Транспорт для подземных горных работ
Обзор подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
С новым краном!
40-тонные краны на автомобильных шасси
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
Двигатель «Коджу»
История разработки двигателя для грузовика Я-5 под руководством Н.Р. Брилинга
Гибридный троллейбус
Реальный конкурент городского автобуса
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
 1
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1

Российский импорт экскаваторов в 2015 г.

Экскаваторы наряду с бульдозерами и погрузчиками являются одними из самых востребованных видов строительных машин. Однако вслед за падением объемов строительства и прочих работ, где используются землеройные машины, импорт экскаваторов в рассматриваемых периодах сильно «просел». Кроме того, новый утилизационный сбор, который вступил в силу с 1 января 2016 г., еще больше спутал карты участникам отрасли. Обо всем этом подробнее поговорим в материале, посвященном импортной составляющей рынка гидравлических экскаваторов различного назначения по итогам 2015 г.

Общая картина импорта экскаваторов за последние пять лет четко отражает падение рынка в 2015 г. Наибольшее поступление рассматриваемых машин из-за границы пришлось на 2012 г., когда суммарный ввоз составил 11,2 тыс. экскаваторов. Уже с 2013 г. показатели стали снижаться, сначала на 4,2%, в 2014 г. это значение достигло 24,9%. По итогам 2015 г. импорт рухнул в 3,6 раза относительно данных за предыдущий период и чуть более чем в 5 раз относительно показателей 2012 г.

Значительное падение поставок экскаваторов в Россию в 2015 г. отразилось и на марочной структуре, которая претерпела некоторые изменения, особенно за пределами пятерки ведущих брендов. А лидер по-прежнему Hitachi. Падение импортных поступлений японского производителя в рассматриваемом периоде составило 70%, при этом доля экскаваторов данной марки увеличилась на 2% относительно показателей 2014 г. Основные модели относятся к экскаваторам малого и среднего класса, а именно ZX210LCN-G и ZX180LCN-5G. За счет меньшего темпа падения импорта по сравнению с конкурентами, который составил 56,4%, на вторую позицию поднялся еще один представитель Страны восходящего солнца – Komatsu. При этом доля японской марки по итогам 2015 г. возросла сразу на 5%, до 13,4%. Komatsu является производителем с очень широким модельным рядом (по итогам 2015 г. в Россию было ввезено более 120 различных модификаций экскаваторов), учитывающим самые разнообразные запросы покупателей, поэтому выявить наиболее популярную модель достаточно сложно. Тем не менее первой по объ­емам ввоза стала PC35MR-3, далее уже идут представители среднего и тяжелого сегмента: PC200-8 и PC400-7.

Марка Hyundai по итогам рассматриваемого периода опустилась на третью позицию и является одним из тех брендов, которые негативнее остальных отреагировали на экономические изменения, произошедшие в стране и мире в последнее время. Для Hyundai эта тенденция относится не только к сегменту экскаваторов, но и к другим видам строительных машин – падение поставок оказалось более чем ощутимым. Возвращаясь к экскаваторам, отметим, что по итогам 2015 г. ввоз данного вида техники сократился на 83,2% по сравнению с показателями 2014 г. Наиболее популярные модели относятся к технике в среднем сегменте, а именно R220LC-9S, R300LC-9S, R260LC-9S.

С восьмой на четвертую позицию по объемам импорта экскаваторов в Россию поднялась марка Kubota. В 2015 г. японский производитель ввозил только мини-экскаваторы более чем 60 различных моделей, при том, что всего было импортировано 160 единиц рассматриваемой техники. Замыкает пятерку ведущих брендов Caterpillar. По итогам 2015 г. марка сохранила за собой место среди ведущих поставщиков, однако падение ввоза оказалось очень существенным и составило 78,4% по сравнению с показателями 2014 г. Значительное падение импорта отмечено у марок Doosan и JCB, которое составило 86,6 и 87,1% соответственно, причем южнокорейский производитель по причине такого снижения переместился с третьего на седьмое место. Единственным брендом из ведущей двадцатки, который отметился приростом показателей на 63,3% в сравниваемых периодах, стал Wacker Neuson со штаб-квартирой в Мюнхене (Германия).

Немаловажным является разделение любого рынка по категориям. Для экскаваторов применяется следующая классификация по массе: гидравлические мини-экскаваторы (до 10 т), малые гидравлические экскаваторы (10–20 т), средние гидравлические экскаваторы (20–33 т), тяжелые гидравлические экскаваторы (33–90 т) и большие горные гидравлические экскаваторы (свыше 90 т), а также колесные экскаваторы. Количественный анализ импорта показывает значительное преимущество гидравлических мини-экскаваторов. Основой импорта здесь является техника марок Komatsu, Kubota и Hitachi, на которые пришлось чуть менее половины всего импорта за 2015 г. в данном сегменте. К слову сказать, всего в рассматриваемом периоде было ввезено 37 различных марок мини-экскаваторов. В остальных сегментах доминирует Hitachi. Производитель из Японии достаточно уверенно лидирует в сегменте импорта малых, средних и тяжелых экскаваторов, в остальных – борьба за ведущие позиции более упорная.

