Хранители свежести

Изотермические фургоны

– А что есть? – спросил Берлиоз.–
Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Особую прелесть изотермический фургон приобретает жарким летом, когда потребление прохладительных напитков, овощей и фруктов стремительно растет.
И в остальное время изотермическим фургонам есть чем заняться – перевозкой продуктов питания, медикаментов, цветов (особенно перед 8 Марта), красок и, в принципе, любых пакетированных грузов.

Речь идет об изотермических фургонах класса IN со средней (нормальной) изоляцией, то есть коэффициент теплопроводности которых не превышает 0,70 Вт/м2К FRA, предназначенных для перевозок охлажденных продуктов питания. Современные изотермические фургоны строят в основном по бескаркасной технологии, и от фургонов-рефрижераторов они отличаются более тонкими сэндвич-панелями, более простым полом, а также холодильно-отопительной установкой (ХОУ), способной поддерживать температуру внутри фургона в диапазоне от +12 до 0 °С. Возможно оснащение изотермического фургона отопительной системой для поддержания положительной температуры зимой. Согласно «Соглашению о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перево­зок», известному под аббревиатурой АТР, такие транспортные средства относятся к классу FNA. Литера F означает рефрижератор, N – нормальную изоляцию, А – температурный диапазон, поддерживаемый ХОУ, от +12 до 0 °С. Для справки: рефрижераторы с усиленной изоляцией и температурой от +12 до –20 °С относятся к классу FRC.

Фургоны строят на автомобильных и полуприцепных шасси, и разница между ними только в размерах. Сэндвич-панели монтируют по периметру пола и обвязывают скругленным металлическим уголком с эмалевым покрытием – конструкция чем-то похожа на экзоскелет насекомого.

Фургон компании «Центртранстехмаш» на шасси КАМАЗ-4308

Уже в этом веке кузовостроители освоили производство сэндвич-панелей большой площади с прочным наполнителем, способным нести полезную нагрузку, что дало возможность отказаться от каркасной конструкции, улучшить термоизоляционные свойства фургона, так как убрали мостики холода в виде каркаса, а также облегчили конструкцию, увеличив таким образом полезную нагрузку фургона.

У каждого производителя своя технология и свои материалы. В качестве наполнителя используют преимущественно экструдированный пенополистирол – синтетический материал с равномерной закрытой пористой структурой, обладающий плотностью 25–47 кг/м3, высокой прочностью на сжатие, низкой теплопроводностью и минимальным водопоглощением. Благодаря высокой прочности он заменяет металлический каркас, а его эластичности достаточно, чтобы выдерживать вибрационные, скручивающие и изгибающие нагрузки во время движения автомобиля.

Изотермический фургон «Автомеханического завода», выполненный по бескаркасной технологии, на шасси Mercedes-Benz Sprinter

От внешних воздействий сэндвич-панель защищает покрытие из оцинкованного стального листа толщиной 0,5–0,6 мм, покрытого специальной полимерной краской со стороны, прилегающей к пенополистиролу. Листы для внешней стороны сэндвич-панели покрывают грунтом и эмалью, а для внутренней – твердой, гладкой, легко моющейся ПВХ-пленкой. Поверхности с обеих сторон лакируют и нагревают для спекания лакокрасочных материалов – плакируют.

Также большой шаг в развитии совершили резиновые уплотнители с несколькими лепестками разной высоты, выполненные из химически стойкой резины, не теряющей эластичности в широком диапазоне температуры. При закрывании двери лепестки загибаются на 40–60% своей ширины, создавая плотный контакт двери с проемом. Важно также, чтобы потом дверь можно было открыть, не разрывая уплотнителя, что не всегда получается с уплотнителем из дешевой, не предназначенной для такой эксплуатации резины. Качественный резиновый уплотнитель стоит недешево, как и прочная, устойчивая к коррозии фурнитура. Наибольшее распространение получила стальная оцинкованная фурнитура, поскольку она дешевле нержавеющей. Нержавеющая же сталь прекрасна во всем, кроме цены.

Фургон может быть оснащен гидробортом, более того, гидроборт постепенно становится непременным атрибутом изотермического, промтоварного или фургона-рефрижератора.

