Форум «Армия-2018»: войскам нужны не только танки
Автомобили и прицепы
Горьковский автозавод представил прототипы полноприводных автомобилей семейства «Соболь NEXT» в двух вариантах: 6-местный микроавтобус и пикап с двухрядной кабиной грузоподъемностью (г/п) 800 кг. Машины созданы на платформе «Соболь 4х4» с установленным на нее кабинным модулем «ГАЗель NEXT». Колесная база увеличена с 2760 до 3185 мм. Капот, передний бампер и светотехника использованы оригинальные, что дает возможность легко отличить их от других машин семейства NEXT. У пикапа под передним бампером за номерным знаком дополнительно смонтирована лебедка. По оформлению передней части микроавтобус и пикап несколько различаются, а какой вариант станет серийным, можно только гадать.
Универсальный мобильный центр на базе ГАЗон Next City с двухрядной кабиной оснащен однообъемным монокузовом производства компании «Фабрика Композитов». Размер такого кузова может изменяться в зависимости от базового шасси, а внутреннее оснащение ограничено только фантазией заказчика: спасательный автомобиль МЧС, диагностический кабинет, реанимобиль, торговая точка, автодом для путешествий. Для демонстрации возможности установки модуля на шасси разных классов по соседству стоял «Урал NEXT» с аналогичным композитным кузовом, отличающимся только размерами.
ООО «Военно-промышленная компания» показало бронированный автомобиль ВПК-233136 «Тигр» с правым расположением органов управления, а также рестайлинговый вариант бронеавтомобиля АСН-233115 «Тигр-М СпН» для подразделений специального назначения. На этом же стенде демонстрировался низкорамный полуприцеп-тяжеловоз г/п 40 т завода «Брянский арсенал».
Старейший российский производитель прицепов-тяжеловозов ПАО «Уралавтоприцеп», представляющий продукцию под маркой ЧМЗАП, в экспозиции бронетанковых войск представил сразу три полуприцепа в полном боевом снаряжении, с тягачами и погруженными танками: УРАЛ-63704 с полуприцепом ЧМЗАП-9990 0073-03, КАМАЗ-65225 в паре с ЧМЗАП-9990-073-02 (3-ППТ-55) и БАЗ-6403 в сцепе с ЧМЗАП-99901-020 (3-ППТ-65).
Еще один крупный производитель военной и специальной техники – завод «ЧТЗ-Уралтрак» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод») показал бронированную версию фронтального погрузчика ПК-55С. Создание бронированных версий строительной техники – относительно новая для российских предприятий тема, хотя спрос на них, к сожалению, увеличивается. Два года назад был показан гусеничный бульдозер с бронированной кабиной (в этот раз он был представлен в экспозиции инженерных войск), а сейчас пришла очередь колесного погрузчика.
Грузоподъемная техника
ООО «Кудесник», генеральный дистрибьютор Галичского и Клинцовского автокрановых заводов, обычно объединяет экспозиции двух предприятий на одном стенде. На форуме «Армия-2018» техника этих заводов находилась и на стенде, и среди машин, принятых на вооружение. В частности, посетителям были показаны автокраны КС-45719-7М и КС-55729-7М («Клинцы») и КС-65713-5М («Галичанин»). В экспозиции железнодорожных войск можно было посмотреть на универсальный сваебойный агрегат УСА-2М, а на площадке инженерных машин увидеть в разложенном состоянии (а при желании и залезть) на тяжелый механизированный мост ТММ-3М2. Все три машины выпускаются в Галиче.
Линейка гидравлических краноманипуляторных установок была представлена на отдельной площадке. Самая маленькая мод. КМУ-3К имеет грузовой момент 2,92 тм, самая большая КМУ-30К – 31,51 тм. Представленный на стенде КАМАЗ-63501 с бортовой платформой оснащен краноманипуляторной установкой КМУ-20К с грузовым моментом 24,1 тм.
Завод автоспецтехники «Мега Драйв» представил два варианта подъемников на шасси полноприводных КАМАЗов с двигателями Euro 4. Телескопическая вышка ПСС-131.22Э на шасси КАМАЗ-43502 с колесной формулой 4х4 оснащена 5-секционной стрелой с высотой подъема 22 м и максимальным вылетом 15,8 м. Среди отечественных аналогов это максимальный горизонтальный вылет для машины такого класса. Грузоподъемность люльки на всем вылете стрелы составляет 250 кг. Автовышка ПСС-141.22Э на шасси КАМАЗ-43118 имеет рычажно-телескопическую стрелу с тремя выдвижными секциями и люльку г/п 250 кг. Максимальная высота подъема равна 29 м, максимальный вылет – 13 м. Данный подъемник представлен в «северном исполнении» и оборудован закрытой кабиной оператора с подогревом. Люльки обоих подъемников имеют электроизоляцию до 1000 В.