Совсем другая картина открывается при анализе различных классов экскаваторов в стоимостном разрезе. Несмотря на лидерство гидравлических мини-экскаваторов в натуральном выражении, цена этой техники ниже относительно других сегментов, поэтому в «деньгах» этот сегмент занял всего 5%, а наибольшая доля за тяжелыми и горными экскаваторами. Самым большим и самым дорогим импортируемым экскаватором по итогам 2015 г. стал Komatsu PC4000E, который был ввезен в июле 2015 г. Отметим интересный факт: уже в декабре 2015 г. этот экскаватор установил новый мировой рекорд на участке открытых горных работ «Добычной комплекс» разреза «Черногорский», ООО «СУЭК-Хакасия». Komatsu PC4000E отгрузил в автосамосвалы 1072 тыс. м3 вскрышной породы в течение месяца. Результат является наивысшим достижением для машин данного класса, работающих на угольных разрезах мира.

Анализ импортных поступлений экскаваторов всех типов по странам происхождения в 2015 г. в натуральном выражении показывает подавляющее преимущество представителей Азии, доля которых составила 88,5%. С огромным отрывом лидирует Япония. Среди основных брендов, которые были выпущены в Стране восходящего солнца и впоследствии ввезены в Россию, выделяются Hitachi, Komatsu, Kubota. Всего же в Японии были выпущены экскаваторы порядка 25 различных производителей, среди которых отмечены марки европейских и американских компаний. Южная Корея представлена в импорте четырьмя марками, три из которых – Hyundai, Doosan и Samsung – южнокорейского происхождения. Кроме того, в Южной Корее было собрано 111 экскаваторов Volvo различных классов для российского рынка. Выпущены они были на предприятии Volvo Construction Equipment Korea Ltd в г. Чханвон (Ю. Корея), которое занимается разработкой и производством гусеничных и колесных экскаваторов.

Как уже неоднократно упоминалось ранее, китайские производители спецтехники в российском направлении ввозят небольшое количество экскаваторов, что подтверждают данные 2015 г. А третье место по объемам импорта они заняли благодаря маркам Caterpillar и Liebherr, которые имеют производственные мощности в Поднебесной, а именно Caterpillar Xuzhou Limited (CXL) и Liebherr Machinery (Dalian) Co., Ltd.

Первая пятерка ведущих получателей экскаваторной техники в 2015 г. растаможила ровно половину рассматриваемых машин всех классов в натуральном выражении. ООО «ХКМ Евразия Сейлз» лидирует со значительным отрывом, главной импортируемой маркой которого является Hitachi. В рассматриваемом периоде компания импортировала на 72,5% экскаваторов меньше, чем годом ранее. Кроме «ХКМ Евразия Сейлз» получателями японских экскаваторов Hitachi выступили еще 38 компаний, среди которых также присутствует расположившееся на второй позиции ООО «Нипон Трейд», импортирующее экскаваторы 15 различных марок, преимущественно японского происхождения. АО «Техногрэйд», эксклюзивный дистрибьютор Hyundai Heavy Industries, значительно сократило поставки экскаваторов южнокорейского производителя (–82,6%). За счет меньших темпов снижения поставок AО(H) «Вольво Восток» поднялось с одиннадцатой на четвертую позицию.

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что экономический дисбаланс последних лет в значительной степени внес коррективы в деятельность абсолютного большинства компаний, занятых в строительной отрасли в целом и в направлении экскаваторов в частности. Но последние события, связанные с введением 1 января 2016 г. утилизационного сбора, добавили еще большей неразберихи. Согласно данному предложению, минимальное увеличение стоимости экскаваторов составит 600 тыс. руб., а именно на новые экскаваторы массой до 17 т, с мощностью двигателя до 170 л.с. Аналогичный сбор для данной техники старше трех лет составит уже 2,55 млн руб. Больше всего придется заплатить за б/у экскаваторы массой свыше 32 т, с двигателем мощностью более 250 л.с. – 6,075 млн руб.

Очевидно, что нас ожидает очередной виток роста цен на технику, которая попала под действие данного постановления, и как следствие – сокращение спроса. По оперативным данным, за первые два месяца 2016 г. в Россию было импортировано всего 133 экскаватора, что меньше аналогичных значений 2015 г. на 62,7%, а 2012 г. – на 89,8%.

РЫНОК (статистика, анализ) Экскаватор
Андрей Ловков Основные Средства 05'2016 12 мая 2016

Комментарии (0)