Метать и подметать

Щетки для уборки снега и снегоочистители роторного действия

Щетки дорожные для уборки снега

Существует множество типов и видов навесных дорожных щеток с механическим или более современным гидравлическим приводом. Каждый тип и вид имеет свое назначение, преимущества и недостатки.

Самая распространенная и больше всего используемая для уборки снега – щетка цилиндрической формы. Различают наборные дисковые щетки, состоящие, как видно из названия, из установленных на вал отдельных дисков (щеток такого типа в эксплуатации подавляющее большинство), и роллерные, или цилиндрические, неразборной конструкции: вал с ворсом.

«Регион 45»
«Завод дорожной техники «Регион 45» (г. Курган) выпускает дорожные щетки для КДМ. Щетки приводятся в действие гидромотором. Подъем и опускание осуществляются гидроцилиндром, снабженным гидрозамком, который не допускает самопроизвольного опускания агрегата при движении машины. Защитный механизм обеспечивает сохранность щеток при наезде на препятствие. Поворотные колеса позволяют поворачивать щетку в нужную сторону. Угол атаки щетки можно менять при движении машины. Щетка управляется из кабины.

Благодаря монолитной конструкции роллерные щетки лучше сбалансированы и поэтому могут развивать более высокую скорость вращения без опасной вибрации. Также роллерные щетки могут с большей силой прижиматься к очищаемой поверхности. Все это обеспечивает высокую эффективность очистки даже неровных и структурированных поверхностей по сравнению с дисковыми щетками. Роллерные щетки применяются в основном в качестве опции на зарубежных коммунально-уборочных машинах: BUCHER, JOHNSTON, MULTICAR, SCHMIDT, SCARAB, BRODD-SON, FAUN и др.

Pronar Sp. z o.o.
Так, польская компания Pronar Sp. z o.o. в качестве опции комплектует свои навесные снегоуборочно-подметальные машины роллерными щетками с приводом от гидравлического двигателя, размещенного внутри вала. Рабочая ширина щетки составляет 2,8 м. Механизм поворота щетки ручной или гидравлический, угол поворота ±25°. Рекомендуемая скорость уборки 6 км/ч. Имеется балансирующая система подвески. По мере износа щетки существует возможность опускания с помощью регулировки опорных колес. Пульт управления щеткой находится в кабине машины.

Современные дорожные щетки цилиндрической формы имеют подвеску с несколькими степенями свободы, чтобы копировать очищаемую поверхность, и, как правило, оснащены механизмом поворота, позволяющим изменять угол атаки вращающейся щетки в горизонтальной плоскости относительно направления движения машины (обычно до ±30°).

ГК «Специальные машины»
ГК «Специальные машины» (г. Москва, производство в г. Мценск Орловской обл.) производит дорожные щетки линейки ЩО с шириной очищаемой полосы 1500–1800 мм и углом поворота ±40°. Привод от гидромотора МГП 125 номинальной мощностью 7,25 кВт.

Щетки с механизмом поворота называют угловыми, или поворотными. Привод поворотного механизма может быть механическим (ручным) или гидравлическим с электрогидравлическим управлением. Чем больше снега нужно убрать, тем больше должен быть угол атаки. К тому же возможность поворота делает машину со щеткой более маневренной. Зато неповоротные щетки самые бюджетные.

Delta

ООО «Компания «Тради­ция-К» производит линейку коммунальных щеток Impulse. Механизм поворота у них механический или гидравлический с управлением из кабины. Угол поворота ±25° или ±30°. Заявляется, что это оборудование мирового класса по цене в три раза ниже импортных аналогов. Щетки имеют систему двухосного наклона, которая обеспечивает оптимальное прилегание к очищаемой поверхности и копирование рельефа дороги в двух плоскостях. Есть механизм амортизации колебаний, возникающих при езде машины по неровной дороге. Некоторые модели оснащаются бункером.

«Традиция-К» также представляет дорожные щетки бренда Delta (производство Словакии). Щеточные диски имеют особую форму с непрямым расположением ворса, благодаря чему повышается качество и скорость уборки. Механизм поворота механический или гидравлический. Угол поворота ±25° или ±30°. Имеется встроенная защита от излишнего усилия прижатия щетки, уменьшающая износ ворса.

В конструкцию некоторых моделей щеток заложена возможность реверсивного вращения, что удобно, например, для выметания снега из углов и от препятствий. У некоторых моделей ворс имеет волнистую форму, что улучшает качество очистки.

Ряд моделей дорожных щеток комплектуются автономной гидростанцией и гидромотором, развивающим высокий крутящий момент. Гидравлическое оборудование может работать от автономного двигателя внутреннего сгорания, благодаря которому щетка не требует дополнительного подключения к системам машины-носителя. Это дает возможность использовать гидравлическую щетку на машинах, не оборудованных отдельной гидравлической линией для управления навесным оборудованием.

«Завод LEX»
ООО «ЗАВОД ЛЭКС» («Завод LEX», г. Екатеринбург) производит линейку дорожных щеток ЩД для навески на отечественные и импортные тракторы с приводом от ВОМ трактора или с гидроприводом, с гидроповоротом и с колесной базой. Ширина обрабатываемой полосы до 2500 мм в зависимости от базовой машины. Завод готов изготовить оборудование по чертежам заказчика.

