Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Проблемы пуска дизельных двигателей

Трактор и Первая мировая

А. Краснов

Первая мировая война стала переломным периодом в истории человечества не только с точки зрения политических реалий, но и в плане моторизации. Широкомасштабные боевые действия наглядно показали, что наступило время моторов. Это отразилось на всех типах самоходной и самолетной техники. Не остались в стороне и тракторы.

FORDSON F

Любой период технической жизни на планете, так или иначе, влияет не только на скорость создания новых образцов, но и на их конструкцию. Это неоднократно подтверждалось ускорением или замедлением развития той или иной отрасли. Первые годы мировой войны практически не повлияли на развитие агропромышленного комплекса, а следовательно, не сказались и на развитии сельскохозяйственных тракторов. Все шло своим чередом. International Harvesster Company выпустила, ставшую впоследствии очень популярной, модель Titan. Как видно из иллюстрации, принципиально нового в его конструкции нет, просто он был надежен в эксплуатации и обладал довольно высокой удельной мощностью. Точно такой же трактор по лицензии выпускала фирма MOGUL.

В то же время, когда основные заводы почти всего цивилизованного мира выпускали военную технику, пытливые умы приспосабливались к сложившейся обстановке с удивительной изобретательностью. Например, англичанин Гарри Фергюсон взял шасси Ford T, на которое вместо штатной задней оси приспособил два здоровых тракторных колеса, что позволяло этому своеобразному трактору тащить за собой два плуга. В Европе военного времени такой подход имел широкое распространение.

EMERSON-BRANTINGHAM

Особо нужно сказать о Fordson. Следует отметить, что Генри I начал эксперименты с сельскохозяйственной техникой вообще и тракторами в частности в 1907 г. и продолжал их модернизацию постоянно. На наших иллюстрациях показаны первый вариант (1907) и версия 1917 г. модели F, имевшая «хребтовую» конструкцию силового агрегата (рамы уже не было). Это революционное в ту пору решение и ныне живет в современных тракторах самых разных фирм из многих стран. Все они имеют двигатель со сцеплением, коробку передач и главную передачу, собранные в единый агрегат, выполняющий функции рамы. Такое решение позволило также соблюсти соосность основных узлов, облегчило смазку и повысило ремонтопригодность трактора в целом.

За Фордом немедленно последовали и другие тракторостроительные фирмы, которые, несмотря на патент, начали выпуск безрамных тракторов. Среди них были Charlie Sorenson, Joe Galamb, Eugene Farkas и некоторые другие. Впервые эта идея была воплощена в металле в 1916 г.

В Европе все обстояло не так гладко. 13 июня 1917 г. более семидесяти германских бомбардировщиков разбомбили Лондон с его окрестностями, где было сосредоточено, кроме всего прочего, и тракторное производство. Англия осталась без своих тракторов. И с октября в нее потянулись караваны кораблей, загруженных тракторами Fordson. В последствии за это деяние и сам Генри I, и его внук Генри II пользовались большим расположением королевской семьи.

Oeconom

Во Франции сложилась подобная же ситуация. И вновь с Американского континента пошли корабли, груженые тракторами Allis-Chalmers, Bean-Tracpull и др. Это был действительно редкий шанс помочь Европе, а заодно и подзаработать. Производство сельскохозяйственной техники продолжалось лишь в Италии и Швеции, и лишь постепенно налаживалось в других странах.

Во время Первой мировой войны трактор изменился не только технически, но и внешне. Появилось полное капотирование моторного отсека, развитые крылья и даже кабины. Хорошим примером этого могут служить тракторы IHC модели Mogul 1914 г. и Emmerson-Brantingham. Как видим из иллюстраций, радиатор вынесен вперед, двигатель закрыт настоящим капотом, а задние колеса – красивыми крыльями-арками. Правда, бензобак все еще находился перед носом тракториста, а его сиденье оставалось металлическим. Но качественный скачок в конструкции и внешнем виде трактора уже произошел.

Вместе с тем, еще оставались тракторы с паровыми двигателями, например, Hart-Parr Cropmaker, также 1917 г., но его внешний вид уже приблизился к большинству других, а паровик очень скоро уступил место двигателю внутреннего сгорания.

IHC MOGUL

Интересно, что наряду с уже сложившейся конструктивной схемой появлялись и оригинальные модели. Примером могут служить две машины, одинаковые по компоновке. Одна из них была разработана в Чехии в 1919 г. и называлась Oeconom, имела четырехцилиндровый двигатель и пятиступенчатую коробку передач. Другой трактор – это Moline Plow, выпущенный около 1917 г. Он имел двухцилиндровый горизонтальный оппозитный двигатель мощностью 10 – 12 л.с. и экспортировался из Америки в основном в Англию.

Обе машины очень похожи по конструкции. Хотя двигатель и расположен спереди, но ведущими колесами являются передние, и при движении максимально нагружены именно они. Честно говоря, при такой незначительной разнице по времени выпуска, чешский трактор выглядит явно симпатичнее.

После завершения войны требовалось все больше техники для восстановления хозяйства. Появлялись новые тракторные фирмы, оживились старые, и прогресс «рванул» вперед с огромной скоростью, но это уже следующая история...

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ История Трактор
А. Краснов Основные Средства 09'2002 11 января 2005

Комментарии (0)