Ой, мороз, мороз…

Готовим к зиме подметально-уборочную технику

В холодный период низкие температуры вызывают изменения физического состояния деталей и жидкостей в подметально-уборочных машинах. Смазочные материалы, гидравлическая жидкость и дизельное топливо густеют, вода замерзает, резина твердеет, а полимерные материалы становятся хрупкими. Тем не менее, если погода и обстановка позволяют, технику используют для уборки улиц и в зимний период.

При выполнении такой периодической уборки в зимний период весной будет легче очистить улицы и прочие территории от грязи и мусора, скопившихся за зиму. Правильно и своевременно подготовив и обслуживая подметально-уборочную технику в этот период, владелец может поддерживать ее в оптимальном рабочем состоянии и продлить срок ее службы.

Вот несколько советов, как поддерживать оптимальную работоспособность подметально-уборочного оборудования и избежать дорогостоящего ремонта.

Вода

В избалованных климатическими условиями США до 90% подметально-уборочных машин, использующих при работе воду, не эксплуатируются при температурах ниже 0 °С, чтобы избежать повреждений вследствие замерзания воды, и на зиму полностью выводятся из эксплуатации. В России, где по многу месяцев температуры воздуха в течение суток могут опускаться ниже 0 °С, принято использовать подметально-уборочные машины круглогодично. Например, при длительном отсутствии снегопада, преимущественно в конце зимнего периода, происходит интенсивное загрязнение дорожного покрытия, и для удаления загрязнений используются подметально-уборочные машины, работающие без увлажнения.

В механических и вакуумно-уборочных машинах вода используется для подавления пыли от работы боковых и центральной щеток. При работе всасывающего мусор раструба вода подается в заборный трубопровод. Вода служит в качестве смазки для ворса щеток и смазкой, облегчающей движение частиц пыли и мусора по воздуховоду в бункер. За счет подачи воды уменьшается износ щеточного ворса и увеличивается срок его службы. Влажную или не покрытую пылью дорожную поверхность можно подметать и без воды. Но владелец, решивший работать на подметальной машине без воды, должен представлять себе, какое влияние может оказать такая работа на состояние оборудования. Детали неизбежно будут изнашиваться быстрее, чем при нормальных условиях, потому что абразивные частицы мусора захватываются ворсом и с большой силой ударяют по стальным поверхностям. Подметание без воды подобно пескоструйной обработке деталей подметальной машины.

В кабине современной ПУМ тепло и уютно даже в морозы

И тем не менее, если у уборочной компании нет теплого гаража для подметальных машин, первое, что необходимо сделать при подготовке подметально-уборочной техники к зимнему периоду, как только температуры воздуха начнут приближаться к 0 °С, – слить из машин всю воду. Как-нибудь ночью вода может очень быстро замерзнуть и просто разорвать бак или водяной насос. Замена этих компонентов обойдется недешево. Поэтому нужно тщательно слить воду из всех компонентов системы орошения после работы (если днем погода стоит теплая и машина работает с водой). Выбор лучшего способа удалить всю воду из шлангов и каналов зависит от конструкции подметальной машины, поэтому рекомендуется обратиться к «Инструкции по эксплуатации машины». Главное, чтобы слив осуществлялся из самой нижней точки водяной системы и из всех ее компонентов: бака, насоса, фильтра, каналов, шлангов и разбрызгивающих форсунок.

Обычно в конструкции машины имеется сливная пробка на днище водяного бака. Затем следует открутить корпус водяного фильтра, расположенный под водяным баком на входе в водяной насос, и извлечь фильтрующий элемент, слить оттуда воду. Не забудьте извлечь и сетчатый фильтр из корпуса фильтра, и уплотнительное кольцо, установленное сверху на корпусе фильтра. Откройте все краны подачи воды к форсункам-распылителям на лотковых щетках и к передней распылительной рейке, если она имеется на машине, и включите водяной насос (насосы) системы орошения, чтобы удалить всю оставшуюся воду из каналов и насоса системы. Бывает, что производители не заботятся об обеспечении возможности полностью слить воду из системы, поэтому лучше всего в такой ситуации отсоединить все шланги водяной системы. Можно порекомендовать продуть водяную систему сжатым воздухом, в некоторых подметальных машинах даже предусмотрен штуцер для подсоединения шланга со сжатым воздухом для такой цели. Помните: важно слить всю воду. Только так можно гарантировать, что компоненты системы не будут повреждены в результате замерзания воды.

Антифриз. В холодный период можно порекомендовать добавлять в воду антифриз, либо заправлять антифриз в водяную систему машины, на некоторое время выведенной из эксплуатации. Это важное средство защиты водяной системы машины от повреждений, которым многие владельцы ПУМ пренебрегают. Например: ПУМ оснащена баком на 1200 л воды. Слейте воду и заправьте в бак ведро (8–10 л) антифриза. Включите водяной насос, чтобы антифриз циркулировал по всей системе. Как только антифриз пойдет из распыливающих форсунок, выключите насос и оставьте антифриз в системе. Учтите: нужно использовать только качественный и неядовитый антифриз надежной марки.

