Ветроэнергетика в России

Ветроэнергетика выполняет две функции: обеспечивает население и предприятия электроэнергией, а также создает рабочие места в машиностроении, промышленном строительстве, перевозках крупногабаритных тяжеловесных грузов (далее – КТГ) и в самой энергетике. В России результативно действует программа развития ветроэнергетики.

В 2020 г. введена в эксплуатацию Адыгейская ВЭС мощностью 150 МВт.

В январе 2021 г. на территории Ставропольского края запустили в эксплуатацию Кочубеевскую ВЭС мощностью 210 МВт.

В декабре 2020 г. в селе Кармалиновская Ставропольского края началось строительство Кармалиновской ВЭС мощностью 60 Мвт.

В феврале 2021 г. в Ростовской области начали строительство Марченковской ВЭС мощностью 120 МВт, а в мае 2021 г. – Бондаревской ВЭС в Ставропольском крае мощностью также 120 МВт. Доставкой компонентов ВЭС, а также монтажом и пусконаладкой ветроустановок на этих объектах занимается компания ATS. «На сегодняшний день в нашем портфолио пять проектов, и во всех у нас ключевая роль», – поясняет Александр Строгов, заместитель генерального директора компании по транспорту.

Адыгейская ВЭС расположена в Республике Адыгея. Поставлять электроэнергию начала 1 марта 2020 г. В составе ВЭС 60 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт каждая. Суммарная мощность ВЭС – 150 МВт. Плановая выработка электроэнергии – 354 млн кВт/ч в год. Высота ВЭУ (вместе с ротором) составляет 150 м. Длина лопастей – 50 м, а вес каждой – 8,6 т. Башня весит около 200 т, генератор – 52 т. Общий вес конструкции – примерно 320 т.
Лопастевоз Goldhofer STZ-DL 4AAA

Организация производства

Компания ATS занимается монтажом ветроэнергетических установок, а также перевозками КТГ и компонентов ВЭУ. Для перевозок КТГ используют несколько единиц специализированных полуприцепов-лопастевозов на пневматической подвеске Goldhofer STZ-DL 4 AAA с троекратным раздвижением рабочей площадки до общей длины 54,9 м в сцепе с седельными тягачами MAN TGS 6x4. На них перевозят 50–60-метровые лопасти, верхние секции башни, а также решетчатые стрелы гусеничных кранов. Для таких тяжеловесных грузов, как гондолы и генераторы, предусмотрен тяжелый 6-осный трал грузоподъемностью 74 т.

Строительно-монтажная колонна мобильна и перемещается от одной строительной площадки к другой, всю бытовую и сервисную инфраструктуру налаживают на месте. Компания выполняет предмонтаж, монтаж металлоконструкций, электромонтаж. На площадках задействовано более 300 человек.

Для перемещения по площадке кранового оборудования используют собственную технику для перевозки грузов. Части кранов перевозят на лопастевозах и модульном полуприцепе Goldhofer, а также на обычных полуприцепах-тяжеловозах. С крана демонтируют стреловое оборудование и противовесы, затем снятые части перевозят к месту монтажа. Кран переезжает своим ходом и на новом месте его вновь собирают.

Кочубеевская ВЭС расположена в Кочубеевском районе Ставропольского края. Поставлять электроэнергию начала в январе 2021 г. В составе ВЭС 84 ветроустановки мощностью 2,5 МВт каждая. Суммарная мощность ВЭС составляет 210 МВт. Общая площадь ветропарка – около 200 га. Плановая среднегодовая выработка энергии – 597 млн кВт/ч. Высота ВЭУ (вместе с ротором) – 150 м. Длина лопастей – 50 м, а вес каждой – 8,6 т. Башня весит около 200 т, генератор – 52 т. Общий вес конструкции – примерно 320 т.

Отработка технологии

Первый проект – Адыгейская ВЭС. «Этот проект оказался самым познавательным, так как мы только входили в этот не похожий ни на какой другой строительный сегмент, – рассказывает Александр Строгов. – В этом проекте мы учились организовывать строительно-монтажные работы, создавать необходимую инфраструктуру, а также выстраивать логистику».

На сегодняшний день Адыгейский проект был самым комфортным, потому что строительные площадки находились недалеко и доставлять части ВЭУ нужно было не по густонаселенной территории.

