут быть разные. Если агрегат планируется использовать долгое время на одном месте, нерационально размещать его на шасси автомобиля, «замораживая» тем самым транспортное средство, которое могло бы вместо длительной стоянки выполнять полезную работу и приносить дополнительную прибыль своему владельцу.
Гамма производимой техники включает в себя бортовые платформы, различные фургоны (промтоварные, рефрижераторы, эвтектоидные, модульные, спецназначения и т.д.), а также прицепную технику. Грузовые шасси, предлагаемые компанией «Мосдизайнмаш», предоставляют потребителю возможность использовать их для любых целей.
Из специализированных полуприцепов можно отметить тушевозы для перевозки охлажденных мясных туш. Крюки и направляющие выполнены из некорродирующих материалов. Имеется система защиты от раскачивания подвешиваемой продукции, а фиксация самих крюков позволяет исключить их продольное перемещение. Полуприцеп полностью герметичен как внутри, так и снаружи. Полноразмерное модульное шасси полуприцепа собственного производства «Мосдизайнмаш» состоит из трех секций с диагональным усилением. Рама изготавливается из высококачественной конструкционной стали.
Кроме того, бывают ситуации, когда разместить спецоборудование, необходимое клиенту, на шасси автомобиля технически невозможно. Шасси прицепа в таких случаях предоставляет бòльшие возможности для внесения изменений в конструкцию.
На полуприцепах и прицепах с шасси оригинального исполнения по спецзаказу чаще устанавливают единичное нестандартное оборудование либо небольшие партии такой техники. Такие решения используют предприятия, производящие сложное технологическое оборудование, которое устанавливается на мобильное транспортное средство (прицеп) в разовом порядке. Понятно, что заниматься разработкой конструкторской документации и сертификацией продукции, привлекать специалистов им совершенно невыгодно.
Итак, окинув быстрым взглядом российский рынок надстроек специального оборудования и их производителей, можно заключить: потребителю в нашей стране есть из чего выбрать и есть на чем работать, а это значит, что жизнь и развитие продолжается.