
Не играйте в «русскую рулетку»!
При выборе охлаждающей жидкости для большегрузных автомобилей и спецтехники не стоит ориентироваться по ее цвету.
В интернете можно найти немало материалов с рекомендациями не ориентироваться при выборе антифриза для техники (особенно при дозаправке) по его цвету. Казалось бы, что тут можно еще сказать нового? Тем не менее мы попытаемся снова осветить эту непростую на самом деле тему и «разложить всё по полочкам».
В нашей стране антифризом издавна называли простейшую незамерзающую охлаждающую жидкость, состоящую из этиленгликоля и воды без всяких присадок. Охлаждающие жидкости более совершенного состава со сбалансированным пакетом присадок принято было называть «тосол». Но в последние десятилетия под влиянием западной продукции всё чаще наименование «антифриз», как и на Западе, используют для обозначения обычной охлаждающей жидкости, а термин «тосол» используется всё реже. Мы также будем использовать в статье термин «антифриз» для обозначения современных охлаждающих жидкостей.

Из чего состоят антифризы
Практически все антифризы состоят из смеси этиленгликоля с водой (дистиллированной, деминерализованной, деионизированной, в крайнем случае просто кипяченой) + пакет присадок. Этиленгликоль – ядовитый спирт, не следует контактировать с ним без перчаток, вдыхать пары и пробовать антифриз на вкус. Иногда в составе антифриза используют другой спирт – пропиленгликоль, он не токсичен, но такие антифризы не получили распространения из-за дороговизны пропиленгликоля и более низкой по сравнению с этиленгликолем теплопроводности.
Таким образом, ключевые различия между разными типами и сортами всех антифризов заключаются в составе пакета присадок. Ниже мы расскажем о существующих типах охлаждающих жидкостей и приведем обозначающие их англоязычные аббревиатуры, как уже принято в отечественной технической литературе.
Сразу подчеркнем: цвет у антифризов может быть любым, так как он никакими нормами не регламентируется и каждый производитель выбирает окраску самостоятельно.

Традиционные охлаждающие жидкости (IAT, Inorganic Acid Technology). Пакеты присадок таких антифризов состоят из комбинаций солей неорганических кислот – ингибиторов коррозии: силикатов, молибдатов, фосфатов, боратов, аминов, нитратов, нитритов, а также бензоатов. К этому типу относится издавна распространенный в России тосол. Однако силикаты, фосфаты и бораты чрезвычайно ядовиты и опасны для окружающей среды и людей.
В процессе работы антифриза неорганические кислоты образуют на всех металлических деталях, с которыми контактируют, оксидную пленку, которая защищает от коррозии, но ухудшает теплоотвод. Для современных форсированных двигателей с алюминиевыми головками и блоками цилиндров, а также радиаторами это неприемлемо. К тому же защитная пленка постепенно разрушается и служит недолго, то есть неорганические присадки истощаются и должны пополняться. В общем, антифризы типа IAT считаются устаревшими, они не применяются в качестве первой заправки на заводах.
Карбоксилатные улучшенные охлаждающие жидкости (OAT, Organic Acid Technology). Антифризы, содержащие в своем составе только органические ингибиторы коррозии на основе солей карбоновых кислот (карбоксилаты). Карбоксилаты являются хорошими ингибиторами коррозии, стабильными при высоких температурах, устойчивы к окислению, имеют длительный срок эксплуатации (в зависимости от конкретного сорта антифриза от трех лет и до полного срока службы автомобиля). Не образуют оксидной пленки на металле. В основном используются с алюминиевыми радиаторами. Однако органические соли могут размягчать резиновые шланги системы охлаждения.