Фургон компании «Центртранстехмаш» на шасси Iveco Daily

Компания «Центртранстехмаш», г. Рязань, выпускает обширную номенклатуру изотермических фургонов для автомобильных шасси и полуприцепных фургонов с металлической платформой или несущей панелью пола. Пол представляет достаточно сложную конструкцию, включающую пенополистирольные плиты, двухкомпонентный полиуретановый клей для их соединения и водостойкую ламинированную фанеру толщиной 9–27 мм в зависимости от грузоподъемности фургона. Для боковых стен используют сэндвич-панели толщиной 40 мм. Для передней стенки, крыши и дверей в комплектации фургона «Стандарт» также используют 40-миллиметровые сэндвич-панели, а в более термостойкой комплектации «Стандарт+» – толщиной 60 и 66 мм.

Обрамление фургона выполнено из скругленных оцинкованных профилей с эмалевым покрытием, дверной портал из оцинкованных профилей с эмалевым покрытием или по желанию заказчика из нержавеющей стали. Двухстворчатые двери фургона открываются на 270° и фиксируются. Запорная фурнитура выполнена из оцинкованной стали, резиновое уплотнение двери – многолепестковое с антифрикционными накладками. Электропроводка и световые приборы со светодиодными лампами встраиваются в сэндвич-панели на стадии их производства.

«Автомеханический завод», г. Нижний Новгород, предлагает изотермические фургоны для всех распространенных марок шасси, построенные как по каркасной, так и по бескаркасной технологии.

Каркасная технология проще и дешевле, так как не требует сложного оборудования и технологии изготовления сэндвич-панелей, но изоляционные свойства фургона хуже, так как каркас выполняет функцию мостика холода или, наоборот, тепла в зависимости от времени года, а также уменьшает полезную нагрузку автомобиля.

Изотермический фургон «Автомеханического завода», выполненный по бескаркасной технологии, на шасси Hino 300

Каркас сваривают из труб прямоугольного сечения и обшивают снаружи плакированным оцинкованным листом либо ламинированной фанерой, а изнутри – оцинкованным листом. Между листами закладывают плиты пенополистирола толщиной от 40 до 100 мм в зависимости от конструкции кузова. Обрамление выполнено из оцинкованного уголка с полимерным покрытием. В качестве напольного покрытия может быть использована рифленая сталь, рифленый алюминий или наливной пол – полимерная масса с добавлением кварцевой крошки.

По бескаркасной технологии фургоны строят из монолитных сэндвич-панелей, произведенных методом вакуумной склейки. В качестве наполнителя может быть пенополистирол, экструдированный пенополистирол или пенополиуретан. Толщина панелей – от 50 до 100 мм. Кузов обрамляют алюминиевым или оцинкованным стальным уголком, или уголком из нержавеющей стали.

Пол фургона представляет собой монолитную сэндвич-панель, армированную закладными деталями из многослойной фанеры. В качестве верхнего слоя пола может быть рифленый алюминиевый или стальной лист, бакелизированная фанера или полимерный наливной пол.

Фурнитура на всех фургонах из оцинкованной стали, по заказу – из нержавеющей. Зазор между дверями и проемом герметизируется трехлепестковым резиновым уплотнителем.

Изотермический фургон «Мосдизайнмаша» с гидробортом на шасси Isuzu FVR 34

Московская компания «Мосдизайнмаш» предлагает гамму изотермических фургонов с нормальной изоляцией на автомобильных шасси. Кузова строят по бескаркасной технологии из монолитных сэндвич-панелей, изготовленных по собственной технологии с применением клеев Henkel. Внешняя оболочка панелей из многослойного пластика, устойчивого к ультрафиолетовому излучению. Внутренняя оболочка из армированного пластика, не требующего дополнительной защиты. В качестве наполнителя используют изоляционные плиты. Панели различаются конструкцией в зависимости от назначения. Так, панели для передней стенки оснащены дополнительным внутренним слоем для защиты от ударов вилами погрузчика. Друг с другом панели соединяются специальными угловыми замками и 2-компонентными клеями. Стыки защищают анодированными алюминиевыми профилями. Портал из нержавеющей стали, фурнитура Pastore&Lombardi и резиновый многолепестковый уплотнитель обеспечивают герметичность дверного проема. После сборки все изотермические фургоны проходят проверку в лаборатории на теплопроводность.

