Телематика: основа цифровизации парка спецтехники
Телематическая система телескопических погрузчиков Manitou
Все крупные производители включили в стандартные комплектации своих машин телематические системы, которые связываются с облачными сервисами с помощью мобильной или спутниковой связи. Развитые облачные сервисы позволяют отслеживать важные параметры работы машины: местонахождение, наработку, нагрузку, исправность и т.д., накапливать эти данные для дальнейшего анализа эффективности как отдельных машин, так и парка в целом. Производители разрабатывают тарифные планы с различными наборами услуг по мониторингу и анализу данных, чтобы владелец парка мог выбирать в соответствии со своими запросами и финансовыми возможностями.
Производители специализированных видов техники не отстают от фуллайнеров и тоже включают телематические системы в стандартную комплектацию, запускают облачные сервисы, с которыми можно взаимодействовать как со стационарных рабочих мест, так и с мобильных. Сегодня мы беседуем с Тимуром Хамидуллиным, координатором отдела продаж сельскохозяйственной техники ООО «Маниту Восток», о телематической системе телескопических погрузчиков Manitou.
С 1 января 2021 г. фирменную систему Easy MANAGER устанавливают на все машины бренда Manitou. Машины оснащают системой телематики в заводских условиях, что гарантирует ее работоспособность. Мы не являемся производителем микроэлектроники, есть специальный контрактор, у которого заказываем необходимое оборудование, но мы участвовали в разработке, чтобы оборудование оптимально подходило для наших машин.
Облачный сервис состоит из нескольких порталов, доступных на персональном компьютере через любой современный веб-браузер, а на мобильном устройстве через приложения myMANITOU и Easy MANAGER Mobile, которые можно установить из Play Market или App Store. Сервис позволяет клиенту отслеживать свою машину, также доступны опции автоматического отключения по выходу за пределы геолокации, доступа в машину по RFID карте и кодового запуска машины. Можно установить график работы машины, назначить геозону, в которой она должна работать, и поддерживать связь с оператором и сервисной службой. Телематическая система позволяет четко увидеть проблему, проследить процесс ее развития, понять причины и принять взвешенное решение по ее устранению.
По сути, у вас несколько модулей. Первый отслеживает геолокацию машины, ведет мониторинг ее технического состояния, т.е. прошла машина ТО, не прошла, сколько машиночасов отработал двигатель, и сколько машина работала под нагрузкой либо была в движении, то есть, ее наработка. Так как наши машины зачастую не обладают дополнительными устройствами, генерирующими данные, а только гидроприводом, то мы ведем мониторинг работы гидропривода под нагрузкой. Кроме того, это зависит от сложности машины. Для самых простых машин Manitou все основные показатели – это показатели двигателя. Обычно заказчик выбирает самую дешевую, самую простую машину, считая ее оптимальной, но, к сожалению, он не может видеть многих других показателей.
Далее по возрастающей. Одна из сложных машин – MLT X Series New AG, генерирует больше информации благодаря шине CAN. А самая сложная система, генерирующая очень большое количество данных – это машина MRT с поворотной платформой, у которой несколько шин CAN.
Соответственно, данные проверяются, перепроверяются, соотносятся, одновременно отслеживается много разных параметров и вероятность получения своевременной информации о том или ином действии машины, практически, 100%, вплоть до того, какое оборудование подключено, в каком цикле машина находится в данный момент и т.д.
И, разумеется, диагностика неисправностей — одна из ключевых задач этой системы. Эта функция крайне необходима для планирования обслуживания. Каким образом это происходит. Дилер, контролируя на своем портале абсолютно полный перечень машин, которые находятся у него на обслуживании, может составить график ТО, подготовить компоненты в необходимом объеме. Клиенту даже не нужно об этом задумываться.
И самый неприятный момент, когда машина выходит из строя. У наших дилеров есть специальные люди, которые отслеживают состояние машин, видят где у какой машины неисправность и оперативно принимают меры к тому, чтобы оформить наряд-заказ для сервисного инженера и тот своевременно выехал на устранение неисправности. Эта система работает эффективнее, если дилер находится не более, чем за 300 км от сервисного центра. Поэтому компания Manitou при планировании дилерской сети смотрит на этом фактор в первую очередь. Все наши дилеры максимально удалены не более чем на 300-350 км для того, чтобы своевременно обеспечить сервисную поддержку своим клиентам.
Такие опции, как RFID карта и кодовый запуск машины, относятся скорее к подрядчикам, сдающим машины в аренду, либо к машине, к которой имеет доступ большое количество операторов и клиент хочет более четко и ясно отслеживать, кто и когда пользовался этой машиной и не допускать несанкционированного доступа.
