WERNOX
Большому фургону – большое шасси

Фургоны-рефрижераторы на автомобильных шасси

Если в сегменте полуприцепных фургонов-рефрижераторов господствуют стандартизированные европейские изделия, то характерный разнообразием сегмент фургонов-рефрижераторов на автомобильных шасси практически полностью остается за российскими компаниями. Исключение составляют полнокомплектные импортные автомобили с надстройками, но этот небольшой сегмент представлен мало- и среднетоннажными автомобилями. Фургоны-рефрижераторы на крупнотоннажных шасси – продукт достаточно специфический и представляет интерес для крупных ретейлеров, которым нужно распределять замороженные продукты по торговым точкам в пределах региона.

Фургон-рефрижератор для крупнотоннажного шасси – надстройка не стандартизованная, для каждого шасси свои размеры, свои особенности, а у заказчика могут быть особые требования и пожелания, которые могут не ограничиваться наклейкой на борту. Очевидно, что проектировать фургон лучше на месте исходя из характеристик шасси, а также из производственных возможностей кузовостроителя – монтажный размер шасси имеет значение, как и длина пресса для производства сэндвич-панелей.

В России целый ряд компаний застраивают крупнотоннажные шасси фургонами-рефрижераторами. Примерно треть этого сегмента занимает рязанский завод автофургонов «Центртранстехмаш», основанный в 1991 г.

«Центртранс­техмаш»

Технология производства сэндвич-панелей отличает ЦТТМ от большинства российских конкурентов. В 2009 г. компания запустила линию итальянской компании Canon по производству сэндвич-панелей. Оборудование позволяет впрыскивать пенополиуретановую массу между листами обшивки с предварительно выложенными между ними закладными деталями, плафонами, электропроводкой. Конструкция получается полностью монолитной с превосходными изоляционными свойствами.

Как давний партнер компании Iveco, ЦТТМ выпускает гамму фургонов-рефрижераторов на шасси Iveco Eurocargo полной массой от 9 до 18 т. На шасси Eurocargo ML100, 120, 140 монтируют фургоны объемом от 18 до 39,2 м3, на шасси ML180 – фургоны объемом от 29,6 до 47,5 м3 в зависимости от монтажной длины шасси и толщины сэндвич-панелей.

Фургон-рефрижератор может быть выполнен в одной из комплектаций в зависимости от толщины сэндвич-панелей: «Стандарт», «Максимум» и «Максимум плюс».

Рекомендованная для умеренной климатической зоны комплектация «Стандарт» включает пол толщиной 87 мм (шасси ML100, 120, 140) или 96 мм (шасси ML180), боковые стенки толщиной 40 мм, переднюю стенку и потолок толщиной 60 мм и двери толщиной 65 мм.

«Центртранс­техмаш»

Комплектации «Максимум» и «Максимум плюс» предназначены для эксплуатации по всей территории РФ и включают пол толщиной 127 мм (шасси ML100, 120, 140) или 136 мм (шасси ML180), потолок и переднюю стенку толщиной 90 мм, двери толщиной 86 мм. Отличается толщина боковых стенок: «Максимум» – 60 мм, «Максимум плюс» – 90 мм. За счет увеличения толщины стенок улучшается термоизоляция, но при этом уменьшаются внутренняя ширина фургона и объем.

Внутренняя и внешняя обшивки фургона выполнены из плакированной оцинкованной стали, покрытие пола из сетчатой металлизированной фанеры толщиной 18 мм (шасси ML100, 120, 140) или 27 мм (шасси ML180). Запорная фурнитура выполнена из оцинкованной стали.

На усиленной передней стенке устанавливают холодильно-обогревательную установку Zanotti, Global Freeze или Thermo King. Установка подбирается индивидуально.

Московская компания «Мосдизайнмаш» производит фургоны-рефрижераторы для крупнотоннажных шасси ведущих европейских, японских и корейских марок. Так, на шасси Scania P360 6x2 компания монтирует кузов с внутренним объемом 45,6 м3, позволяющий перевозить до 18 европалет. Длиннобазовое шасси с двигателем мощностью 360 л.с. и пневматической подвеской всех осей превосходно подходит для развозного грузовика большой вместимости.

«Мосдизайнмаш»

Внешние размеры фургона составляют 7700х2600х2585 мм. Кузов выполнен по бескаркасной технологии, для внешнего слоя панелей использован ударопрочный пластик, для внутреннего слоя – оцинкованная сталь. Пространство между слоями заполнено экструдированным пенополистиролом с закрытыми порами Styrofoam, который отличается высокой механической прочностью, долго сохраняет свои свойства и не разлагается. Кузов построен из панелей разной толщины: пол – 138 мм, передняя стенка – 100 мм, крыша – 105 мм, боковые стенки – 68 мм, двери – 90 мм. В передней стенке предусмотрены усилители для холодильно-обогревательной установки.