Изотермический фургон Pelican.van в комплектации Steel Van на шасси Scania

Нижегородская компания «Промавто» строит изотермические фургоны для всех распространенных мало-, средне- и крупнотоннажных автомобильных шасси и поставляет их под маркой Pelican.van. Фургон монтируют без сквозных соединений на прочном надрамнике, выполненном из стали 09Г2С. Фургоны производят по бескаркасной технологии в трех комплектациях: Steel Van, White Steel Van и Plastic Van, отличающихся оболочками сэндвич-панелей, а также оцинкованной либо нержавеющей фурнитурой. В качестве утеплителя используют экструдированный пенополистирол. На пол наклеивают антискользящий пластик Gripstar с мелкой кварцевой крошкой, представляющий собой готовый наливной пол. При закрывании двери герметизируются трехлепестковым морозостоким резиновым уплотнителем в алюминиевом профиле. По мере износа владелец фургона может заменять уплотнитель и профиль без разбора двери.

Изотермический фургон Pelican.van в комплектации Steel Van на шасси Scania

Красногорская компания «Исток» выпускает широкую гамму изотермических фургонов на все распространенные шасси, а также фургоны, выполненные по индивидуальным проектам. Фургоны строят по каркасной технологии, которая обеспечивает им конкурентную цену, а с каждым днем это обстоятельство приобретает все большее значение и вес. Сварной каркас из квадратных профильных труб снаружи обшивается плакированным оцинкованным стальным листом, изнутри – оцинкованным листом. Возможна наружная обшивка из ламинированной фанеры. Между оболочками закладываются плиты пенополистирола толщиной 50 мм. Обрамление фургона из оцинкованной стали толщиной 1,5 мм. В дверной портал из оцинкованной стали устанавливают двери с утеплителем из пенопласта. Резиновый уплотнитель отечественного производства.

Изотермический фургон «Исток», выполненный по каркасной технологии, на шасси JAC

Компания «Манак-авто» из Белгородской области поставляет на российский рынок полуприцепные изотермические фургоны с объемом кузова 84 м3, которые строит с учетом эксплуатации в сложных дорожных условиях. Так, рама полуприцепного шасси с более чем двойным запасом прочности за счет использования стали OVAKO и двойного провара. Фургон крепится к раме стремянками и кронштейнами через деревянные прокладки для предотвращения смещения. Пол выполнен из ламинированной многослойной березовой фанеры толщиной 27 мм с противоскользящим покрытием. Допускается работа внутри фургона погрузчика с нагрузкой на ось до 4,6 т. Стенки, крыша и двери изготовлены из сэндвич-панелей с оболочками из плакированной оцинкованной стали и наполнителем из пенополиуретана. Обрамление из скругленного оцинкованного окрашенного профиля. Для дверного проема использована оцинкованная окрашенная сталь.

Изотермический фургон Schmitz Cargobull S.KO EXPRESS на шасси Mercedes-Benz

Лидер европейского сегмента фургонов-рефрижераторов – компания Schmitz Cargobull поставляет на рынок изотермические фургоны для автомобильных шасси и полуприцепные фургоны, предназначенные прежде всего для курьерской, почтовой и экспресс-доставки. Фургон на основе панелей Ferroplast защищает грузы от повреждений, переохлаждения или, наоборот, нагрева, а модульная концепция позволяет строить фургон под индивидуальные запросы. Под модульной концепцией подразумевается набор стандартных элементов: дверей различного исполнения, полов, передней стенки, складной боковой стенки, элементов для крепления груза, а также для крепления фургона на судне и ж.-д. платформе.

Изотермический фургон Kögel Box

Компания Kögel поставляет на европейский рынок полуприцепные изотермические фургоны Kögel Box–PurFerro quality, раму и сэндвич-панели для которых изготавливает сама. Пол фургона выполнен из стандартной бакелизированной фанеры с интегрированными направляющими под колеса погрузчика с нагрузкой на ось до 7,2 т. Стены и крыша собраны из 30-миллиметровых сэндвич-панелей. Стыки сэндвич-панелей между собой, с полом и потолком герметизированы. Внутри фургон оснащают элементами для крепления груза. Прочность кузова Kögel Box отвечает требованиям XL-сертификата, то есть можно не закреплять груз при условии полного заполнения фургона, который при необходимости оснащают отопителем с системой рециркуляции воздуха. В дверном проеме устанавливают распашные двери либо по заказу шторные ворота.

