1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
Метаморфозы траншеекопателя
Землеройно-фрезерные машины Vermeer Terrain Leveler
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Тяжелый металл (ч. 2)
Обзор рынка бульдозеров
Коробки передач грузовых автомобилей
 1
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.1)
Конструкции тягово-сцепных устройств
 1
Антифриз (ч.1)
Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны

Лишённые недостатков

И. Зотов

Мини-погрузчик с бортовым поворотом и его разновидности замечательно проявляют себя на самых разных работах. Конечно, они не лишены отдельных недостатков. Так, например, на рыхлых почвах эти машины со стандартными шинами буксуют и оставляют уродливые рытвины. Они могут завязнуть в песке, не обеспечивают «комфортной езды» на неровной поверхности. А если таким транспортным средством управлять агрессивно, то при бортовом повороте, который обычно придает мини-погрузчику высокую маневренность, можно изуродовать почвенный покров, поцарапать асфальт, раскрошить бетон; при этом быстро изнашиваются шины и даже можно потерять груз. Надо ли говорить о том, что во многих бедах техники зачастую виноват человек. Учитывая этот фактор, компания Bobcat, имеющая длинную историю создания отличных мини-погрузчиков, решила постепенно избавляться и от таких проблем. За два года (2002–2003-й) она полностью обновила модельный ряд, а заодно наделила свои машины новыми, порой уникальными способностями.

Базовые мини-погрузчики Bobcat – это 10 машин грузоподъемностью от 320 кг до 1,5 т, способных выполнять любые виды работ благодаря 50 видам разного навесного оборудования. Практически все модели этой серии имеют в названии индекс «S». Отличные технические характеристики сделали серию прекрасной основой для создания модификаций с индексами «T» и «A».

Для создания всех трех серий использованы одинаковые платформы, например, модели S250 (с бортовым поворотом), Т250 (на гусеничном ходу) и А300 (с комбинированной системой поворота) созданы на одной базе, что значительно облегчает техническое обслуживание и использование навесного оборудования. Универсальные погрузчики всех серий комплектуют двигателями фирмы Kubota.

Конструкторы компании Bobcat, неоднократно наблюдая за пробуксовкой беспомощного фронтального мини-погрузчика с бортовым поворотом в дождливую погоду на поверхности, которая некогда была газоном, пришли к выводу, что следует уменьшить давление машины на опорную поверхность. Был предложен и способ решить такую задачу – нацепить вместо колес гусеницы. Но не обычные – стальные, а резиновые. Большие гладкие резиновые гусеницы позволят машине работать на болотистых почвах, на угле, песке и даже мокрой глине, преодолевая крутые подъемы и спуски без потери производительности.

Решили – сделали. Так появились погрузчики серии Т – четыре модели на гусеничном ходу грузоподъемностью от 860 до 1400 кг. Машины получились с улучшенной проходимостью, хорошим сцеплением с почвой, более мягким ходом. Компания была не первым производителем, решившим поставить гусеницы на мини-погрузчик, но этим шагом Bobcat открыла новые просторы для совершенствования и расширения модельного ряда своих механизмов.

Конструкторы компании добились требуемого улучшения проходимости и плавности хода погрузчика, но этого оказалось мало. Многие пользователи машин Bobcat высказывали пожелания продлить срок службы шин и создать более чувствительное управление.

Специалисты фирмы, учитывая мнения потребителей, прежде всего обратили внимание на то, как разворачивается мини-погрузчик. По мнению большинства пользователей, поворот – именно то, над чем надо работать, ведь никто не хочет портить рабочую поверхность и терять груз при движении. После некоторых изменений на свет появилась модель T250 с более высокой подвеской и иным принципом крепления ковша. Нововведения и перевод на гусеничный ход привели к некоторым изменениям в конструкции погрузчика. В модели T250 нет цепей, при помощи гидрообъемной трансмиссии шестерни осуществляют передачу напрямую с мотора. В модели S250 тоже использованы двигатели с объемной гидропередачей, но они расположены иначе.

По сравнению с S250 у T250 большая грузоподъемность – 1200 кг. Следствием увеличения грузоподъемности стал рост массы машины на 450 кг и смещение центра тяжести вперед. Благодаря большой площади контакта с землей у T250 небольшое давление на опорную поверхность – около 68,6 кПа (0,7 кгс/см2). Для сравнения: давление колесной модели S250 – в среднем 539 кПа (5,5 кгс/см2). В силу этого Т250 может работать и на рыхлой, и на топкой поверхности, и даже на уже законченном покрытии, где нежелательно любое перемещение тяжелых машин. Гусеницы специальной формы помогают при планировке грунта. Т250 лучше колесного погрузчика справляется с расчисткой территорий, передвижение которого могут усложнить обломки и прочий мусор.

