Раскрошить, собрать и посолить

Снегоуборочные ковши, дорожные скалыватели льда и распределители противогололедных материалов

Речь в этой статье пойдет совсем не о кулинарии, как можно было бы подумать. Этот материал открывает серию статей о снегоуборочном оборудовании.

Ковши для снегоуборки

Грузить в самосвалы снег из куч и валов, сдвигать большие объемы снега на обочины дорог, а также перевозить на недалекие расстояния более всего подходит ковш.

Финская компания Vilakone Oy выпускает многофункциональные коммунальные машины Wille, которые могут оснащаться в том числе и снежными ковшами, каждый из которых соответствует модели машины Wille. Отверстия в верхней части ковша улучшают его эксплуатационные свойства. В линейке снежные ковши емкостью от 0,8 до 2,5 м3, шириной от 1550 до 2450 мм и массой от 220 до 510 кг.
Wille

Удобнее и экономичнее работать специальным снегоуборочным ковшом: облегченным, имеющим большую вместимость, оснащенным высокой задней стенкой для сгребания снега и прямыми боковыми стенками, которые позволяют ковшу врезаться в большие сугробы. Такие ковши могут иметь ширину более 1,5–2,5 м.

Компания «Традиция-К» выпускает под брендом Impulse широкий ряд ковшей шириной до 2,7 м, повышенной вместимости (0,46–3,5 м3) и облегченной конструкции (210–1300 кг) для уборки снега для мини-погрузчиков, экскаваторов-погрузчиков и фронтальных погрузчиков, причем не только Bobcat, но и других марок. Ковши универсальные, могут применяться для работы с такими материалами, как торф, щепа, керамзит, зерно.

В англоязычной маркетинговой литературе снеговым ковшом (snow backet) иногда называют коробчатые отвалы. Нужно учитывать это и не путать.

Не рекомендуется использовать для снегоуборки землеройные и прочие, не предназначенные для данной работы ковши. Во время уборки снега на компоненты самого неспециализированного ковша и его крепления воздействуют повышенные нагрузки, больше вероятность повредить ковш.

FMG

Финская компания FMG производит линейку специализированных ковшей для погрузки снега емкостью от 0,975 до 1,72 м3 и массой от 275 до 440 кг, устанавливаемых на дорожно-строительную технику. Они могут фиксироваться всеми распространенными видами креплений.

FMG также предлагает изготовить ковш по требованию заказчика.

Снегоуборочные ковши – доступное по цене и простое в эксплуатации оборудование. К тому же их можно использовать и для погрузки других легких материалов, т.е. применять круглогодично.

Однако снегоуборочные ковши не очень хорошо счищают снег. Также не рекомендуется их использовать в условиях тесноты и на неровной земляной поверхности. Они могут цеплять за неровности, поскольку не способны копировать поверхность и обходить препятствия.

Странный ковш для снегаУсиленный низкопрофильный ковш для снега

В огромном ассортименте навесного оборудования компании Bobcat есть двухчелюстные ковши для мини-погрузчиков, которые используются в том числе и для снегоуборки. Двухчелюстной ковш имеет уникальную конфигурацию, позволяющую производить выгрузку без опрокидывания, что обеспечивает увеличение высоты загрузки/ выгрузки до 0,7 м. Грузоподъемность самых востребованных моделей не превышает 1 т. Возможна адаптация двухчелюстных ковшей к мини-погрузчикам других марок.

Выпускаются также ковши для снега и легких материалов для мини-погрузчиков и телескопических погрузчиков. Конструкция их отличается от стандартных ковшей. Нижняя часть имеет большую длину (на 993–1232 мм) в сравнении с обычными. Высота задней стенки также выше от 60 до 856 мм. Всё это позволяет ускорить процесс перемещения материалов.

Bobcat

Льдоскалыватели

Получают все большее распространение т.н. льдоскалыватели (иначе – ледоскалыватели, «дорожные скалыватели льда», «скреперы», «скребки»), назначение которых отделять от дорожного покрытия, измельчать, дробить, разрыхлять плотный укатанный снег и лед на дорогах и площадках.

По конструкции эти орудия бывают дисковыми и барабанными, т.е. рабочий орган у одних – вращающийся параллельно земле диск с волнистыми краями, взламывающий и отделяющий от поверхностей лед и слежавшийся снег, у других – барабан, цилиндр с шипами или резцами либо ротор, состоящий из наборных дисков с волнистыми краями.

Льдоскалыватели обычно очищают полосу шириной 0,9–1,2 м и более. Они хорошо работают как в условиях ограниченного пространства, так и на больших площадках с твердым покрытием.

