Снегоуборочные ковши, дорожные скалыватели льда и распределители противогололедных материалов
Речь в этой статье пойдет совсем не о кулинарии, как можно было бы подумать. Этот материал открывает серию статей о снегоуборочном оборудовании.
Ковши для снегоуборки
Грузить в самосвалы снег из куч и валов, сдвигать большие объемы снега на обочины дорог, а также перевозить на недалекие расстояния более всего подходит ковш.
Удобнее и экономичнее работать специальным снегоуборочным ковшом: облегченным, имеющим большую вместимость, оснащенным высокой задней стенкой для сгребания снега и прямыми боковыми стенками, которые позволяют ковшу врезаться в большие сугробы. Такие ковши могут иметь ширину более 1,5–2,5 м.
В англоязычной маркетинговой литературе снеговым ковшом (snow backet) иногда называют коробчатые отвалы. Нужно учитывать это и не путать.
Не рекомендуется использовать для снегоуборки землеройные и прочие, не предназначенные для данной работы ковши. Во время уборки снега на компоненты самого неспециализированного ковша и его крепления воздействуют повышенные нагрузки, больше вероятность повредить ковш.
Финская компания FMG производит линейку специализированных ковшей для погрузки снега емкостью от 0,975 до 1,72 м3 и массой от 275 до 440 кг, устанавливаемых на дорожно-строительную технику. Они могут фиксироваться всеми распространенными видами креплений.
FMG также предлагает изготовить ковш по требованию заказчика.
Снегоуборочные ковши – доступное по цене и простое в эксплуатации оборудование. К тому же их можно использовать и для погрузки других легких материалов, т.е. применять круглогодично.
Однако снегоуборочные ковши не очень хорошо счищают снег. Также не рекомендуется их использовать в условиях тесноты и на неровной земляной поверхности. Они могут цеплять за неровности, поскольку не способны копировать поверхность и обходить препятствия.
В огромном ассортименте навесного оборудования компании Bobcat есть двухчелюстные ковши для мини-погрузчиков, которые используются в том числе и для снегоуборки. Двухчелюстной ковш имеет уникальную конфигурацию, позволяющую производить выгрузку без опрокидывания, что обеспечивает увеличение высоты загрузки/ выгрузки до 0,7 м. Грузоподъемность самых востребованных моделей не превышает 1 т. Возможна адаптация двухчелюстных ковшей к мини-погрузчикам других марок.
Выпускаются также ковши для снега и легких материалов для мини-погрузчиков и телескопических погрузчиков. Конструкция их отличается от стандартных ковшей. Нижняя часть имеет большую длину (на 993–1232 мм) в сравнении с обычными. Высота задней стенки также выше от 60 до 856 мм. Всё это позволяет ускорить процесс перемещения материалов.
Льдоскалыватели
Получают все большее распространение т.н. льдоскалыватели (иначе – ледоскалыватели, «дорожные скалыватели льда», «скреперы», «скребки»), назначение которых отделять от дорожного покрытия, измельчать, дробить, разрыхлять плотный укатанный снег и лед на дорогах и площадках.
По конструкции эти орудия бывают дисковыми и барабанными, т.е. рабочий орган у одних – вращающийся параллельно земле диск с волнистыми краями, взламывающий и отделяющий от поверхностей лед и слежавшийся снег, у других – барабан, цилиндр с шипами или резцами либо ротор, состоящий из наборных дисков с волнистыми краями.
Льдоскалыватели обычно очищают полосу шириной 0,9–1,2 м и более. Они хорошо работают как в условиях ограниченного пространства, так и на больших площадках с твердым покрытием.
В процессе работы режущая кромка диска самостоятельно затачивается, и точить его при эксплуатации не нужно. Диск износоустойчив, но в случае повреждения легко заменяется. Для некоторых моделей дорожных скалывателей предлагаются диски разного типа и диаметра, которые можно менять в зависимости от конкретных условий работы.
Недостатком дисковых льдоскалывателей является неспособность перемещать, сдвигать разрыхленный материал.
Льдоскалыватель выбирается по ширине захвата, глубине скалывания, рабочей скорости передвижения, массе и т.д.
Барабанные льдоскалыватели (иначе – «фреза ледоскалывающая»). В России довольно много предприятий выпускают льдоскалыватели барабанного типа различных конструкций, еще больше предприятий продают чужую продукцию, не указывая производителя.
В отличие от дискового барабанный льдоскалыватель может использоваться только на ровных покрытиях. Однако скалыватель не имеет себе равных среди навесного оборудования по эффективности удаления уплотненных слоев снега и льда большой толщины и различной формы (например, колеи).