Компания начинала производство сэндвич-панелей с лицензии одного финского производителя, постепенно развивая и модернизируя производство, совершенствовала исходную технологию. За прошедшие 20 лет технический прогресс значительно продвинулся, появились новые материалы и технологии, такие как высокопрочный двухкомпонентный клей с наполнителем из кварцевой крошки, из которого изготавливают пол фургона. Самонесущие сэндвич-панели соединены между собой клеем и алюминиевыми профилями так, чтобы не оставалось ни одного мостика холода.

Особенность фургона в двух распашных дверях – сзади и по правому борту для удобства разгрузки на торговых точках. Дверные проемы и фурнитура выполнены из нержавеющей стали. Для доступа предусмотрены лестницы, по желанию заказчика фургон оборудуют гидробортом.

Предусмотрена возможность деления кузова на несколько секций со своим температурным режимом специальными перегородками для перевозок продуктов, требующих различные температурные условия хранения. В этом случае фургон оснащают мультитемпературной холодильной установкой.

WERNOX

Тольяттинский Завод спецтехники WERNOX поставляет на российский рынок широкую гамму изотермических фургонов и рефрижераторов, начиная от шасси Lada Granta (ВИС-2349) и заканчивая ISUZU GIGA 6x4 LONG (CYZ52Q).

Кузова строят по бескаркасной технологии из сэндвич-панелей, заполненных экструдированным пенополистиролом и облицованных пластиком, армированным стекловолокном или плакированной оцинкованной сталью в зависимости от запросов заказчика. Стыки накрывают алюминиевым профилем, дверной проем выполнен из профилей из оцинкованной или нержавеющей стали, фурнитура из оцинкованной стали. Объем фургона на шасси ISUZU GIGA 6x4 LONG около 37 м3. На усиленной передней стенке монтируют холодильно-обогревательные установки различных брендов. Характеристики установки подбирают в зависимости от объема фургона, температурного режима и количества температурных зон. Гидроборт монтируют по запросу заказчика. Кстати, завод спецтехники WERNOX предлагает и гидроборта собственного производства.

В качестве опций на рефрижераторы устанавливают дополнительные боковые распашные двери справа либо два комплекта дополнительных дверей слева и справа. Кузов может быть разделен на два отсека перегородкой для раздельной перевозки в одном автомобиле продуктов с разными температурными режимами.

Помимо ставших привычными средних и крупных рефрижераторов компания строит достаточно много мини-фургонов-рефрижераторов на базе Lada Granta (ВИС-2349) и Lada Niva (ВИС-2346), очень удобных для обслуживания небольших торговых точек в плотной городской застройке. Рефрижераторы ВИС-2349 имеют относительно невысокую стоимость и низкие эксплуатационные расходы. Грузоподъемность таких рефрижераторов составляет до 800 кг, внутренний объем фургонов 3–5 м3. Фургон выполнен из сэндвич-панелей толщиной 50 и 80 мм, заполненных пенополистиролом. Пол накрыт противоскользящим пластиком. Задние распашные двери для повышения антикоррозионной стойкости уже в стандартной комплектации обшиваются снаружи стеклопластиком белого цвета вместо металла, так как эти детали фургона наиболее подвержены агрессивному воздействию. Большая часть производимых автомобилей комплектуется агрегатами одного из лидеров мирового рынка CARRIER.

WERNOX

Нижегородская компания «Промавто» производит фургоны-рефрижераторы под маркой Pelican.van и поставляет их крупным ретейлерам и сетям фастфуда. Фургоны строят в трех основных комплектациях: SteelVan, WhiteSteelVan и PlasticVan, в том числе вместимостью до 19 европалет для крупнотоннажных шасси. Компания работает со всеми основными поставщиками шасси, включая КАМАЗ.

Все кузова собирают по бескаркасной технологии, в конструкции нет сквозных креплений, т.е. мостиков холода. В качестве утеплителя используют экструдированный пенополистрол. Пол накрыт противоскользящим пластиком толщиной 2 мм немецкого производства, который представляет собой аналог наливного пола. Чтобы электропроводка оставалась доступной, ее монтируют под съемными плинтусами и профилями. Дверной проем выполнен из нержавеющей стали толщиной 4 мм, для гидроборта предумотрен специальный порог из листовой стали толщиной 5 мм.

В самой простой и доступной комплектации SteelVan сэндвич-панели снаружи обшиты плакированным металлом, а изнутри оцинкованным металлом, который сочетается с профилями из анодированного алюминия и оцинкованной запирающей арматурой.

В более богатой комплектации White Steel Van вместо пластиковой обшивки используется плакированный оцинкованный стальной лист немецкого производства. Для защиты передней стенки от ударов вилами и палетами проведено усиление вертикальными профилями и нижним коробом.

