Что разрушать помогает #27328
Подбираем оптимальное сочетание экскаватора-разрушителя и навесного оборудования для него
О подборе оптимального сочетания экскаватора-разрушителя и навесного оборудования для него мы поговорим в этой статье.
Начинаем с навесного
Специалисты советуют начинать процесс подбора с навесного оборудования – так вы будете ломать и крошить бетон, резать металл и разрушать строительные конструкции оптимально подходящим орудием. Если же вы начнете с подбора типоразмера экскаватора, может получиться, что подобранное затем к экскаватору навесное оборудование будет слишком большим или маленьким и вы не сможете выполнять демонтажные работы оптимально.
Размерность навесного оборудования зависит от вида материала, с которым придется работать. Посмотрите, есть ли в составе строительной конструкции стальные двутавровые балки и другие крепкие массивные элементы – для их разрезания потребуются мощные орудия большого типоразмера, установленные на мощных, больших экскаваторах-носителях.
Так, экскаватор мод. E400C эксплуатационной массой 38–40 т может комплектоваться кинетическим молотом-разрушителем (бутобоем) Pilemaster H100 (давление в гидроконтуре 200 бар). Pilemaster H100 массой 6500 кг применяется для демонтажа и утилизации (дробления) бетонных, железобетонных конструкций и сооружений, дорожного бетонного или асфальтного полотна, мостовых опор, а также каменных глыб и валунов массой до 200 т. Основное преимущество использования молота-разрушителя Pilemaster в сравнении с обычным гидромолотом: большая энергия удара (100 кДж); меньший уровень шума за счет небольшой частоты ударов (5–7 в мин); не требует постоянных затрат на обслуживание.
E400C может работать с гидромолотами Delta различной мощности, оснащается компонентами гидросистемы производства Bosch Rexroth. Гидропривод Bosch-Rexroth обеспечивает совмещение четырех движений в рабочем цикле, высокую точность выполнения операций и минимальные потери мощности. Для обеспечения работы навесного оборудования возможна установка дополнительной секции гидрораспределителя. Для E400C предлагаются рукояти в трех вариантах по длине (2910, 3250 и 4000 мм) и гусеничные ленты в трех вариантах ширины: 600, 800 и 1000 мм.
Гидросистема для навесного оборудования
Расход и давление потока. Навесное оборудование для сноса и демонтажа предъявляет высокие требования к характеристикам гидросистемы машины-носителя. Производители навесного оборудования для разрушения обычно указывают в инструкции по эксплуатации оптимальный диапазон величин расхода потока и давления в гидроконтуре, достаточных для эффективной работы навесного оборудования. Экскаватор должен быть способен обеспечить такой расход и давление.
Компактные машины Bobcat оснащены гидравлическими системами, позволяющими использовать множество дополнительных устройств. В состав гидравлических систем входят гидронасосы повышенной мощности. Схемы прокладки гидравлических РВД и трубопроводов усовершенствованы с целью исключения утечек. Уменьшено количество соединений в системе, что также благоприятно сказывается на ее надежности и долговечности. В гидравлических контурах для подключения навесного оборудования повышено давление на 20% по сравнению с моделями предыдущего поколения. За счет модернизации гидросистемы производительность навесного оборудования увеличилась на 22%. В гидросистеме используются фильтры с длительным сроком эксплуатации, благодаря чему увеличены интервалы техобслуживания. Для ряда моделей Bobcat в качестве опции предлагаются гидросистемы повышенной производительности High Flow.
Установка и смена всего навесного оборудования для техники Bobcat осуществляется при помощи запатентованной системы Bob-Tach. Оператор управляет процессом установки из кабины.
