Доставка дебутанизатора на Афипский НПЗ

В мае этого года компания «ПИК-Транспорт», о которой мы неоднократно писали, выполнила доставку колонны дебутанизатора с территории АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» к месту монтажа на ООО «Афипский НПЗ».

Груз и автопоезд

В первой декаде мая завод «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» отгрузил дебутанизатор для комплекса гидрокрекинга «Афипского НПЗ». Установка выполнена из отечественной высокопрочной стали 09Г2С, ее длина составляет 47,7 м, а вес – 159,5 т. Для удобства транспортировки ее разделили на три монтажных блока: колонну и две части опоры.

Дебутанизатор служит для выделения товарной фракции бутана из широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), получаемой при переработке попутного нефтяного газа. Дебутанизатор представляет собой вертикальную колонну со сферическими днищами, выполненными из углеродистой стали. Вследствие негабаритности дебутанизатор поставляют двумя частями, сборку которых проводят на месте монтажа.

Специалисты компании «ПИК-Транспорт» перевозили колонну весом 130 т, длиной 44 м и диаметром более 4 м, для чего использовали автопоезд, состоящий из седельно-балластного тягача MAN 8х4, гусака, передней модульной тележки с 4 осевыми линиями и пассивным опорно-поворотным столом и задней тележки с 5 осевыми линиями и активным опорно-поворотным столом, управляющим рулевой системой тележки.

Модульная система Faymon­ville с 9 осевыми линиями, состоящая из несамоходных модулей с двумя, тремя и четырьмя осями, была приобретена компанией в 2010 г. и по сей день активно используется в различных конфигурациях: состыкованных в сплошную площадку, с периметральной площадкой (постелью) для перевозки как емкостного оборудования, так и трансформаторов, а также в виде роспуска с опорно-поворотными столами Scheuerle грузоподъемностью по 150 т, как в данном случае.

Модульные тележки обладают многими достоинствами: большой грузоподъемностью, превышающей грузоподъемность автомобильных полуприцепов-тяжеловозов, возможностью стыковаться друг с другом как в продольном направлении в одну линию, так и в поперечном в две-три линии. Между тележками устанавливают площадки (постели) различного назначения либо балку для формирования длинномерного автопоезда, либо передняя и задняя тележки соединяются самонесущим грузом, установленным на опорно-поворотные столы. В этом случае груз не только связывает тележки, но и управляет поворотом задней тележки через опорно-поворотный стол. Для привода гидросистем ходовой части и опорно-поворотного стола на задней тележке установлена гидростанция. При маневрировании в стесненных условиях автоматику отключают и тележкой управляет оператор.

Все осевые линии модульной тележки управляются, причем угол поворота значительный, что позволяет длинному автопоезду маневрировать в стесненных условиях. На передней осевой линии установлена так называемая бабочка, соединенная спереди тягой с механизмом управления, а сзади тягой со следующей осевой линией. Таким образом все осевые линии поворачивают, причем каждая на свой определенный угол.

Гидравлическая маятниковая подвеска осевых агрегатов позволяет принудительно регулировать дорожный просвет в большом диапазоне и проносить груз над препятствиями при поворотах, на круговом движении, а также буквально проползать под путепроводами, пешеходными переходами, рамками системы «Платон», информационными рамками, которых становится всё больше и о которых речь пойдет ниже.

Гидравлика передней тележки запитывается от седельно-балластного тягача, снабженного для таких целей гидросистемой с разъемами в задней части тягача. Тягачи MAN 8х4 с тяговым усилием до 250 т были закуплены компанией специально для таких перевозок КТГ. При работе в составе прицепного автопоезда на ССУ тягача устанавливают балласт.

АО «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» находится в г. Туймазы Республики Башкортостан и специализируется на выпуске оборудования для атомной энергетики, нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, химической, нефтяной, металлургической и других отраслей промышленности: колонных аппаратов, теплообменного и емкостного оборудования, сепараторов, воздухосборников, сосудов для хранения пропана и бутана и т.д. Оборудование поставляют в максимальной заводской готовности с трубопроводной обвязкой, контрольным оборудованием, средствами автоматизации и площадками обслуживания.

