Грузовики с большой перспективой

Малотоннажные седельные тягачи

А. Краснов

Статья о седельных тягачах малого тоннажа иностранного производства (см. журнал «ОС» № 8, 2006 г.) неожиданно глубоко затронула читательскую братию. За прошедшие месяцы редакция получила немало писем и электронных сообщений с вопросами об этой технике, причем многих интересовало одно: когда же аналогичные грузовики станут производить в России? Малотоннажные седельные тягачи в России выпускают, и в этой статье кратко рассказывается об истории их возникновения и о последних новостях на рынке.

Седельный тягач ЗИЛ-540100 «Бычок»

Автомобильную историю нашей страны условно можно разбить на три этапа – автомобили дореволюционной России, автомобили социалистического времени и автомобили современной России. Автомобильных предприятий в стране до революции было много – рассказ о них достоин целой книги. А сегодня расскажу лишь о некоторых седельных тягачах, выпускавшихся в то время.

Первые колесные экипажи были пассажирскими. В 1899 году выпущен трицикл серии D с двигателем от автомобиля мощностью 1,5 л.с. Создателем этого транспортного средства был известный русский изобретатель Борис Луцкой. Примечателен трицикл тем, что под сиденьем водителя располагалось специальное прицепное устройство, которое «легким движением руки» превращало его в «седельный тягач».

Второй трицикл, выпущенный годом позже, принадлежал «перу» изобретателя Александра Лейтнера и изготовлен был на фабрике «Россия», которая в ту пору располагалась в Риге. У этой машины двигатель был мощнее – 1,75 л. с., а вот полуприцеп не удался – пассажиры открыты всем ветрам и не защищены от непогоды. Тем не менее прокатиться таким образом было очень модно.

В 1909 году появился первый представитель грузового семейства дореволюционных автомобилей – седельный тягач (тогда их называли тракторами) Лесснера грузоподъемностью 1,5 т, но нагружали его гораздо больше – до двух с половиной тонн. В последующей истории предреволюционной и послереволюционной России подобных разработок не замечено.

ВИС-23454 «пятерка»

А теперь совершим небольшой скачок во времени и посмотрим на продукцию Горьковского автозавода, выпускавшуюся после Великой Отечественной войны. Производство рожденного здесь всемирно известного и очень удачного автомобиля ГАЗ-69 (в двух модификациях) было передано на Ульяновский автозавод, где его выпускали несколько десятилетий, при этом модель все больше обрастала новыми вариантами. Один из них – седельный тягач – показан на снимке. УАЗ-456 фактически представлял собой ГАЗ-69 с обрезанным кузовом и седельным устройством на раме с допустимой нагрузкой на него 2,5 т. У двухосного полуприцепа с односкатными колесами (того же размера, что и у тягача) УАЗ-749 грузоподъемностью 2000 кг внутренние размеры 3460х1876х440 мм. Запасное колесо закреплено между кабиной и полуприцепом. К сожалению, дело ограничилось несколькими опытными образцами.

Перед самым началом перестройки завод собирался повторить попытку с «буханкой», но события в стране лишили предприятие возможности продолжать эксперименты. К этой теме не возвращались больше десятилетия. Лишь в 2005 году компания «ВАЗинтерСервис» приступила к проектированию автопоезда ВИС-23454, а в 2006 году был продан первый серийный экземпляр.

Автопоезд ВИС-23454 создан на базе пикапа ВИС-2345 и предназначен для перевозки крупногабаритных и длинномерных грузов. Его с успехом можно применять и в фермерских хозяйствах. Грузоподъемность платформы – 1200 кг, размеры – 3850х1610 или 5660х990 мм. Общая длина автопоезда – 6900 или 8100 мм. Тягач выполнен с использованием агрегатов легковых автомобилей Lada. В отличие от базового пикапа ВИС-2345 для производства ВИС-23454 использованы двигатель ВАЗ-21214 объемом 1,7 л, оборудованный электронной системой управления, и кузовные детали либо Lada 2105, либо Lada 2107.

«Чайка-Сервис» 33104 без тента и со спальным местом

Саранский автозавод в 2006 году приступил к выпуску автопоезда САЗ-9459. Несмотря на то, что в качестве тягача планировалось использовать автомобиль «Валдай», выбор все же пал на «ГАЗель», так как, по мнению конструкторов, «Валдай» к моменту разработок тягача оказался не совсем готовой моделью. Грузоподъемность автопоезда 2300 кг, габаритные размеры – 9315х2098х2103 мм (2736 мм с тентом).

Совсем недавно получено известие о том, что САЗ приступил к выпуску автопоезда 3414 с платформой, позволяющей перевозить грузы длиной более 6 м и массой до 5 т. Чтобы уменьшить погрузочную высоту, на машину вместо 20-дюймовых колес установили 17,5-дюймовые. Учтены и новые экологические требования – отработавшие газы малотоннажного седельника соответствуют нормам Euro 2. Пока выпущена опытная партия, но испытания показали высокую работоспособность и востребованность такого автопоезда.

С 1993 года в Нижнем Новгороде активно работает тюнинговая компания «Чайка-Сервис». В 2005 году она спроектировала, а в 2006 году запустила в серию автопоезд ГАЗ-33104. Седельный тягач в составе автопоезда предназначен для междугородных перевозок легковесных грузов длиной 7,5 и 11 м и массой 6...7 т. В отличие от САЗа конструкторы предприятия «Чайка-сервис» изначально создавали полуприцеп СЗАП-9329 для тягача ГАЗ-3309, однако, узнав о скором выходе ГАЗ-33104 «Валдай», решили повременить.

Благодаря высокой маневренности такой автопоезд с бортовым полуприцепом пригоден для использования и в крупных городах, и в пригородах, и даже в сельском хозяйстве. При оборудовании кабины двумя спальными местами автопоезд можно использовать и для междугородных перевозок. На полуприцепе – пневматический тормозной привод с AБС тормозов, внутренние размеры маленькой платформы – 7420х2420х540 мм (с тентом – 2050 мм).

Автопоезд ВИС-23454 с 6-метровым полуприцепом

Уже несколько лет разработками малотоннажных седельных тягачей занимается компания «ООО ФТК «Пчельников и сыновья» (Группа компаний «Техник-Рос-Моторс»). Самая последняя модель их тягача создана на базе «девятки».

Существуют седельные тягачи и на базе зиловского «Бычка». Изначально эта модель не предназначалась для работы с полуприцепом, однако на ЗИЛе решили изменить ситуацию. ЗИЛ-540100 «Бычок» к малотоннажникам можно отнести лишь условно, поскольку грузоподъемность специально созданного полуприцепа 5,5 т, а полная масса груженого автопоезда превышает 10 т. И объем кузова довольно большой – более 40 м3, с возможностью перевозить длинномерные грузы. Седельно-сцепное устройство «Бычку» досталось от старого седельного тягача ЗИЛ-130В. Полуприцеп тоже свой, зиловский, причем оригинальными являются только опорные «ноги» и шкворневый узел.

Это все отечественные малотоннажные автопоезда. Их не так и много, тем не менее надо отметить главное: российское автостроение идет почти в ногу с мировыми тенденциями. Отставание составляет каких-нибудь десять лет, и этот разрыв сокращается, по крайней мере в сфере создания малотоннажных седельных тягачей.