Распространенная ошибка – когда выбирают инструмент, который потребляет больше гидравлической энергии (мощности), чем может обеспечить машина-носитель. Например, если давление в напорной линии гидроконтура будет ниже требуемого или расход жидкости будет выше требуемого, гидромолот будет перегреваться и останавливаться или создавать чрезмерную вибрацию, от которой может повредиться и сам гидромолот, и машина. От величины расхода в гидроконтуре зависит скорость работы навесного оборудования, например, в гидролинии должен быть большой расход потока, чтобы челюсти гидроножниц быстро раскрывались, и высокое давление, чтобы челюсти мощно смыкались и рабочий цикл быстро завершался.
Мембранные гидромолоты JCB серии НМ могут также устанавливаться на машины других марок. Это удобно, если в машинном парке техника разных производителей. У гидромолотов серии НМ имеется функция автоматической остановки при холостом ударе. Гидромолоты предназначены для строительных работ и разрушения строений. Серия включает в себя 15 моделей массой от 66 до 4200 кг для машин-носителей массой от 0,8 до 60 т. Агрегаты оснащаются автоматической системой смазки, длина хода бойка может регулироваться. Гидромолоты могут быть оснащены быстродействующим присоединительным устройством и оборудованием для работы под водой.
Большинство подрядчиков, занимающихся сносом и демонтажом, стремятся устанавливать оборудование на экскаваторы, обеспечивающие в гидроконтуре величину потока ближе к верхнему пределу, чтобы оборудование работало быстрее. Поэтому некоторые производители, например Liebherr, оснащают свои экскаваторы-разрушители гидравлическими трубопроводами большего диаметра по сравнению с обычными строительными экскаваторами.
Настройка величин потоков и давления в гидроконтурах для каждого конкретного навесного орудия значительно упростилась на экскаваторах новейших поколений. Они оснащаются электронными системами управления, контролирующими величину потока и давления в гидроконтурах, некоторые из этих систем регулируют параметры с исключительной точностью, другие такой точности не обеспечивают, поэтому следует проверять параметры потока в гидролинии при помощи надежных поверенных лабораторных приборов, тем самым вы обеспечите правильную безотказную работу навесного оборудования и продлите срок его службы. Убедитесь, что экскаватор способен создать необходимые расход и давление потока в гидроконтуре. Проверьте параметры не менее двух раз.
Например, у экскаватора CX220C LC-HD система управления предоставляет возможность выбора режимов работы A, H, SP и автоматическое увеличение мощности. В гидравлическом контуре стрелы, рукояти и ковша встроена система рекуперации энергии, повышающая производительность и экономичность машины. В «памяти» гидросистемы можно сохранять до 10 дополнительных настроек расхода и давления гидравлической системы для работы с различным навесным оборудованием. Все эти возможности позволяют использовать CX220C LC-HD для выполнения самых различных работ, и в том числе по разрушению и сносу строений.
В гидросистеме установлены фильтры: во всасывающей магистрали 105 мкм, в возвратной магистрали 6 мкм и в управляющей магистрали 8 мкм.
В качестве опций для мод. CX220C LC-HD предлагаются дополнительный гидроконтур навесного оборудования одностороннего действия или с увеличенным потоком; рукояти в трех вариантах длины: 1,9; 2,4 и 2,94 м; увеличивающие сцепление с грунтом и устойчивость машины стальные башмаки гусениц увеличенной до 800 мм ширины с тройными грунтозацепами; воздушный фильтр грубой очистки циклонного типа для работы в запыленном воздухе.
Как правило, электронные системы современных экскаваторов-разрушителей могут хранить в свой памяти настройки параметров гидросистемы для множества разных навесных орудий: мультипроцессора, гидромолота, бетонолома и т.д. Эти параметры можно вызвать из памяти электронной системы буквально нажатием одной кнопки.
Гидроконтур навесного оборудования. Убедитесь, что гидроконтур навесного орудия имеет приоритет: если оператор включит какую-нибудь другую функцию машины во время работы навесного орудия, поток и давление в гидроконтуре навесного оборудования не уменьшатся.
