04.04.2024

Московский экономический форум

В здании «Цифрового делового пространства» агентства инноваций Москвы на Покровке 2-3 апреля в одиннадцатый раз прошёл традиционный Московский экономический форум. На его площадках обсуждались как экономическая политика правительства, так и проблемы машиностроительной отросли с участием руководителей таких предприятий, как «Россельмаш», «Тонар», «Четра», KOBLiK.
О.Г. Дмитриева, член комитета Государственной думы по бюджету и налогам

На пленарной дискуссии, которую вёл председатель Форума, президент Промышленного Союза «Новое Содружество» К. Бабкин, самой первой выступала О. Дмитриева, член комитета Государственной думы по бюджету и налогам. Оксана Генриховна заострила внимание на продолжающейся многолетней политике формирования Фонда национального благосостояния – ФНБ, который, по её словам выступает как стимулятор государственного долга, с одной стороны, и тормозом экономического роста – с другой. Она отметила, что за 2005–2023 гг. расходы на обслуживание госдолга составили 10716 млрд руб., в то время как доходы от размещения средств ФНБ в пять раз меньше – 2178 млрд. руб. Для наглядности она сравнила долю расходов на обслуживание госдолга с долей расходов на образование в федеральном бюджете: в 2023 г. 5,3% бюджета предусматривалось на обслуживание долга и только 4,4% на образование. Причиной, почему прирост долга больше дефицита бюджета, О. Дмитриева считает формирование и пополнение ФНБ, накопление остатков с последующим переводом в другие активы: финансовый сектор и банковскую систему, вывод капитала.

Д.Ю. Кривцов, генеральный директор ООО «МЗ «Тонар»

Генеральный директор ООО «Машиностроительный завод «Тонар» Д.Ю. Кривцов отметил дефицит кадров. Решать эту проблему он предложил с помощью предложения рабочим перспектив получения высокого уровня жизни. По мнению Дениса Юрьевича Россия должна становиться одноэтажной. Для этого экономическая политика государства должна стимулировать инвестиции в производство.

Модератором сессия «Промышленность и экономический рост. Правила взаимной зависимости» выступила директор Ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова. Она подчеркнула, что необходимо разрушать сложившиеся стереотипы о промышленности, привлекая к этому процессу самый широкий круг заинтересованных сторон.

Исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов в своём выступлении привёл пример, показывающий, что благодаря экономической политике КНР в РФ китайская продукция на 15% дешевле металлопроката, из которого она изготовляется. Он подчеркнул, что российский рынок для конкурентоспособного предприятия слишком мал, необходим выход на внешние рынки. Предприятиям необходима поддержка инвестиций в НИОКР. Безусловным является развитие компонентной базы, финансовых инструментов приобретения техники, таких как лизинг.

Тракторный полуприцеп KOBLiK

Председатель совета директоров KOBLiK GROUP, Егор Коблик, рассказал, что в выпускаемом предприятием 3-осном тракторном полуприцепе используются компоненты из Италии, Турции, Германии, Индии, Беларуси. В машине применяется 1867 уникальных компонентов, изготавливаемых свыше 630 предприятиями 37 отраслей.

KOBLiK использует только один подшипник российского производства, да и то периодически от него отказываясь, когда приходят изделия несоответствующего качества. Это является следствием падения производства в 20 раз с уровнем выпуска в СССР. С 1995 г. китайский экспорт подшипников увеличился в 11 раз. Е. Коблик отметил значительное сокращение подготовки инженерных кадров при снижение количества ИТР: в настоящее время 33 сотрудника ИТР приходится на 10 тыс. рабочих. В СССР в 1991 г. этот показатель составлял 162 ИТР. В настоящее время в Германии на 10 тыс. рабочих приходится 191 ИТР. В целом по стране только 17% подготовленных специалистов идут в машиностроение, причём более 80% попадают в ВПК. В тоже время вакансий для специалистов с высшим образованием больше для менеджеров по продажам, которые имеют самую высокую заработную плату.

Говоря о настоящем уровне агромашиностроения в РФ выступающий отметил, что технологически и по архитектуре оно отстаёт от мирового уровня минимум на 15 лет. Машиностроители сталкиваются с отсутствием отечественного станкостроения, и, конечно, компонентов.

Cиловые гидроцилиндры АО «Елецгидроагрегат»

Антон Ситников, акционер АО «Елецгидроагрегат», выпускающего силовые гидроцилиндры для свыше дюжины российских предприятий, сообщил, что в РФ нельзя приобрести трубу для гидроцилиндров и штоки, полимеры, 70% сырья.

Цзянь Лянь, главный исследователь в сфере индустриальной политики и развития, технологий и инноваций CITIC Foundation в своем выступлении обратил внимание участников на различие подходов к развитию промышленности в КНР и РФ. 

По его словам, процентные ставки по кредитам в России шокировали бы китайский народ. В таких условиях невозможно эффективно развивать промышленность.

В Китае для малых предприятий в передовых обрабатывающих отраслях можно получить долгосрочный (5–10 лет) необеспеченный (без залога) кредит под 3% и менее на развитие производства. В Китае компания делятся на традиционные и высокотехнологичные. Так всемирно известная BYD до 2018 г. считалась традиционным производителем.

Рынок капитала в Китае с 2020 г. закрыл свои двери для компаний, которые нацелены на «новое потребление» в Интернете, поскольку они не имеют стратегической ценности.

Точная обработка и производство – это высокие технологии. Доставка еды через Интернет, маркетплейсы и другой сервис, направленный на потребление, не являются высокими технологиями. Россия находится в позиции Китая 2014 – 2018 гг., когда популярность компаний в Интернете там находилась на пике. С 2016 г. КНР активно развивает роботизированную индустрию, увеличивая количество роботов-манипуляторов.

В завершение мероприятия эксперты высказали мнение, что СМИ должны уделять намного большее внимание развитию машиностроения в России, чтобы население страны видело, каких результатов достигли отрасли.