Щетки для уборки снега и снегоочистители роторного действия
Продолжаем серию статей о снегоуборочном оборудовании.
Щетки дорожные для уборки снега
Существует множество типов и видов навесных дорожных щеток с механическим или более современным гидравлическим приводом. Каждый тип и вид имеет свое назначение, преимущества и недостатки.
Самая распространенная и больше всего используемая для уборки снега – щетка цилиндрической формы. Различают наборные дисковые щетки, состоящие, как видно из названия, из установленных на вал отдельных дисков (щеток такого типа в эксплуатации подавляющее большинство), и роллерные, или цилиндрические, неразборной конструкции: вал с ворсом.
Благодаря монолитной конструкции роллерные щетки лучше сбалансированы и поэтому могут развивать более высокую скорость вращения без опасной вибрации. Также роллерные щетки могут с большей силой прижиматься к очищаемой поверхности. Все это обеспечивает высокую эффективность очистки даже неровных и структурированных поверхностей по сравнению с дисковыми щетками. Роллерные щетки применяются в основном в качестве опции на зарубежных коммунально-уборочных машинах: BUCHER, JOHNSTON, MULTICAR, SCHMIDT, SCARAB, BRODD-SON, FAUN и др.
Современные дорожные щетки цилиндрической формы имеют подвеску с несколькими степенями свободы, чтобы копировать очищаемую поверхность, и, как правило, оснащены механизмом поворота, позволяющим изменять угол атаки вращающейся щетки в горизонтальной плоскости относительно направления движения машины (обычно до ±30°).
Щетки с механизмом поворота называют угловыми, или поворотными. Привод поворотного механизма может быть механическим (ручным) или гидравлическим с электрогидравлическим управлением. Чем больше снега нужно убрать, тем больше должен быть угол атаки. К тому же возможность поворота делает машину со щеткой более маневренной. Зато неповоротные щетки самые бюджетные.
ООО «Компания «Традиция-К» производит линейку коммунальных щеток Impulse. Механизм поворота у них механический или гидравлический с управлением из кабины. Угол поворота ±25° или ±30°. Заявляется, что это оборудование мирового класса по цене в три раза ниже импортных аналогов. Щетки имеют систему двухосного наклона, которая обеспечивает оптимальное прилегание к очищаемой поверхности и копирование рельефа дороги в двух плоскостях. Есть механизм амортизации колебаний, возникающих при езде машины по неровной дороге. Некоторые модели оснащаются бункером.
«Традиция-К» также представляет дорожные щетки бренда Delta (производство Словакии). Щеточные диски имеют особую форму с непрямым расположением ворса, благодаря чему повышается качество и скорость уборки. Механизм поворота механический или гидравлический. Угол поворота ±25° или ±30°. Имеется встроенная защита от излишнего усилия прижатия щетки, уменьшающая износ ворса.
В конструкцию некоторых моделей щеток заложена возможность реверсивного вращения, что удобно, например, для выметания снега из углов и от препятствий. У некоторых моделей ворс имеет волнистую форму, что улучшает качество очистки.
Ряд моделей дорожных щеток комплектуются автономной гидростанцией и гидромотором, развивающим высокий крутящий момент. Гидравлическое оборудование может работать от автономного двигателя внутреннего сгорания, благодаря которому щетка не требует дополнительного подключения к системам машины-носителя. Это дает возможность использовать гидравлическую щетку на машинах, не оборудованных отдельной гидравлической линией для управления навесным оборудованием.
На рынке предлагаются также модели щеток с бункером (еще их называют «с совком»). Понятно, что для массовой уборки снега щетки такого типа не годятся – бункер сразу заполнится, и его нужно будет часто разгружать. Щетка с бункером удобна для уборки небольших площадок с небольшим количеством снега с мусором – в таких ситуациях она уберет лучше поворотной щетки, быстро и чисто за один проход. Щетка с бункером может оснащаться боковой лотковой щеткой для чистки прибордюрной зоны и опорными колесами (до 4 шт.). Выгрузка смета из бункера осуществляется с помощью гидравлического привода.
Итальянская компания CanginiBenne S.r.l. выпускает дорожные щетки модельного ряда SPZ для уборки снега тракторами и дорожно-строительными машинами. Щетки могут оснащаться контейнером с гидроподъемником и с боковой лотковой щеткой.
Щетки поворачиваются гидроприводом на ±30° в горизонтальной плоскости и автоматически выравниваются относительно поверхности, поворачиваясь до ±8–10° в вертикальной плоскости. Комплектуются четырьмя стальными опорными колесами. Рабочая ширина составляет до 2500 мм.
Считается, что дорожные щетки эффективны при уборке слоя снега высотой до 100–150 мм. Ширина захвата (очищаемой полосы) может достигать ширины полосы движения 2500 мм и более.
Одним из важнейших преимуществ дорожных щеток является то, что они не повреждают твердые покрытия.