PELICAN

Комплектация PlasticVan, как следует из названия, подразумевает использование в качестве обшивки сэндвич-панелей вместо металла прочного пластика немецкого производства, устойчивого к механическим повреждениям, солнечному свету, к значительным положительным и отрицательным температурам. Это армированный стекловолокном и ровинговой тканью пластик толщиной 2,7 мм белого цвета с защитой от ультрафиолетового излучения. Так, на шасси DAFCF85 FAT 6х4 полной массой 26 т и грузоподъемностью 15 т компания предлагает комплектацию PlasticVan. Фургон объемом 46,5 м3 вмещает 19 европалет. Температуру в диапазоне от –20 до 12 °С поддерживает моноблочная холодильно-обогревательная установка Thermo King T-800R30. Для удобства погрузо-разгрузочных работ фургон оснащен складным гидробортом Bär BC 1500 F4, который подворачивается под надстройку.

Комплектации не ограничивают выбор – компания внесет в спецификацию все необходимые заказчику изменения.

Компания «Исток» из подмосковного Красногорска поставляет широкую гамму готовых фургонов-рефрижераторов на мало-, средне- и крупнотоннажных шасси с монтажной длиной до 9000 мм и монтирует фургоны на шасси заказчика. Фургоны строят по бескаркасной технологии с использованием панелей из экструдированного пенополистирола, армированного стекловолокном пластика, оцинкованной стали с полимерным покрытием, специальных клеев и герметиков, анодированных алюминиевых профилей, холодильно-обогревательных установок Thermo King и Zanotti. Предприятие изготавливает трех- и пятислойные сэндвич-панели толщиной 30, 50 и 80 мм, из которых собирают фургон на клеях и герметиках. С наружной стороны стыки панелей соединяют анодированным алюминиевым профилем, с внутренней – оцинкованным. Дверной проем собирают из нержавеющих и оцинкованных профилей. Компания использует только импортную фурнитуру, оцинкованную или нержавеющую, по желанию заказчика устанавливают гидроборт.

«Исток»

Московская компания «Интерпайп Ван» выпускает разнообразную гамму надстроек, в том числе и фургоны-рефрижераторы на различных шасси, при этом габаритная длина готового автомобиля не превышает 12 000 мм, то есть пресс для производства сэндвич-панелей имеет ограничение по длине. Компания строит фургоны из сэндвич-панелей толщиной 50 или 60 мм для боковых стенок и 80 мм для остальных элементов, для изготовления которых используют панели экструдированного пенополиуретана и листы плакированной оцинкованной стали как для внутренней, так и для внешней обшивок. В передней стенке сразу устанавливают закладные детали для монтажа холодильно-обогревательной установки Carrier, Thermo King или Zanotti. Пол выполнен из сэндвич-панели толщиной 120 мм и покрыт сверху рифленым алюминиевым листом с герметично проваренными швами, а снизу – оцинкованным листом. Для рамки дверного проема используют профили из нержавеющей стали, фурнитура дверей также из нержавеющей стали.

Возможно исполнение фургона с распашными дверями сзади и с правого борта, а также с гидробортом Zepro, Dhollandia или Bär.

«Исток»
 

Российские кузовостроительные компании начали заниматься фургонами-рефрижераторами и изотермическими фургонами еще в 1990-е годы и за прошедшие десятилетия наработали технологии производства сэндвич-панелей и сборки фургонов так, чтобы эти изделия служили хорошо и долго. Конструкции и комплектации различаются в деталях, но в целом все соответствуют заявленным параметрам и могут на равных конкурировать с европейскими производителями, а в чем-то и превосходить их. Конкурентное преимущество российских кузовостроителей в их возможности строить фургоны по индивидуальным проектам.

Отопительные установки для фургонов-рефрижераторов

В фургоне-рефрижераторе должна поддерживаться определенная температура независимо от погоды за бортом. И если летом рефрижератор с задачей справляется благодаря холодильной установке, то что делать, когда на улице лютая стужа, а грузу требуется температура около нуля? В этом случае на помощь приходят отопители, которые прекрасно подходят для установки в грузовой отсек. Там они поддерживают нужную температуру в самую холодную погоду. Размеры фургонов разные, требования к мощности отопителя тоже. В линейке воздушных отопителей Airtronic немецкой компании Eberspächer можно найти модели мощностью от 2 до 8 кВт – и для маленького фургончика, и для большой фуры. Размещают отопители как внутри грузового отсека, так и снаружи.

В паре с рефрижераторами, особенно большими, также используют жидкостные отопители. По фургону протягивают жидкостный контур и к нему подключают отопитель. Eberspächer поставляет линейку жидкостных отопителей Hydronic, которая включает как небольшие отопители на 4 кВт для городских фургончиков, так и мощностью до 35 кВт, способных прогреть любую фуру. Отопитель автономный, т.е. температура поддерживается даже при выключенном двигателе. Монтаж жидкостной системы сложнее, но и возможности значительно шире. Управляется такой агрегат с помощью удобного пульта.

Таким образом, при грамотном подходе и нужном оборудовании авторефрижератор способен перевозить требовательные к температурному режиму грузы круглый год в любых климатических зонах.