Гибридные антифризы (HOAT, Hybrid Organic Acid Technology) содержат в пакете присадок как органические карбоксилаты (иногда бензоаты), так и неорганические силикаты (европейская технология), нитриты (американская технология) или фосфаты (азиатская технология). Поэтому при выборе охлаждающей жидкости, содержащей «неорганику», лучше использовать продукт из соответствующей машине страны (региона) либо имеющий необходимый допуск производителя.
Отличительным свойством гибридных охлаждающих жидкостей является хорошее противодействие кавитации (за счет неорганических солей). Именно поэтому в коммерческой и тяжелой спецтехнике, оснащенной форсированными двигателями, используются в основном гибридные охлаждающие жидкости.
Лобридные антифризы (Lobrid, Low Hybrid) – новейшие антифризы, в которых карбоксилатные органические присадки дополнены небольшим количеством неорганических присадок (не более 10%). В зависимости от содержащихся в составе солей неорганических кислот антифризы обозначаются: с силикатами SOAT (или SiOAT, Silicate OAT), с фосфатами POAT (Phosphate OAT), с нитритами NOAT (Nitrited OAT). Они обеспечивают улучшенную защиту от коррозии алюминиевых деталей двигателя, а также обладают повышенной температурой кипения – до 135 ºС, что позволяет использовать их в мощных, теплонагруженных двигателях.
Антифризы увеличенного срока службы. Существуют сорта лобридных охлаждающих жидкостей увеличенного срока службы (LLC, Long Life Coolant, ELC или XLC, Extended Life Coolant и др.) и с очень долгим сроком службы (SLLC, Super Long Life Coolant). У разных производителей сроки службы антифризов LLC и SLLC разные: от 4 до 10 лет, и от 40 000 до 200 000 км пробега и более. Специалисты не рекомендуют смешивать антифризы типов LLC и SLLC, а также заправлять антифриз SLLC в машину, система охлаждения которой не рассчитана на работу на данном антифризе. Могут быть повреждены, например, манжеты жидкостного насоса.

Нормы и стандарты
В России ГОСТ 28084-89 (действующий) «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия» регламентирует основные показатели охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля: плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т.д. Но он не оговаривает состав и концентрацию присадок, а также цвет и возможность смешивания жидкостей.
Большое распространение получила в нашей стране классификация антифризов, разработанная концерном Volkswagen.
Класс G11. К нему относятся антифризы с минеральными неорганическими присадками (IAT) на основе силикатов, боратов и фосфатов, наподобие отечественного тосола. Температура замерзания –40 °С. К классу G11 относятся также гибридные охлаждающие жидкости (HOAT), в состав которых входят присадки на минеральной и органической основе. Температура замерзания –50 °С. Срок службы – до 120 000 км пробега.

Класс G12 – карбоксилатные антифризы (OAT). Обладают более высокой теплопроводностью, чем G11, имеют более высокую температуру кипения (до 130 °С) и больший срок эксплуатации. Температура замерзания –50 °С. Срок службы – до 200 000–250 000 км пробега.
Смешивать антифризы классов G11 и G12 нельзя – образуются агрессивные кислоты и сгустки, закупоривающие узкие каналы системы охлаждения.
Класс G12+. Антифризы этого класса – улучшенные по сравнению с G12 лобридные антифризы с заявленным сроком службы от 5 до 10 лет. Температура замерзания –65 °С.
Класс G12++ – еще более усовершенствованные универсальные лобридные антифризы по сравнению с G12+, имеющие более высокую температуру кипения (135 °C), обеспечивающие лучшую защиту от коррозии, лучший отвод тепла и пожизненный срок службы в системах охлаждения двигателей из серого чугуна и алюминия. Температура замерзания –65 °С. Антифризы класса G12++ могут смешиваться с антифризами G11, G12, G12+ в любых пропорциях.
Класс G13. Универсальный антифриз, в котором этиленгликоль (из сырой нефти) на 20% замещен глицерином (из биологических отходов). Пакет присадок идентичен антифризу класса G12++. Температура замерзания –65 °С. Пригоден для работы в мощных двигателях. Срок службы – до 10 лет и более.
Класс G12evo – еще более усовершенствованные антифризы по сравнению с G13, особенно по температуре начала замерзания. Пригодны для использования в современных гибридных и электрических автомобилях.

Американский стандарт ASTM D3306 регламентирует требования к антифризам для бензиновых двигателей обычных легковых автомобилей, ASTM 4985 – требования к ОЖ для большегрузных автомобилей и спецтехники. В ASTM 6210 изложены требования к антифризам для наиболее нагруженных и мощных двигателей. Американские производители большегрузных автомобилей и спецтехники ориентируются именно на эти стандарты.
Компания Caterpillar разработала собственные требования к ОЖ для своей техники и выпускает два сорта гибридных антифризов для самоходных машин: Cat DEAC и улучшенную версию – Cat ELC (Extended Life Coolant, антифриз увеличенного в четыре раза срока службы). Эти два сорта антифриза смешивать нельзя. Сорт антифриза Cat NGEC предназначен для стационарных двигателей на природном газе.

