«Развитие рынка специализированной техники»

Итоги конференции

Обсуждение перспектив развития производства и рынка специальных, специализированных и дорожно-строительных машин в современных экономических условиях России прошло в парке «Патриот» на первой совместной конференции «Развитие рынка специализированной техники», организованной Министерством промышленности и торговли РФ и Ассоциацией «Росспецмаш» совместно с департаментом сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России.

Открыл конференцию К.А. Бабкин, президент Ассоциации «Росспецмаш». В своем видеовыступлении он высказал надежду, что спад, который наблюдался в 2016 г., уже закончился, и вероятность дальнейшего ухудшения обстановки практически отсутствует. А также отметил, что рынок спецтехники в России удивительно быстрыми темпами восстанавливается после того, как в кризис спрос на различные виды техники, особенно строительной и дорожной, снизился вдвое, а на некоторые виды и втрое.

Ожидаемый рост, по словам К.А. Бабкина, 25–30% вполне реален. Активный рост продаж спецтехники российских производителей заставляет отечественные заводы работать над качеством продукции, выпускать новые модели машин с повышенными эксплуатационными свойствами. Тем не менее доля привозной спецтехники остается высокой.

К.А. Бабкин

Производство спецтехники в России не сможет развиваться должным образом, если правительство и дальше будет поднимать ставку на уже введенные налоги, ужесточать кредитную политику, повышать цены на энергоресурсы и лишать поддержки наших производителей на внутреннем и внешнем рынках. С одной стороны, государство говорит о необходимости импортозамещения, а с другой – создает все условия для невозможности нормального развития не только отрасли производства спецтехники, но и многих других направлений. Еще одним негативным моментом является тот факт, что в последнее время продолжается тенденция сокращения объемов капитального строительства, а это очень сильно влияет на спрос спецтехники, т. к. объем потребления дорожно-строительной техники напрямую зависит от развития строительного сектора как жилого, так и коммерческого назначения. В среднесрочной перспективе, по данным Минэкономразвития, ожидается плавное восстановление строительного сектора: в 2017 г. прогнозируется рост объемов строительства на 0,8%, в 2018 и 2019 гг. – на 4%.

Министр промышленности РФ Д.В. Мантуров не смог присутствовать лично, но передал официальное письмо, в котором выразил надежду на плодотворную работу конференции.

Директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Е.А. Корчевой рассказал о действующих мерах поддержки со стороны государства.

Е.А. Корчевой

В этом году Минпромторг РФ запустил сразу две абсолютно новые меры поддержки – льготный лизинг российской строительно-дорожной техники и субсидирование пилотных партий.

Согласно Постановлению № 518, утвержденному Правительством России 3 мая 2017 г., лизинговые компании своим клиентам будут предоставлять скидки при оплате первоначального взноса по договорам лизинга на приобретение строительно-дорожной и коммунальной техники. Федеральный бюджет в свою очередь компенсирует им затраты на предоставление этих скидок. Для реализации программы в 2017 г. выделяется 2,5 млрд руб. Субсидия по льготному лизингу составит 10% от стоимости машины. На сегодняшний день более 10 лизинговых организаций уже подали соответствующие заявки в Минпромторг России, среди которых «Сбербанк лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Газпромбанк лизинг».

Субсидирование пилотных партий промышленной продукции (постановление № 634) – это новый инструмент поддержки, предлагаемый Минпромторгом России, на реализацию которого выделены бюджетные ассигнования в размере 1 млрд руб. Производство и вывод на рынок нового оборудования, как правило, сопряжены с высокими затратами и существенными издержками. Субсидии направлены как раз на решение этих проблем и помогут существенно сократить расходы российских предприятий на передачу в эксплуатацию пилотных партий промышленной продукции. Производители смогут компенсировать до 50% своих расходов, а потребители получат возможность закупать новое оборудование по ценам ниже рыночных на 15–50%. Этот механизм поддержки позволит увеличить количество выпускаемых высокотехнологичных средств производства, создать новые рабочие места, будет способствовать снижению доли импортной техники на российских предприятиях.

Также на сегодняшний день отечественным производителям строительно-дорожной техники доступна поддержка экспорта по следующим Постановлениям:

  • № 1388 – субсидии на сертификацию при экспорте;
  • № 488 – поддержка выставок за рубежом;
  •  № 496 – субсидии на транспортировку.

