Основные тенденции на рынке асфальтоукладчиков
Компания Bomag сообщает, что с 2018 г. средние модели асфальтоукладчиков BF 600 C-2 и BF 700 C-2 оснащаются 6-цилиндровыми двигателями Deutz вместо 4-цилиндровых с большим запасом тяги. Они демонстрируют низкий уровень шума и легче запускаются в холодную погоду. Обычно такие двигатели ставят на тяжелые магистральные укладчики, которые работают с плитами большой ширины. Кроме того, к концу 2018 г. Bomag планирует представить новую модель BF 800 C-2 в тяжелом классе магистральных машин. Машина отличается новым дизайном и опциями, недоступными ранее. Например, демпфирующими выдвижными контактными роликами. Модель комплектуется адаптированным для России двигателем Deutz класса Tier 3. Укладчик оснащен системами MAGMALIFE для быстрого нагрева плиты, QUICKCOUPLING для быстрой установки уширителей и ECOMODE, которая существенно экономит дизельное топливо. Ширина укладки BF 800 C-2 составляет до 10 м.
Компания Bomag отчиталась также об успешной поставке первого перегружателя асфальта BOMAG BMF 2500 в Тюмень. К особенностям перегружателя можно отнести офсетный армированный конвейер, а также габаритные размеры в транспортном положении, которые не требуют оформления специального разрешения.
Компания Ammann, базирующаяся в Швейцарии, представила новую линейку асфальтоукладчиков, которые изготавливаются с применением новых технологий. Модельный ряд включает 17 машин в гусеничном и колесном исполнении. Машины оснащаются выглаживающими плитами с вибрацией по всей ширине плиты и трамбующим брусом. Доступны плиты с высокой степенью уплотнения и жесткой конструкцией. Все плиты оснащаются газовым или электрическим подогревом. Температуру плиты можно регулировать с центрального пульта. Для управления укладчиком достаточно одного оператора, который благодаря усовершенствованной системе дистанционного управления может даже не находиться все время на своем рабочем месте, а работать с земли.
На главной консоли управления реализованы все основные функции, включая регулировку скорости, рулевое управление, управление бункером и аварийный выключатель. Раздельный конвейер позволяет при необходимости укладывать больше материала на одну сторону полосы, чем на другую. По размеру укладчики условно можно разделить на три группы: компактные, включая мини-укладчики, модели для работы в городской черте и магистральные укладчики. Компактные машины AFT 200-2 и AFT 300-2 имеют производительность до 300 т/час и ширину укладки до 3,1 м. Для случаев, когда пространство для работы очень ограничено, заказчикам предлагается мини-укладчик AFW 150-2 с минимальной рабочей шириной 250 мм. Четыре городские модели AFT 400-2, AFT 400-3, AFW 400-2, AFW 400-3 способны укладывать до 350 т/ч при максимальной ширине 4,7 м.
Мобильность и размер превращают данные машины в удобный инструмент для быстрой укладки на небольших городских дорогах. Между тем большой укладчик AFT 900-3 с шириной укладки до 14 м может достигать часовой производительности 1100 т. Он оснащен усовершенствованной системой PaveManager 2.0. Эта машина подойдет для масштабных работ, где на первом месте скорость и ширина укладки. Вся линейка новых укладчиков доступна через глобальную дилерскую сеть Ammann. Дополняют ассортимент машин премиального сегмента бюджетные укладчики Ammann Apollo, которые производятся в Индии.
Немецкая фирма Vögele, которая входит в состав Wirtgen Group, занимает доминирующее положение на мировом рынке. Одним из важных достижений компании является система двухслойной укладки InLine Paving. Она предназначена для того, чтобы одновременно укладывать два слоя смеси, горячий поверх горячего, с прочной взаимосвязью между ними. Этот метод помогает повысить общий срок службы дорожного покрытия, а также устраняет необходимость нанесения эмульсионного слоя между связующим слоем и слоем износа. Одновременно с возможностью снижения толщины слоя износа до 20–25 мм это помогает снизить общие затраты на материалы. Для реализации этого метода используются два асфальтоукладчика, а также перегружатель материала, такой как, например, MT 3000-2i. Данная модель перегружателя оборудована инфракрасными панелями для бесконтактного подогрева материала, чтобы он не налипал на конвейер при подаче.
Компактный класс укладчиков Vögele представлен колесной моделью Super 1303-3i с бункером на 10 т материала, которая ориентирована на муниципальные строительные площадки. Укладчик может передвигаться по дорогам общего пользования со скоростью до 20 км/ч. Между тем гусеничный укладчик Super 1800-3i хорошо подходит для строительства автомагистралей и может оснащаться инновационной установкой RoadScan для бесконтактного измерения температуры. Основой системы является инфракрасная камера, которая сегментирует покрытие на участки размером 25х25 см и сканирует каждый из них в 16-ти отдельных точках, по которым рассчитывается среднее значение температуры. Диапазон измерения системы RoadScan составляет от 0 до 250 °С при погрешности измерений в 2 °С. Для определения температуры основания перед укладкой служит пирометр, для определения положения – GPS-приемник, а также для документирования скорости и направления ветра, температуры окружающей среды, давления и влажности воздуха служит погодная станция.