На рынке предлагаются также модели щеток с бункером (еще их называют «с совком»). Понятно, что для массовой уборки снега щетки такого типа не годятся – бункер сразу заполнится, и его нужно будет часто разгружать. Щетка с бункером удобна для уборки небольших площадок с небольшим количеством снега с мусором – в таких ситуациях она уберет лучше поворотной щетки, быстро и чисто за один проход. Щетка с бункером может оснащаться боковой лотковой щеткой для чистки прибордюрной зоны и опорными колесами (до 4 шт.). Выгрузка смета из бункера осуществляется с помощью гидравлического привода.

CanginiBenne S.r.l.

Итальянская компания CanginiBenne S.r.l. выпускает дорожные щетки модельного ряда SPZ для уборки снега тракторами и дорожно-строительными машинами. Щетки могут оснащаться контейнером с гидроподъемником и с боковой лотковой щеткой.

Щетки поворачиваются гидроприводом на ±30° в горизонтальной плоскости и автоматически выравниваются относительно поверхности, поворачиваясь до ±8–10° в вертикальной плоскости. Комплектуются четырьмя стальными опорными колесами. Рабочая ширина составляет до 2500 мм.

Считается, что дорожные щетки эффективны при уборке слоя снега высотой до 100–150 мм. Ширина захвата (очищаемой полосы) может достигать ширины полосы движения 2500  мм и более.

«Сальсксельмаш»
Предприятие «Сальсксельмаш» (г. Сальск, Ростовская обл.) производит линейку дисковых щеток МК (с модификациями МКЩ) для навески на тракторы. Максимальная высота убираемого слоя свежевыпавшего сухого, рыхлого снега для этих щеток – не более 200 мм. Рабочая скорость движения щеточного оборудования 9–12,9 км/ч. Ширина рабочей зоны – 1,3–1,8 м. Угол установки щетки к продольной оси машины составляет ±30°.
 

Одним из важнейших преимуществ дорожных щеток является то, что они не повреждают твердые покрытия.

Снегоочистители роторного действия

К этой группе относятся (согласно ГОСТ EN 13021–2012) снегоочистительные машины (снегоуборщики) с роторными рабочими органами, которые при вращении разрыхляют (режут), сдвигают и отбрасывают снег. Рабочие органы – это ротор, шнек и ленточная (винтовая) фреза. Точные определения типов снегоочистителей и их компонентов приведены в ГОСТ 15840–70.

Снегоуборщик может состоять из отвала, сгребающего снег, и роторного органа, который отбрасывает снег, собранный отвалом: это плужно-роторные и фрезерно-плужные машины. Как видно из названия, снег отбрасывается лопастями ротора или фрезой (шнеком). Однако в коммунальном хозяйстве подобные снегоочистители используются редко – они неудобны и неэкономичны применительно к очистке дорог, улиц и т.д.

Больше всего для уборки снега с автомагистралей и улиц (рыхлого, только что выпавшего, а также слежавшегося, мокрого, сдвинутого отвалом в валки) используют роторные снегоуборщики с фрезерными и шнековыми питателями.

ПМЗ
Так, в ассортименте ООО «Механический завод» (ПМЗ, п. Переволоцкий, Оренбургская обл.), который выпускает линейку фрезерно-роторных снегоочистителей Су передней навески (для тракторов МТЗ) с одной или двумя фрезами, есть мод. Су-2.1 ОМ «Чистая Работа» – фрезерно-роторный снегоочиститель, дополненный односекционным отвалом с левой стороны. Привод рабочего органа механический, гидромотор позволяет вращать патрубок выброса снега в секторе 220°. Транспортная скорость машины-носителя до 30 км/ч, рабочая скорость – до 18,4 км/ч.

В конструкции снегоуборщика может быть от одного до трех питателей.

ООО «Спецагрегат» (г. Миасс, Челябинской обл.) выпускает снегоочистители для навески на шасси ЗИЛ, УРАЛ и т.д. Так, в линейке фрезерно-роторных снегоочистителей СФР имеется одномоторная мод. 101-СА, оснащенная тремя фрезами. Остальные модели этого ряда оснащаются одной или двумя фрезами и имеют механический или гидравлический привод.

«Спецагрегат» также производит семейство шнекороторных снегоочистителей СШР, одно- и двухмоторных, оснащенных одним или двумя шнеками.

ООО «Спецагрегат»

Со времен социалистической экономики многие заводы производят продукцию, происходящую от одной и той же модели. Так, аналогами моделей снего­уборщиков серии СШР считаются агрегаты КО-605, ДЭ-210БМ, ДЭ-226 и пр., которые выпускаются другими предприятиями.

