Цементобетонные покрытия и современное оборудование для их укладки
Тенденции в развитии конструкций бетоноукладчиков и их применении
Одна из проблем, с которой сталкивается большинство строительных компаний, – дефицит квалифицированных операторов, умеющих работать на бетоноукладчиках.
Также, согласно опросам, одна из основных причин, удерживающих строительные компании от приобретения бетоноукладчиков магистрального класса, это неопределенность с получением больших подрядов на строительство автомагистралей. «Рынок постоянно непостоянен», – так пошутил один строитель. Нестабильный характер работ – широко распространенная проблема: приходится выполнять реконструкцию дорог понемногу в отдельных местах, это порождает многочисленные трудности, включая укладку ЦБП отдельными участками с постоянной сменой ширины укладки, приходится загружать бетон в машину небольшими порциями, и при этом нужно обеспечить жесткие требования по классу гладкости поверхности укладываемого бетона.
Производители бетоноукладочной техники знают об этих проблемах своих клиентов и стремятся помочь преодолевать их, совершенствуя свои машины.
Строительная компания не будет планировать приобретение такой дорогой техники, как бетоноукладчик со скользящими формами, если в обозримом будущем у нее нет надежных объемов работ для этой машины. Поэтому сегодня производители разрабатывают и универсальные модели бетоноукладчиков со скользящими формами, которые можно быстро погрузить на транспортное средство, не демонтируя скользящую опалубку и другое оборудование, привезти на строительный объект, выполнить работу за один-два дня и быстро перекинуть на другой участок. Сегодня машина может бетонировать городскую улицу, а завтра отправится через весь город возводить дорожные заграждения типа «Нью-Джерси». В таких ситуациях большое значение также имеет способность бетоноукладчика быстро адаптироваться к условиям работы на данном строительном объекте и качественно выполнять любую работу. В частности, в конструкции бетоноукладчиков внедряются инновационные технические решения, сокращающие затраты времени на изменение ширины укладки бетона. Чем меньше будет простаивать бетоноукладчик для переналадки, тем выше будет прибыль его владельца.
Компания Miller Formless раньше была независимой, а теперь входит в состав Guntert & Zimmerman. Однако Miller Formless сохранила собственную линейку бордюроукладчиков, которая теперь, не дублируя, дополняет ассортимент техники G&Z.
В настоящее время выпускаются три базовые модели Miller, каждая из которых имеет множество модификаций и исполнений, одних только скользящих форм свыше 2000 видов. Машины Miller отличаются использованием шнекового питателя вместо ленточного. Шнеки выполнены из отдельных универсальных деталей, соединенных болтами, благодаря этому можно собирать шнеки разной длины. Бордюроукладчики Miller оснащаются двигателями John Deere, но могут оснащаться и другими силовыми агрегатами, наиболее удобными для клиентов того или иного рынка. Машины комплектуются 3D-системой нивелирования от компании Moba. Ведутся работы по внедрению телематической системы дистанционной диагностики машин.
Мод. М1000 массой 8,527 т, с двигателем 110 л.с., 4-гусеничная, наиболее компактная в линейке и может использоваться для возведения монолитных бордюров, лотков, боковых дорожек, барьерных ограждений высотой до 1 м с минимальным радиусом 610 мм и шириной боковой полосы 1,52 м. По заказу возможна конфигурация с тремя гусеницами. Машина оснащается системой быстрого монтажа навесных форм, рулевым управлением типа Akerman, обеспечивающим высокую точность при выведении радиусов бордюров и ограждений, а также уменьшающим проскальзывание гусениц при повороте.
Мод. 8100 – средняя в линейке. И наконец, самая крупная мод. 8800, предназначенная для возведения барьеров высотой до 2,59 м, причем и с правой, и с левой стороны. Телескопическая рама машины может раздвигаться в ширину на 1,2 м, за счет чего эта машина способна укладывать плоские покрытия шириной до 6 м.
Любая дорожно-строительная компания хочет иметь преимущества перед конкурентами, в том числе технику, которая выполняла бы работы качественнее и быстрее, чем у других, хочет быть уверенной, что новые бетоноукладчики, которые она приобретает, оснащены самым прогрессивным оборудованием. Особенно востребованы технологии автоматизированной бетоноукладки без копирной струны, позволяющие увеличить производительность машин, главным образом при строительстве автомагистралей и в меньшей степени при укладке монолитных бордюров с водоотводящими лотками и при возведении барьерных ограждений. Несмотря на довольно высокую стоимость интеллектуальных систем укладки бетона без струны, строительные компании идут на эти расходы из-за сложностей с наймом работников, которые умеют производить укладку бетона по копирным струнам, а также потому, что новая технология укладки без струны обеспечивает существенную экономию трудозатрат и рабочего времени. Система в автоматическом режиме обеспечивает выполнение машиной заданных радиусов, высотных отметок и т. д. в соответствии с проектом.
Некоторые производители предлагают клиентам бетоноукладчики в комплектации на выбор: с системой управления старого типа, с копирной струной и датчиком, и новой, с управлением с помощью системы нивелирования, ориентирующейся по GPS/ ГЛОНАСС.