Двигатель

Известно ли вам, что в экстремально холодную погоду узлы двигателя подметальной машины могут выйти из строя? Когда холодный двигатель начинает работать и постепенно прогревается, на поршень и цилиндр воздействует тепло от сгорания топлива в цилиндре, но температуры поршня и цилиндра растут с разной скоростью. Поршень нагревается очень быстро, а цилиндру может понадобиться намного больше времени, чтобы разогреться, потому что поршень – небольшая легкая деталь, а цилиндр большой и массивный. В результате нагревания поршень быстро расширяется, а цилиндр остается еще в сжатом холодном состоянии. Если цилиндр был перед пуском охлажден до очень низкой температуры, в результате быстрого расширения поршня может возникнуть трение металла по металлу и задиры, что приведет в конце концов к выходу двигателя из строя. Именно поэтому важно прогревать агрегаты подметальной машины перед тем, как начать работу на ней, если температура окружающего воздуха ниже –5 °С.

Газовый предпусковой подогреватель

В зимний период рекомендуется использовать электрический предпусковой подогреватель, который улучшает холодный пуск и работу при низких температурах воздуха как дизельных, так и газовых двигателей. После предпускового прогрева у двигателя намного лучше работает система смазки, уменьшается износ трущихся деталей. Предпусковые подогреватели блока двигателя относительно недороги, и небольшие затраты на них окупаются сторицей при эксплуатации подметальной машины в холодное время.

Вместе со сметом в бункер ПУМ попадает влага

Свечи накаливания. Перед началом холодного периода следует проверить состояние свечей накаливания дизельного двигателя. Свечи накаливания (не путать со свечами зажигания!) выполняют несколько функций. Самая главная из них – они помогают прогреть камеру сгорания двигателя при холодном пуске. Свечи накаливания могут прогреть металл головки двигателя вокруг себя до 800 °С и за счет этого значительно улучшить пусковые качества двигателя при низких температурах окружающего воздуха. В некоторых двигателях свечи накаливания не отключаются сразу после пуска и продолжают работать еще несколько минут, снижая уровень вредных выбросов до 49% за счет более эффективного сгорания топлива. Благодаря эффективному сгоранию уменьшается содержание дыма в выхлопных газах, ранее бывшего «визитной карточкой» дизельных двигателей. К тому же за счет более эффективного сгорания уменьшается шум работы дизеля.

Дизельное топливо. Если дизельное топливо не содержит специальных «зимних» присадок, на морозе оно становится желеобразным и в нем появляются хлопья парафина, которые могут полностью заблокировать топливный фильтр. Если в топливе содержится большое количество воды, она может замерзнуть и заблокировать топливопроводы. Влага проникает в топливный бак вместе с воздухом через сапун системы вентиляции, затем при изменении температуры конденсируется в воду и попадает в топливо. Лучшим способом избежать этого в холодный период является использование «зимнего» топлива, а также постоянная заправка топливного бака доверху, чтобы там оставалось как можно меньше места для воздуха и, следовательно, возможностей для конденсации влаги.

Гидравлическая система

В холодную погоду вязкость жидкости в гидросистеме подметально-уборочной машины возрастает. Гидравлическая жидкость густеет и хуже прокачивается через фильтры, можно заметить, что уменьшается скорость вращения щеток и выполнения других операций гидравлического оборудования, по крайней мере в первые часы работы машины. Важно поддерживать температуру жидкости в гидросистеме в оптимальных пределах, в противном случае при возрастании давления может открыться перепускной клапан гидравлического фильтра, и не­очищенное масло будет поступать в узлы гидросистемы, что приведет к ускорению их износа и выходу из строя.

Что же можно предпринять, если температура окружающего воздуха сильно понизилась? Прежде всего эту проблему можно решить, заменив жидкость в гидросистеме на менее вязкую, рассчитанную на работу при низких температурах окружающего воздуха. В руководстве по эксплуатации машины обычно приведены рекомендации по выбору класса вязкости гидравлической жидкости.

Когда погода позволяет, подметальную технику используют и зимой

По возможности после работы ставьте машину в закрытое от воздействия погоды помещение, желательно отапливаемое. При экстремально низких температурах рекомендуется установить на гидробак предпусковой подогреватель и дать ему достаточно времени для прогрева жидкости перед тем, как запустить машину. При температурах ниже 0 °С подметально-уборочной машине нужно дать некоторое время, чтобы она прогрелась, и только тогда начинать работать на полной скорости. Начинайте с подметания средних зон убираемых участков, и только после того, как гидросистема машины достаточно прогреется, переходите к уборке зон возле бордюров, где необходима хорошая работа лотковых щеток. И не забудьте вновь заменить жидкость на «летнюю», когда на улице потеплеет.

