Мало- и среднетоннажные грузовики в современных условиях
Учитывая важность этого сегмента рынка, мы пригласили для обмена мнениями на страницах нашего журнала представителей компаний, занятых производством и реализацией мало- и среднетоннажных грузовиков. В обсуждении приняли участие:
Ваге Погосян, коммерческий директор ООО «КОМДОРАВТО» (Московская область);
Андрей Попов, директор департамента продаж грузовых автомобилей ООО «ФАВ – Восточная Европа» (г. Москва);
Фабрис Горлье, генеральный директор АО «ИСУЗУ РУС» (г. Москва).
В. Погосян, ООО «КОМДОРАВТО»: По моему мнению, к сожалению, автомобильный грузопоток снизился до предела в связи с затянувшимся экономическим спадом. Крупнотоннажные грузовики задействованы на магистральных перевозках, а малотоннажные на местных линиях, и поэтому нельзя однозначно говорить, что доля грузовиков полной массой до 12 т будет расти за счет крупнотоннажных. Нет выгоды замещать магистральные перевозки малотоннажным транспортом».
А. Попов, ООО «ФАВ – Восточная Европа»: 2019 год выдался достаточно тяжелым для мало- и среднетоннажной техники в России. По нашим данным, на ноябрь 2019 г. рынок коммерческого транспорта полной массой 3,5-8 т снизился на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г., а полной массой 8-16 т. – на 1,7%. Конечно, государство очень сильно влияет на автомобильный бизнес, в очередной раз повысив утилизационный сбор с 1 января 2020 г., да и деловая активность малого и среднего бизнеса за последние 6 месяцев только снижается. Не ожидаем кардинальных изменений и в 2020 г., рынок, скорее всего, будет так же снижаться, но мы приняли для себя решение побороться за него и расширили наш модельный ряд грузовиком FAW Tiger V полной массой 8000 кг. На это шасси мы начинаем устанавливать фургоны, самосвалы, бортовые платформы с КМУ, автовышки и другие надстройки.
Ф. Горлье, АО «ИСУЗУ РУС»: Безусловно, текущая экономическая ситуация вкупе с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой оказывают негативное влияние как на саму автомобильную индустрию, так и на смежные отрасли. Но даже в таких условиях наша задача остается неизменной – предлагать клиентам максимально эффективные и выгодные решения для их бизнеса. Одним из преимуществ ISUZU является широкий модельный ряд шасси полной массой от 3,5 до 33 т, а нашими партнерами являются более 50 сертифицированных надстройщиков, что позволяет решить практически любую задачу бизнеса.
Мы внимательно следим за рыночной ситуацией и придерживаемся политики гибкого ценообразования. К примеру, даже с учетом волатильности курса российской валюты мы приняли решение о сохранении текущих цен на шасси N и F серий до конца апреля, чтобы поддержать наших партнеров и клиентов. Кроме того, с января этого года на все автомобили ISUZU действует расширенная гарантия до 5 лет, или 300 тысяч км пробега в зависимости от модели.
20 апреля наш завод в Ульяновске возобновил производство, для обеспечения безопасности сотрудников введены усиленные санитарные меры.
Относительно рыночных сегментов, если посмотреть на результаты прошлого года по количеству регистраций, то лидерами с точки зрения темпов роста стали сегменты HDT (тяжелые грузовики полной массой свыше 16 т, 6,9%) и MDT2 (среднетоннажные грузовики массой 12–16 т, 5,8%), в то время как сегмент MDT1 (8–12 т) показал незначительное падение (–1%). Прогнозы на изменение сегментов сейчас делать сложно, но можно предположить, что в сегодняшней ситуации клиенты будут особенно тщательно подходить к выбору решений для своих задач, в первую очередь руководствуясь стоимостью автомобиля и его дальнейшего обслуживания.
В. Погосян, ООО «КОМДОРАВТО»: В условиях жесткой конкуренции и сложной экономической ситуации больше покупателей отдадут предпочтение доступным и качественным грузовикам, например Foton. Используемые материалы и технологии делают китайские грузовики надежными и повышают ресурсность, так на Foton действует гарантия 3 года или 150 тыс. км. При этом компания ООО «КОМДОРАВТО» уже много лет предлагает своим клиентам широкую линейку брендов малой, среднетоннажной и крупнотоннажной техники, а также максимально комфортные условия на обслуживание и расходные материалы.
А. Попов, ООО «ФАВ – Восточная Европа»: За всех производителей сказать тяжело, мы всегда работаем над увеличением качества и надежности нашей техники, при этом стараемся сохранить стоимость на прежнем уровне. Чтобы производители смогли снизить стоимость техники, государство должно снизить нагрузку на производителей, уж очень высокую долю в стоимости автомобиля составляют пошлины, налоги и сборы.
Ф. Горлье, АО «ИСУЗУ РУС»: Как уже отмечено выше, «ИСУЗУ РУС» внимательно следит за рыночной ситуацией и придерживается стратегии гибкого ценообразования, с тем чтобы соответствовать ожиданиям клиентов. При этом обновленные гарантийные обязательства свидетельствуют о нашей уверенности в качестве и надежности предлагаемых автомобилей.
В. Погосян, ООО «КОМДОРАВТО»: А почему вы считаете, что не хотят? Конечно, хотят. Но эту нишу плотно занял отечественный автопром.
Погосян, ООО «КОМДОРАВТО»: Очень щепетильная тема. С одной стороны, мы стремимся сохранить экологию и потратить эти сборы на строительство заводов по утилизации, но как потребители видим, что это просто дополнительный налог, и пока не совсем ясно, куда и на что идут эти деньги.
Ф. Горлье, АО «ИСУЗУ РУС»: Прежде всего необходимо отметить, что утилизационный сбор как инструмент экологической политики существует во многих странах мира и затрагивает не только автомобили, но и все товары, подлежащие утилизации после использования. Конечно, утилизационный сбор оказывает влияние на конечную стоимость автомобилей. И в текущей экономической ситуации мы будем приветствовать все меры государственной поддержки отрасли, в том числе и компенсацию утилизационного сбора.