Импорт экскаваторов-погрузчиков в Россию в январе–апреле 2023 года*

Каждый год преподносит нашей стране все новые и новые испытания, последствия которых по-разному отражаются на экономике. В случае с импортной составляющей это всегда похоже на обновление минимальных порогов ввоза. Но то, что произошло в 2022 году, внесло кардинальные изменения не только в структуру рынка, но и в сознание самих участников отрасли.

Можно смело говорить, что таких поворотов не знала современная история нашей страны на протяжении достаточно долгого периода, учитывая уровень открытости рынка, который мы имели на момент начала СВО. Интеграция компаний и отраслей, которая происходила на протяжении последних 20 лет, достигла настолько высокого уровня, что все те изменения, которые случились, поставили в сложное положение не только отечественных производителей, но и иностранные компании, которые привыкли работать в конкурентной среде с поправкой на особенности и менталитет как российского покупателя, так и остальных участников рынка.

При этом мы не успели до конца преодолеть последствия ковидных ограничений 2020 года, которые были связаны не только с физическим сокращением поставок, но и с нарушением логистических цепочек. Сложность с логистикой еще более усугубилась после февраля 2022 года, когда массово стали покидать наш рынок крупнейшие транспортные и логистические компании, попутно забирая с собой оборудование. При этом стали закрываться и логистические маршруты, сделав перевозку грузов по ряду направлений достаточно проблематичными. В таких условиях пришлось полностью перестраиваться во всех отношениях, что не могло не сказаться и на рынке, учитывая, что покидали его компании, которые не одно десятилетие были среди ведущих поставщиков. Не стал исключением и импортный рынок экскаваторов-погрузчиков. Но обо всем по порядку.

Динамика российского импорта экскаваторов-погрузчиков в 2018-м – апреле 2023 г., ед.

После исторических событий 2014 года рынок импортной техники стал сокращаться, в 2015 году на 78%. Прогнозируемо не придал положительной динамики и введенный в 2016 году утилизационный сбор, который еще на 7% сократил импорт экскаваторов-погрузчиков. В последующие три года мы могли наблюдать положительную динамику, которую как раз и прервал Covid-19. В 2020 году поставки экскаваторов-погрузчиков сократились на 7%. Но уже по итогам следующего года рынок установил новый исторический максимум объемов ввоза.

Начало 2022 года, а точнее первые два месяца, говорили о значительном наращивании объемов импорта, но уже с марта ситуация изменилась, и постепенно поставки начали сокращаться. С апреля по июнь наблюдалась некая стагнация. Но уже в июле показатели стали расти. Тем не менее, даже несмотря на значительные объемы импорта в ноябре-декабре 2022 года, итоговые цифры оказались на 14% ниже значений 2021 года. Отметим, что это были сопоставимые с объемами 2014 года цифры.

Положительная динамика конца 2022 года продолжилась уже в начале 2023 года. Импорт в январе–апреле 2023 года на 94% оказался выше аналогичных прошлогодних значений. Отметим, что в марте был зафиксирован максимальный за всю историю месячный объем поставок экскаваторов-погрузчиков в 705 единиц, что хорошо видно на графике.

Импорт основных марок экскаваторов-погрузчиков в Россию в январе–апреле 2023 г., %

По итогам 2014 года в Россию было ввезено более 40 различных марок экскаваторов-погрузчиков. В рассматриваемом периоде таковых насчиталось 58! И если ранее на долю первых восьми компаний приходилось 98,3%, то сейчас эта цифра равняется 65,3%. Это говорит о значительном увеличении номенклатуры рынка и о возросшей конкурентной борьбе, учитывая полное или частичное сокращение объемов поставок брендов из «недружественных стран».