Kässbohrer

Компания Kässbohrer производит многофункциональные изотермические фургоны серии SRI стандартной длины 13,6 м на своем ведущем предприятии в г. Адазапары, Турция. Фургоны соответствуют всем европейским требованиям к транспортным средствам для перевозок деликатных, скоропортящихся и фармацевтических грузов. Широкий набор опций позволяет конфигурировать фургон в соответствии с характером груза и температурным режимом. Так, в двухъярусном исполнении для перевозки цветов и других легких грузов фургон вмещает до 66 европоддонов, для мультитемпературной перевозки фургон оснащают опциональной разделительной стенкой и холодильно-отопительной установкой. Внутри фургона предусмотрен исчерпывающий комплект крепежных элементов для надежной фиксации груза. Снаружи его могут оснащать петлями для погрузки на ж.-д. платформу.

Стенки и крыша фургона выполнены из сэндвич-панелей, армированных стекловолокном: боковые – толщиной 45 мм, передняя – 73 мм, крыша – 84 мм, задние двери – 85 мм. В передней стенке предусмотрены закладные конструкции для крепления ХОУ, а также вентиляционный выход. Стыки закрыты профилями из композитных материалов. Термоизолированный и усиленный пол толщиной 124 мм покрыт алюминиевым листом и выдерживает погрузчик с нагрузкой на ось до 7,2 т. Двери оснащены фурнитурой из нержавеющей стали и уплотнителем, конструкция дверей препятствует несанкционированному проникновению, что необходимо для международных перевозок.

Kässbohrer
 

Таким образом, сегмент изотермических фургонов насыщен предложениями на любой вкус и кошелек. Надо полагать, что при текущем экономическом тренде сохранятся самые бюджетные и премиальные предложения, и, возможно, мы узнаем об этом уже в ближайшие месяцы.

Отопительные установки для изотермических фургонов

Внутри изотермического фургона для перевозок пищевых продуктов должна поддерживаться температура от 0 до +12 °С, чего зимой не всегда и не везде удается достичь без помощи отопительной системы. Немецкая компания Eberspächer предлагает кузовостроителям и перевозчикам исчерпывающую гамму воздушных и жидкостных, бензиновых и дизельных автономных отопителей. Автономный отопитель работает независимо от двигателя, поддерживая температурный режим внутри фургона как на ходу, так и во время стоянки с заглушенным двигателем.

Линейка воздушных отопителей включает бензиновые модели с мощностью нагрева 4 и 5,5 кВт и напряжением 12 В для малотоннажных автофургонов и дизельные мощностью от 2,2 до 8 кВт напряжением 12/ 24 В для обогрева различных объемов – от малотоннажного фургона до еврофуры.

В определенных условиях, которые по полгода царят на значительной территории России, более эффективным будет жидкостный отопитель, поскольку тепло распределяется по всему объему фургона системой трубопроводов с жидким теплоносителем. Eberspächer предлагает серию жидкостных отопителей Hydronic напряжением 12 и 24 В, бензиновых и дизельных. Бензиновые включают модели с мощностью нагрева 4 и 5 кВт напряжением 12 В. В линейку дизельных отопителей входят модели напряжением 12 В мощностью от 4 до 12 кВт и напряжением 24 В мощностью от 5 до 35 кВт. Таким образом, можно подобрать оптимальный вариант для фургона любого объема и условий эксплуатации. Жидкостная система сложнее в монтаже, но обеспечивает лучшую сохранность груза, что, безусловно, важнее.

Отопитель не требует специального сервисного обслуживания, его конструкция надежна и долговечна. Однако производитель акцентирует внимание на том, что установка оборудования требует специальных знаний, и монтаж должен производиться только у сертифицированных дилеров, регулярно проходящих обучение и аттестацию.

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи