Асфальтоукладчики и катки на страже качества дорог
В России продолжается реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В этом масштабном проекте, который финансируется из федерального и региональных бюджетов, задействованы сотни подрядных организаций с большим количеством техники. Современный подход к строительству и ремонту дорог подразумевает не только наращивание объемов и экономическую эффективность, но и обеспечение качества. Именно поэтому на рынке услуг, связанных с дорожным хозяйством, приоритет отдается современным машинам и передовым технологиям, которые значительно продлевают срок службы дорог. В рамках круглого стола мы попросили ответить на ряд вопросов представителей ведущих производителей техники для укладки и уплотнения твердых дорожных покрытий, чьи машины участвуют в восстановлении дорожной сети России.
Сегодня наши гости:
Павел Кузнецов, директор ООО «Завод «Дорожных машин»;
Дмитрий Абрамов, региональный менеджер по продажам компании ООО «ФАЙАТ БОМАГ РУС» – официального представительства BOMAG GmbH в РФ;
Вадим Платонов, менеджер по продажам дорожно-строительных машин компании Ammann;
Игорь Кирьянов, главный инженер АО «РАСКАТ».
П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: 2018 год был довольно успешным для нас. Все, что запланировали, было реализовано. Мы зафиксировали рост примерно на 10% по всем направлениям, как по выпуску и продажам основной техники, так и по запчастям.
Д. Абрамов, «ФАЙАТ БОМАГ РУС»: Прошлый год продемонстрировал наличие ярко выраженных положительных тенденций на фоне общего экономического спада последних лет. Прирост объемов продаж техники за 2018 г. по сравнению с кризисными годами составил более 50%, что является не только показателем стабилизации российской экономики, но и существенного укрепления позиций марки BOMAG на рынке дорожно-строительной техники нашей страны.
В. Платонов, Ammann: Объемы сохранились на уровне 2017 г., год достаточно успешный, появились новые модели асфальтоукладчиков и катков, которые были показаны на «СТТ-2018».
И. Кирьянов, АО «РАСКАТ»: Продукция АО «Раскат» десятки лет успешно применяется для строительства и поддержания дорожной сети. Мы возвращаем свой сегмент рынка после кризиса и одновременно выходим на перспективных заказчиков, таких как Министерство обороны РФ и других. Принятые Правительством РФ законы, ограничивающие участие импортной спецтехники в госзакупках, а также программы, связанные с импортозамещением, открывают для нас перспективы, позволяющие сделать очередной рывок в завоевании рынка.
П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Технику мы поставляли во все регионы, и что интересно, увеличились поставки на Дальний Восток. Это говорит о том, что те меры, которые были реализованы Минпромторгом с целью поддержки продаж российской техники в отдаленных регионах, начинают работать.
Д. Абрамов, «ФАЙАТ БОМАГ РУС»: Модельный ряд BOMAG включает весь спектр машин для дорожного строительства и уплотнения грунтов. Наша техника используется во многих сферах, от строительства объектов нефтегазовой инфраструктуры до аэродромного строительства. Так, в 2018 г. введена в эксплуатацию ВПП-2 международного аэропорта Курумоч в Самаре, при реконструкции которой использовалась исключительно техника марки BOMAG для укладки и уплотнения асфальтобетона. В сфере дорожного строительства стоит упомянуть широкое применение нашей техники на участках федеральной трассы М-11 «Москва –Санкт-Петербург» и Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области. Грунтовые катки BOMAG используются на крупнейших стройках нефтегазовой отрасли последних лет.
В. Платонов, Ammann: Можно назвать Крымский мост, объекты Новой Москвы, газопровод «Сила Сибири», Хабаровский аэропорт, автомагистраль «Москва – Санкт-Петербург, ЦКАД и другие.
И. Кирьянов, АО «РАСКАТ»: В 2018 г. АО «Раскат» заключило государственный контракт на поставку грунтовых катков RV-20DT в специальной комплектации для использования в любых климатических условиях Российской Федерации независимо от региона. Вся поставленная по контракту дорожная техника сегодня успешно работает на объектах Министерства обороны России.
П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Я бы не сказал, что критерии изменились. Мы фиксируем рост продаж, но также видим, что одновременно увеличивается ввоз импортных катков. Это говорит о том, что пока мы в чем-то уступаем нашим конкурентам. В этом году мы запустили проект по созданию новых моделей дорожных катков. Затраты на проведение НИОКР в рамках данного проекта субсидируются Минпромторгом РФ. Эти катки будут полностью сопоставимы с машинами ведущих иностранных производителей.
Д. Абрамов, «ФАЙАТ БОМАГ РУС»: Фокус все больше смещается в сторону машин, оборудованных электронными системами управления, обеспечивающими безошибочную и более комфортную работу оператора. Особое внимание уделяется наличию в машинах электронных систем помощи оператору, таких как системы контроля уплотнения, системы контроля температуры асфальтобетона и телематические системы. BOMAG является «законодателем мод» в этом направлении, уже на протяжении нескольких лет предлагая асфальтовые катки с плотномерами и датчиками температуры асфальтобетона в стандартной комплектации. Кроме того, мы видим резкое повышение спроса на катки с системой автоматического управления процессом уплотнения BOMAG ASPHALT MANAGER, позволяющей повысить качество уплотнительных работ, снизить вероятность ошибок и влияние человеческого фактора.
В. Платонов, Ammann: Клиенты стали больше интересоваться и заказывать катки, оборудованные системами контроля качества уплотнения Ammann Compaction Expert (ACE) собственной разработки компании Ammann. В базовой версии системы ACE используются светодиодные индикаторы для мониторинга процесса уплотнения. Система ACEforce измеряет степень уплотнения на определенной стадии процесса и отображает полученные данные на цифровом дисплее в виде конкретных значений. Эта версия также способна определять момент достижения заданной степени уплотнения. ACEpro – самая продвинутая версия системы контроля качества уплотнения. Она не только измеряет степень уплотнения, но и обеспечивает возможность постоянной регулировки амплитуды и частоты вибрации, как в ручном, так и в автоматическом режиме.
И. Кирьянов, АО «РАСКАТ»: Критерии остались прежними: надежность машин и качество выполняемых работ. Вместе с тем внедряются новые материалы и технологии строительства автомобильных дорог, соответственно изменяются и рабочие параметры некоторых катков для получения заданных параметров уплотнения.
П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: В этом году мы стали больше работать с дилерами, это позволяет лучше поддерживать наших клиентов. Формирование нашей дилерской сети продолжается. Это одно из наших перспективных направлений. Учитывая большую территорию России, специалистам завода бывает сложно достичь каждого места, где эксплуатируется наша техника. Тем не менее через дилерскую сеть мы общаемся с каждым клиентом в месте его расположения и оказываем услуги по обучению и запуску техники в эксплуатацию. Наши дилеры не просто передают машины в эксплуатирующую организацию. Они помогают решить все возникающие на месте вопросы, тем самым создают преимущества для клиента.
Д. Абрамов, «ФАЙАТ БОМАГ РУС»: Асфальтоукладчик довольно сложная машина, и основные вопросы у владельцев возникают в процессе укладки асфальтобетонной смеси. Именно поэтому ввод в эксплуатацию каждого асфальтоукладчика осуществляется опытными инженерами, которые не только в совершенстве знают саму машину, но и способны правильно настроить технологические параметры укладки. В программу обучения входит инструктаж по устройству и принципам работы машины, инструктаж по обслуживанию машины и практическая работа на реальном объекте.
В. Платонов, Ammann: Все наши машины проходят предпродажную подготовку, во время сдачи машины дилер знакомит операторов с основными особенностями управления машиной, клиенту предоставляется инструкция по эксплуатации в бумажном и электронном виде. Также на машинах есть наклейки с QR-кодом, где содержатся ссылки на видеоролики об обслуживании техники.
И. Кирьянов, АО «РАСКАТ»: После приобретения катков партнерские отношения между заводом «РАСКАТ» и нашими клиентами не заканчиваются. Мы обеспечиваем их полным пакетом послепродажного обслуживания: консультации по технике, сервисное и гарантийное обслуживание, поставка запасных частей, обучение технического персонала.
Д. Абрамов, «ФАЙАТ БОМАГ РУС»: Множество технических решений, позволяющих оптимизировать и ускорить процесс выполнения работ, включены в конструкцию асфальтоукладчиков BOMAG в рамках стандартного оснащения. Дополнительно в стандартную комплектацию всех асфальтоукладчиков BOMAG для России входит автоматическая централизованная система смазки. Также всегда в наличии машины в расширенной комплектации, включающей такие полезные опции, как откидывающиеся обогреваемые кромкообразователи, передняя гидравлическая створка бункера и демпфирующие упорные ролики.
В. Платонов, Ammann: На асфальтоукладчиках Ammann это система SAFE IMPACT SYSTEM, которая обеспечивает мягкую стыковку самосвала и асфальтоукладчика, предотвращая образование неровностей на дорожном покрытии; система STEERING CONTROL, обеспечивающая равномерное движение по заданной траектории без участия оператора; централизованная система смазки, которая снижает время и затраты на сервисное обслуживание, система ECO Mode снижает расход топлива. Асфальтоукладчики премиум-класса Ammann AFT-700 и AFW-700 оснащаются технологически продвинутой автоматизированной системой PaveManager. Она предоставляет операторам данные в режиме реального времени, позволяя своевременно вносить изменения в настройки.
П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Какие-то явные особенности сложно выделить. Процесс совершенствования идет постоянно. В прошлом году мы концентрировались на повышении качества выпускаемой нами продукции. Сейчас, когда рабочие характеристики наших машин отвечают практически всем требованиям, существующим на рынке, мы стали уделять больше внимания эргономике рабочего места и комфорту оператора катка.
Д. Абрамов, «ФАЙАТ БОМАГ РУС»: Все машины BOMAG, поставляемые на российский рынок, комплектуются простыми и надежными двигателями экологических классов Tier 2 и Tier 3 без систем очистки и рециркуляции отработавших газов. Данные модели собираются в Европе специально для нашего рынка и сводят до минимума риск возникновения проблем, связанных с качеством применяемого топлива.
В. Платонов, Ammann: Все машины для нашего рынка оборудованы двигателями Deutz и Cummins Tier 2/3. Они зерекомендовали себя как более надежные и менее требовательные к качеству топлива. Асфальтовые катки по заказу для комфортной работы оператора оборудуются кондиционерами, а грунтовые машины, работающие круглогодично, – предпусковым подогревателем, а также дополнительным автономным отопителем кабины и фильтром-сепаратором для удаления воды из топливной системы.
И. Кирьянов, АО «РАСКАТ»: Большинство выпускаемых моделей по желанию потребителя комплектуются дополнительными устройствами, расширяющими технологические возможности катков и улучшающими условия работы оператора. В настоящее время на заводе производятся катки серии ДУ и новой серии RV. Вся продукции имеет сертификат соответствия требованиям Таможенного союза. Все выпускаемые самоходные катки имеют полный привод на обе оси. При производстве дорожных катков используются комплектующие отечественного и зарубежного производства. В частности, дизельные двигатели ЯМЗ, ММЗ, Kubota (Япония), DEUTZ (Германия), планетарные редукторы Bonfiglioli (Италия).
