Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
На большей части территории России сезон, когда можно вести масштабные работы с покрытием, короткий. Более того, на трассах с интенсивным движением плановые дорожные работы проводят ночью, когда сокращается транспортный поток, да и то лишь отдельными полосами. В таких условиях приходится полагаться на функциональность и надежность техники.
Производители холодных фрез, идя навстречу пожеланиям дорожников, продолжают совершенствовать свою продукцию. Речь идет об импортных, преимущественно европейских машинах, которыми в большинстве своем пользуются российские дорожные организации.
Фрезы, особенно большие, остаются одними из самых сложных в управлении дорожно-строительных машин, требующих определенной подготовки оператора. Разработчики, стремясь упростить управление, уменьшить количество кнопочек и рычажков, перекладывают контрольные и ряд рутинных управленческих функций на бортовую электронику, с тем чтобы оператор не отвлекался от своей непосредственной задачи – фрезерования. Чтобы улучшить условия работы оператора, создают довольно комфортабельное, привлекательное рабочее место с возможностью поворота и выдвижения кресла и пульта за габарит машины, само рабочее место изолируют от вибрации с целью снизить отрицательное воздействие на оператора, а главное – его утомляемость и вероятность ошибки. Не забывают и о защите от вандализма.
Фрезы оснащают двигателями с большим запасом мощности, чтобы фрезерование на максимальную глубину прочных покрытий вести без потери скорости. Технологическую гибкость обеспечивают сменные барабаны нескольких типов – для основных работ, для чистового фрезерования, и есть барабаны для тонкого фрезерования, а также разной ширины – 300 мм, 400 мм и т. д. Самый узкий барабан представляет собой дисковую пилу большого диаметра. При смене тяжелых барабанов применяют средства малой механизации.
Встречаются сборные барабаны для одновременной выработки колеи от двух колес. Такую технологию ремонта покрытия применяют, например, в Финляндии. Боковой экран рабочего оборудования делают подъемным, чтобы вести фрезу вдоль бордюрного камня. На малых и средних фрезах заднее правое колесо установлено на поворотной опоре. Колесо может принимать два положения – в габаритах машины перед фрезой, позволяя, таким образом, двигаться вдоль бордюра, и выдвинутым вбок за габарит, что удобно как при движении по прямой (колесо и его опора не загораживают обзор рабочего оборудования), так и при выписывании кривых, особенно при снятии покрытия вокруг коллекторного колодца.
Точность фрезерования достигается интеграцией системы нивелирования и гидропривода машины. Сами системы нивелирования теперь цифровые и сегодня дают такие возможности, о каких не могли мечтать научные фантасты.
Непрерывность фрезерования в течение смены достигается за счет увеличения вместимости топливного и водяного баков. Разработчики исследуют и ликвидируют узкие места, снижающие производительность машины. В этих целях, например, увеличивают подачу конвейера, чтобы он быстрей освобождал рабочую камеру от раздробленного материала. Для загрузки транспорта, идущего по соседней полосе, конвейер выполняют поворотным и складывающимся для удобства транспортировки. Резцы изготавливают из легированной стали твердостью HB 400, тем не менее они изнашиваются интенсивно и неравномерно, и потому изобретают устройства для крепления резцов, позволяющие надежно удерживать их во время работы и быстро повернуть на 180° или заменить новыми.
Одной из первых на российский рынок вышла немецкая компания Wirtgen, ее фрезы встречаются на дорогах чаще прочих. В производственной программе компании 15 моделей: от компактной электрической W 350 Е рабочей шириной 350 мм до флагманского «дредноута» W 2200 массой 44 т и рабочей шириной 2200 мм.
Малые фрезы рабочей шириной 350...500 мм – W 350 E, W 35, W 35 DC, W 50 и W 50 DC – трехколесные с ведущим и управляемым передним колесом. Заднее правое колесо установлено на поворотной опоре и может находиться как внутри габарита машины перед фрезерным барабаном, так и вне его. Высота задних колес регулируется гидроприводом. Все малые фрезы оснащены дизельными двигателями, за исключением W 350 Е – компактной фрезы с электроприводом, предназначенной для работы в помещении. Один трехфазный электродвигатель мощностью 22 кВт приводит барабан фрезы, второй – переднее колесо. Габаритная ширина 1000 мм позволяет машине массой 4,4 т достаточно свободно маневрировать в помещениях и коридорах.
