Goldhofer в атомной промышленности

Mодульные транспортные средства Goldhofer большой грузоподъемности

Атомная энергетика – важная составная часть российской энергетики, генерирующая 17% электроэнергии. Проекты по строительству, ремонту, модернизации, а также выводу из эксплуатации энергоблоков и инфраструктуры представляют собой широкое поле деятельности для модульных транспортных средств Goldhofer большой грузоподъемности.

Сегодня на территории России действуют десять атомных электростанций и строятся пять – поле для деятельности транспортных средств большой грузоподъемности достаточно широкое, рассредоточено по всей территории РФ и охватывает все географические зоны от благодатной Ростовской области до суровой Чукотки. Более того, Россия ведет добычу сырья, производство топлива, генерацию энергии, переработку и захоронение топлива, то есть занимается полным технологическим циклом, и на каждой его стадии найдется применение транспортным средствам большой грузоподъемности. Это и перевозка карьерной техники и тяжелого оборудования для переработки сырья, и перевозка и подача под монтаж элементов АЭС и инфраструктуры, и перевозка контейнеров с ОЯТ (отработанным ядерным топливом).

Во время строительства АЭС возникают два типа транспортных задач. Первый – это перевозка тяжеловесных крупногабаритных грузов на сравнительно большие расстояния. Второй – перевозка на относительно небольшие расстояния, но осложненные, например, затяжным подъемом от причала к площадке, требующего увеличенного тягового усилия, далее маневрирование на строительной площадке, подача груза внутрь энергоблока и точное, можно сказать, прецизионное позиционирование груза под монтаж. Такого рода задачи возникают не только при строительстве новых энергоблоков, но и при их планово-предупредительном ремонте, модернизации и выводе из эксплуатации. Добавьте к этому ремонт и модернизацию инфраструктуры.

Перечень грузов для атомной электростанции представляет собой огромный список: армоблоки* массой от 80 до 200 т для строительства энергоблока и технологическое оборудование, такое как реактор, турбина, технологическая оснастка, элементы ловушки расплава**, оборудование электроподстанции, конструкции градирен и т. д. Все грузы дорогие, длительного изготовления, и задержка с их доставкой, повреждение, а тем более утрата нанесут невосполнимый ущерб проекту и репутации перевозчика. При этом плечо подвоза может составлять тысячи километров, а перевозка по воде не везде доступна или удобна. Для решения таких ответственных транспортных задач нужна очень надежная техника, способная двигаться с достаточно высокой скоростью. И здесь на помощь приходит легендарное качество и надежность модульных транспортных средств Goldhofer. Стандартные модули THP/SL допускают максимальную нагрузку на осевую линию до 45 т при скорости 1 км/ч. Чем выше скорость, тем меньшая нагрузка допускается – при нагрузке 16 т на осевую линию модуль может двигаться уже со скоростью 60 км/ч.


* Армоблок – крупные сборочные элементы реакторного здания – стен, перекрытий, купола.

** Ловушка расплава – стальная толстостенная конструкция в форме котла, наполненная специальными материалами, которые в случае гипотетической чрезвычайной ситуации перемешиваются с расплавом активной зоны и обеспечивают равномерное размещение расплава в корпусе ловушки. Ловушка может удерживать расплав ядерного топлива неограниченное количество времени, не давая радиоактивности выйти за пределы корпуса ловушки и попасть в окружающую среду. Ловушка устанавливается на опорах на дне бетонной шахты под реактором. Вес ловушки около 800 т, высота и диаметр около 6 м.

«В течение 2009–2014 гг. мы решали комплекс транспортных задач на строительстве 4-го энергоблока Белоярской АЭС, – рассказывает Леонид Резанов, генеральный директор ООО «АтомСпецСтройТехника». – С помощью парка из 20 несамоходных осевых линий Goldhofer THP/SL и 4-осного седельно-балластного тягача MAN мы перевезли все части реактора, генератора и мостового крана, а также все трансформаторы. Практически все грузы прибывали железной дорогой, и со станции мы перевозили грузы либо к месту монтажа, либо в цех сборки реактора, расположенный в километре от 4-го блока. Из сборочного цеха крупные части мы доставляли к месту монтажа. Полную сцепку из 20 осей использовали для перевозки длинной балки мостового крана массой 54 т и статора паровой турбины массой 380 т, при этом в галерее машинного зала оставалось по полметра с каждой стороны автопоезда, то есть условия были чрезвычайно стесненные, и маневренность и управляемость моделей нас очень выручала. Кроме того, эти 20 осей и тягач мы используем и для собственных нужд – для перевозки нашего гусеничного крана Demag грузоподъемностью 600 т».