Сегмент экскаваторов-погрузчиков остается одним из немногих, где на ведущих позициях находятся не представители Китая. Более того, в данном секторе присутствует ряд европейских брендов, которые продолжают участвовать в конкурентной борьбе. Первые два места у компаний HIDROMEK и ÇUKUROVA. HIDROMEK в более ранние периоды находился в десятке ведущих импортеров, а доля турецкой марки находилась в пределах 10%. И если доля с тех пор увеличилась незначительно, но в натуральном выражении наблюдается явный прогресс. Более высокий коэффициент роста как в натуральном выражении, так и в увеличении общей доли рынка у марки ÇUKUROVA. К примеру, в 2014 году у ÇUKUROVA было 70 ввезенных экскаваторов-погрузчиков.

Основные страны-производители экскаваторов-погрузчиков, импортированных в Россию в январе–апреле 2023 г., %

Продолжает удерживаться среди лидеров некогда бессменный лидер рынка JCB, доля которого ранее доходила до 70%. По итогам сравниваемых периодов 2023 и 2022 гг. объемы импорта сократились на 61%. Более интересным является факт роста поставок рассматриваемых машин в 2,3 раза у CASE. Далее – сплошной Китай. Сразу 43 марки представлены на рынке в 2023 году, причем большая часть из них не была отмечена в поставках ранее.

В связи со сложившейся обстановкой наиболее интересным является анализ изменений ввоза в Россию продукции китайской сборки. Несмотря на общее падение рынка, которое на фоне долей компаний из «недружественных стран» не кажется таким уж и большим, импорт китайских экскаваторов-погрузчиков увеличился в 15 раз! Этому способствовал выход на российский рынок сразу 43 производителей, из которых наибольшая доля, а именно 60%, приходится на первые пять, среди которых RUNMAX, SHANMON, LOVOL, LIUGONG и BIZON. Меньшие темпы, но только в сравнении с китайскими марками, показали производители из Турции. По итогам января–апреля 2023 года в Россию было ввезено более чем в два раза экскаваторов-погрузчиков шести различных турецких производителей во главе с HIDROMEK, ÇUKUROVA и MST.

Индия находится на третьей позиции. И здесь в лидерах отметился новый для нашей страны бренд в сегменте экскаваторов-погрузчиков – BULL, первые поставки которого были отмечены в сентябре 2022 года. В Индии также расположено производство строительного сектора группы CNH Industrial в городе Питгемпер, а именно марки Case и New Holland.

Основные российские регионы – получатели экскаваторов-погрузчиков в январе–апреле 2023 г., %

После ухода ряда производителей из «недружественных стран» распределение поставок импортной техники по российским регионам стало более равномерным. Несмотря на это лидирует Москва, где находится 27 компаний. Не менее представительной выглядит Амурская область с 24 компаниями, растаможившими в первые четыре месяца 2023 года экскаваторы-погрузчики. Свердловская область представлена в большей степени одним получателем, а всего в январе–апреле 2023 года во внешнеторговых операциях по всем регионам в сегменте экскаваторов-погрузчиков участвовало 156 компаний.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что в импорте экскаваторов-погрузчиков, несмотря на подавляющее преимущество представителей Китая, лидирующие позиции у турецких компаний, которые пока в полной мере выдерживают конкурентную борьбу с остальными представителями рынка. Кроме того, итоги года обещают установить очередные максимумы.

Данный рынок является интересным с точки зрения присутствия на нем сразу ряда европейских производителей, которые продолжают конкурентную борьбу. Каким в дальнейшем окажутся объемы рынка, покажет время, а представители ID-Marketing с удовольствием подготовят новые исследования, которые лягут в основу аналитических материалов.

компании из статьи
ID-Marketing
ID-Marketing - прогрессивная исследовательская компания, специализирующаяся на кабинетных исследованиях. Основана в 2008 году.
id-marketing.ru
компании по теме статьи
компании из статьи
ID-Marketing
ID-Marketing - прогрессивная исследовательская компания, специализирующаяся на кабинетных исследованиях. Основана в 2008 году.
id-marketing.ru
компании по теме статьи