Гибридный троллейбус
Реальный конкурент городского автобуса
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот
 5
Выбираем манипулятор
Разбор конструкций, ва­ри­ан­тов и опций КМУ
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
BRT
Выделенные полосы для общественного транспорта
 4
Ходовая часть гусеничных машин
Рекомендации по техническому обслуживанию
Тяжелый металл (ч. 2)
Обзор рынка бульдозеров
НАМИ-0105 на испытаниях

Унифицированные снегоболотоходы НАМИ

НАМИ-0103, НАМИ-0105, НАМИ-0114

В 1964 г. в НАМИ начались научно-исследовательские и экспериментально-конструкторские работы по созданию снегоболотоходов.

Было проведено экспериментальное исследование весовой характеристики, вместительности, тягово-динамических качеств, проходимости, топливной экономичности, маневренности и надежности транспортеров Muskeg Carrier S (Канада), Snow Trac ST4 (Швеция) Snow Trac и ГАЗ-47 (СССР). Выполнено их конструктивное обследование. Лабораторно-дорожные и пробеговая часть исследования выполнялись в Московской и Томской областях. По совокупности эксплуатационных качеств лучшим оказался канадский транспортер «Маскер-Карьер-С».

В дополнение к экспериментальному исследованию эксплуатационных качеств транспортеров проделан обзор конструкций и основных эксплуатационных качеств наземных безрельсовых транспортных машин. По результатам анализа имеющихся материалов и исследования образцов машин разработан типаж снегоболотоходных транспортных машин. В основу проекта типажа положены следующие принципы:

  1. Применение резино-металлических гусениц и звездочек, а также опорных катков с пневматическими шинами.
  2. Максимальная унификация деталей ходовых частей машины в пределах семейства.
  3. Применение легких автомобильных силовых агрегатов и оборудования.
НАМИ-0105

Проект типажа включает четыре основные группы машин:

  1. Легкие открытые лыжно-гусеничные мотонарты грузоподъемностью 200 кг (2 человека и 50 кг груза) типа 3х1 (основной вариант) и типа 3х2 (вариант для особо тяжелых условий работы).
  2. Обычные плавающие гусеничные грузовые транспортеры грузоподъемностью 1 т (вариант с кузовом-фургоном грузоподъемностью 0,75 т); 2,3 т (варианты с кузовом-фургоном грузоподъемностью 2 т, неплавающие шасси под комплектацию и трактор), а также плавающий 4-местный транспортер.
  3. Комбинированные (общий корпус на поворотных гусеничных тележках) плавающие грузовые транспортеры грузоподъемностью 9 и 20 т.
  4. Лыжно-гусеничные сезонные приспособления для грузовых автомобилей УАЗ, ГАЗ и ЗИЛ.
Испытания

Для всех этих машин должны быть применены бесшарнирные резино-металлические гусеницы, резиновые звездочки и опорные катки.

В соответствии с установленным типажом разрабатывается конструкция снегоболотоходных транспортеров НАМИ-0103, НАМИ-0105, НАМИ-0114.

Базовый транспортер семейства НАМИ-0105 имел двигатель, сцепление и коробку передач ЗИЛ-130, одноступенчатую раздаточную коробку, карданный вал с шарнирами Урал-375, главную передачу с шестернями МАЗ-500, радиатор Урал-375 с жалюзи ГАЗ-47, приборы и электрооборудование ЗИЛ-130. Тормоза НАМИ-0105 были с пневматическим приводом.

На транспортере НАМИ-0103 использовались двигатель, сцепление и коробка передач ГАЗ-21Д, двухступенчатая раздаточная коробка, карданный вал с шарнирами ЗИЛ-130, главная передача с конической парой ЗИЛ-130, радиатор ГАЗ-53 с жалюзи ГАЗ-47, приборы и электрооборудование ЗИЛ-130.

ГАЗ-47

Механизм поворота обоих транспортеров – планетарный, причем диски фрикционов и тормоза НАМИ-0103 унифицированы с ГАЗ-47.