При работе с барабанным льдоскалывателем важно правильно настроить глубину обработки, чтобы снег и лед разрушались, поверхность становилась ровной и шероховатой, а дорожное покрытие оставалось нетронутым.
Выбирая барабанный льдоскалыватель с наборными дисками, следует проверить, не слишком ли они массивные, т.к. от тяжести вал может прогибаться посередине, что не позволяет правильно отрегулировать высоту положения барабана и поэтому грозит повреждением дорожного покрытия при работе. От контакта с покрытием зубья будут быстро изнашиваться, а нагрузка на вал отбора мощности машины будет чрезмерной.
Распределители противогололедных материалов
К этому виду техники относятся пескосолеразбрасыватели, пескосолераспределители, распределители противогололедных материалов (реагентов) и т.д.
На отечественном рынке представлено большое количество близких по назначению, но все же разных агрегатов для распределения по дорогам, площадкам и пешеходным зонам средств борьбы со скользкостью: инертных сыпучих материалов (прежде всего песка, а также гравийной крошки и реже встречающихся шлака и мраморной крошки) и реагентов, способствующих таянию наледи (технической поваренной соли и других хлоридов), причем реагенты могут быть как в твердой, так и в жидкой форме, а также агрегаты, предназначенные для распределения комбинированных смесей инертных материалов и реагентов.
АО «ПК «Ярославич» (Ярославская обл.) проектирует и изготавливает технику для коммунальных служб, и в том числе распределители противогололедных материалов.
Предприятие выпускает серии распределителей ПРС (бункер 5,5–10 м3) и Road Master (7,8–16 м3), предназначенных для посыпки чистой соли, песка, сухой мраморной и гранитной крошки, гранул твердых химических реагентов, песчано-соляной смеси.
Тракторные полуприцепные пескоразбрасыватели серии ПРК с транспортером оригинальной конструкции, не имеющей аналогов в России (скребковый транспортер с двойной безвтулочной цепью в защищенном канале), применяются для посыпки сухой мраморной и гранитной крошки, песчано-соляной смеси и чистого песка. За счет наращивания бортов вместимость бункера может увеличиваться с 2,5 до 3,5 м3.
Существует множество конструкций распределителей в форме стационарного или сменного навесного оборудования, также различающихся по принципу действия (конвейер или шнек, диск или форсунки и т.д.). Распределители могут монтироваться на разные шасси грузовиков и полуприцепов/ прицепов, устанавливаться в кузов самосвала.
Так, АО «Ряжский авторемонтный завод» («Ряжский АРЗ», РАРЗ, г. Ряжск Рязанской обл.) предлагает многофункциональные машины, позволяющие увеличить рентабельность эксплуатации: самосвалы на шасси МАЗ и КАМАЗ с установкой в кузов на зимнее время разных моделей распределителей жидких и твердых противогололедных материалов. Предприятие также выпускает бункерные мусоровозы с портальным погрузчиком, на которых могут устанавливаться разные модели распределителей жидких и твердых противогололедных материалов.
Распределители управляются из кабины. Плотность распределения твердых и жидких материалов автоматически регулируется независимо от скорости движения. Подающий конвейер распределителей твердых реагентов обеспечивает работу с любым видом противогололедных материалов.
Большой проблемой всех распределителей является обеспечение плотности посыпки (равномерности разбрасывания) и точность дозирования материалов. А от равномерности и точности напрямую зависит эффективность действия распределяемых материалов и экономическая эффективность работы предприятия – потери, перерасход материалов увеличивают производственные затраты и, что также немаловажно, избыток реагентов оказывает негативное влияние на экологию. Поэтому рекомендуется при выборе оборудования провести их эксплуатационные испытания и сравнить разные модели распределителей по производительности, ширине полосы обработки, равномерности и точности, удобству загрузки и т.д.
В современных распределителях имеются очень полезные возможности регулирования подачи материалов различными способами, вплоть до автоматического электронного управления.
Гидравлический привод механизма распределителя обеспечивает более широкие возможности для регулировки по сравнению с механическим приводом от двигателя шасси. Распределительная установка может иметь свой автономный двигатель, в этом случае ее работа и регулировки также не будут зависеть от режима работы двигателя машины-носителя.
Емкость бункеров для противогололедных материалов должна согласовываться с грузоподъемностью шасси транспортного средства.
Распределители работают с коррозионно-активными и высокоабразивными материалами, поэтому следует обратить внимание на материалы, из которых изготовлены их детали и узлы. Конечно, лучше всего противостоят коррозии нержавеющая сталь и пластмасса.