В основе прочности модуля, его устойчивости к изгибающим и скручивающим нагрузкам лежит выполненная из высокопрочной стали хребтовая рама с центральной пустотелой балкой прямоугольного сечения и поперечинами, между которыми установлены осевые агрегаты на опорно-поворотных подшипниках большого диаметра. Сверху модуль представляет ровную грузовую площадку. Модули THP/SL прекрасно стыкуются с другими моделями этой линейки, что позволяет по-разному конфигурировать автопоезд. Наиболее востребованы модули с 4 и 6 осевыми линиями. Конфигурация автопоезда – габаритная ширина, длина, число осевых линий – рассчитывается с помощью фирменного программного обеспечения Goldhofer, исходя из массогабаритных параметров груза и требуемой скорости движения. Автопоезд приводится в движение седельно-балластным тягачом с помощью дышла или гусака, возможно использование двух и более тягачей для преодоления сложных участков. Goldhofer также предлагает специальную оснастку – площадки, рамы, опорно-поворотные столы для фиксации груза и максимально комфортной и безопасной его перевозки.

«В 2015 г. мы участвовали в перевозке корпуса реактора весом 320 т и длиной 11,3 м от «Ижорских заводов» до Ростовской АЭС, рассказывает Александр Герасименко из компании «Кин-Марк». – В нашу задачу входила перевозка реактора из цеха «Ижорских заводов» до причала на Неве в районе поселка Рыбацкое, погрузка реактора на баржу методом «ро-ро», выкатка транспортного средства с баржи. Далее реактор следовал водой до причала на реке Дон, где мы в обратном порядке закатывали транспортное средство на баржу, снимали реактор, выкатывали с баржи и вели уже к месту монтажа на Ростовской АЭС. Реактор представляет собой достаточно короткий концентрированный груз, плюс по условиям маршрута требовалось обеспечить низкую нагрузку на ось. По­этому мы использовали автопоезд, составленный из 18 осевых линий Goldhofer THP/SL, стыкованных в одну линию, с дышлом и двумя тягами. Модули Goldhofer отлично выдерживают изгибающие нагрузки от короткого тяжелого груза. Расчет параметров автопоезда выполняли с помощью фирменного программного обеспечения Goldhofer Easy Load.
 Вторая причина, по который выбрали модули Goldhofer, – это надежность. Маршрут от «Ижорских заводов» до причала составил 15 км, которые мы прошли за двое суток – на маршруте два ж.-д. переезда, для пересечения одного нам выделили железнодорожное «окно» в дневное время, для второго – в ночное. Кроме того, один переезд пересекает пути, по которым ходит «Сапсан», и нам дали ограниченное по времени «окно», поэтому было крайне важно, чтобы техника в этот момент не подвела».

Для решения транспортных задач, требующих значительного тягового усилия, превосходящего возможности седельно-балластного тягача, а также высокой маневренности, Goldhofer предлагает решения на базе самоходных модулей новейшего поколения PST/ES-E с электронным управлением.

Самая мощная модификация 385 рассчитана на нагрузку до 60 т на осевую линию на скорости 1 км/ч на стандартных шинах размера 22,5. Наиболее востребованы на рынке модули с 4 и 6 осевыми линиями, компания также выпускает модули с 5 осевыми линиями. Число приводных осевых линий от 1 до 6 по желанию заказчика. Габаритная ширина модуля – 2430 мм, то есть он укладывается в разрешенный ПДД габарит и легко помещается в морской контейнер ISО, что упрощает компании доставку модулей на большие расстояния.

Самоходные модули легко стыкуются друг с другом торцевыми и боковыми поверхностями, их гидросистемы и электронику соединяют в одну систему, и автопоезд из нескольких модулей управляется как единое целое столь же легко, как и один модуль, и выполняет такие же маневры. Для работы на действующей АЭС используют, как правило, проводное управление. Радиоуправление может давать сбои и помехи.

Силовая установка Power Pack обеспечивает тяговое усилие 160 кН на каждой осевой линии – это один из лучших показателей на рынке. Крепление осевого агрегата к раме через опорно-поворотный подшипник, электронное рулевое управление, угол поворота колес ± 135° обеспечивают фантастическую маневренность. Модуль может совершать повороты под любым углом и направлением, разворачиваться на месте.

