![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/000.jpg)
Мост между прошлым и будущим
По материалам V международной конференции «Газомоторное топливо»
Уже более ста лет человечеству служат надежным источником энергии для автотранспорта виды жидкого нефтяного топлива – дизель и бензин. Но вредные вещества, выделяющиеся при переработке нефти и сгорании нефтяного топлива, а также проливы нефти наносят большой ущерб экологии. Водород и электричество сегодня считаются одними из самых перспективных источников получения «чистой» энергии для автотранспорта с «нулевыми» вредными выбросами.
Итак, нефтяное топливо пока еще широко используется в транспортных средствах, но постепенно уходит в прошлое. Водород и электричество – пока еще завтрашний день, светлое будущее. А мост между этим прошлым и будущим – газомоторное топливо, метан и пропан-бутан. При сгорании этих газов образуется гораздо меньше вредных выбросов по сравнению с жидким нефтяным топливом. При авариях газопроводов газ наносит минимальный ущерб природе, испаряясь. Запасы газа на планете таковы, что человечество сможет использовать газ еще многие десятилетия, а возможно, и столетия. Рынок газомоторного топлива (ГМТ) – один из самых быстрорастущих и перспективных в контексте общемировой энергетической трансформации.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/In-Gazovoz-0.jpg)
Развитие рынков ГМТ в мире
О рынке ГМТ в мире и формах поддержки его развития, используемых в разных странах, рассказала Ольга Белоглазова, руководитель энергетического центра аудиторско-консалтинговой компании «EY Россия», дочерней компании британской EY.
Всё больше и больше стран принимают решения о «Достижении углеродной нейтральности в 2050 году». Считается, что транспорт является одним из крупнейших источников выбросов углекислого газа в атмосферу. Поэтому прилагаются усилия для «декарбонизации» транспорта. По свежим (2021 г.) прогнозам Международного энергетического агентства, в приросте потребления энергетического топлива к 2030 г. в транспортном сегменте 8% будет приходиться на газ. В общей структуре потребления топлива в транспортном сегменте к 2030 г. доля газа будет составлять от 4 до 5,5% даже при реализации целей, поставленных в планах «достижения углеродной нейтральности».
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0102.jpg)
Рассмотрим отдельные виды ГМТ. СУГ (сжиженные углеводородные газы или сжиженный нефтяной газ, пропан-бутан) используется во всё возрастающих количествах по всему миру уже целые десятилетия. Бòльшая доля автомобилей, работающих на СУГ, приходится на Турцию, Россию, Южную Корею и ряд европейских стран. Уже развилась довольно обширная инфраструктура заправок СУГ, а толчок развитию, как и всему альтернативному топливу, дали меры государственной поддержки.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0103.jpg)
Практически во всех странах потребители СУГ освобождались от налога на топливо (акциза). В качестве других инструментов (поддержки, стимулов) перехода от использования бензина и дизтоплива к использованию СУГ применялись: в Италии правительством субсидировалось переоборудование автомобилей и покупка таких автомобилей, в Южной Корее правительство субсидировало переоборудование на СУГ старых дизельных грузовиков, в Великобритании субсидировались лондонские такси. Во многих государствах субсидируется и создание инфраструктуры – строительство стационарных автомобильных газозаправочных станций (АГЗС), снабжающих автотранспорт СУГ пропан-бутан. Например, в США есть программа по стимуляции использования альтернативного топлива, которая субсидирует около 30% капвложений в подобную инфраструктуру. В Японии 10 лет назад такое субсидирование составляло около 50%.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/In-Gazovoz-1.jpg)
Парк автомобилей на компримированном (сжатом) природном газе (КПГ, метан) сопоставим по размерам с парком автомобилей на СУГ. Однако структура использования КПГ отличается от структуры СУГ. В настоящее время более 80% автомобилей на КПГ сосредоточено в нескольких странах: прежде всего это Китай, на втором месте Иран, на третьем – Индия, затем Пакистан, Аргентина, Бразилия. Европа представлена на рынке КПГ гораздо скромнее. Более всего развивается использование КПГ в Италии, что связано с наличием в стране разветвленной сети газопроводов, к которым можно подключать АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, где газ, поступающий из магистральных трубопроводов, сжимается до давления 200–250 бар для использования в двигателях внутреннего сгорания).
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0104.jpg)
За последние 20 лет структура рынка КПГ существенно изменилась: раньше лидировала Латинская Америка, а теперь 70% транспортных средств на КПГ приходится на Азию, прежде всего на Китай. Доля транспортных средств, работающих на КПГ, различается в разных странах: в Узбекистане 99% транспортных средств ездит на КПГ, там развита сеть АГНКС, в Иране автомобили на КПГ составляют 30% парка, а в Индии всего 1,5%.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/In-Zapravka.jpg)
Развитию КПГ во всех странах способствовала государственная поддержка, например, в Китае к 2000 г. парк транспортных средств на КПГ составлял около 1 млн ед. и к настоящему времени увеличился более чем в 6 раз. Государственное регулирование значительно способствовало этому росту. В пятилетние планы развития включались показатели по снижению выбросов, субсидировалось переоборудование автомобилей, и предоставлялся бесплатный проезд по платным дорогам. В Иране интерес к КПГ возник в 2000-х годах под влиянием санкций. В Индии использование КПГ было инициировано специальной программой в Дели в сегменте такси, предъявлялись повышенные требования к состоянию и техобслуживанию старых такси на бензине и дизтопливе, чтобы вытеснить их из эксплуатации. Стимулировался перевод всех этих транспортных средств КПГ. В РФ и странах БРИКС также успешно стимулируют использование ГМТ на транспорте.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/In-Gazovoz-2.jpg)
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0105.jpg)
Развитие использования КПГ в транспортных средствах тоже протекает по-разному. В Китае, Индии, Италии развитие продолжается, в Иране и Бразилии – под вопросом, а в Аргентине и Пакистане использование КПГ сокращается несмотря на принятие таких же стимулирующих мер, как и в других странах. В последнем случае решающую роль сыграло сокращение собственных запасов газа в Аргентине и Пакистане, появилась зависимость от импортного сырья, и многие программы поддержки транспорта на КПГ были приостановлены.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0106.jpg)
Почему развитие транспорта на КПГ идет в основном в развивающихся странах? Очевидно, использование более дешевого КПГ вместо бензина и дизтоплива позволяет частникам экономить средства для развития экономики. В развитых странах больше внимания уделяется развитию электромобилей, водорода и т.п.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/Rus-gruzoviki-na-gazomotorn.jpg)
Российский рынок ГМТ
О тенденциях современного российского рынка ГМТ и перспективах его развития рассказал Иван Тимонин, эксперт VYGON Consulting, российской компании, оказывающей консультационные услуги по вопросам развития топливно-энергетического комплекса России.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0203.jpg)
Автопарк в России составляет более 55 млн ед. На сегодняшний день доля автомобилей на ГМТ относительно невысока. На автомобили на пропан-бутане (СУГ) приходится от 2,2%, по достаточно консервативной оценке Росстата, до более 5%, по весьма оптимистичной оценке Всемирной ассоциации СУГ. КПГ на сегодняшний день существенно менее популярен. Доля таких транспортных средств в структуре парка занимает лишь 0,4%. А транспортные средства на СПГ (сжиженный природный газ, метан) на сегодняшний день и вовсе остаются экзотикой, их доля исчисляется сотыми долями процента.
Однако в то же время, когда речь идет о росте российского рынка ГМТ, то, как правило, говорят о метановом сегменте (КПГ и СПГ), и динамика численности парка это также отражает. В частности, темпы роста транспортных средств на КПГ в последние годы составляют более 7% в год, и подобные темпы можно назвать опережающими, особенно на фоне стагнации автомобильного рынка в целом. Но тем не менее, поскольку общая доля автомобилей на ГМТ пока еще низка, потенциал для дальнейшего роста остается довольно высоким.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/Rus-2.jpg)
Разумеется, стоит отметить, что в процентном отношении, как в случае пропан-бутана (СУГ), так и в случае метана (КПГ, СПГ) газомоторное топливо более популярно на коммерческом транспорте (грузовых автомобилях и автобусах), где экономия расходов на топливо играет критически важную роль.
Объемы потребления ГМТ. Сразу подчеркнем, что ситуации на рынках пропан-бутана (СУГ) и метана (КПГ, СПГ) существенно различаются. Начнем с СУГ. По данным Всемирной ассоциации СУГ, в 2018 г. в России в качестве топлива было использовано порядка 3,2 млн т этого продукта. В настоящее время, после роста в 2019 г., а также небольшого снижения на фоне пандемии, рынок оценивается примерно в районе 3,3 млн т. В целом же динамика роста рынка в последние годы была достаточно сдержанной, немногим более 3% среднегодового роста. Период бума, который наблюдался с конца 2000-х годов, уже завершается, что обусловлено и насыщением рынка, и ощутимым ростом цен на данный продукт.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0204.jpg)
По КПГ картина противоположная. Рост отсчитывается с довольно низкой базы, в результате с 2018 по 2021 гг. среднегодовой темп роста российского рынка метана в качестве моторного топлива составил более 24%. Рост отмечался, в том числе и в 2020 г., на фоне пандемии и повсеместного сокращения спроса на моторное топливо.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0205.jpg)
Если сопоставить достигнутые результаты с целями, которые были обозначены в Государственной программе развития энергетики, то можно видеть, что с 2018 по 2020 гг. поставленные цели, весьма амбициозные, даже перевыполнялись, и в 2021 г. показатели также близки к целевым, и вполне вероятно, что без отрицательного эффекта пандемии они также были бы перевыполнены. В ближайшее время, до 2024 г., в рамках вышеупомянутой программы поставлена амбициозная цель: выход на объем потребления 2,7 млрд м3 природного газа, и с учетом текущей динамики, а также ряда факторов, стимулирующих рост спроса, вполне вероятно, что данные цели будут успешно достигнуты. Здесь, безусловно, нужно сделать оговорку о том, что сложившаяся в последние недели ситуация (на 15 марта 2022 г.) накладывает некоторую неопределенность. Однако в то же время существует несколько фундаментальных факторов, которые данный рост спроса стимулируют. Поэтому далее мы эти факторы рассмотрим более подробно.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0206.jpg)
- Динамика цен на жидкое моторное топливо и экономия на топливе, которую позволяет получить использование ГМТ. На левой стороне графика показана динамика изменения розничных цен на различные виды моторного топлива в Москве и Московской области с начала 2019 г. Из графиков видно, что несмотря на то, что цены на ГМТ росли несколько большими темпами, чем на традиционное жидкое моторное топливо, в целом ГМТ всё еще существенно дешевле жидких видов топлива. Наглядно это показано с правой стороны слайда, где для более корректного сопоставления цены представлены в «дизельном эквиваленте», т.е. с корректировкой на энергоемкость. Из графика видно, что КПГ на сегодняшний день более чем вдвое дешевле дизельного топлива и бензина, СПГ несколько дороже КПГ в связи с необходимостью дополнительных затрат на сжижение. СУГ, несмотря на рост цен за последние годы, по-прежнему примерно на 20% дешевле дизтоплива.
- Кроме того, в ценах на метан (КПГ и СПГ) весомую роль играют предоставляемые государством меры поддержки. Таких мер много, и подробно мы на них останавливаться не будем. Следует отметить один крайне важный момент: данные меры носят комплексный характер. Осуществляется стимулирование перевода автотранспортных средств на ГМТ и стимулирование продаж новой техники через предоставление субсидий производителям, осуществляется также поддержка развития сети газозаправочных станций. Таким образом, господдержка идет сразу по двум важным направлениям – по стимулированию спроса на ГМТ и по развитию необходимой инфраструктуры.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0207.jpg)
Сроки окупаемости. Для конечных потребителей, конечно, интересен вопрос экономической целесообразности перехода на ГМТ. На графике представлены оценочные сроки окупаемости переоборудования легкового (и легкого коммерческого) автомобиля на СУГ и КПГ. При расчете были использованы характеристики автомобиля Lada Vesta: расход топлива и полная разрешенная масса, которая используется при расчете максимального размера субсидии на переоборудование. Также при расчетах аналитики ориентировались на текущий уровень цен на моторное топливо. Оранжевой линией показан наиболее оптимистичный сценарий: переоборудование на КПГ с учетом получения всех возможных мер поддержки, субсидий с учетом повышающего коэффициента, который действует для физических лиц и субъектов малого и среднего бизнеса, а также с учетом негосударственных программ поддержки, например, маркетинговой программы компании «Газпром ГМТ» (при переоборудовании транспортного средства на метан в одном из авторизованных центров владельцу предоставляются бонусы, которыми можно оплачивать ГМТ на заправках). В случае такого самого оптимистичного сценария, по оценке специалистов VYGON Consalting, окупаемость может быть достигнута через 22 000 км пробега, т.е. для среднестатистического водителя чуть более чем за год.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0209.jpg)
Переоборудование на метан без учета мер поддержки окупится примерно за 50 000 км пробега, а для СУГ в связи с большей стоимостью этого топлива окупаемость (по расчетам) достигается примерно через 73 000 км пробега.
Аналогичный расчет был подготовлен для грузового автотранспорта. Но в данном случае рассматривается не переоборудование действующего транспортного средства на ГМТ, а приобретение нового тягача КАМАЗ-5490 NEO с двигателями, предназначенными для работы на разных видах топлива. В расчетах также ориентировались на текущий уровень цен на топливо, а в приведенной стоимости приобретения учитывались субсидии, предоставляемые производителям техники. Субсидии помогают приблизить стоимость приобретения газомоторного грузовика к стоимости обычного.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0210.jpg)
По расчетам, переплата за версию на КПГ может окупиться за 145 000 км пробега, а СПГ и газодизельная версии окупаются за 220 000 и 225 000 км пробега соответственно (следует заметить, что при расчетах не учитывалось увеличение затрат на техобслуживание автомобилей на ГМТ – и легковых, и грузовых).