Установленная на экскаваторах интеллектуальная система управления, оптимизирующая совместную работу двигателя и гидравлической системы, обеспечивает значительное снижение расхода топлива и повышение производительности. Система управления позволяет оператору совмещать выполнение нескольких операций и выбирать из 4 режимов работы: P (режим работы под тяжелой нагрузкой), E (экономичный режим), A (автоматический режим) и B (режим гидромолота). Переключать режимы очень удобно.
Для каждой модели экскаватора предусмотрен широкий выбор сменного навесного оборудования. В частности, если экскаваторы Shantui предполагается использовать для демонтажа зданий и сооружений, они могут опционно оснащаться гидромолотами и гидроконтуром для их подключения, захватами для камней, быстродействующим устройством присоединения навесного оборудования, дробильным ковшом и гидроконтуром для его подключения, и пр.
Не забудьте и о дополнительных гидролиниях. Они требуются для большинства орудий для разрушения. Проверьте, достаточно ли имеется на стреле гидравлических выходов для подключения навесного оборудования и того ли типа гидроконтур (одно- или двунаправленный), что нужен навесному орудию? Например, для установки гидроножниц на базовую машину необходима силовая двухпоточная гидролиния для открытия-закрытия челюстей и линия для механизма поворота орудия на 360° (ротатора), если ножницы им оснащены.
Машины оснащены усиленными рукоятями с увеличенной на 35% площадью поперечного сечения по сравнению с предыдущими моделями. Предлагаются рукояти в трех вариантах длины 2,5; 2,98 и 3,66 м. Прочность основания стрелы также увеличена на 19,6%. В стандартной комплектации воздушный фильтр с двумя фильтрующими элементами большой емкости. Башмаки гусениц предлагаются в трех вариантах ширины: 600, 700, 800 мм.
Если в процессе работы на экскаваторе часто меняется навесное оборудование, повышается вероятность попадания грязи в гидросистему. Поэтому следует чаще, чем обычно, заменять фильтр и рабочую жидкость гидросистемы. В противном случае могут быть повреждены навесное оборудование и компоненты гидросистемы. Конкретные значения интервалов замены указываются в инструкции и зависят от типа оборудования, условий работ, марки и сорта рабочей жидкости и т.д.
При помощи механической либо гидравлической автоматической системы LIKUFIX оператор может не покидая кабины одним нажатием кнопки быстро менять навесное оборудование. Гидролинии оборудования соединяются автоматически, надежно и без утечек.
Оптимальное сочетание – навесное оборудование и экскаватор-разрушитель
Масса. Иногда типоразмер имеющегося в парке компании экскаватора оказывается главным фактором при выборе навесного оборудования. Поэтому при подборе навесного оборудования к экскаватору следует убедиться, что оборудование совместимо с экскаватором по конструкции, а также учитывать массу орудия и грузоподъемность экскаватора. Распространенная ошибка, когда выбирают навесное орудие тяжелее, чем может нести экскаватор при максимальном вылете. Если на экскаватор установить слишком тяжелое навесное оборудование, оно будет создавать чрезмерную нагрузку на гидроцилиндры подъема ковша и рукояти, другие узлы и детали, которые в итоге будут интенсивно изнашиваться и могут выйти из строя, к тому же ухудшится производительность машины. С другой стороны, если установить слишком малое оборудование, производительность машины также уменьшится.
Стрелы и рукояти экскаваторов ЕК представляют собой сварные конструкции коробчатого сечения, имеющие специальные ребра жесткости (внутренние перегородки) в местах, испытывающих наибольшие нагрузки. В ассортименте КРАНЭКС есть новые модернизированные модели экскаваторов со сверхдлинным рабочим оборудованием.
Все машины оснащаются компонентами гидросистемы от Bosch Rexroth. Гидросистема экскаваторов КРАНЭКС универсальна, отвечает требованиям любого дополнительного оборудования, развивает рабочее давление 32,5 МПа, позволяет достичь максимальной производительности при снижении непроизводительных потерь.
