Исправная тормозная система не то же самое, что работоспособная

Интервью с Андреем Долгих, представителем по продажам и послепродажному обслуживанию продуктов Meritor в странах СНГ

О том, как сегодня решают проблемы безопасности дорожного движения и окружающей среды рассказал Андрей Долгих, представитель по продажам и послепродажному обслуживанию продуктов Meritor в странах СНГ. Компания Meritor поставляет детали трансмиссии и систем торможения на конвейеры мировых производителей грузового транспорта и автобусов, а также запчастей для тормозных механизмов на вторичный рынок.
В каком направлении сегодня развиваются фрикционные смеси? Ухудшаются ли фрикционные свойства, прочность на сдвиг и другие параметры тормозной накладки при «экологизации» фрикционной смеси?

С точки зрения экологических норм, требования к составу фрикционной смеси сводятся к минимизации или полному отсутствию определенных веществ, потенциально опасных для здоровья человека. Многие из таких веществ широко использовались производителями колодок, поскольку, с одной стороны, они недорогие, а с другой — обеспечивали нужные характеристики фрикциона. Например, пришлось исключить асбест, который являлся одновременно и модификатором трения, и армирующим компонентом. Содержание медных фракций также пришлось свести к минимуму, что по началу вызвало массу проблем с обеспечением термостойкости фрикциона. Запретили ранее широко используемые модификаторы трения — кристаллы титана и кремния — что вызывало сложности с обеспечением необходимого коэффициента трения. Запрещено использование компаундов, содержащих ртуть и кадмий. Экологические требования не позволяют отрасли стоять на месте. Производители колодок вынуждены постоянно совершенствовать свою продукцию.

Мы занимаемся этим с самого начала. Экологическая проблематика — одна из основных ценностей Meritor. В наших НИИ и испытательных лабораториях постоянно ведется работа, направленная на снижение негативного влияния на окружающую среду. В какой-то мере мы законодатели экологической направленности в своей отрасли.

Безусловно, говорить об ухудшении качества и характеристик продукции в нашем случае не приходится. Meritor — премиальный бренд, и компромиссы в этом контексте просто-напросто исключены. Поэтому, конечно, приходится серьезно вкладываться и в разработку продукции, и в технологии производства, и в сырье. Себестоимость современной тормозной колодки, отвечающей всем требованиям как к экологии, так и к безопасности, высока. К счастью для нас и для потребителя, практика доказывает, что себестоимость эксплуатации премиальной фрикционной продукции оказывается ниже, нежели продукции «альтернативной». Вспоминается народная мудрость: «Мы не так богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Да, что касается прочности на сдвиг, в нашей самой недорогой серии колодок MDP3000 она превышает требования стандарта R90 чуть более чем вдвое. При этом все требования экологов соблюдены.

Походят ли тормозные колодки и накладки Meritor для барабанов российского, турецкого и китайского производства? Оправдано ли экономически их использование в таком сочетании?

Ассортимент наших фрикционных продуктов очень широк. Некоторые «пробелы», конечно, есть, но это вызвано тем, что мы строго соблюдаем патентное право и не нарушаем прав других производителей.

Что касается географии мест производства, она перестала играть решающую роль в качестве конечной продукции. Современные производства достаточно гибки, чтобы даже в рамках одного завода изготавливать однотипную продукцию принципиально разного качества.

Что действительно важно с точки зрения экономии, так это использовать пару трения (колодка + диск), скомпонованную с точки зрения совместимости ее элементов. Здесь имеется в виду не геометрическая совместимость, а, например, размер зерна стали тормозного диска, его твердость HRC, характеристики теплоемкости и теплопроводности, химический состав фрикциона и т. п. В наших НИИ мы тратим порой не один год, чтобы добиться максимальной совместимости диска и колодки.

Испытания, которые широко проводятся в независимых европейских лабораториях, подтверждают, что пары трения, скомпонованные без учета такой совместимости, никогда не показывают лучшие результаты ни по ходимости, ни по безопасности. Нередки случаи, когда, например, колодка известного производителя очень быстро разрушается, будучи поставленной в пару к «вроде бы подходящему» диску.

Насколько опасно для материала накладок проникновение внутрь тормозного механизма масла, смазки, нефтяных загрязнений?

Очень опасно, поскольку коэффициент трения изменяется в меньшую сторону. Эффективность тормозного механизма снижается вплоть до отказа.

Такого рода загрязнения необходимо исключить еще на этапе установки новых колодок. Поскольку мы понимаем, что механик, выполняющий работу по замене колодок, не всегда использует очиститель тормозов, в дисковых колодках Meritor есть специальное покрытие, которое обеспечивает как очистку только что собранной пары трения, так и ее ускоренную приработку.

Ваши рекомендации для зимней эксплуатации барабанных тормозных механизмов. Что делать при примерзании колодок к барабану?

Прежде всего, примерзания колодок к барабану желательно не допускать. При исправной тормозной системе примерзание практически исключено (случаи преодоления водных преград рассматривать не будем). Да, требуется и своевременная регулировка зазоров, и замена изношенных тормозных валов, потерявших упругие свойства пружин, «закусывающих» роликов (компоненты Meritor для ремонта доступны в соответствующих комплектах). К сожалению, в реальности часто путают исправную систему с работоспособной.

Что делать, если колодки все-таки примерзли? Я не стану говорить о том, что пытаться их «сорвать» троганием запрещено, что отогревать механизмы открытым огнем пожароопасно и т. д. Мы все видим зимой на открытых автостоянках замерзших водителей, которые бегают вокруг автопоезда с паяльной лампой, пытаясь «хоть как-то поехать». И вроде всем понятно, что своевременно обслуживать дешевле и надежнее, но всегда найдется «но». А если «но» не найдется, то есть еще «авось»...

Производит ли компания Meritor тормозные колодки и фрикционные накладки для тормозных механизмов специальной строительной и горнодобывающей техники — погрузчиков, экскаваторов-погрузчиков, колесных экскаваторов, автогрейдеров и т. д.? Если да, то есть ли какие-то отличия в материалах и технологиях производства таких колодок и накладок Meritor от соответствующих компонентов для грузовиков?

Для рынка СНГ мы предлагаем ассортимент лишь для дорожной техники, но даже в рамках него вы найдете совершенно разные фрикционные смеси для использования в различных условиях. Этим в первую очередь достигается экономическая эффективность. Для одной и той же модели тягача опытный продавец порекомендует вам ту или иную серию тормозных колодок Meritor в зависимости от того, как вы собираетесь его эксплуатировать.

Нет ли у компании Meritor планов локализации производства тормозных колодок, накладок или других продуктов в России?

Современное производство в нашей отрасли является высокоавтоматизированным, технологические процессы сложны. Требуются серьезные инвестиции — как в оборудование, так и в подготовку персонала. Кроме того, важно учитывать логистические цепочки получения высококачественного сырья и комплектующих: на локальном рынке доступно не все. Также в рамках производства обязательно необходимо организовать лабораторию входного контроля для сырья и выходного контроля для готовых изделий, а это дополнительные вложения. Необходимо учитывать также и географию сбыта продукции: наш ассортимент ориентирован прежде всего на европейскую технику.

В настоящий момент, с учетом всех этих факторов, рассматривать организацию производства Meritor в РФ преждевременно. Спрос российского рынка пока полностью удовлетворяется силами уже имеющихся производств.