«Приоритетом является экспорт. Мы постепенно будем переходить к тому, что будем поддерживать только проекты, в которых есть экспортная составляющая. Проекты, ориентированные только на внутренний рынок, мы не будем поддерживать в принципе», – заявил Е.А. Корчевой.

В заключение своего выступления он отметил: «Очень много мер в этом году мы подключаем для отрасли, поэтому наше основное сообщение компаниям будет эти меры использовать».

На конференции обсудили существующие проблемы в отрасли, в том числе распространение контрафактной продукции, ввоз б/у иностранной техники под видом новой.

А.С. Печеркин, директор по стратегическому маркетингу и взаимодействию с госструктурами компании «ЧТЗ-Уралтрак», рассказал о потерях производителей от влияния распространения контрафактной продукции: «Производители контрафакта забирают порядка 10% в нашем сегменте рынка деталей и готовых машин. В условиях экономической нестабильности потребитель стремится сэкономить и приобрести более дешевую продукцию, но нередко это сказывается на качестве.

К нам поступают обращения от потребителей с жалобами на качество или гарантийные сроки, но это связано с первую очередь с разбирательствами с теми структурами, которые продали им эту контрафактную продукцию. У нас уже были случаи, что такие производители пытались использовать схожие наименования. По этому поводу мы обращались в ФАС. В результате несколько таких компаний было закрыто. В целом с проблемой контрафакта сталкивается очень много предприятий. Проблема тут связана с тем, что на законодательном уровне нет достаточно четких определений для оригинальной продукции и контрафакта. Кроме того, нужно четко доносить до покупателя, с чем он столкнется при покупке поддельной техники».

В числе мер по противодействию производителям контрафакта представитель «ЧТЗ-Уралтрак» предложил Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии совместно с Министерством внутренних дел РФ провести внеплановый государственный контроль требований Технического регламента ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» в ряде организаций, занимающихся восстановлением техники и реализацией ее под видом новой. При этом необходимо запрашивать у производителей техники комплекты документов, подтверждающих приобретение ими у изготовителей новых основных узлов, которые используются при сборке всей техники (рама трактора, корпус бортовых фрикционов, рама тележек, двигатель, трансмиссия).

П.А. Кузнецов, директор «Завода «Дорожных машин», отметил, что действующие меры по поддержке экспорта недостаточны для быстрого вывода отечественной продукции на внешние рынки, где приходится завоевывать место в условиях жесткой конкуренции, а формирование каналов сбыта «с нуля» влечет за собой дополнительные затраты. Кроме того, чтобы потенциальные заказчики обратили внимание на нашу технику, запустили ее в работу и смогли оценить ее преимущества, по оценкам экспертов, необходимо на первоначальном этапе выходить с ценой примерно на 30% ниже уже представленных на мировом рынке аналогичных товаров по соотношению цены и качества. В связи с этим Минпромторгу РФ предлагается изыскать возможности и рассмотреть в качестве эффективной меры компенсацию затрат, связанных с экспортом, в размере 15%.

П.А. Кузнецов

О.В. Цепкин, член комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в своем выступлении рассмотрел вопросы ограничения сертификации строительно-дорожных машин, маркировки компонентов и запасных частей с целью исключения оборота контрафакта, а также роль саморегулирования в промышленности.

О.В. Цепкин

Для борьбы с фальсифицированными изделиями О.В. Цепкин предложил внедрить механизм маркировки оригинальных компонентов и запасных частей, а также выработать комплекс мер, включающих усиление уголовной ответственности за изготовление контрафакта.

О мерах поддержки производителей на внешних рынках рассказал К.Н. Евстюхин, управляющий директор по нефинансовой поддержке АО «Российский Экспортный Центр»: «Уже сейчас производители могут воспользоваться всеми услугами РЭЦ, в том числе финансово-кредитными, поиск партнера за рубежом, содействие в проведении маркетинговых исследований, а также компенсировать часть затрат на транспортировку, сертификацию и омологацию, международное патентование, участие в зарубежных выставках, ярмарках и бизнес-миссиях».

К.Н. Евстюхин (в центре)

Н.Ю. Партасова, заместитель генерального директора по работе с государственными органами и внешними коммуникациям ООО ККУ «Концерн Тракторные заводы», предложила внести поправки в правила предоставления субсидий на транспортировку техники, поставляемой на экспорт.

Итоги конференции подвела директор Ассоциации «Росспецмаш» А.В. Елизарова.