Среди предлагаемого навесного оборудования грейфер и гидромолоты марки MSB (Ю. Корея) разных типоразмеров, подходящие для установки на соответствующие модели экскаваторов ЕК. Средние и тяжелые гидромолоты MSB подходят для монтажа на машинах-носителях весом от 14 до 85 т. Они имеют высокую энергию удара, что делает их особенно эффективными для разрушения тяжелых грунтов, валунов, железобетона и т.п. Корпус специально разработан для максимально возможного снижения уровня шума работающего молота. Грейферы предназначены для моделей экскаваторов ЕК массой от 19 до 29 т и могут быть использованы для погрузки и разгрузки сыпучих материалов.
Рекомендованная масса машины-носителя указывается в инструкции к навесному оборудованию. Однако следует проверить также и рекомендации по допустимой массе навесного оборудования, изложенные в инструкции к экскаватору-разрушителю. Учтите: для одного и того же экскаватора рекомендуемая максимальная масса гидромолота будет, например, значительно ниже рекомендуемой предельной массы бетонолома.
Равновесие. Максимальный вес навесного оборудования также выбирается по устойчивости машины-носителя, ведь при установке спецоборудования изменяются условия равновесия экскаватора-разрушителя и величина вылета стрелы: не забудьте прибавить к величине вылета стрелы экскаватора-разрушителя еще и длину самого навесного орудия. Следует учитывать расположение центра тяжести навесного оборудования. Старайтесь не устанавливать рабочее оборудование большой габаритной длины. Чем тяжелее навесное оборудование, тем более тяжелая машина-носитель потребуется для него (у которой соответственно эксплуатационные расходы будут больше).
При подборе оборудования люди часто проверяют только чтобы масса машины соответствовала рекомендованному диапазону, но не учитывают и не проверяют длину стрелы и рукояти. Удлиненное стреловое оборудование, которым оснащается экскаватор-разрушитель, серьезно влияет на устойчивость. Оно сильно отличается от обычной стрелы строительного экскаватора. Чем больше вылет и высота подъема у специального стрелового оборудования, тем меньше допустимая масса навесного оборудования, которое может на нем устанавливаться, иначе равновесие экскаватора нарушится и он опрокинется. Обычно на экскаваторах со сверхдлинным оборудованием используются навесные орудия уменьшенных типоразмеров по сравнению с теми, что применяются на «строительных» версиях таких экскаваторов, чтобы экскаватор-разрушитель мог работать таким орудием при полном вылете и на максимальной высоте подъема. Следует тщательно проверять рекомендации производителей экскаваторов со сверхдлинным оборудованием и производителей навесного оборудования, допускается ли использование данного навесного орудия на экскаваторе в данной конфигурации со сверхдлинным оборудованием.
Безопасность. Кроме того, если на экскаватор установлено слишком тяжелое орудие, оно представляет собой угрозу безопасности окружающих рабочих, т.к. ухудшается управляемость машины, а тяжелое навесное орудие опускается быстрее, чем землеройный ковш. Поэтому, чтобы орудие не ударилось о строительные конструкции, управлять машиной нужно очень осторожно: медленно включайте и выключайте рабочее оборудование, перемещайте рычаги управления, подводите орудие к объекту работы.
Для плавного опускания в процессе работы тяжелой стрелы и оборудования предусмотрены замедляющие клапаны. Стрелы могут оснащаться дополнительными трубопроводами гидроконтуров сменного навесного оборудования – гидромолота, бетоноизмельчителя и т.д.
С помощью гидравлической системы HIOS III и обновленной системы управления двигателем инженерам компании Hitachi удалось снизить расход топлива и выбросы CO2 в атмосферу. Также разработан дополнительный режим по снижению расхода топлива ECO, который уменьшает расход до 14% и при этом производительность не падает. Разработаны специальные режимы работы Power Boost и Auto Power Lift, которые значительно повышают мощность и усилие подъема экскаватора при выполнении наиболее тяжелых операций.