П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: На нашем складе всегда в наличии запасные части к нашей технике. Любую запчасть, которая требуется, мы можем отправить заказчику немедленно, срок доставки зависит только от работы транспортных компаний. Чтобы быть ближе к клиенту, в прошлом году мы создали склад гарантийных запчастей в Ростове-на-Дону для обслуживания потребителей из ЮФО. Для ускорения доставки в Приволжский федеральный округ и на Урал создание аналогичных складов планируется в Татарстане и Екатеринбурге. При поступлении заявки, если требуется выезд, наши представители в течение максимум 24 часов будут находиться у клиента. Это максимальный срок. А в среднем – через 12 часов, в том числе и в выходные дни, мы уже работаем над устранением возникших неполадок, если они случаются.
Д. Абрамов, «ФАЙАТ БОМАГ РУС»: В 2018 г. произошло расширение нашего центрального склада запасных частей – его объем увеличился более чем в два раза. Одновременно с этим постоянно расширяется номенклатура запасных частей, имеющихся в наличии на центральном складе. Кроме того, ведется постоянная работа по развитию региональных складов запасных частей на основе нашей дилерской сети. В результате можно быть уверенным, что необходимая запчасть окажется на складе, максимально близко расположенном к местоположению машины.
В. Платонов, Ammann: У нас имеется в наличии большой ассортимент запчастей и аварийных наборов для всей линейки производимой техники. Сервисное обслуживание осуществляется через дилерскую сеть, покрывающую всю территорию РФ. Работает круглосуточная горячая линия поддержки по сервисному обслуживанию клиентов.
И. Кирьянов, АО «РАСКАТ»: АО «РАСКАТ» обеспечивает сервисное обслуживание всей производимой на предприятии техники, как в гарантийный, так и в последующий периоды, через сеть аттестованных сервисных центров. Наш сервис включает в себя все необходимые услуги, а именно: поставку запчастей, гарантийный и послегарантийный ремонт машин, продажу и установку дополнительного оснащения для всех видов техники. Хорошая обеспеченность центров, выполняющих заказы на восстановление машин, деталями оригинального производства – один из важнейших факторов, благодаря которым достигается своевременная замена вышедших из строя агрегатов и узлов и, как следствие, снижение эксплуатационных расходов. Специалисты сервисных центров имеют достаточный опыт для того, чтобы решить проблему в кратчайшие сроки.
П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Программа подготовки операторов находится сейчас у нас в стадии разработки. Мы планируем проводить обучение в форме вебинара, который позволит дистанционно пройти подготовку в любой точке России. Наличия компьютера будет достаточно, чтобы оператор мог научиться в режиме онлайн не только правильно управлять машиной и обслуживать ее, но и получить представление о технологических процессах, которые происходят во время уплотнения.
Д. Абрамов, «ФАЙАТ БОМАГ РУС»: Как я уже отметил, подготовка операторов машин нашими специалистами осуществляется в рамках ввода техники в эксплуатацию и производится каждый раз при вводе в эксплуатацию новой машины или по запросу клиента.
В. Платонов, Ammann: Конечно, такая услуга востребована, так как хороших и грамотных специалистов не хватает. Ammann старается разрабатывать технику с интуитивно понятным управлением, доступным для начинающих операторов.
И. Кирьянов, АО «РАСКАТ»: На заводе «РАСКАТ» разработана и действует уникальная система обучения технических специалистов потребителей, созданная с использованием многолетнего опыта лучших конструкторов и технологов предприятия. Такое обучение позволяет специалистам наших клиентов самостоятельно решать технические вопросы, которые могут возникнуть при эксплуатации катков «РАСКАТ».
П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: Действительно, будущее за цифровыми технологиями. Сейчас наши конструкторы проводят исследования в рамках проекта создания катка, который будет управляться автономно, без участия оператора. Мы рассматриваем перспективы его внедрения.