А.В. Елизарова

Было принято решение ввести следующие меры государственной поддержки:

1. При разработке стратегии строительно-дорожного машиностроения до 2030 г. указать максимально четкие объемы предстоящего дорожного и иного строительства в Российской Федерации до 2030 г. для формирования прогноза ежегодных объ­емов приобретения строительно-дорожной техники.

2. Предусмотреть в федеральном бюджете 2018–2020 гг. на субсидии российским лизинговым организациям по Постановлению № 518 по 5 млрд руб. ежегодно и в целях снижения стоимости доставки в субъекты Сибирского и Дальневосточного федеральных округов увеличить размер компенсации авансового платежа и субсидии для российских лизинговых организаций, расположенных в СФО и ДФО, с 10 до 15%.

3. Ввести механизм субсидирования предприятиям строительно-дорожного машиностроения в части затрат по уплате процентов по кредитам, направляемым на модернизацию производства, в размере 100% ставки ЦБ РФ.

4. С целью борьбы с контрафактной и низкокачественной продукцией изменить форму подтверждения соответствия строительно-дорожной техники техническому регламенту ТС № 010/2011 с декларирования на сертификацию в отношении производимой и импортируемой продукции. При этом система сертификации должна в минимальной степени ограничивать добросовестных отечественных производителей готовой техники, комплектующих и запасных частей вне зависимости от размера предприятия.

5. При реализации государственных строительных проектов приобретать технику российского производства.

6. Ввести утилизационный сбор на полуприцепы с суммой сбора, применяемой в отношении прицепов.

7. Реализовать меры поддержки, предложенные в заявлении производителей специализированной техники и оборудования 20 апреля 2017 г. в г. Ростове-на-Дону.

8. Провести очередную конференцию «Развитие рынка специализированной техники» 21 сентября 2017 г. в Государственной думе ФС РФ с участием депутатов ГД и руководителей предприятий – производителей специализированной техники и оборудования.

Реализация предлагаемых мер поддержки отрасли окажет существенное положительное влияние на развитие производства строительно-дорожной техники в России, снизит негативное влияние импорта техники на отрасль, позволит провести модернизацию производственных мощностей и не допустит усиления социально-экономической напряженности на российских предприятиях.

«РМ-Терекс» и Минпромторг обсудили вопросы господдержки машиностроения

Обсуждение состоялось 27 июня в Твери в ходе визита делегации Минпромторга на завод «Тверской экскаватор» компании «РМ-Терекс». Представители министерства осмотрели модернизированное сборочное производство «ТВЭКС», где сегодня выпускается более половины российской экскаваторной техники, а также посетили цех по производству кабин для спецтехники, производственная мощность которого рассчитана на 4000 единиц продукции в год.

В ходе встречи обсуждался потенциал предприятия, возможности расширения модельного ряда, развитие программы импортозамещения. Средняя доля российских комплектующих, в том числе собственного производства, в экскаваторах нового поколения «РМ-Терекс» уже составляет 72%.

Руководство «РМ-Терекс» отмечает важную роль Минпромторга России в поддержке отрасли строительно-дорожной техники, разработке мер, направленных на ее развитие. В частности, речь идет о механизмах стимулирования спроса на российскую экскаваторную технику, реализуемых Минпромторгом России в части субсидирования льготного лизинга строительно-дорожной техники в рамках постановления Правительства РФ от 03.05.2017 № 518, субсидирования затрат на производство и реализацию пилотных партий в рамках постановления Правительства РФ от 25.05.2017 № 634.

Е. Корчевой, директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и транспортного машиностроения Минпромторга России: «Сегодня государственная поддержка направлена на то, чтобы сделать нашу машиностроительную продукцию более доступной отечественным потребителям и более конкурентоспособной на внешнем рынке. Ключевые направления работы здесь – поддержка в области НИОКР и снижения затрат на транспортировку техники внутри страны. Государство заинтересовано и в дальнейшем развитии импортозамещения, в том числе в машиностроительной сфере и в продвижении нашей продукции за рубежом».

В. Ицков, директор по продажам «РМ-Терекс»: «За последние несколько лет компании удалось кардинально изменить вектор производства, и сегодня мы выпускаем абсолютно новую, современную линейку спецтехники – гусеничные и колесные экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, индустриальные перегружатели, вилочные погрузчики. Наш конструкторский и производственный потенциал позволяет осваивать новые виды продукции, которые очень ждет рынок. Надеемся, что совместная работа с профильным министерством будет способствовать успешной реализации этих планов».