С помощью многофункционального дисплея оператор может выбирать из 11 предустановленных настроек для различного навесного оборудования, что позволяет работать стабильно и быстро заменять навесное оборудование. Работа с гидромолотом характеризуется частой заменой гидравлического масла и фильтров, поэтому на многофункциональный дисплей выводится дополнительный счетчик моточасов гидромолота, что позволяет оператору выбирать оптимальное время для замены масла и фильтров. Сигнализатор гидромолота, устанавливаемый по отдельному заказу, включает световой индикатор на экране дисплея, а также звуковой сигнал, если гидромолот эксплуатируется в непрерывном режиме более одной минуты.
При работе с тяжелым оборудованием машина должна стоять на твердой и ровной горизонтальной поверхности, а не на склоне или обломках стройматериалов. Работайте только при переднем или заднем положении стрелы экскаватора, не рекомендуется работать в боковых зонах и при максимальном вылете стрелы, чтобы предотвратить опрокидывание машины и избежать интенсивного износа компонентов ходовой части.
У некоторых моделей экскаваторов-разрушителей рабочая зона оборудования с навесным орудием начинается от самой земли, у других только с определенной высоты, ниже которой инструмент использовать нельзя, это неудобно – в таких случаях приходится заменять стрелу экскаватора на более короткую. Выбирая экскаватор, следует учесть это обстоятельство, особенно если предполагается часть демонтажных работ проводить у самой земли. Также следует проверить, может ли машина работать в зоне окружности 360° или только при переднем и заднем положении стрелы. Понятно, что машина с круговой рабочей зоной более удобна и производительна, особенно на стройплощадках, где недостаточно места для того, чтобы экскаватор мог разворачиваться.
Перед транспортировкой экскаватора рекомендуется снять с него тяжелое навесное оборудование.
Совершенствование навесного оборудования и присоединительных механизмов
Увеличение мощности. Все основные производители совершенствуют выпускаемое навесное оборудование, и им удалось увеличить его мощность, в некоторых случаях до 25%, без увеличения размеров, т.е. «удельная мощность» или «энерговооруженность» у навесного оборудования нового поколения выше, чем у оборудования такого же размерного класса ранее.
В конструкцию гидроцилиндров привода оборудования включаются еще и ускорительные клапаны двустороннего действия. Ускорительный клапан увеличивает скорость за счет направления гидравлической жидкости из штоковой полости в поршневую. Всё вместе – усовершенствованная конструкция силовых гидроцилиндров и ускорительные клапаны двустороннего действия – обеспечивает сокращение времени выполнения рабочего цикла на 3,8–5 сек на самых больших навесных орудиях и увеличение мощности до 25% по сравнению с оборудованием старых выпусков. В результате нередко получается, что мощность нового навесного оборудования становится равной мощности оборудования вдвое большего типоразмера прежнего выпуска. Например, чтобы раздробить бетонную плиту определенной толщины, бетонолом прежнего выпуска должен «укусить» 5–6 раз, а для бетонолома с новым гидроприводом достаточно надавить всего 1–2 раза.
Благодаря появлению новых материалов и технологий разработаны более легкие гидромолоты, имеющие энергию удара и производительность, сравнимые с показателями более тяжелых моделей старых выпусков. Это означает, что появилась возможность комплектовать базовый экскаватор более мощным и производительным, чем ранее, гидромолотом.
Стрелы усиленные, разработаны с применением метода конечных элементов. Форма стрелы оптимизирована и обеспечивает равномерное распределение нагрузки на всю конструкцию. Все это в сочетании с увеличенной толщиной материала обеспечивает повышенную долговечность и надежность за счет ограничения усталости компонентов. Прочность рукоятей увеличена за счет применения литых элементов и усиления в местах концентрации напряжений. Для увеличения срока службы и надежности в поворотных шарнирах стрелы, рукояти и рабочего оборудования используются металлокерамические втулки. У ряда моделей имеются опции – удлиненные стрелы и рукояти.