Различия между моделями W 35 и W 35 DC, а также W 50 и W 50 DC заключаются в оснащении. Модели с приставкой DC оснащены более мощными двигателями, и для них предлагают расширенный список опций. Так, на W 35 DC можно установить барабан шириной 500 мм, небольшой конвейер для загрузки ковша идущего позади погрузчика, а также оснастить гидроприводом задних колес.
Как уже сказано, семейство средних, наиболее популярных фрез рабочей шириной 600...1300 мм – W 60, W 100, W 100 F, W 120 F и W 130 F – новое, запущено в производство в течение 2004–2006 гг. Новые модели отличаются увеличенной мощностью, производительностью, комфортабельностью и полной автоматизацией. «Младшую» модель W 60 поставляют как в трехколесном, так и в четырехколесном исполнении, W 100 – в четырехколесном, W 100 F, W 120 F и W 130 F – на выбор покупателя с гусеничным либо колесным ходом. Задние опоры регулируются по высоте, а правая сделана выносной, причем у моделей с гусеничным ходом правой задней гусенице придана функция рулевого управления, она может немного поворачиваться, когда заведена перед фрезерным барабаном в габарит машины, что улучшает маневренность.
Компактные фрезы W 60, W 100 и W 100 F подают раздробленный материал назад. W 120 F и W 130 F скомпонованы иначе и подают материал вперед, и оператор без усилий может контролировать загрузку самосвала. В базовой комплектации машины оснащены несъемным барабаном, приводящимся клиноременной передачей. По заказу устанавливают систему FCS (Flexible Cutter System), позволяющую применять барабаны разного типа и ширины.
Дизайн рабочего места переработан, прежде всего с целью упростить управление машиной. Опираясь на принцип «чем меньше – тем лучше», конструкторы на 20% сократили количество переключателей. Наиболее важные функции выведены на центральную консоль, часть из них продублирована на правой консоли. Платформа спроектирована так, чтобы оператор, сидя в кресле, полностью видел правую сторону машины. При необходимости он может легко передвинуть кресло на левую сторону. Удобство добавляют регулируемые кресло и рулевая колонка.
Целый ряд автоматизированных функций упрощают работу оператора. Так, автоматизирована система орошения, которая начинает работу одновременно с барабаном. Перевод барабана в плавающую или фиксированную позицию осуществляют нажатием кнопки. Скорость конвейера регулируется автоматически независимо от частоты вращения коленвала двигателя. Новые фрезы получили также специально разработанную систему нивелирования Level Pro и программное обеспечение. Система включает набор датчиков, контроллер и панели управления. Наиболее важные параметры – глубина фрезерования справа-слева и угол наклона – легко читаются на дисплеях центральной панели управления. Оператор может вводить и корректировать параметры фрезерования, используя кнопки на панели. Система совместима с сенсорами и контроллерами типа DLS1.
Большие фрезы на гусеничном ходу Wirtgen W 1500, W 1900, W 2000, W 2100 и W 2200 также нередко встречаются на российских дорогах. Их фрезерный барабан выступает за габарит, и в поворотной опоре они не нуждаются. Все четыре гусеницы – ведущие и управляемые, высота каждой гусеничной тележки регулируется отдельно. Система нивелирования собственной разработки с пропорциональной настройкой высоты машины обеспечивает точность фрезерования. Эти регулировки можно выполнять с площадки оператора или с пультов, расположенных по бортам машины.
Фрезы оснащены мощными двигателями DaimlerChrysler и Caterpillar. Фрезерные барабаны приводятся непосредственно от двигателя через муфту, клиноременную передачу и встроенный в барабан планетарный редуктор. Барабаны, входящие в базовую комплектацию, оснащены системой быстрой смены резцов НТ11. Модели W 1900, W 2000 поставляют с системой смены барабанов FCS. Как утверждает компания, барабан можно заменить за 2...3 ч. Для W 2200 при стандартной рабочей ширине 2200 мм доступен барабан шириной 3800 мм. При этом заменяют весь узел с барабаном, экранами, зачистным отвалом и элементами привода.
