Рынок экскаваторов в России: строительная техника

Ольга Москалёва
По подсчетам Росстата, за шесть месяцев текущего года производство экскаваторов в России уменьшилось на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 888  единиц. Но уже в июне месяце выпуск этой техники упал на 20,1%, а за I квартал снижение к прошлому году составило 21%.
 
Динамика производства экскаваторов по месяцам в 2008–2012 гг., ед.
 
Структура российского рынка экскаваторов в 2011 г.,%
 
Распределение импорта строительной техники по странам в 2011 г.

Такое падение темпов роста производства в I квартале обусловлено сокращением выпуска продукции на ОАО «САРЭКС» (на 81,2%) и на ГУП «Омский завод транспортного машиностроения» (на 61,5%). Наибольшее снижение зафиксировано за первые два месяца – на 27,3%, при этом ОАО «САРЭКС» потеряло 87,3% и ГУП «Омский завод транспортного машиностроения» – 57,9%.

Нестабильностью производства сегмент экскаваторов отличается уже более 10 лет. В период 2000 –2006 гг. объемы выпуска не превышали 4 тыс. единиц в год, а в 2003-м этот показатель не дотянул и до 3 тыс. Уже в 2007 г. российские предприятия выпустили 6265 ед. экскаваторов, показав рост более 48%.

За первую половину 2008 г. было произведено 3500 ед. техники, с октября месяца мировой финансовый кризис приостановил положительную динамику, итог 2008 г. составил лишь 5506 ед. экскаваторов. 2009 год совсем провалил производство: почти в 4 раза с результатом 1391 ед. Следующий год снова пошел в рост (+49%), и объем выпуска экскаваторов составил 2121 ед. 2011 год закончился с незначительным снижением (2112 ед.). А вот прогноз на текущий год относительно позитивен и предполагает рост порядка 33%.

Помесячная динамика производства экскаваторов показывает стабильные сезонные колебания (кроме переломного 2008 г. с резким падением в начале кризиса). Последующие три года сходны низким стартом в начале года, далее наблюдаются колебания с увеличением в конце каждого квартала и наибольшим результатом в конце года. Начало текущего года достаточно динамичное, но относительно невысокое по объемам.

В целом российское машиностроение значительно потеряло в объемах во время кризиса, на сегменте строительной техники это заметно отразилось. Наибольшее общее падение за период c 2004 г. составило порядка 80%, положительный прирост последних двух с половиной лет позволил достичь всего лишь половины докризисных результатов. В 2011 г. наибольший прирост производства показали бульдозеры, экскаваторы, хотя темпы производства были замедлены.

Сегмент экскаваторов насчитывает 10 крупных и средних производителей. Но основной костяк изменяет состав: «Ковровец» ушел с рынка в 2009 г., а ему на смену пришел новый завод Komatsu (Ярославская область). Причем за два года работы он поднялся на второе место в рейтинге производителей и претендует на лидерское место, планируя выпускать 3000 экскаваторов в год. В то же время доля лидера ОАО «Тверской экскаватор» уменьшается с более половины всех экскаваторов в стране за предыдущие периоды до порядка 28% на сегодняшний день.

Сегодняшняя рыночная ситуация оставляет мало возможностей отечественным производителям: доля иностранных экскаваторов в продажах превысила 92%. В 2010 и 2011 гг. в страну было ввезено порядка 3 и 7 тыс. экскаваторов соответственно на сумму $1,68 млрд. Из них наибольший объем обеспечивают пять компаний: японские Hitachi и Komatsu, корейские Hyundai, Doosan и американская Caterpillar. Основными странами, поставляющими экскаваторы на российский рынок, являются Япония, Корея, Германия, Китай, Великобритания, Франция, США и Италия.

Первой «поселилась» в России американская Caterpillar, построив в 1997 г. завод в г. Тосно (Ленинградская обл.). Самой активной на российской территории оказалась японская Komatsu, открыв завод по сборке гусеничных экскаваторов, вилочных погрузчиков и карьерных самосвалов в Ярославле. В 2011 г. в Твери началось строительство предприятия еще одной японской компании – Hitachi. Volvo заявила о своих намерениях открыть производство в России еще в 2008 г., но еще не осуществила их. Новое предприятие должно обосноваться на одной производственной базе с действующим с 2009 г. автосборочным заводом Volvo, а проектная мощность составит 2 тыс. машин в год.