Машины оснащаются высокопроизводительными компонентами гидросистемы производства Kawasaki. Электронная система управления от компании Toshiba обеспечивает возможность выбора из шести режимов работы и имеет функцию самодиагностики.
Экскаваторы Hyundai могут использоваться в том числе для сноса и разрушения сооружений. Для этого на них устанавливаются гидроножницы (например, Delta), ковш дробильный, бетонолом и др.
Повышение экономичности. За счет подобных усовершенствований потребитель получает инструмент, развивающий более высокие усилия дробления и резания, чем оборудование прежних выпусков, при этом стоимость нового инструмента повышается гораздо в меньшей степени по сравнению с увеличением мощности, к тому же не нужно использовать такие большие, как раньше, экскаваторы в качестве носителей оборудования. А ведь у экскаватора большего размера и эксплуатационные затраты выше. При использовании некоторых инновационных навесных орудий расход топлива у экскаватора-носителя уменьшается на величину до 20% по сравнению с работой с оборудованием такой же мощности, но более раннего выпуска. В некоторых случаях благодаря инновационной энергоэффективной конструкции навесное оборудование может нормально работать, когда экскаватор-носитель работает в экономичном режиме, и развивать такую же производительность, как оборудование старого выпуска на экскаваторе, работающем на максимальной мощности.
В системе управления экскаваторов есть два режима работы: «мощностный» и «умный». В «умном» режиме система управления автоматически оптимизирует обороты двигателя и мощность гидросистемы, обеспечивая наибольшую топливную экономичность при любых условиях работы экскаватора.
Гидравлический фильтр в сливной магистрали новый, с большей грязеемкостью и увеличенным до 3000 моточасов интервалом замены. У нового воздушного фильтра грязеемкость увеличена вдвое.
В качестве опций к экскаваторам Caterpillar предлагаются удлиненные стрелы и рукояти, комбинированные двунаправленные гидроконтуры навесного оборудования, в том числе со сливной магистралью для гидромолота. Опционно предоставляются увеличенный противовес и башмаки гусеничной цепи увеличенной ширины.
Навесное оборудование для демонтажных работ, как правило, оснащается гидравлическими приводами, поэтому современные быстродействующие механизмы для присоединения такого навесного оборудования теперь оборудуются и фитингами для автоматического соединения гидравлических линий. Такие автоматические системы не только сокращают затраты времени на замену оборудования, но и обеспечивают безопасность оператора.
Особенности экскаваторов-разрушителей
Особенности конструкции. Даже самому лучшему в мире навесному оборудованию для того, чтобы хорошо работать, нужен подходящий экскаватор-носитель. Конструкция экскаваторов, предназначенных для работ по разрушению, отличается от обычных строительных машин в соответствии со специфическими потребностями данной отрасли.
«Мозг» машины-разрушителя – система e-EPOS (Электронная система оптимизации мощности) усовершенствован, получает по шине CAN информацию о параметрах двигателя и гидравлической системы и оптимизирует их совместную работу. Оператор может выбрать стандартный режим работы либо режим повышенной мощности.
Форма стрелы оптимизирована путем конструирования с применением метода конечных элементов и обеспечивает равномерное распределение напряжений по всей конструкции. В сочетании с увеличенной толщиной металла это обеспечивает увеличение срока службы и надежности стрелы за счет уменьшения износа компонентов. Конструкция рукояти усилена за счет использования литых компонентов и усилителей в местах концентрации напряжений. Для увеличения срока службы и надежности в поворотных шарнирах стрелы, рукояти и рабочего оборудования используются металлокерамические втулки. Периодичность смазывания увеличена до 250 моточасов.