Гусеницы транспортеров бесшарнирные, резино-металлические, унифицированные по полотнам и поперечинам. Звездочки резино-кордные, унифицированные, так же как и опорные катки, с шинами 4,50-16. Подвеска опорных катков торсионная. Расположение звездочек и катков у НАМИ-0103 однорядное, а у НАМИ-0105 – двухрядное. Механизмы управления рычажного типа.

Корпуса транспортеров сварные из стальных листов и панелей. Съемные панели изготавливались из сплава АМГ-5ВМ. Корпуса обеспечивали машинам плавучесть.

Корпус НАМИ-0114 – несущий, опирающийся на две поворотные тележки. Двигатель Д12А-525, коробка передач гидромеханическая БелАЗ-540, карданная передача с шарнирами КрАЗ и БелАЗ, главные передачи с шестернями КрАЗ-214, радиаторы ЗИЛ-130. Расположение опорных катков четырехрядное. НАМИ-0114 походил на седельный тягач с активным полуприцепом. Задняя тележка приводилась карданной передачей, имеющей четыре подвесные опоры.

Механизмы управления – гидравлические с насосами НШ-46. Поворотными являлись обе тележки, связанные между собой уравновешивающими тросами. Корпус и тележки сварные из стальных профилей и панелей. Для удобства погрузки и выгрузки тяжелых грузов предусматривались две лебедки КрАЗ-214 с тяговым усилием 8–12 т каждая.

Транспортер НАМИ-0103 предназначался для обслуживания предприятий и линий связи, НАМИ-0105 и НАМИ-0114 – для обслуживания нефтепромыслов.

НАМИ-0114

Снегоболотоходы были спроектированы в 1965 г. В 1966 г. осуществлены изготовление и первый этап заводской доводки снегоболотоходных транспортеров. Работы велись по хоздоговорам с Министерством связи СССР и Министерством нефтедобывающей промышленности СССР при участии Курского завода РТИ и НИИШП. Масса НАМИ-0103 в снаряженном состоянии составила 2850 кг, а НАМИ-0105 – 4120 кг. НАМИ-0103 развивал максимальную скорость 50 км/ч, НАМИ-0105 – 60 км/ч. Грузоподъемность НАМИ-0103 составляла 0,5 т в особо тяжелых условиях эксплуатации, и 1 т в обычных условиях; грузоподъемность НАМИ-0105 – 2 т в особо тяжелых и 2,3 т в обычных условиях.

Основные технические параметры транспортеров НАМИ
Параметр НАМИ-0103 НАМИ-0105 НАМИ-0114
Грузоподъемность, кг 1000 2300 20 000
Число мест в кабине 2 2 4
Снаряженная масса, кг 2400 3700 21 000
Габаритные размеры (длина х ширина х высота), м 4,3х1,98х2,3 4,3х2,26х2,3 16х3,35х3
Площадь платформы, м2 4 4,5 43
Мощность двигателя, л.с. 80 150 525
Удельная мощность, л.с./т 22,5 24,5 12,7
Номинальная скорость, км/ч 55 60 30
Максимальный преодолеваемый подъем, град 30 30 25
Опорная площадь, cм2 19 500 32 500 155 000
Удельное давление с грузом, кг/cм2 0,18 0,19 0,27
Скорость на плаву, км/ч 4 4 4
Запас хода по контрольному расходу топлива, км 750 с баком 225 л,
450 с баком 135 л
430 400

В 1968 г. заводские испытания снегоболотоходов НАМИ-0103 и НАМИ-0114 еще продолжались, экспериментальные образцы НАМИ-0105 про­шли межведомственные испытания. По результатам испытаний был определен объем модернизации для серийного производства. С помощью НАМИ на Ижевском заводе «Нефтемах» было изготовлено два частично модернизированных снегоболотохода НАМИ-0105А. Позднее на базе НАМИ-0105А разрабатывался пассажирский вариант. Он, собственно, никого не интересовал, как и остальные снегоболотоходы этого типа.

ТЕХНИКА (обзоры) ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ История НАМИ
Андрей Карасёв Основные Средства 03'2017 17 марта 2017

Комментарии (0)