Радует, что наши производители не сдают свои позиции импорту без боя. Например, в 2005 г. команда бывших инженеров и менеджеров Тверского экскаваторного завода создала новое сборочное производство «Эксмаш», собирая технику по собственным проектам. Предприятие успешно заняло в 2011 г. третью позицию по объему выпускаемой продукции в России и вторую среди отечественных производителей.

Другие отечественные производители экскаваторов для выживания активно сотрудничают с иностранными компаниями. Так, «Кранэкс» поставляет металлоконструкции для ярославского Komatsu. Группа ГАЗ в прошлом году сформировала СП по производству строительно-дорожной техники с американской Terex. Подобное СП (по производству кабин для стройтехники) было создано с немецкой Fritzmeier.

В целом на рынке строительной автотехники импортные поставки стремительно увеличиваются каждый год. Значительное снижение поставок было в кризисном 2009-м – тогда импорт был даже меньше внутреннего производства. Но в последующие два года заграничные поставки показали огромный прирост – 187 и 120% соответственно. Так же динамично увеличивается и доля импорта – с более половины рынка в 2009-м до 78% в 2011 г. Прирост импорта ожидается положительным и в текущем году.

Рынок стройтехники в 2011 г. вырос почти вдвое, но эта динамика меньше, чем в 2010 г., когда рост был почти в два с половиной раза. Но бурная динамика обусловлена всего лишь снижением в шесть раз рынка в 2009 г., а докризисные показатели еще не достигнуты. 2012 год предполагает дальнейший рост производства до 6,3–6,5 тыс. машин (прирост 23–25%) по основным видам техники. Только импорт все равно будет доминировать, но, возможно, не с трехкратым перевесом, как в прошлом году.

В то же время экспорт более чем в десять раз ниже импорта и стабильно снижается. Если эта тенденция не переломится, в скором времени отечественные производители будут работать только на внутренний рынок. Причем российский экспорт экскаваторов только на 76% состоит из техники местного производства, 24% – это купленная ранее за рубежом техника, но уже не востребованная.

Структура российского импорта выделяет пять крупных стран-поставщиков из разных регионов. Из них 25% и лидерское место принадлежат японской технике, но динамика при этом стабильно отрицательная. Китайцы и корейцы удерживают примерно по 20% рынка, и доля их постоянно растет. Великобритания замыкает пятерку лидеров с показателем 10% от всей импортной продукции. Объемы остальных поставщиков не превышают 10%-ной отметки. Стоит отметить, что американская техника в кризисный 2009 г. потеснила лидирующих конкурентов, увеличив свои поставки почти до 20% рынка.

Наиболее динамичной позицией российского импорта в I квартале 2012 г. является производство механических лопат, экскаваторов и одноковшовых погрузчиков («ВладВнешСервис»). Прирост составил 121,4% относительно аналогичного периода предыдущего года. Максимальные поставки этой продукции были из Великобритании – 28,2% всего импорта в Россию. За этот период данную технику в Россию поставляли 150 компаний на общую сумму $64 313 055.

Статистика выпуска дорожно-строительной техники в России в 2004-2011 гг. и прогноз на 2012 г., шт.
Вид техники 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 прогноз
Экскаваторы
3493
3560
3985
6272
5506
1391
2121
2112
2800
Бульдозеры
1798
1782
2219
3349
3139
721
911
1790
2000
Автогрейдеры
853
962
1053
1302
1364
660
943
1228
1800
Всего
6144
6304
7257
10923
10009
2772
3975
5130
6600
Рост, %
111,4
102,6
115,1
150,5
91,6
27,7
143,4
129,1
128,7
По данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) РФ.
Выпуск экскаваторов ведущими российскими производителями в 2005–2011 гг.
  2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
«Тверской экскаватор»
1534
1885
2615
2005
365
653
586
САРЭКС
450
375
369
316
297
468
172
«Уралтрак»
287
221
193
40
Дмитровский экскаваторный завод
213
199
232
205
123
134
138
Донецкий машиностроительный завод
83
41
384
473
109
142
163
Омский завод транспортного машиностроения
30
40
52
193
100
107
38
Елабужский автомобильный завод
659
564
41
124
100
«Уралвагонзавод» им. Дзержинского
413
421
446
384
3
36
23
«Ковровец»
183
405
399
«Кранэкс»
138
232
284
267
14
54
65
Komatsu Ярославль
90
567
Другие
71
76
142
176
76
126
191
По данным ФСГС РФ.
компании по теме статьи
компании по теме статьи