В 2020 г. Doosan представила две модели новых универсальных экскаваторов-разрушителей DX235DM и DX530DM. Особенностью моделей является возможность быстрой замены удлиненного стрелового оборудования на «землеройное» в двух конфигурациях для выполнения различных работ. Для ускорения и упрощения процесса замены стрел разработано специальное приспособление-стенд. Кабина экскаватора может наклоняться на угол до 30°, обеспечивая оператору прекрасный обзор зоны работы вверху. Система безопасности предупреждает о возможности опрокидывания экскаватора с учетом массы установленного на стреле навесного оборудования и блокирует опасное движение стрелы. Гусеничные ленты могут раздвигаться, увеличивая площадь опоры машины.
Например, гусеницы ходовой части делаются раздвигающимися, за счет чего при боковом положении стрелы машина сможет выдерживать примерно такие же нагрузки на навесное оборудование, как при переднем или заднем положении. Экскаваторы-разрушители оснащаются специфическим оборудованием – системами наклона кабины, как у мобильных кранов. К тому же во время демонтажа в воздух поднимается невероятное количество пыли, поэтому экскаваторы-разрушители часто оборудуются водяными системами пылеподавления.
Машины новейшего поколения комплектуются усовершенствованной, более мощной гидросистемой. В результате время сократилось на 8–10% (по сравнению с моделями предыдущего поколения). В системе управления навесным оборудованием можно сохранить до 18+2 настроек для различных навесных устройств. Оператор, переключая кнопкой, может выбрать одно- или двунаправленный контур. Это позволяет оператору быстро заменять навесное оборудование без наладки вручную.
Сверхдлинное оборудование. Экскаваторы-разрушители оснащают сверхдлинным оборудованием, часто трехсекционными стрелами. Конечно, дорогой экскаватор-разрушитель желательно использовать не только на демонтажных работах со сверхдлинным оборудованием. Чтобы скорее окупить затраты на приобретение, для многих таких экскаваторов производители предлагают дополнительные модули, позволяющие укорачивать или удлинять стрелу, комплекты более коротких «землеройных» стрел, с которыми машина может использоваться как обычный строительный экскаватор, «прямых» стрел, обеспечивающих большой горизонтальный вылет, или «перевалочных» стрел – для работы с металлоломом и мусором.
Во время демонтажных работ с инструментом, поднятым на большую высоту, следует стараться расположить экскаватор как можно дальше от разрушаемого строения, чтобы обезопасить оператора. Если орудие нужно поднимать на максимальную высоту, стрела будет находиться близко к экскаватору, это достаточно опасно, и поэтому у большинства экскаваторов-разрушителей гидропривод стрел оснащен аварийными клапанами, которые предотвращают падение длинной стрелы с тяжелым орудием в случае разрыва гидропровода, а также системами безопасности, следящими, чтобы величина грузового момента не превысила допустимого предела, т.е. чтобы навесное орудие на вышло за границу рабочей зоны, и блокирующими движение стрелы с тяжелым навесным орудием, если оно может привести к потере равновесия и опрокидыванию экскаватора.
Квалификация оператора. Но никакие электронные системы не смогут полностью заменить опытного высококвалифицированного экскаваторщика. Экскаватор-разрушитель – очень дорогая машина, и доверить управление ею можно только высококвалифицированному человеку с безупречной координацией движений, опытом и даже интуицией, чтобы исключительно точно управлять бетоноломом или мультипроцессором на высоте порядка 25–28 м, когда любая ошибка может обойтись очень дорого. Поскольку при сносе/ демонтаже применяются более сложные машины, чем при строительстве, квалифицированных операторов найти сложнее, а поскольку используется узкоспециальное оборудование, необходимо и специальное обучение работников.
В заключение заметим, что в России постоянно ужесточаются экологические требования, относящиеся к демонтажу и переработке вторичных строительных ресурсов (как предлагают называть отходы демонтажа некоторые специалисты). Поэтому оптимальный подбор демонтажного оборудования – экскаватора-разрушителя и навесного оборудования к нему – приобретает все большее значение. Ведь чем эффективнее и точнее работает специальная техника при разрушении строений, тем проще удовлетворить строгие требования соответствующего законодательства.