Маршрут

Автоколонна в составе автопоезда с колонной дебутанизатора и машин прикрытия стартовала с территории завода «Уралтехнострой-Туймазыхиммаш» 5 мая, а прибыла к месту монтажа на «Афипском НПЗ» 23 мая, пре­одолев за 19 дней около 2500 км.

Из г. Туймазы автоколонна вышла на автодорогу М5 «Урал», по которой миновала Тольятти и Пензу, свернула на трассу Р-208, обошла Тамбов, свернула на трассу Р-193, перед Воронежом свернула на М4 «Дон» и далее через Краснодар достигла «Афипского НПЗ». По трассам двигались в светлое время суток, некоторые сложные участки такие, как Краснодар, преодолевали ночью.

«Где необходимо, привлекали экипажи ДПС, так как местами приходилось выходить на полосу встречного движения, чтобы вписаться в поворот, – рассказал Константин Воронцов, генеральный директор «ПИК-Транспорт». – Особенно проблематично было в Краснодаре, где по встречке шли 6 км, соответственно экипажи ДПС перекрывали движение и обеспечивали безопасность. На НПЗ также сворачивали со встречной полосы через разрыв в разделительном ограждении».

Но наибольшие затруднения создавала транспортная высота автопоезда 5200 мм при минимальной требуемой 5000 мм. «Наиболее сложным оказался участок в самом Афипском, – продолжил Константин Воронцов. – Там низкая линия электропередачи, потому делали проект отключения и проходили под ней по технологической дороге. Всего же по маршруту прошли под более чем 86-ю препятствиями с минимальным дорожным просветом благодаря гидравлической маятниковой подвеске наших модульных тележек».

ООО «Афипский НПЗ» находится в поселке городского типа Афипский Северcкого района Краснодарского края. По итогам 2022 г. переработка составила 7,017 млн т нефти, поступающей по трубопроводам и ж.-д. транспортом. Основная продукция: бензин газовый стабильный, дизельное топливо, дистилляты газового конденсата, остатки нефтяные тяжелые, сера. Списочный состав предприятия порядка 1500 человек.

С 2019 г. на предприятии идет строительство современных технологических объектов, которое позволит в два этапа нарастить мощность переработки нефти до 9 млн т в год, а также увеличить глубину переработки с 77 до 93%. В настоящее время строительно-монтажные работы выполняются одновременно на 45 объектах.

Будущее для перевозчиков КТГ

В стране идет интенсивное дорожное строительство: строят современные трассы, многоуровневые развязки, мосты, совершенствуют дорожную инфраструктуру. При этом, по мнению Константина Воронцова, строители не учитывают перспективы промышленного строительства. Президент РФ и сам ход истории требуют увеличения производительности промышленности и энергетики, что означает неизбежное увеличение массогабаритных показателей оборудования. При этом транспортная инфраструктура оказывается не готовой к пропуску КТГ, превышающих высоту 5 м: «Закладывается бомба замедленного действия под дорожную инфраструктуру страны, – пояснил Константин Воронцов. – И когда-то окажется, что сложно проводить модернизацию промышленности, так как дорожная сеть не даст прово­зить грузы выше определенных размеров. Если рамки системы «Платон», пешеходные переходы можно поднять, то путепровод уже не поднимешь, только объезд строить, а это совсем другие финансовые и временные затраты. И я стараюсь везде донести эту мысль».

 

Таким образом, компания «ПИК-Транспорт» успешно выполнила проект по доставке колонны дебутанизатора грузополучателю, преодолев 2,5 тыс. км. Во многом успех обусловлен правильным подбором состава автопоезда, позволившего преодолевать препятствия, а также благодаря опыту и подготовке специалистов компании, выполнивших не один десяток подобных проектов.

компании по теме статьи
компании по теме статьи