Однако использование технологии 3D-нивелирования требует от строительной компании определенных инвестиций, и не только на аппаратное и программное обеспечение, но и на обучение персонала. Чтобы эффективно использовать эту технологию, в штате строительной компании должен быть специалист по построению трехмерных цифровых строительных проектов (3D-моделированию), который сможет при необходимости вносить коррективы в 3D-модель проекта, которая загружается в систему управления бетоноукладчика. Этот штатный эксперт должен иметь возможность прибыть на строительный объект со специальной аппаратурой и убедиться, что координаты всех объектов (например, коллекторов для сточных вод и грязеуловителей) в цифровом проекте указаны правильно.
Следует заметить, что большинство потребителей хотели бы, чтобы новые бетоноукладчики могли работать по технологии без копирных струн, но не все готовы нести сопутствующие этому финансовые затраты, да и в эффективности новых технологий уверены не все. Однако время расставит все точки над i: чем шире будут применяться новые нивелировочные технологии на практике, тем больше строительных компаний будут убеждаться в их эффективности и переходить к их использованию.
3D-системы навигации для бетоноукладчиков предлагают ведущие мировые компании: Leica, Topcon, Trimble и Moba. Подобные системы навигации входят сегодня в штатную комплектацию бетоноукладчиков многих производителей. Они обеспечивают экономию времени и средств при работе машины, а также более высокое качество укладки. Под управлением 3D-системы навигации бетоноукладчик может точно выполнять работу по реконструкции части дорожного полотна, а с обеих сторон при этом будут открыты полосы для безопасного движения транспорта. Работники могут не бояться, что запнутся о струну, по которой традиционно равняется покрытие при укладке.
Все больше клиентов высказывают желание, чтобы бетоноукладчики оснащались телематическими системами, поэтому большинство ведущих мировых производителей бетоноукладочных машин ведут работы по внедрению этой технологии в своих моделях.
Практически все строители дорог хотят, чтобы одна машина могла производить укладку бетона и на левую, и на правую сторону, в отличие от бордюроукладочных и возводящих барьерные ограждения машин традиционной конструкции, которые разделялись на лево- и правосторонние.
И еще одна старейшая американская компания, выпускающая бетоноукладчики с 1953 г., – Power Curbers & Power Pavers. Бордюроукладчики и экструдеры выпускаются под брендом Power Curber на одном заводе, а бетоноукладчики, текстуровщики, распределители и другое оборудование – на другом. В класс универсальных машин входят 4 модели: Power Paver SF-1700 и SF-2404, Power Curber 5700-D и 7700. Все машины стандартно оснащаются системой нивелирования по копирной струне, а также подготовлены к использованию автоматической 3D-системы.
Power Paver SF-1700 – средний бетоноукладчик малой высоты, эксплуатационной массой 17,69–20,41 т с двигателем 170 л.с., со скользящими формами. При работе нуждается в очень малых зазорах по бокам (660 мм). Ширина укладки – от 2,75 до 7,5 м. Машина оснащена электронной интуитивно-понятной системой управления, параметры которой визуализируются на экране монитора. Боковые формы автоматически копируют рельеф поверхности, т. к. связаны с гусеничными тележками. По заказу машина может быть оснащена формой, позволяющей укладывать одновременно плоское ЦБП и монолитный бордюр.
Относительно новая модель с двигателем на 220 л.с., выпущенная под нужды рынка в 2017 г., – Power Paver SF-2404, первая модель Power Paver с четырьмя гусеницами. Управление гусеницами в одно касание и простое рулевое управление рулем – достоинство машин серии 2400. SF-2404 идеально подходит для проектов в жилых зонах и для работы на трассе с шириной укладки до 7,5 м, может быть оснащена системой закладки дюбелей DBI. Уникальная особенность модели 2404 (а также модели Power Curber 7700) – возможность укладки бокового профиля с гидравлически изменяемой шириной укладки от 2 до 4 м прямо во время работы. Доступна модификация машины SF-2402 на двух гусеницах.
Четвертое поколение бордюроукладчика со скользящими формами Power Curber 5700-D, обновленное в ноябре 2019 г., предназначено для укладки бордюров, желобов, разделительных барьеров и тротуаров высотой до 2,5 м, шириной до 2,5 м при боковой укладке и плоских покрытий шириной до 4 м при центральной укладке. Трехгусеничный 5700-D может производить укладку малых радиусов до 610 мм, используя управление только одной передней гусеницей. Управление тремя гусеницами доступно как опция. Бетон подается шнековым транспортером, который прочнее и надежнее ленточного. Бордюроукладчик выполняет левостороннюю укладку, по заказу возможна конфигурация с двусторонней укладкой. Система управления SlipSmart сочетает в себе простоту аналоговой системы с преимуществами цифрового управления.
Еще одна модель, представленная в 2017 г., Power Curber 7700 с двигателем на 220 л.с. – многоцелевая машина, предназначенная для укладки бордюров, желобов, разделительных барьеров и тротуаров высотой до 2,5 м и шириной до 4 м при боковой укладке и плоских покрытий шириной до 8 м при центральной укладке. Двойная телескопическая рама обеспечивает быстрое изменение ширины без использования каких-либо механических уширителей рамы или разборки машины.