Удаленный пуск — нет, не предусмотрен. Возможно удаленное отключение, но происходит оно не сразу, а после предупреждения. Так как человек за рулем машины – потенциально опасного объекта, ему дается некоторое время на остановку, чтобы обезопасить себя и окружающих, либо на то, чтобы вернуться в свою геозону. Конечно, система может работать как противоугонная, но мы в первую очередь заботимся о безопасности. Поэтому отключение происходит не сразу.
Машине может быть назначена как геозона, так и график работы и в опредленное время она будет отключаться. Чтобы совершить дополнительный пуск, необходимо согласование клиента и владельца машины.
Наши машины при всей их современности имеют достаточно ограниченный функционал, так как задачи у них не такие широкие. В зависимости от насыщения машин компонентами электроники появляется больше возможностей для контроля и отслеживания их состояния. Плюс удаленный контроль машины. Именно поэтому новые машины Manitou оснащены шиной CAN или даже тремя шинами CAN, что позволяет снимать максимальное количество параметров. На машинах «рабочих лошадки», хорошо себя зарекомендовавших, мы шину CAN не устанавливаем, чтобы сохранить баланс между насыщенностью электроникой и простотой в использовании. Таких машин немного — всего две самые продаваемые, самые доступные модели, все остальные машины оснащены шиной CAN. Честно говоря, последние 2 года аграрии и строители просят более сложные машины, потому что они комфортнее для оператора, предлагают больше удобств, которые позволяют проводить больше времени в машине, соответственно, производительность машины растет. Мы наблюдаем на рынке некое замирание машин старого образца и рост продаж новых моделей.
Сегодня на рынке практически все машины со связью по сети GSM. Есть некоторые компании, которые пользуются спутниковым сигналом, но, как мы с вами знаем, спутниковая связь — достаточно дорогое удовольствие. Даже те, кто ею пользовался, в ближайшее время перейдут на GSM-сигнал. Зачастую ретранслятор GSM-сигнала даже дешевле оплаты спутникового канала. Спутниковую связь обычно используют в каких-то специфических отраслях — на угольных разрезах или при работе в отдаленных местах — в тайге. Использование машин Manitou в таких условиях, скорее, исключение. Второе, там работают достаточно специализированные дилерские компании, которые непосредственно рядом с этими машинами, у них есть сервисные бригады, которые следуют за этими машинами, поэтому необходимость в каких-то дополнительных устройствах для отслеживания состояния машин минимально. Поэтому мы стараемся сосредоточиться на тех отраслях, тех машинах и тех регионах, где количество машин велико и для их отслеживания необходимы специальные дополнительные устройства, такие как устройства телеметрии.
Во-первых, это разработка самой Manitou, во вторых, у нас имеется специальное дополнительное программное обеспечение (ПО), которое позволяет интегрировать сигнал наших машин в ПО клиента или дилера. Наши машины достаточно ограничены в своем функционале, так как предназначены для узкой специализации. Если мы посмотрим на парк машин, которые используемых в различных отраслях, там может быть много брендов начиная от Caterpillar, Komatsu и заканчивая нашими. Машины многих марок брендов могут работать у одного подрядчика. То же самое касается сельскохозяйственной темы. Контроль по телеметрии осуществляется от основной компании, остальные в нее интегрируются. Мы, со своей стороны, предлагаем клиентам возможность передачи сигнала с машин Manitou через API портала. Мы открываем свой код тем, кто хочет его использовать. Вся мировая индустрия изначально пыталась закрыть и защитить свои продукты, но теперь под давлением рынка вынуждена приходить в некой универсализации. Мы понимаем, что не являемся основной машиной в парках наших клиентов, поэтому готовы предоставить свой сигнал через API портала.
Есть некоторые исключения. Это компании которые занимаются арендой только рабочих платформ и телескопических погрузчиков и тут им на подмогу приходит наш интерфейс, которым они могут с легкостью воспользоваться. В этом случае наш интерфейс становится основным. При необходимости мы можем предоставить возможность общения разных протоколов через API портала.
Основными являются все клиенты, которые приобретают Manitou, так как с 1 января 2021 г. эту систему устанавливают на все машины Manitou. Клиенту остается решить будет ли он использовать эту систему или нет. На сегодня 98% клиентов подписывают соглашение о том, что они согласны и позволяют нам и дилерам видеть их машины на карте и отлеживать их работу. При этом сигнал который поставляется на данный момент абсолютно бесплатный. Сделано это как промо-акция. В самое ближайшее время и мы и другие компании перейдут на платный сигнал. Эта услуга должна иметь ценность и все это понимают, но пока сигнал бесплатный. За плату предлагается сигнал при условии установки оборудования на машины, произведенные раньше и не укомплектованные системой Easy MANAGER. На все поставленные в Россию машины можно доустановить систему Easy MANAGER.