Корпорация Caterpillar, поглотив итальянского производителя дорожно-строительной техники Bitelli, приобрела солидную линейку холодных фрез. Caterpillar, интегрировав Bitelli в свою систему разработок и производства, выводит на рынок новые модели под собственной маркой. Сегодня на европейские рынки, в том числе российский, поставляют две модели фрез. Средняя модель Caterpillar PM-102 массой 17 т происходит от Bitelli SF 102 и оснащена дизелем Caterpillar 3126B ATTAC мощностью 156 кВт. Ее рабочая ширина и глубина – 1000 и 305 мм. Базовая комплектация включает гусеничный ход, под заказ поставляют также с колесной ходовой частью. Задняя правая опора гусеницы или колеса, как и положено на средней фрезе, имеет два положения. Разгрузочный конвейер находится впереди, и оператор может наблюдать за погрузкой самосвала.
Большая фреза Caterpillar PM-200 массой 30 т и рабочей шириной и глубиной 2010 мм и 320 мм также имеет предшественницу Bitelli, а именно SF 200RS. Машина оснащена дизелем С18 ACERT мощностью 429 кВт с турбонаддувом и воздушным охлаждением наддувочного воздуха. Двигатель через клиноременную передачу приводит фрезерный барабан. Новая конструкция барабана обеспечивает более высокое усилие резания. Шестигранные резцы расположены витками с тройным заходом и установлены в быстросъемных резцедержателях по три резца в каждом. Система ANTI-SLAB с гидравлическим подъемом и регулируемым давлением на дорожное полотно предотвращает отрыв больших кусков асфальтобетона. Двойная система орошения с двумя независимыми водяными насосами и водяной бак вместимостью 3000 л обеспечивают эффективное охлаждение и смазку резцов. Компания Caterpillar переработала гидропривод с учетом специфики процесса удаления дорожных покрытий и электрооборудование в соответствии со своими стандартами. Фрезы Caterpillar подготовлены под установку систем нивелирования разных производителей, из которых чаще встречается оборудование фирмы Topcon.
Международная компания шведского происхождения Dynapac выпускает широкий модельный ряд фрез, включающий малые, средние и большие машины. Малая, компактная фреза PL350S оснащена двигателем Cummins мощностью 45 кВт, водяным и топливным баками вместимостью 480 и 120 л. Фреза снимает асфальто- и цементобетонное покрытие шириной 350 мм и глубиной 100 мм. Глубина фрезерования регулируется высотой задних колес. Фрезерный барабан и переднее колесо приводит гидропривод, опора правого заднего колеса выполнена поворотной. Для работы в помещениях с ограниченной несущей способностью полов с машины снимают балласт массой 1200 кг.
Средние фрезы рабочей шириной 500, 600 и 100 мм имеют общее компоновочное решение – материал выгружается через задний конвейер, опора правого заднего колеса поворотная, все колеса ведущие, барабан приводится через клиноременную передачу.
Большие фрезы PL2000LC, PL2000S и PL2100S – модели нового поколения, происходящие от PL2000, запущенной в производство в 1978 г. Их рабочая ширина 2010 мм (PL2000LC и PL2000S) и 2100 мм (PL2100S), рабочая глубина – 320 мм. Стандартный барабан, разработанный Dynapac, оснащен системой быстрой смены резцов, барабан можно за 2 ч заменить другим – для чистового фрезерования (его компания поставляет по заказу). Особенность больших фрез – это два джойстика, управляющие ходом и работой конвейера. Компания внедрила это решение, опираясь на пожелания дорожников упростить управление. Машины оснащены дизелем Cummins мощностью 447 кВт, приводящим барабан через клиноременную передачу, планетарный редуктор и гидропривод. Все четыре гусеницы ведущие, управляемые и регулируемые по высоте. Выгрузка раздробленного материала проходит через передний складывающийся поворотный конвейер.
Дальнейший рост предложения фрез на российском рынке ожидается как за счет уже известных западных марок, так и за счет увеличивающегося числа марок китайских, которым только предстоит доказать свою состоятельность.