Российский рынок коммунальной техники
В России технику для коммунального хозяйства и содержания дорог выпускают более 20 предприятий. По итогам 2017 г. объем производства составил 4636 ед. техники1, превысив результат 2016 г. на 7,3%.
1По данным компании «АСМ-Холдинг».
Лидером по объему выпуска коммунальной техники за 12 месяцев 2017 г. стало ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» (Нижегородская обл.), на долю которого пришлась почти четверть всех произведенных машин. При этом предприятие улучшило свой результат по сравнению с предшествующим периодом на 34,6%. Основной объем выпуска пришелся на машины для санитарной обработки городов. Кроме этого предприятие производит технику для зимней и летней очистки городов. На втором месте среди российских производителей по итогам 2017 г. разместилось ОАО «Ряжский авторемзавод» (Рязанская обл.), выпускающее комбинированные дорожные машины. Доля производителя в общем объеме производства составила 15,3%. В сравнении с 2016 г. объем выпуска предприятия увеличился на 28,6%. Третье место досталось ОАО «Мценский завод Коммаш» (Орловская обл.) с долей в общем объеме выпуска коммунальной техники 13,2%. В отличие от двух других лидеров данное предприятие по сравнению с 2016 г. объем производства сократило на 13,0%. Также среди основных производителей коммунальной техники в России можно выделить ОАО «Завод КДМ им. Калинина» (Смоленская обл.), ОАО «Ковровский электромеханический завод» (Владимирская обл.), АО «Елабужский автомобильный завод» (Республика Татарстан), АО «Курганский завод дорожных машин» и др.
Несмотря на достаточно высокие объемы выпуска отечественными предприятиями, импорт коммунальной техники на российском рынке играет важную роль. По итогам января – ноября 2017 г. на территорию России поступило 1037 коммунальных машин2 общей стоимостью $2 млн. По отношению к аналогичному период 2016 г. объем импорта коммунальной техники в количественном исчислении вырос на 15,6%, а вот в денежном выражении, наоборот, сократился на 41,2%.
2Выборка по позициям ТН ВЭД 8705, 8479 без учета торговли со странами ЕАЭС и не включая поставки навесного оборудования.
Основу импорта коммунальных машин составляет техника китайского производства. По итогам января – ноября 2017 г. на долю китайских производителей пришлось 75,7% (785 шт). Отметим, что годом ранее Китаю принадлежало 62,5% от общего объема импорта. На втором месте среди стран-производителей разместилась Германия. На ее долю по итогам 11 месяцев 2017 г. пришлось 13,7% (142 шт.) против 18,5% в 2016 г. Тройку лидеров замкнули Нидерланды, доля которых за год сократилась с 15,3 до 5,3% (55 шт). Далее расположились Италия (на ее долю пришлось 3% (31 шт.)), Венгрия (с долей 1,2%) и еще 7 стран-производителей.
За период январь – ноябрь 2017 г. на территорию России была ввезена коммунальная техника 35-ти производителей. Половина объема импорта пришлась на представителя Китая WUYI ZHOUYI MECHANICAL & ELECTRICAL CO., LTD. В основном продукцию предприятия составляют небольшие подметальные машины, управляемые рядом идущим водителем. Получателями техники данного производителя стали две российские компании. На втором месте расположился также представитель Китая NINGBO TREX MACHINERY CO.,LTD, на долю которого пришлось по итогам 11-ти месяцев 2017 г. 16,2%. Техника этой компании – небольшие подметально-уборочные машины. Импортировало эту технику лишь одно российское предприятие. Тройку лидеров замкнуло предприятие NILFISK A/S. Доля его составила 9%. Поставки техники данного производителя идут только в адрес российского представительства компании. Далее следуют ALFRED KAERCHER GMBH & CO. KG, TENNANT N. V., HAAGA KEHRSYSTEME GMBH, ANDREAS STIHL AG & CO. KG, ELECTROSTAR GMBH, HAKO GMBH и др.
Экспорт коммунальной техники в январе – ноябре 2017 г. практически не осуществлялся. За рубеж было отправлено всего 3 ед. техники – 2 ед. в Сирию и 1 ед. в Молдавию.
Таким образом, российский рынок коммунальной техники демонстрирует положительную динамику. При этом растет как внутреннее производство, так и поставки из-за рубежа. Стоит отметить, что импорт представляет собой в основном ввоз небольших коммунальных машин, управляемых рядом идущим оператором. Возможно, это неплохой сегмент для импортозамещения.