Д. Абрамов, «ФАЙАТ БОМАГ РУС»: В современных дорожно-строительных машинах широко применяются различные измерительные системы, поэтому все большую востребованность имеют системы документирования, позволяющие вносить в проект строительства данные о параметрах техпроцесса и результатах работ дорожно-строительных машин с привязкой к GPS-координатам. Это соответствует наметившемуся тренду на внедрение BIM-технологий в дорожном строительстве и позволяет интегрировать машины в процесс информационного моделирования объекта.
В. Платонов, Ammann: Влияние самое прямое. Вводятся системы контроля качества уплотнения, системы телематики и GPS-позиционирования, компьютерная диагностика. Разрабатываются беспилотные машины, не требующие присутствия оператора внутри машины. Одна из самых последних разработок компании Ammann – система ServiceLink – удобный инструмент, предоставляющий владельцам оборудования доступ к ключевым данным, таким как состояние заряда аккумуляторной батареи, наработанные часы, количество запусков и сведения о техническом обслуживании. Информацию можно просматривать непосредственно на экране машины, а также через мобильное приложение или в режиме онлайн. Система ServiceLink доступна как для легкого оборудования, так и для тяжелых катков и асфальтоукладчиков. Она подходит и для предприятий, располагающих собственным парком техники, и для компаний, занимающихся арендой оборудования.
И. Кирьянов, АО «РАСКАТ»: Применение системы «Глонасс» обеспечивает возможность дистанционно отслеживать расположение и параметры эксплуатации катков.
П. Кузнецов, Завод «Дорожных машин»: «СТТ» – это главная выставка строительной техники в России. О новинках я пока не буду говорить. Сейчас мы работаем над созданием нового грунтового катка и новой серии катков для уплотнения асфальта.
В. Платонов, Ammann: Наша компания не участвует в выставке «СТТ» в этом году, но немного раньше, в апреле, мы уже представили более 150 видов своей продукции и услуг на выставке строительного оборудования Bauma в Мюнхене, в рамках которой отметили свой 150-летний юбилей. Все посетившие стенд Ammann, имели возможность ознакомиться с нашими новинками. Это линейка гидростатических виброплит APH, оснащенных новейшими двигателями с еще более низкими показателями уровня вибрации, передаваемой на руки оператора; реверсивные виброплиты APR с вибродемпфером направляющей ручки; легкие тандемные катки Ammann серии ARX с новым шарнирным сочленением. Кроме того, внимание посетителей привлекли тандемный шарнирно-сочлененный каток ARX 91 с высоким КПД системы хода и плавным троганием с места и остановкой; каток ARP 95 ST5 с обновленной жесткой рамой, увеличивающей рабочую ширину машины до 3070 мм в версии с механизмом смещения вальцов; обновленный маневренный и производительный мини-асфальтоукладчик AFW-150-2; грунтовый каток ARS 122 T3 с двигателем Cummins BS-III. Линейка катков ARS получила конструкцию без заднего моста, которая гарантирует высокую передачу тягового усилия и мощности при работе на крутых склонах.
И. Кирьянов, АО «РАСКАТ»: АО «РАСКАТ» принимает участие в международной строительной выставке bauma СTT RUSSIA 2019, совместно с Ковровским электромеханическим заводом. Мы представим уже достаточно популярный в нашей стране тротуарный каток RV-1,5DD и новую разработку – тандемный каток RV-14DD массой 14 т, предназначенный для уплотнения верхних слоев дорожного покрытия по технологии ЩМА. Маневренность катка RV-14DD обеспечивается за счет небольшого радиуса поворота, который составляет 6 м.
Каток RV-14DD с экономичным двигателем ЯМЗ-53442 имеет возможность передачи регулируемой вибрации на оба вальца сразу или на каждый по отдельности. Тандемные катки этого класса производятся в нескольких версиях с рабочей шириной уплотняемой полосы от 2000 до 2150 мм и рабочей массой 12, 13 или 14 т.
Мы благодарим наших гостей за активное участие в обсуждении тем круглого стола. Надеемся, что высказанные мнения и предоставленная информация будут интересны и полезны нашим читателям.