Революционной разработкой компании Bobcat можно назвать мини-погрузчики серии А – универсальные машины с комбинированной системой поворота. Внешне погрузчики серии S ничем не отличаются от погрузчиков серии A. Если поставить рядом две модели, например S250 и А300, то внешне несходство обнаружить будет сложно. Все различия – внутри. Прежде всего, машины серии А способны выполнять и бортовой поворот на месте в исключительно стесненном пространстве, и мягкий поворот при помощи всех управляемых колес, не портя при этом шин и поверхность, по которой он передвигается. Если оси модели S250 подсоединены напрямую к колесам, то в модели А300 все четыре управляемых моста снабжены рулевой трапецией, обеспечивающей поворот колес на разный угол, поскольку наружные и внутренние колеса движутся по разным радиусам. Кроме того, поскольку они проходят разное расстояние, предусмотрена соответствующая автоматическая регулировка скорости вращения колес по бортам («гидравлический» дифференциал), исключающая их пробуксовку.

Если нужно быстро перейти из режима обычного поворота в режим поворота всеми управляемыми колесами, машину останавливают, оператор на панели приборов одним щелчком переключается на другую систему управления и продолжает движение. При этом машина начинает двигаться плавно, поворачивая все четыре колеса одновременно и устанавливая угол их поворота в зависимости от положения руля.

Если наблюдать за движением мини-погрузчиков серии А со стороны, создается впечатление предельной простоты и легкости происходящего. Однако за плавными движениями механизмов стоят сложные электронные системы, которые моментально и с большой точностью рассчитывают угол поворота и скорость вращения внутренних и внешних колес. Когда выполняется самый крутой поворот, внутренние колеса машины поворачиваются на угол 24°, а внешние – на 13°. Разница получается примерно 1:2. Чтобы исключить пробуксовку при повороте, внешние колеса вращаются быстрее внутренних. Таким образом, электронные системы управления обеспечивают согласованное движение всех колес строго по законам механики.

У моделей S250 и Т250 поворот осуществляется левым и правым рычагами, которые механически подсоединены к двум устройствам, контролирующим направление и скорость вращения колес или гусениц отдельно для каждой стороны машины.

Отличие А300 состоит в том, что поворотом управляет один джойстик с левой стороны, подключенный к устройствам контроля движения не механически, а через электронную систему, которая высчитывает скорость и направление вращения колес. В режиме поворота всеми колесами левый джойстик сообщается с системой контроля, которая высчитывает угол и скорость поворота для внешних и внутренних колес. Система также проверяет себя на точность с помощью сенсоров скорости и угла поворота.

В режиме фронтального поворота А300 использует интуитивные команды. Например, чтобы сделать поворот с движением вперед, следует передвинуть рычаг вперед и в ту сторону, куда надо повернуть. Для поворотов назад, наоборот, перемещают джойстик назад.

Правый джойстик А300 служит для контроля движения ковша и, так же как и его левый, через электронную систему сообщается с контрольным отсеком. Эта модель не имеет педали сцепления, слева только педаль «газа». Если передвинуть рычаг управления в переднее или заднее положение, то с помощью этой педали можно менять скорость погрузчика. Чувствительность управления возрастает благодаря сведению нескольких функций на один орган.

В левый джойстик встроен специальный переключатель, который изменяет скорость в интервале 10...20 км/ч. Когда места достаточно, можно выполнять плавный поворот, при котором поворачиваются только передние колеса, как на автомобиле. А300 оснащен системой ограничения скорости или специальной кнопкой. Она установлена также на левом джойстике и при включении ограничивает скорость 4,5 км/ч. Это бывает полезно при выполнении сложных маневров на ходу, например при загрузке грузовиков.

У каждой серии машин Bobcat свои преимущества. Погрузчики серии S отличаются высокой производительностью. Серия Т сочетает в себе низкое давление на опорную поверхность, маневренность и большую грузоподъемность. При работах на абразивной поверхности наиболее эффективны машины серии А, которая проявляет наивысшую бережливость к шинам, плавно поднимает и перемещает груз. Одним словом, какую бы из машин Bobcat вы ни выбрали, все равно получите отличный баланс между возможностями погрузчиков и их ценой.

И. Зотов Основные Средства 08'2004 14 декабря 2004

Комментарии (0)