Производство самосвалов в России
Причины были разные, но основные – падение платежеспособного спроса и сокращение объемов строительных работ. Плюс ко всему отечественные автопроизводители испытывали сильнейшее давление со стороны «наших зарубежных партнеров» – прежде всего китайцев, сумевших подтянуть качество до приемлемого уровня при сохранении низкой цены.
Однако уже с середины 2015 г. российское производство автосамосвалов начало расти и по итогам 2016 г. достигло 2292 штук. Импорт же новой техники в 2015–2016 гг. сократился незначительно, а бывшей в употреблении даже вырос. Зато экспорт новых самосвалов российского производства в 2016 г. вырос в 1,2 раза.
Причина столь нетипичной ситуации кроется в девальвации рубля, сделавшей отечественную технику более конкурентоспособной на внешних рынках. В результате в условиях стагнации внутрироссийского спроса отечественные автопроизводители переориентировались с внутреннего рынка на внешний.
Ведущими производителями самосвалов в России по итогам 2016 г. являются ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ЗАО «Бецема», ООО «Штурман Кредо+», ОАО «Риат», ПАО «НефАЗ», ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус», ООО «Ивеко–АМТ», ООО «Чайка-НН», ООО «МЗ Тонар». Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Приволжский федеральный округ, где в 2016 г. было произведено 1729 самосвалов, что составляет 75,4% от общероссийского объема. На втором месте с долей 19,2% находится Центральный федеральный округ. На третьем – Уральский ФО, доля которого составляет 5,4% совокупного объема производства. Причем по итогам 2015 г. на Приволжский федеральный округ приходилось 88,9% общероссийского производства, на Центральный – 7,6%, на Уральский – 3,5%.
Импорт самосвалов (включая самосвальные тележки и мини-самосвалы) по итогам 2016 г. составил 1110 ед. техники. В сравнении с 2015 г. ввоз самосвалов на территорию России вырос на 26,7%.
На десятку ведущих импортных брендов самосвалов пришлось порядка 80% всего объема ввоза данной техники. При этом бесспорным лидером стал представитель Китая – Shaanxi-Shacman. На долю данного бренда пришлось 23,4% против 11,1% в 2015 г. На втором и третьем местах расположились представители «большой семерки» Scania (9,7%) и Man (9,4%). По отношению к предшествующему периоду доля первого бренда выросла на 5,3%, второго – на 1,7%. Далее расположились самосвалы еще двух известных китайских марок Faw и Howo. В 2016 г. на долю самосвалов Faw пришлось 9% – на 5% меньше, чем годом ранее. Доля техники Howo составила 7,7%, так же, как и год назад.
Несмотря на рост экспорта новых самосвалов, общий их объем продаж за рубеж сократился на 18,7%. Львиную долю – 74% в экспорте – занимают самосвалы КАМАЗ. Среди основных также техника таких брендов, как Mercedes-Benz (МБ Тракс Восток), МАЗ, БЕЦЕМА.
В среднесрочной перспективе производство самосвалов в России все же будет восстанавливаться. Основным драйвером роста, вероятнее всего, станет экспорт (новой техники), поскольку роста потребления на внутреннем рынке самосвалов в ближайшие годы не ожидается.