Высочайшая маневренность – это то, что необходимо для подачи технологического оборудования под монтаж уже внутри корпуса энергоблока. Использование для такого рода задач несамоходных модулей в сцепе с седельно-балластным тягачом крайне затруднено в тесном пространстве энергоблока, при этом точное позиционирование груза под монтаж жизненно необходимо. И с этой задачей с легкостью справляются самоходные модули.

Учитывая повышенные требования к безопасности транспортировки техногенного и дорогостоящего оборудования АЭС, заказчики и подрядчики предпочитают использовать надежное, безопасное и проверенное оборудование Goldhofer.

Таким образом, Goldhofer предлагает исчерпывающие решения для всего спектра транспортных задач, возникающих при строительстве, ремонте, модернизации, выводе из эксплуатации энергоблоков, а также при добыче сырья и перемещении ОЯТ. Легендарное качество и надежность техники Goldhofer – это как раз то, что нужно для такой сложной, высокотехнологичной отрасли, как атомная энергетика. «Мы эксплуатируем модули Goldhofer c 2008 г., – говорит Александр Герасименко, – сейчас готовимся расширить парк новыми».

Действующие АЭС на территории России

  1. Балаковская АЭС – г. Балаково Саратовской обл., 3 энергоблока мощностью по 1000 Мвт.
  2. Белоярская АЭС имени А.В. Курчатова – г. Заречный Свердловской обл., в эксплуатации два энергоблока мощностью 600 и 880 МВт с реакторами на быстрых нейтронах, два энергоблока выведены из эксплуатации.
  3. Билибинская АЭС – г. Билибино Чукотского АО, четыре одинаковых энергоблока общей электрической мощностью 48 МВт с реакторами ЭГП-6.
  4. Калининская АЭС – 125 км севернее Твери, 4 энергоблока по 100 Мвт.
  5. Кольская АЭС – г. Полярные Зори Мурманской обл., 4 энергоблока по 440 мВт.
  6. Курская АЭС – г. Курчатов Курской обл., 4 энергоблока по 1000 мВт.
  7. Ленинградская АЭС – г. Сосновый Бор Ленинградской обл., 4 энергоблока по 1000 мВт.
  8. Нововоронежская АЭС – г. Нововоронеж Воронежской обл., 3 энергоблока мощностью 417, 1000 и 1195 Мвт.
  9. Ростовская АЭС – г. Волгодонск Ростовской обл., 3 энергоблока мощностью 2х1000 и 1070 Мвт.
  10. Смоленская АЭС – г. Десногорск Смоленской обл., 3 энергоблока мощностью 1000 МВт.

Строящиеся АЭС на территории России

1. Опытно-демонстрационный энергетический комплекс с реактором БРЕСТ-300 – проект «Прорыв» по замыканию ядерного топливного цикла, который реализуется на площадках Сибирского химического комбината (СХК) в ЗАТО Северск Томской обл.

2. Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» – г. Певек Чукотского АО, 2 реактора мощностью по 70 МВт. Cрок ввода плавучей станции в эксплуатацию – 2019 г., к 2021 г. ПАТЭС выйдет на полную мощность, заменив Билибинскую АЭС, которую выведут из эксплуатации.

3. Ленинградская АЭС-2 – г. Сосновый Бор Ленинградской обл., 2 энергоблока по 1198,8 МВт, запуск в эксплуатацию в 2018–2019 гг.

4. Нововоронежская АЭС-2 – г. Нововоронеж Воронежской обл., 1 энергоблок мощностью 1200 МВт в эксплуатации, строится второй такой же мощности.

5. Курская АЭС-2 – пос. Макаровка Курской обл., 4 энергоблока мощностью 1115 МВт. Ввод в эксплуатацию в 2023, 2024, 2026 и 2029 гг. АЭС-2 сменит выводимую из эксплуатации Курскую АЭС.

компании из статьи
ЦСТ ТрансЛифтТехника
GOLDHOFER (Германия), GREINER (Германия), ENERPAC Heavy Lifting Technology BV (Нидерланды), TTS SYNCROLIFT (Норвегия).
www.cst-tlt.ru
компании по теме статьи
компании из статьи
ЦСТ ТрансЛифтТехника
GOLDHOFER (Германия), GREINER (Германия), ENERPAC Heavy Lifting Technology BV (Нидерланды), TTS SYNCROLIFT (Норвегия).
www.cst-tlt.ru
компании по теме статьи