Дозаправка, смешивание и замена антифризов
Подчеркнем сразу же: на вопрос «Какой антифриз следует заправлять в систему охлаждения двигателя» правильный ответ лишь один: тот, который рекомендован производителем двигателя или машины и указан в руководстве по эксплуатации.
Информацию об охлаждающей жидкости можно найти на этикетке упаковки (но, к сожалению, не всегда!). Там указываются стандарты, которым соответствует ОЖ, и одобрения производителей техники, которые допускают использование данной ОЖ в своих машинах.
«Допуск» и «соответствие». Эксперты предостерегают: не следует путать допуск (одобрение) и «соответствие требованиям (спецификациям)» производителей техники.
Допуск (одобрение) к использованию – официальный документ, которым производитель техники разрешает применять данный антифриз в системе охлаждения своих машин. А «соответствие требованиям (спецификациям)» – маркетинговый ход изготовителя антифриза, который считает, что его продукт можно использовать в данной технике. Это означает, что производитель техники разрешения на использование данного антифриза в своих машинах не давал. Выводы делайте сами!
Изготовители охлаждающих жидкостей, у которых имеются официальные допуски к использованию от производителей техники, публикуют эти документы на своих сайтах, где с ними можно (и нужно!) ознакомиться.

Можно ли смешивать разные антифризы? Специалисты категорически не рекомендуют этого делать. В результате реакций между присадками разных антифризов в «лучшем» случае может понизиться температура кипения охлаждающей жидкости и повыситься температура начала замерзания. А в худшем случае могут образоваться коррозионно-активные и агрессивные к резине и пластмассам вещества, сгустки, накипь и ил.
Если в экстренной ситуации необходимо долить в систему охлаждения жидкость, а под рукой нет антифриза того же сорта или вы не знаете, какой антифриз в системе, эксперты советуют долить дистиллированную или деионизированную воду (не из-под крана и не речную, в крайнем случае – кипяченую!), а когда появится возможность, заменить весь антифриз в системе. Конечно, для тяжелой специальной техники с системами охлаждения большого объема такая операция обернется немалыми расходами. Но это все же лучший выход, чем получить в результате неудачного смешивания антифризов неисправность радиатора, отопителя, жидкостного насоса или даже двигателя.
Еще раз подчеркнем: нельзя ориентироваться только по цвету охлаждающей жидкости, соответствие цвета и состава антифризов не регламентируется российским ГОСТом и международными стандартами, и каждый производитель назначает окраску антифризов самостоятельно. Вернее учитывать не цвет жидкости, а характеристики антифриза, указанные на упаковке, хотя и эти данные могут оказаться неточными. В общем случае рекомендуется использовать охлаждающую жидкость, выпущенную для российского или европейского рынка.
Как уже говорилось выше, лобридные антифризы G12+ и G12++ можно доливать в систему, где заправлена жидкость класса G11. Считается, что универсальный антифриз класса G13 можно в небольших количествах добавлять к любым охлаждающим жидкостям

Соблюдайте регламент. И в заключение еще одна рекомендация от специалистов: присадки в охлаждающих жидкостях со временем могут истощаться, и жидкость теряет свои защитные свойства. Поэтому следует строго соблюдать рекомендации производителей техники и антифриза по периодичности обслуживания (это может быть добавление присадок) и замены жидкости, а также фильтра охлаждающей жидкости, если он имеется в системе.
При покупке подержанной машины рекомендуется сразу же заменить антифриз в системе охлаждения, так как прежний владелец ввиду скорой продажи техники вряд ли заменял жидкость.
Некоторые неисправности машины также могут негативно повлиять на качества охлаждающей жидкости и ускорить необходимость ее замены, например, при пробое прокладки головки блока в систему охлаждения проникают отработавшие газы двигателя, которые отравляют и истощают присадки в антифризе. После устранения неисправности может потребоваться досрочная замена охлаждающей жидкости.
Итак, в «двух словах» подведем итог нашим рассуждениям. Универсального антифриза, подходящего для всех типов техники, пока, увы, не существует. Каждая компания-производитель определяет, какие антифризы и в каких моделях своих машин можно применять. Поэтому при выборе антифриза необходимо строго следовать рекомендациям производителей техники и изготовителей охлаждающей жидкости. Применяйте только те антифризы, которые имеют допуск (одобрение) от производителя данной техники.
И ни в коем случае нельзя ориентироваться только по цвету жидкости – такая «русская рулетка» до добра не доведет!