Bobcat
Оригинальный снегоуборочный навесной дисковый «скрепер», или «скребок», предлагает компания Bobcat. Оборудование представляет собой вогнутый или плоский диск с ровным или зубчатым краем. Быстро вращаясь и раскачиваясь, диск врезается в лед и снег, разрушает твердую структуру и отбрасывает куски в стороны. Инструмент отлично справляется с утрамбованным снегом и льдом. Предлагаются диски диаметром 914 и 1143 мм.

В процессе работы режущая кромка диска самостоятельно затачивается, и точить его при эксплуатации не нужно. Диск износоустойчив, но в случае повреждения легко заменяется. Для некоторых моделей дорожных скалывателей предлагаются диски разного типа и диаметра, которые можно менять в зависимости от конкретных условий работы.

Недостатком дисковых льдоскалывателей является неспособность перемещать, сдвигать разрыхленный материал.

Льдоскалыватель выбирается по ширине захвата, глубине скалывания, рабочей скорости передвижения, массе и т.д.

Барабанные льдоскалыватели (иначе – «фреза ледоскалывающая»). В России довольно много предприятий выпускают льдоскалыватели барабанного типа различных конструкций, еще больше предприятий продают чужую продукцию, не указывая производителя.

В отличие от дискового барабанный льдоскалыватель может использоваться только на ровных покрытиях. Однако скалыватель не имеет себе равных среди навесного оборудования по эффективности удаления уплотненных слоев снега и льда большой толщины и различной формы (например, колеи).

ООО «Курган-Сервис»
Целый куст предприятий в г. Курган предлагает льдоскалыватели. Например, ООО «Курган-Сервис» (г. Курган) разрабатывает и производит целую линейку навесных льдоскалывателей: барабанного типа СЛ-1/0.8 и СЛ-170 с шириной захвата 900 и 1700 мм, глубиной скалывания 60 и 40 мм, массой 300 и 450 кг соответственно. Скалыватель снежного наката дисковый ССНД-45 с режущим инструментом диаметром 450 мм из высокопрочной, легированной стали 65Г.

При работе с барабанным льдоскалывателем важно правильно настроить глубину обработки, чтобы снег и лед разрушались, поверхность становилась ровной и шероховатой, а дорожное покрытие оставалось нетронутым.

ООО «УфаДорМаш»
ООО «УфаДорМаш» (г. Уфа) выпускает скалыватель льда УДМ-2000, устанавливаемый на заднюю навеску тракторов МТЗ-80/82. Скалыватель состоит из 11 дисков с 6 резцами каждый. Диски соединены между собой канатами и пружинами. Скалыватель может поворачиваться на 30°. Благодаря гибкой связи всех элементов и форме резцов при соприкосновении с покрытием дороги торцовая часть резца скользит по его поверхности, не повреждая (при условии правильной регулировки глубины обработки). Ширина очищаемой полосы – 1800 мм, рабочая глубина скалывания – 45 мм. Масса оборудования – 150 кг.

Выбирая барабанный льдоскалыватель с наборными дисками, следует проверить, не слишком ли они массивные, т.к. от тяжести вал может прогибаться посередине, что не позволяет правильно отрегулировать высоту положения барабана и поэтому грозит повреждением дорожного покрытия при работе. От контакта с покрытием зубья будут быстро изнашиваться, а нагрузка на вал отбора мощности машины будет чрезмерной.

ООО «Блюминг» (Минск, Белоруссия) – производитель барабанного скалывателя льда БЛ-2500, который устанавливается на штатное место щеточного оборудования и снабжается механизмом защиты от перегрузок, позволяющим сохранить дорожное полотно и само изделие в случае контакта или наезда на препятствие. Скалыватель льда состоит из 11 рабочих дисков с шестью резцами на каждом. Вращение корпуса скалывателя осуществляется благодаря движению цепей, на которых подвижно закреплены диски. Диски с обеих сторон поджаты пружинами. Подвеска на натянутых цепях обеспечивает подвижность рабочих дисков с резцами в трех плоскостях, обеспечивая отсутствие «мертвых» зон на обрабатываемой поверхности. Ширина полосы очистки – 1800 мм, угол поворота 35°. Агрегатируется с тракторами МТЗ-80/82.
ООО «Блюминг»

Распределители противогололедных материалов

К этому виду техники относятся пескосолеразбрасыватели, пескосолераспределители, распределители противогололедных материалов (реагентов) и т.д.

На отечественном рынке представлено большое количество близких по назначению, но все же разных агрегатов для распределения по дорогам, площадкам и пешеходным зонам средств борьбы со скользкостью: инертных сыпучих материалов (прежде всего песка, а также гравийной крошки и реже встречающихся шлака и мраморной крошки) и реагентов, способствующих таянию наледи (технической поваренной соли и других хлоридов), причем реагенты могут быть как в твердой, так и в жидкой форме, а также агрегаты, предназначенные для распределения комбинированных смесей инертных материалов и реагентов.