Электромагнитные клапаны гидросистемы. В зимние месяцы возрастает вероятность неисправностей электромагнитных актюаторов клапанов гидросистемы подметальных машин. После работы подметальной машины на дорогах следует тщательно удалять противогололедные материалы (ПГМ): соль, хлористый магний и песок, скопившиеся между корпусом клапана и электромагнитной катушкой. Рекомендуется раз в неделю извлекать катушку из корпуса клапана и тщательно очищать от соли внутренние поверхности корпуса, по которым скользит катушка. Затем следует нанести на поверхности подходящую консистентную смазку и установить катушку на место. Смазка предотвратит повторное проникновение соли в зазор между корпусом клапана и катушкой. Если вы не будете смазывать электромагнитные клапаны, катушки будут сгорать каждый месяц – никому не нужны эти бессмысленные затраты. Если вам понадобится более подробная информация об этой операции, обратитесь к производителю машины или электромагнитного клапана.

При длительном хранении дверцы отделений корпуса ПУМ следует держать открытыми

Рабочее оборудование

Бункер для смета. Не оставляйте мусор в бункере для смета. Увлажненный водой, он смерзнется, а при самом неблагоприятном стечении обстоятельств даже может стать причиной растрескивания стенок бункера. Рекомендуется провести очистку бункера для смета горячим паром изнутри и снаружи. В мусоре содержится много влаги, и она вызовет в бункере гниение и ржавление стенок. Снаружи условия получше, влага выветривается, и процесс идет дольше, не один год, но если оставлять влажную грязь на наружных стенках бункера, которая будет год за годом замерзать и снова размораживаться, ржавчина в конце концов возникнет и на наружных стенках. Покрасьте стенки бункера изнутри качественной грунтовкой. Это поможет продлить срок его службы. Грунтовка заполняет сколы, царапины, вмятины и выбоины, которые делают на стенках куски мусора, с большой скоростью поступающие в бункер. Откройте дверцы боковых смотровых люков и заднюю разгрузочную дверцу бункера. Не следует оставлять неработающую подметально-уборочную машину на долгое время с закрытым бункером. Открывайте все дверцы и люки, пусть бункер проветривается.

Бункер для смета следует очистить и держать открытым – проветривать

Фильтрующие воздух экраны-сетки. Каждый раз, когда моете бункер для смета, извлекайте фильтрующие экраны-сетки и хорошенько их очищайте и промывайте. Экраны будут эффективнее фильтровать воздух и прослужат дольше.

Лотковые щетки. Снимите лотковые щетки и храните их в закрытом помещении. Эти щетки немало весят и, сняв их на время, когда они не нужны, вы снимите ненужную нагрузку с рычагов и системы подвески лотковых щеток.

Фартуки. В холодное время года можно заменить передний фартук на подметальной машине на более тонкий, так как резина, из которой изготавливаются фартуки, твердеет на морозе. Затвердевший на морозе фартук будет толкать перед собой мусор подобно бульдозерному отвалу. Затвердевшие на морозе фартуки будут создавать высокое сопротивление движению машины. При низких температурах затвердевшие фартуки на подметальных машинах могут трескаться и рваться, поэтому рекомендуется всегда иметь запас для замены вышедших из строя.

В холодное время вода для пылеподавления на лотковые щетки не подается

Всасывающий раструб. В сильный мороз рекомендуется заменить передний эластичный фартук на всасывающем мусор раструбе на более тонкий, так как фартук может затвердеть и плохо уплотнять зазор между раструбом и дорожной поверхностью. Задний фартук можно не менять, поскольку его назначение – не давать мусору выйти из-под раструба и обеспечить его захват и доставку в бункер машины с помощью разрежения.

Во время длительного зимнего хранения подметально-уборочной машины всасывающий раструб-подборщик машины должен быть приподнят от земли. От земли идет сырость, и если раструб хранить на земле, с течением времени металл раструба постепенно начнет ржаветь. Кроме того, при большой влажности раструб может примерзнуть к земле. Как и бункер, раструб должен проветриваться.

Зимой систему подачи воды к лотковым щеткам следует продуть и отключить

Операторы

И последнее по порядку, но не по значению. Конечно, не забывайте об операторах подметально-уборочных машин. Своевременно позаботьтесь, чтобы у них была теплая рабочая одежда, защитные очки и маски для лица, головные уборы и т. д. Однако не разрешайте операторам носить во время работы шарфы, одежду с болтающимися завязками, которые могут быть захвачены вращающимися деталями машины. У оператора обязательно должны быть средства связи на случай аварии. Полный комплект аварийного снаряжения в машине может включать в себя сигнальный фонарь или факел, карманный фонарь, аптечку первой медицинской помощи, высококалорийные непортящиеся продукты, бутилированную питьевую воду, электропровода для «прикуривания» (подключения внешнего источника электропитания) и легкие майларовые (лавсановые) покрывала, которыми можно обернуться, и они обеспечат теплоизоляцию лучше любой одежды.

 

Если вы будете следовать данным советам, а также тщательно выполнять все рекомендации, изложенные в инструкции по эксплуатации, скорее всего, ваши подметально-уборочные машины отработают весь зимний сезон без неожиданных неисправностей.