P4820D ABG – самый маленький гусеничный асфальтоукладчик в линейке Volvo с рабочей шириной от 2,5 до 6,5 м. Благодаря компактным размерам транспортировка этой машины не вызывает никаких проблем. Несмотря на свои размеры, эта машина обладает возможностями более крупных асфальтоукладчиков Volvo, что позволяет использовать ее для строительства и внутригородских дорог, и автомагистралей. Оснащенный экономичным двигателем Volvo, это первый асфальтоукладчик Volvo с новой системой управления EPM 3. Расположение кнопок на панели управления системы соответствует расположению реальных компонентов машины.
Китайская компания LiuGong предлагает усовершенствованный укладчик CLG509E массой 25 т. Машина, оснащенная цифровой системой управления с технологией CAN bus, может использоваться для укладки различных слоев дорожного покрытия. Плита с гидравлическим расширением оборудована системой быстрого подогрева.
Sumitomo предлагает ряд специальных асфальтоукладчиков в дополнение к своим обычным машинам. Модифицированные версии созданы на базе стандартных моделей и ориентированы на решение конкретных задач. Укладчик связующего слоя HTP60W, созданный на основе HA60W, оснащается плитой J-Screed с электрическим подогревом, имеет гидравлическое расширение от 2,3 до 6 м в стандартной комплектации. Уплотнение материала происходит под действием трамбующего бруса и вибратора. Расположение распылителей позволяет наносить связующий слой на полную ширину укладки.
Другая модель, HMP60, предназначена для двухслойной укладки и базируется на гусеничном варианте стандартного укладчика HA60C-2. Две плиты обеспечивают ширину укладки от 2,5 до 4,5 м. Первая плита оборудована трамбующим брусом, вторая сочетает уплотнение с помощью трамбующего бруса и вибратора. Машина оборудована специально сконструированным узлом подачи материала в бункер для хранения, рассчитанный на 13 т, который расположен наверху, непосредственно перед платформой оператора. Конструкция загрузочного бункера позволяет хранить материалы для каждого слоя отдельно. Масса укладчика составляет 23,5 т, мощность двигателя – 132 кВт. Применение двухслойной укладки гарантирует, что связь между уложенными горячими верхним и нижним слоями становится намного сильнее, поскольку они укладываются в горячем виде. Эта прочная связь помогает обеспечить более длительный срок службы дорожного покрытия и делает доступнее возможности использования тонких слоев. Этот метод также устраняет необходимость распыления эмульсии между укладкой слоев, снижая затраты материалов на проект. Еще одна специальная модель Sumitomo HGP55 на базе колесной машины предназначена для работы на стальных мостах, поэтому ее плита с гидравлическим расширением от 2,5 до 4,5 м оснащена вибратором, но не имеет трамбующего бруса.
Компания LeeBoy хорошо известна своими надежными асфальтоукладчиками, которые обеспечивают высокую производительность и при этом относительно просты в эксплуатации. Укладчики LeeBoy, как правило, покупаются мелкими подрядчиками, а не крупными компаниями. В компании утверждают, что около 60% их клиентов имеют в парке только один асфальтоукладчик. Это накладывает отпечаток и на конструкцию машины. Несмотря на то, что технологии все больше проникают в сферу строительной техники, в LeeBoy осторожно относятся к их внедрению. Например, телематика является важным инструментом для строительных компаний, однако у некоторых подрядчиков вызывает раздражение, потому что системы управления различных производителей не могут взаимодействовать, а попытки их стандартизировать пока успеха не приносят. Таким образом, необходим переход от индивидуальных решений к единому источнику данных.
Ключ к внедрению технологий находится в руках подрядчика, причем приоритетным являются экономические факторы. Проход укладчика по заданной траектории – это только начало. Почему нельзя научить его «разговаривать» с грузовиком или асфальтовым заводом? Компания уже предлагает некоторые технологические решения, которые просты в использовании и основаны на стандартных платформах. Компания рассматривает свои варианты использования технологий управления машиной от таких поставщиков, как Topcon и Trimble, в частности, поскольку на рынке появляются более дешевые решения в этой сфере.
Нивелирование с использованием натянутой вдоль дороги струны – это один из вариантов, чтобы задать горизонт для автоматического управления плитой асфальтоукладчика. Процедура установки струны достаточно трудоемка. По мере перехода с одного участка на другой струну нужно переставлять. Если же вместо струны использовать роботизированный тахеометр компании Trimble, установленный в определенную точку, а в компьютер машины загрузить 3D-проект дороги, то система автоматического управления, получив информацию от тахеометра, сама задает высоту выравнивающей плиты. По заявлению производителя, в радиусе не менее 200 м отклонение от проектных величин не должно превышать 2–5 мм.
Сравнительные испытания показывают, что из двух машин, одна из которых оборудована автоматической системой управления, а другая нет, первая выполняет работу на 40–70% быстрее. Когда дорога строится точно по проекту, подрядчик может быть уверен в конечном результате, плюс экономия от внедрения может составить 2–4% от общего объема затрат.