Следующий проект – Кочубеевская ВЭС – стартовал в начале апреля 2020 г. и завершился в декабре этого же года. Этот самый крупный проект ВЭС в России – 84 ветроэнергетических установки – примечателен тем, что в нем сложилось множество факторов, и один из основных тот, что стартовая площадка находилась в г. Невинномысск Ставропольского края. Это густонаселенный промышленный город, и выстроить логистическую схему было достаточно непросто.

Ветровое поле находится в 40 км от Невинномысска. Благодаря опыту, приобретенному в предыдущем проекте, компания смогла уложиться в сжатые сроки. Основная сложность заключалась в доставке частей ВЭУ по густонаселенной территории. Секции башни перево­зили на автопоездах конфигурации тягача 6х4 + 3-осные тралы 38 т и 4-осные грузоподъемностью 54 т. Башня ВЭУ состоит из 8 сегментов, сами сегменты разбираются на две части и перевозятся в кассетах. Верхнюю секцию башни (топ-секция) и лопасти перевозили на лопастевозе Goldhofer. Для более тяжелых позиций, таких как гондола и ступица, генератор и прочее, использовали 6-осные тралы.

«Компоненты для Кочубеевской ВЭС с ее 84 ветроустановками возили в две смены: днем все тяжелые позиции, ночью сегменты и их наполнение – электрическое и электронное оборудование, – продолжает рассказ А. Строгов. – Негабаритные перевозки выполняли с использованием специальных разрешений, было организовано сопровождение машинами прикрытия с привлечением автомобилей сопровождения ГИБДД».

Перевозка на лопастевозе Goldhofer STZ-DL 4AAA
Строительство Марченковской ВЭС началось в феврале 2021 г. Установленная мощность ветропарка составит 120 МВт. На площадке установлено 48 ветроустановок мощностью 2,5 МВт каждая. Плановая среднегодовая выработка энергии – более 402 млн кВт.ч. Высота ВЭУ (вместе с ротором) составит 150 м. Длина лопастей – 50 м, а вес каждой – 8,6 т. Башня весит около 200 т, генератор – 52 т. Общий вес конструкции примерно 320 т.

К четвертому проекту – Марченковской ВЭС – компания ATS приступила в феврале 2021 г. Ветровое поле находилось вблизи населенного пункта Зимовники Ростовской области и насчитывало 48 ВЭУ. Февраль оказался не самым благоприятным месяцем для завоза тяжеловесных и длинномерных компонентов ВЭУ – проезжие пути представляли собой поле с рыхлой почвой. Склад временного хранения находился недалеко, поэтому было принято решение отложить досрочный завоз лопастей, генераторов, секций и подвозить их непосредственно под монтаж. В сложившихся условиях это был наименее рискованный во всех отношениях вариант. Но благодаря приобретенному опыту команда специалистов ATS успешно справилась с этой задачей.

В мае 2021 г. стартовал новый проект – Бондаревская ВЭС, которая находится у поселка Ипатово Ставропольского края. Расстояние между двумя последними проектами составляет не менее 300 км, а склады временного хранения расположены примерно в 10 км от объекта строительства. Состав перевозок идентичен, и под них используют перечисленную выше технику. Ввиду быстрого роста объ­емов в компании ATS было принято решение инвестировать денежные средства в развитие автопарка. Таким образом, сейчас в составе компании сформировался ряд специализированных транспортных средств для перевозок компонентов ветро­энергетических установок.

Строительство Бондаревской ВЭС началось в апреле 2021 г. ВЭС будет расположена на территории Ипатовского городского округа. Установленная мощность ветропарка составит 120 МВт. На площадке установлено 48 ветроустановок мощностью 2,5 МВт каждая. Плановая среднегодовая выработка энергии – 354 млн кВт.ч. Высота ВЭУ (вместе с ротором) составит 150 м. Длина лопастей – 50 м, а вес каждой – 8,6 т. Башня весит около 200 т, генератор – 52 т. Общий вес конструкции примерно 320 т.
 

Таким образом, строительство ВЭС вышло на промышленные масштабы. В стране локализовано производство компонентов ВЭУ – башен, гондол и лопастей, уже накоплен значительный опыт по их транспортировке и монтажу. Будем надеяться, что Правительство РФ продолжит и расширит программу государственной поддержки ветроиндустрии ДПМ-2 ВИЭ, ведь большая часть территории РФ удалена от энергосетей и нуждается в надежном источнике дешевой электроэнергии, которым могли бы служить ветроэнергетические станции.

компании по теме статьи
компании по теме статьи