Как выбирать бетоноукладчик
Распространенной ошибкой покупателя при выборе бетоноукладчика является попытка чрезмерно упростить свою задачу, сократив список критериев до одного пункта – цены машины. Бетоноукладчик со скользящими формами – это машина, сильно отличающаяся от оборудования других типов: дорожных катков и землеройной техники, поэтому прежде всего задача покупателя – четко знать конкретные задачи и условия будущей работы бетоноукладчика, а также требования, которые к нему предъявляются в связи с этими условиями. Требования будут разными, начиная с ширины полосы укладки, пространства по бокам, необходимого для работы машины, и наличия на машине дополнительного оборудования, с помощью которого можно будет выполнять работу с высоким качеством. В зависимости от требований будет подбираться конфигурация бетоноукладчика.
Также факторами, влияющими на выбор машины при покупке, могут быть время, необходимое для изменения ширины полосы укладки, маневренность машины и простота транспортировки. Следует тщательно проанализировать особенности устройства бетоноукладчиков со скользящими формами, а именно: конструкцию скользящей формы, систему управления, конструкцию ходовой части и рамы, а также имеющееся дополнительное рабочее оборудование. Модели разных производителей могут серьезно отличаться по каждой из перечисленных характеристик, и это может сильно влиять на производительность, экономичность и другие эксплуатационные качества, в общем, на величину совокупных затрат на эксплуатацию машины за весь срок службы и ее рентабельность.
Кроме того, специалисты советуют строительным компаниям не увлекаться излишней сложностью устройства бетоноукладчиков, особенно если опыта в использовании бетоноукладочной техники еще мало. А то иногда, стремясь увеличить производительность, изготовители бетоноукладчиков делают их черезчур сложными по устройству и в эксплуатации. Лучше выбрать надежного дилера с хорошо организованным сервисом машин.
Компания Curb Fox Equipment, LLC (США) специализируется на производстве компактных бордюроукладчиков. Несколько лет назад Curb Fox приняла решение о модернизации системы управления на бордюроукладчиках, благодаря чему качество продукции стало еще выше. Конструкция некоторых составных частей оборудования является настолько удачной, что они не нуждаются в замене или модернизации на протяжении многих лет.
Одной из наиболее продаваемых моделей является бетоноукладчик CF-3000 массой 1,545 т, с двигателем 28 л.с., предназначенный для строительства бордюров и водосточных желобов. Укладчик отличается высокой производительностью: при укладке бордюра и водосточных желобов скорость его движения составляет в среднем 3–4,5 м/мин. При изготовлении ленточного бордюра CF3000 может укладывать закругления с радиусом 610 мм. Удобен для транспортировки: CF3000 можно перевозить как прицеп к грузовику.
Бетоноукладчик со скользящей опалубкой Curb Fox 5000-Т массой 3,408 т на двухгусеничном шасси с двигателем 35 или 45 л.с. Предназначен для изготовления ленточного бордюра со стоком (откосом или желобом) любой формы, шириной до 1 м при боковом размещении скользящей формы и до 2,44 м при размещении скользящей формы «по центру» машины. Дополнительная система для укладки на малых радиусах поворота позволяет уменьшить радиус укладки до 750 мм.
Электронная система пропорционального управления с гидравлическими датчиками управляет движением, подъемом, наклоном вперед и назад и формой. Датчики рулевого управления с обратной связью позволяют автоматически поддерживать необходимый радиус поворота. Благодаря гидростатическому приводу гусениц бетоноукладчик может работать практически при любом состоянии поверхности грунта. За счет небольшой ширины и длины всего 4 м бетоноукладчик CF5000-Т можно легко перевозить на небольших прицепах.
Рекомендации по содержанию и техническому обслуживанию бетоноукладчиков
Если эксплуатационные затраты с течением времени остаются на невысоком уровне, это очень способствует повышению рентабельности работы машины, и ведущие производители бетоноукладчиков всегда дают рекомендации, как сохранить на низком уровне стоимость эксплуатации их машин.
Всегда содержите машины в чистоте, регулярно выполняйте смазку – и половина «битвы за рентабельность» будет выиграна. После тщательной очистки и мойки машины регулярно и в полном объеме проводите техобслуживание, указанное в руководстве по эксплуатации машины, это намного дешевле, чем ремонт после поломок, которые часто случаются вследствие недостаточного и несвоевременного техобслуживания.
Важно регулярно брать на анализ пробы моторного и гидравлического масел. Следите за изменениями состояния технических жидкостей, уровнем их загрязнения, так можно предупредить серьезную поломку в системе, которая потребует дорогостоящего ремонта.
Также следует правильно, в соответствии с руководством по эксплуатации, использовать машину при укладке бетона. Например, нельзя включать вибратор, не погрузив его в бетон.
И самое простое (чем обычно пренебрегают): после окончания укладки бетона работники должны затратить определен ное время и тщательно очистить машину, детали скользящей формы и дополнительного оборудования.
При правильной эксплуатации, регулярной чистке и обслуживании бетоноукладчик прослужит очень долго.