Прочая техника и компоненты
В локальных конфликтах крупная техника на шасси больших грузовиков является слишком удобной мишенью. Поэтому в современной армии все чаще появляются небольшие машины, по размерам не превышающие обычный внедорожник. Например, НТЦ «Заслон», известный машинами для аэродромных служб, на форуме «Армия-2018» показал универсальный комплекс «Сель» на базе «УАЗ Карго». В кузове машины установлен блок для запуска десяти неуправляемых ракет С-8 калибра 80 мм. Дальность стрельбы такой установки составляет от 800 до 4000 м.
На стенде ОКБ «Техника» была представлена еще одна новая разработка на базе ульяновского внедорожника – автомобиль разминирования «Есаул-39461-00-02» на базе «УАЗ Пикап». Машина была создана по заказу и в соответствии с требованиями инженерных войск ВС РФ. Еще один интересный «малыш» на этом стенде – армейский багги «Охотник» с четырехместным кузовом. Машина полной массой 2 т оснащена бензиновым двигателем мощностью 98 л.с. и может развивать скорость 105 км/ч.
Кроме натурных образцов техники на форуме была широко представлена продукция предприятий, выпускающих комплектующие для военных и гражданских машин. «Московский прожекторный завод» показал широкую линейку автономных и резервных источников электропитания: от небольших, устанавливаемых непосредственно на машинах, до крупных электростанций на собственном шасси. ОАО «Электроагрегат» из Курска помимо генераторов различной мощности показало передвижную гибридную электростанцию с возможностью получения энергии четырьмя способами: от дизель-электрического агрегата, от солнечных батарей, от ветряка и от гидроэнергетической установки. А на стенде Группы Компаний «Строймашсервис» можно было ознакомиться с продукцией завода «Елецгидроагрегат»: новыми видами клапанной аппаратуры, напорных и сливных гидравлических фильтров и фильтроэлементов, а также с гидроцилиндрами, прецизионными раскатанными трубами и хромированными прутками, гидростанциями и, конечно, продукцией военного назначения. Также были представлены изделия восточно-европейских и азиатских партнеров завода: подшипники и проушины, комплекты уплотнений, опорно-поворотные устройства, быстроразъемные соединения, 2- и 3-ходовые гидрозамки, гидрораспределители, насосы-дозаторы, планетарные гидромоторы и ряд другой продукции для спецтехники.
Форум «Армия» является международным, поэтому здесь можно было увидеть продукцию не только российских предприятий. «Минский завод колесных тягачей», известный всем благодаря шасси для ракетных установок «Тополь» и «Ярс», привез в Москву рестайлинговую версию двухосного МЗКТ-500200. Этот небольшой полноприводный грузовик полной массой 9400 кг и г/п 3000 кг относится к тому же классу, что и снятый с производства ГАЗ-66. Белорусская машина оснащена дизелем ЯМЗ-53452 мощностью 215 л.с., 5-ступенчатой механической коробкой передач СААЗ-4334М3 и может развивать скорость до 95 км/ч. При этом габариты МЗКТ-500200 позволяют перевозить его всеми отечественными транспортными самолетами и использовать в авиадесантных операциях.
Выставка военных трофеев
В заключение хотелось бы упомянуть об одной «изюминке» форума «Армия-2018». Речь идет о выставке трофейной техники, захваченной у террористов в ходе военной операции в Сирии. Если в прошлом году в первой части экспозиции было представлено в основном стрелковое оружие и самодельные минометы, то на этот раз выставку пополнили полноразмерной боевой техникой. Подбитые танки и бронетранспортеры серийного производства западных стран соседствуют здесь с броневиками, изготовленными кустарно из подручных внедорожников и грузовиков, обшитых чуть ли не кровельным железом. «Джихад-мобили» – обычные пикапы с ракетными установками в кузове – расположились в павильоне. А рядом с ними пристроилась «шахид-арба», вовремя обезвреженная машина смертников, начиненная взрывчаткой. Выставка эта продолжит работу и после окончания форума, так что посмотреть на все эти сирийские чудеса можно будет и в дни обычной работы парка «Патриот».
Выставочные площади форума «Армия» огромны, обойти их полностью даже за все дни работы выставки практически невозможно. А тем более нереально рассказать о всех интересных машинах в рамках одной статьи. Хотя прошел слух, что в дальнейшем форум «Армия» будет проводиться раз в два года, чередуясь с авиасалоном в Жуковском – тогда и журналисты успеют написать о всей технике, и посетители не будут метаться от одной площадки к другой по нечетным годам. Правда это или нет – покажет время, ждать осталось чуть меньше года.