А фрезерно-роторные снегоочистители СФР задней навески также выпускает предприятие Группа компаний «Балтиец» (г. Санкт-Петербург). Привод оборудования гидростатический, автономный, обеспечивающий независимую от оборотов двигателя постоянную скорость работы фрез. В линейке несколько моделей машин на базе шарнирно-сочлененного трактора «Кировец К-703», а также отдельные навесные агрегаты.
«Балтиец»

ОАО «УралАгроМаш» (г. Нефтекамск, Башкортостан) тоже выпускает линейку шнекороторных снегоочистителей СШР передней и задней навески для тракторов. Мод. СШР-2,6 может устанавливаться как спереди, так и сзади на тракторы типа МТЗ и Т-150.

Новинка – мод. СШР-2,0ПМ передней навески, оснащенная двумя шнеками, развивает производительность (при плотности снега 0,5 т/м3) 200 т/ч.

«УралАгроМаш»

Шнековый питатель состоит из трубы со сплошными винтовыми лопастями правого и левого заходов. Фрезерный питатель состоит из режущей винтовой ленты, закрепленной с помощью стоек и раскосов на оси. Понятно, что фрезерные питатели предназначены для разработки более плотного снега со льдом, чем простые шнеки, для чего их режущим поверхностям придается соответствующая форма.

В процессе работы роторный снегоочиститель уплотняет снег, который он отбрасывает от дороги либо загружает в самосвал при помощи поворотного погрузочного желоба. Угол и направление, по которым отбрасывается снег, могут регулироваться вручную или с помощью гидропривода.

«ДОРЭЛЕКТРОМАШ»

Так, у фрезерно-роторного навесного снегопогрузчика ДЭМ-124 производства ООО «ДОРЭЛЕКТРОМАШ» (г. Смолевичи, Минская обл., Республика Беларусь) высота погрузки в транспортные средства составляет не менее 3,5 м. ДЭМ-124 имеет механический привод от базового трактора МТЗ.

«ДОРЭЛЕКТРОМАШ» также выпускает шнекороторный снегоочиститель мод. ФРС 200М с гидроприводом для навески на тракторы «Беларус».

Выпускаются роторные снегоуборщики различных типоразмеров и производительности, которые можно использовать при уборке слоя снега от нескольких сантиметров до 3 м, начиная с пешеходных дорожек и до аэродромов. Привод роторных снегоуборщиков может осуществляться либо от двигателя шасси, либо от собственного автономного двигателя.

ООО «Компания Промышленный Меридиан» (г. Пермь) изготавливает серию фрезерно- и шнекороторных снегопогрузчиков UM-Truck SR для монтажа на дорожно-строительные машины, тракторы с механическим или гидравлическим приводом от машины-носителя, а также три модели с приводом от автономного двигателя мощностью 115 кВт. Шнекоротор с автономным двигателем способен убирать большие объемы даже слежавшегося и мокрого снега. Минимальная грузоподъемность фронтального погрузчика 3–5 т. Пульт управления находится в кабине погрузчика. Направление отброса снега в секторе 200° регулируется оператором из кабины. Высота погрузки – 3600 мм.
«Компания Промышленный Меридиан»

Некоторые специалисты, однако, считают, что двухмоторная схема неэкономична, приводит к недоиспользованию мощности двигателя шасси и перерасходу топлива.

Преимуществами снегоочистителей роторного типа являются высокая производительность и эффективность уборки в сложных условиях: при высокой влажности и плотности снежной массы, на удаленных от городов участках дорог.

Среди недостатков снегоочистителей данного типа специалисты отмечают сложность конструкции, большие габариты и массу, невысокую скорость движения (в том числе транспортного из-за больших нагрузок на передний мост машины-носителя), достаточно высокую стоимость при отсутствии универсальности: эксплуатировать эти агрегаты можно только в зимнее время. Фрезерно-роторные снегоочистители обычно более металло- и энергоемки, чем шнекороторные, и передний мост базовой машины нагружается больше, чем у шнекороторных снегоочистителей.

Подавляющее большинство снегоочистителей являются навесным оборудованием. Это и понятно: в весенне-летний период машину-носитель можно использовать для других работ.

Отметим: при установке на трехточечное навесное устройство трактора машине со снего­очистителем во время работы приходится двигаться задним ходом, что, в общем, не очень удобно.

Ростсельмаш
Дивизион прицепной и навесной техники Ростсельмаш (г. Ростов-на-Дону) выпускает серию навесных шнекороторных снегоочистителей SNEGIR, часть из которых монтируется на заднюю трехточечную навеску тракторов. Некоторые модели SNEGIR имеют по два шнека. Модификация SNEGIR 2100 G с гидроприводом предназначена для работы на мини-погрузчике.

Однако выпускаются и самоходные снегоочистители премиум-класса. Такая техника может использоваться на горнолыжных курортах и т.п. местах.

Так, швейцарская компания Zaugg AG производит фрезерно-роторные снегоуборочные машины навесные и самоходные, причем как колесные, так и гусеничные. Мод. Snow Beast (Снежный зверь) – компактная снегоуборочная машина, выполненная в виде самоходного моноблока на резиновых гусеницах, оснащена двухъярусной фрезой. Используется для уборки снега с террас ресторанов, железнодорожных платформ, спортивных треков, автостоянок, тротуаров и т.д. Оснащена дизельным двигателем Kubota мощностью 41 кВт.
Zaugg AG