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/Rus-Zapr-1.jpg)
Как уже упоминалось, преимуществом метана является высокая экологическая эффективность. По некоторым оценкам, в расчете на весь жизненный цикл ТС, включая производство и утилизацию, суммарный объем парниковых газов для легкового автомобиля на КПГ близок к уровню, который позволяет достичь электротранспорт. Таким образом, развитие метанового сегмента рынка ГМТ не только обеспечивает ощутимую экономию на топливных затратах, но и крайне актуально в контексте декарбонизации. Эти факторы оправдывают целесообразность мер господдержки. Таким образом, ГМТ все еще остается крайне привлекательной опцией с точки зрения экономической эффективности, а также обладает рядом качественных преимуществ.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0211.jpg)
Заправочная инфраструктура. Однако для широкомасштабного распространения ГМТ еще остаются определенные барьеры. Один из них – уровень развития заправочной инфраструктуры. По данным портала АГНКС.com, в РФ за последние три года парк автомобилей на газомоторном топливе увеличился в 2,5 раза, а продажи газомоторного топлива возросли в три раза. Количество АГНКС также увеличилось примерно в три раза: на сегодня построено более 600–650 газонаполнительных станций (правда, по гос. программе на этот уровень должны были выйти еще в 2020 г., а в 2021 г. должно было быть построено 730 АГКНС), криоАЗС – десятки (заправка техники на СПГ), АГЗС (заправка пропан-бутана) – почти 4000, традиционных заправок дизтоплива и бензина – более 25 000. Также следует отметить, что в 2017 г. прогнозировалось, что к 2022 г. заправок ГМТ будет гораздо больше, чем есть по факту сейчас. Но время внесло свои коррективы, началась пандемия, стагнация автомобильного рынка.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0212.jpg)
Тем не менее динамика развития рынка ГМТ в целом положительная, количество АГНКС растет ежегодно почти на 20%, количество их близко к целевым показателям Государственной программы развития энергетики. Таким образом, проблема дефицита инфраструктуры постепенно решается, и в том числе благодаря государственным мерам поддержки, позволяющим инвесторам покрыть часть капитальных затрат.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/Rus-Zapr-2.jpg)
По данным VYGON Consulting, открытие новой АГНКС может быть экономически эффективным проектом со сроком окупаемости примерно 9 лет. Но при дальнейшем развитии рынка с повышением объемов реализации ГМТ возможно увеличение экономической эффективности и сокращение сроков окупаемости капзатрат.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0213.jpg)
На сегодняшнем этапе рынок ГМТ находится пока только в стадии становления. К сожалению, некоторые владельцы автопарков в России не удовлетворены качеством работы и сервиса газотопливного оборудования. Здесь есть еще над чем работать нашим компаниям.
Водородное топливо. В последние годы в разных странах принимаются различные стратегии развития использования водородного топлива на транспорте. Причем планируется развитие в комплексе с инфраструктурой водородных заправок. Сейчас потребление водорода транспортом составляет примерно 1% от общего объема использования водорода в мире, к 2030 г. будет 8%, а к 2050 г. уже 25% от всего потребления водорода в мире будет приходиться на транспорт. Впрочем, некоторые специалисты считают, что к 2030 г. довести использование водорода до 8% нереально. т.к. его инфраструктура – хранение, заправка и использование гораздо сложнее технически, чем традиционного топлива – речь прежде всего о России и Белоруссии, где нет продуманного плана, «дорожной карты» развития водородного топлива. Тем не менее специалисты отмечают вероятность роста интереса потребителей в России и Белоруссии к водороду в качестве ГМТ.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0107.jpg)
Однако пока что у водорода больше энергии затрачивается на его производство, чем получается при его использовании. Правительства субсидируют научно-исследовательские работы по развитию использования водорода на транспорте: топливных ячеек, водородных заправочных станций. В первую очередь это Япония, Германия. В Японии, например, уже определены технические стандарты на ВЗС (водородные заправочные станции). В Австралии, Германии, Великобритании планируются государственные закупки транспортных средств на водороде (в основном общественного транспорта). Предоставляются налоговые льготы на альтернативное топливо.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/0215.jpg)
В следующих материалах мы представим доклады о нормативном регулировании газомоторной отрасли в РФ, государственной политике развития рынка ГМТ и других важных и интересных вопросах этой отрасли.
![](/article/27475-po-materialam-v-mejdunarodnoy-konferentsii-gazomotornoe-toplivo-most-mejdu-proshlym-i-budushchim/Rus-5.jpg)