IVECO: важнейший шаг к лидерству

В. Мамедов

В конце мая концерн IVECO провел под Москвой презентацию своих обновленных магистральных тягачей EuroTech и Eurostar, оснащенных новыми дизелями Cursor 10. Они уже продаются в России и выгодно отличаются от предшественников по многим параметрам.

Представленные на Дмитровском автополигоне седельные тягачи с колесной формулой 4х2 комплектуются двигателями в 390 и 420 л.с. и кабиной EuroTech, либо 430-сильным мотором и кабиной Eurostar. Все машины имеют четырехбаллонную заднюю и рессорную переднюю подвески. Электронные блоки, управляющие работой дизеля, полуавтоматической трансмиссии EuroTronic, тормозов и других систем в новых автомобилях связаны шиной обмена данных CAN (Control Area Network), обеспечивающей мгновенную координацию выходных сигналов блоков. Впервые на всех колесах установлены дисковые тормоза, причем за распределением тормозных сил следит электронная система EBS производства фирмы Wabco. По сравнению с прежней моделью с двигателем 8210 мощностью 420 л.с. модернизированный тягач IVECO с дизелем Cursor 10 мощностью 430 л.с. стал на 230 кг легче.

По-прежнему в Европу поставляется гамма тягачей специального исполнения Heavy Mission, популярная в России и рассчитанная на эксплуатацию в тяжелых дорожных условиях. Эти машины отличает усиленные рама и задний мост, и они комплектуются барабанными тормозами. Для России продолжается выпуск моделей, оснащенных решетками на фарах, отопителями повышенной эффективности, подогревом топливных фильтров и аккумуляторами большей емкости. Комплектация каждого тягача уточняется при заказе в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации и требований покупателя.

Познакомимся с техническими особенностями новых силовых агрегатов представленных тягачей IVECO.

Двигатель Cursor 10

Шестицилиндровый 24-клапанный дизель с размерностью цилиндра 125х140 мм и рабочим объемом 10,3 л имеет общую для всех цилиндров головку блока, внутри которой располагается распредвал. Насос-форсунки со встроенным регулирующим клапаном приводятся от кулачков распредвала и обеспечивают давление впрыска 1 500 бар. Дозировка топлива и угол опережения впрыска задает электроника.

Двигатели Cursor оснащают турбокомпрессором с изменяемой геометрией (TVG) и интеркулером. Площадь проходного сечения на входе турбины регулируется электроникой в зависимости от расхода топлива, оптимизируя работу турбокомпрессора. Это также позволяет оптимизировать характеристику крутящего момента на низких и средних оборотах (максимальное значение при 1 000 об/мин). Одновременно достигаются значительные величины максимальной мощности на высоких оборотах. При новой системе турбонаддува получены рекордные показатели удельной мощности дизелей (42 л.с./л) и другие преимущества.

Благодаря турбонаддуву TVG работа моторного тормоза стала эффективнее, он стал мощнее и работает бесшумно. Величина тормозного усилия корректируется турбокомпрессором и системой круиз-контроля, что позволяет следить за скоростью движения автопоезда на спусках.

Дизели Cursor 10 характеризуются расширенным диапазоном режимов с низким удельным расходом топлива: 1 000 – 1 900 об/мин, а сектор 1 200 – 1 700 об/мин называют «сверхэкономичным». Заметим, что при 1 700 об/мин дизель развивает максимальную мощность. По сравнению с дизелем 8210 новый мотор обеспечивает уменьшение расхода топлива автопоездом на 5 – 6%.

Исходя из лучших температурных условий работы дизеля, а также нововведений в конструкции поршней и поршневых колец, компания IVECO установила периодичность смены масла в дизелях в 100 тыс. км пробега (при условии применения минерального масла класса ACEA-E3). В кабине появился важный прибор – указатель уровня масла в картере дизеля, что облегчило осмотр автомобиля перед поездкой.

Видимо, нет нужды напоминать, что дизели Cursor 10 удовлетворяют нормам Euro-3 по содержанию горючих углеводородов, оксида углерода и наличию твердых частиц. Вскоре они будут соответствовать стандарту Euro-3 и в отношении окислов азота.

Кроме технических достоинств нового мотора у него есть еще одно серьезное преимущество перед старым: меньшая масса. По сравнению с мотором 8460 (9,5 л, 375 л.с.) он легче на 70 кг, по сравнению с дизелем 8210 (13,8 л, 420 л.с.) он легче на 176 кг. Сухая масса дизеля Cursor 10 равна 914 кг.

Подводя итог, можно сказать, что Cursor 10 обеспечивает перевозчику выигрыш:

– в производительности автопоезда, благодаря меньшей массе;

– в скорости, благодаря эластичности мотора и высоким значениям момента на низких и средних оборотах;

– в безопасности, так как моторный тормоз стал эффективнее и он координирует свою работу с системой круиз-контроля;

– в затратах на эксплуатацию, благодаря экономичности, увеличенной периодичности замены масла и низкому износу тормозов.