Снегоочистители роторного действия
К этой группе относятся (согласно ГОСТ EN 13021–2012) снегоочистительные машины (снегоуборщики) с роторными рабочими органами, которые при вращении разрыхляют (режут), сдвигают и отбрасывают снег. Рабочие органы – это ротор, шнек и ленточная (винтовая) фреза. Точные определения типов снегоочистителей и их компонентов приведены в ГОСТ 15840–70.
Снегоуборщик может состоять из отвала, сгребающего снег, и роторного органа, который отбрасывает снег, собранный отвалом: это плужно-роторные и фрезерно-плужные машины. Как видно из названия, снег отбрасывается лопастями ротора или фрезой (шнеком). Однако в коммунальном хозяйстве подобные снегоочистители используются редко – они неудобны и неэкономичны применительно к очистке дорог, улиц и т.д.
Больше всего для уборки снега с автомагистралей и улиц (рыхлого, только что выпавшего, а также слежавшегося, мокрого, сдвинутого отвалом в валки) используют роторные снегоуборщики с фрезерными и шнековыми питателями.
В конструкции снегоуборщика может быть от одного до трех питателей.
ООО «Спецагрегат» (г. Миасс, Челябинской обл.) выпускает снегоочистители для навески на шасси ЗИЛ, УРАЛ и т.д. Так, в линейке фрезерно-роторных снегоочистителей СФР имеется одномоторная мод. 101-СА, оснащенная тремя фрезами. Остальные модели этого ряда оснащаются одной или двумя фрезами и имеют механический или гидравлический привод.
«Спецагрегат» также производит семейство шнекороторных снегоочистителей СШР, одно- и двухмоторных, оснащенных одним или двумя шнеками.
Со времен социалистической экономики многие заводы производят продукцию, происходящую от одной и той же модели. Так, аналогами моделей снегоуборщиков серии СШР считаются агрегаты КО-605, ДЭ-210БМ, ДЭ-226 и пр., которые выпускаются другими предприятиями.
ОАО «УралАгроМаш» (г. Нефтекамск, Башкортостан) тоже выпускает линейку шнекороторных снегоочистителей СШР передней и задней навески для тракторов. Мод. СШР-2,6 может устанавливаться как спереди, так и сзади на тракторы типа МТЗ и Т-150.
Новинка – мод. СШР-2,0ПМ передней навески, оснащенная двумя шнеками, развивает производительность (при плотности снега 0,5 т/м3) 200 т/ч.
Шнековый питатель состоит из трубы со сплошными винтовыми лопастями правого и левого заходов. Фрезерный питатель состоит из режущей винтовой ленты, закрепленной с помощью стоек и раскосов на оси. Понятно, что фрезерные питатели предназначены для разработки более плотного снега со льдом, чем простые шнеки, для чего их режущим поверхностям придается соответствующая форма.
В процессе работы роторный снегоочиститель уплотняет снег, который он отбрасывает от дороги либо загружает в самосвал при помощи поворотного погрузочного желоба. Угол и направление, по которым отбрасывается снег, могут регулироваться вручную или с помощью гидропривода.
Так, у фрезерно-роторного навесного снегопогрузчика ДЭМ-124 производства ООО «ДОРЭЛЕКТРОМАШ» (г. Смолевичи, Минская обл., Республика Беларусь) высота погрузки в транспортные средства составляет не менее 3,5 м. ДЭМ-124 имеет механический привод от базового трактора МТЗ.
«ДОРЭЛЕКТРОМАШ» также выпускает шнекороторный снегоочиститель мод. ФРС 200М с гидроприводом для навески на тракторы «Беларус».
Выпускаются роторные снегоуборщики различных типоразмеров и производительности, которые можно использовать при уборке слоя снега от нескольких сантиметров до 3 м, начиная с пешеходных дорожек и до аэродромов. Привод роторных снегоуборщиков может осуществляться либо от двигателя шасси, либо от собственного автономного двигателя.
Некоторые специалисты, однако, считают, что двухмоторная схема неэкономична, приводит к недоиспользованию мощности двигателя шасси и перерасходу топлива.
Преимуществами снегоочистителей роторного типа являются высокая производительность и эффективность уборки в сложных условиях: при высокой влажности и плотности снежной массы, на удаленных от городов участках дорог.
Среди недостатков снегоочистителей данного типа специалисты отмечают сложность конструкции, большие габариты и массу, невысокую скорость движения (в том числе транспортного из-за больших нагрузок на передний мост машины-носителя), достаточно высокую стоимость при отсутствии универсальности: эксплуатировать эти агрегаты можно только в зимнее время. Фрезерно-роторные снегоочистители обычно более металло- и энергоемки, чем шнекороторные, и передний мост базовой машины нагружается больше, чем у шнекороторных снегоочистителей.
Подавляющее большинство снегоочистителей являются навесным оборудованием. Это и понятно: в весенне-летний период машину-носитель можно использовать для других работ.
Отметим: при установке на трехточечное навесное устройство трактора машине со снегоочистителем во время работы приходится двигаться задним ходом, что, в общем, не очень удобно.
Однако выпускаются и самоходные снегоочистители премиум-класса. Такая техника может использоваться на горнолыжных курортах и т.п. местах.