«Ярославич»

АО «ПК «Ярославич» (Яро­славская обл.) проектирует и изготавливает технику для коммунальных служб, и в том числе распределители противогололедных материалов.

Предприятие выпускает серии распределителей ПРС (бункер 5,5–10 м3) и Road Master (7,8–16 м3), предназначенных для посыпки чистой соли, песка, сухой мраморной и гранитной крошки, гранул твердых химических реагентов, песчано-соляной смеси.

Тракторные полуприцепные пескоразбрасыватели серии ПРК с транспортером оригинальной конструкции, не имеющей аналогов в России (скребковый транспортер с двойной безвтулочной цепью в защищенном канале), применяются для посыпки сухой мраморной и гранитной крошки, песчано-соляной смеси и чистого песка. За счет наращивания бортов вместимость бункера может увеличиваться с 2,5 до 3,5 м3.

Существует множество конструкций распределителей в форме стационарного или сменного навесного оборудования, также различающихся по принципу действия (конвейер или шнек, диск или форсунки и т.д.). Распределители могут монтироваться на разные шасси грузовиков и полуприцепов/ прицепов, устанавливаться в кузов самосвала.

«Ряжский АРЗ»

Так, АО «Ряжский авторемонтный завод» («Ряжский АРЗ», РАРЗ, г. Ряжск Рязанской обл.) предлагает многофункциональные машины, позволяющие увеличить рентабельность эксплуатации: самосвалы на шасси МАЗ и КАМАЗ с установкой в кузов на зимнее время разных моделей распределителей жидких и твердых противогололедных материалов. Предприятие также выпускает бункерные мусоровозы с портальным погрузчиком, на которых могут устанавливаться разные модели распределителей жидких и твердых противогололедных материалов.

Распределители управляются из кабины. Плотность распределения твердых и жидких материалов автоматически регулируется независимо от скорости движения. Подающий конвейер распределителей твердых реагентов обеспечивает работу с любым видом противогололедных материалов.

Большой проблемой всех распределителей является обеспечение плотности посыпки (равномерности разбрасывания) и точность дозирования материалов. А от равномерности и точности напрямую зависит эффективность действия распределяемых материалов и экономическая эффективность работы предприятия – потери, перерасход материалов увеличивают производственные затраты и, что также немаловажно, избыток реагентов оказывает негативное влияние на экологию. Поэтому рекомендуется при выборе оборудования провести их эксплуатационные испытания и сравнить разные модели распределителей по производительности, ширине полосы обработки, равномерности и точности, удобству загрузки и т.д.

В современных распределителях имеются очень полезные возможности регулирования подачи материалов различными способами, вплоть до автоматического электронного управления.

«Колуман Рус»
ООО «Колуман Рус» (г. Набережные Челны, Татарстан, дочерняя компания Koluman Holding A.S.) организовало сборочное производство в России. Компания производит КДМ с распределителем сухих противогололедных материалов KSS 70. В кабине автомобиля устанавливается панель электронного управления с сенсорным экраном и системой навигации GPS/ ГЛОНАСС.

Гидравлический привод механизма распределителя обеспечивает более широкие возможности для регулировки по сравнению с механическим приводом от двигателя шасси. Распределительная установка может иметь свой автономный двигатель, в этом случае ее работа и регулировки также не будут зависеть от режима работы двигателя машины-носителя.

Dobrowolski
Установки для распределения противогололедных материалов SOLKA польской фирмы Dobrowolski Sp. Z o.o. довольно популярны в нашей стране. Привод установки осуществляется от автономного дизельного двигателя Lombardini (Италия) мощностью 11,4 кВт. Управление оборудованием аналоговое, из кабины, предусматривает возможность смещения полосы распределения относительно продольной оси машины.

Емкость бункеров для противогололедных материалов должна согласовываться с грузоподъемностью шасси транспортного средства.

Распределители работают с коррозионно-активными и высокоабразивными материалами, поэтому следует обратить внимание на материалы, из которых изготовлены их детали и узлы. Конечно, лучше всего противостоят коррозии нержавеющая сталь и пластмасса.

ООО «Курган-Сервис»
АО «Курганский завод дорожных машин» («Кургандормаш», КЗДМ, г. Курган) производит линейку оборудования для содержания дорог, в том числе КДМ с распределителями сухих противогололедных материалов, возможно также увлажнение ПГМ жидкими реагентами.Большое внимание заводские конструкторы уделяют защите распределительного оборудования от коррозии. Распределитель ПГМ изготавливается из цельногнутого листа нержавеющей стали или стали 09Г2С. Кузов трапецеидальной формы, шов сплошной, непрерывный, герметизированный. Разбрасывающее устройство с разбрасывающим диском изготавливается из нержавеющей стали. Бункер подвергается дробеструйной обработке, окраска бункера двухслойная специальным грунтом и краской на основе эпоксидных смол, как заявляется, защитит бункер от коррозии на семь лет.