Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин

В. Васильев

Автотранспортные предприятия тратят на шины не менее 10% всех затрат на материально-техническое обеспечение. В среднем за год на грузовом автомобиле, кроме тех случаев, когда он эксплуатируется на интенсивных «дальнобойных» маршрутах, замене подлежит половина комплекта шин. Даже в автохозяйствах с хорошо налаженным техническим обслуживанием потери ресурса шин составляют 10…15%, а то и больше. Объясняется это увеличенным неравномерным износом протектора и преждевременным разрушением покрышки, неправильным подбором шин, техническим состоянием самого колеса, шкворневого узла, передней подвески и др. В этот перечень можно добавить характер дороги, температуру окружающей среды, нагрузочные и скоростные режимы. Зачастую манера вождения сокращает жизнь шины больше, чем все перечисленные факторы. Всегда надо помнить, что для грузовых шин минимальная остаточная высота рисунка протектора должна составлять не менее 1 мм. Узнать об этом можно с помощью специального символа, являющегося сигналом к прекращению эксплуатации шины из-за износа протектора. Символы выполняются в виде выступов на дне канавок протектора.

Если с самого начала шины неправильно подобраны по характеристикам, расход топлива увеличивается на 2…3%. Если умножить эту цифру на продолжительность эксплуатации и стоимость 1 л топлива, результат получится неутешительный. Поэтому размер, нагрузочные и скоростные параметры шины должны соответствовать требованиям, которые изложены в фирменной инструкции по эксплуатации грузовика. Кроме того, Правила дорожного движения (ПДД) запрещают эксплуатацию транспортного средства с шинами, не соответствующими спецификации, со всеми «вытекающими» санкциями ГИБДД.

При подборе шин в качестве отправной точки надо брать посадочный диаметр, который жестко увязан с размером обода диска колеса. Установка шин с увеличенной шириной профиля, а следовательно, более тяжелых, несколько затрудняет управляемость, повышает расход топлива и уровень шума. Шины с меньшей шириной профиля снижают безопасность движения. Использование шин с недостаточными грузоподъемностью и скоростными свойствами приведет к их скорой «гибели». В свою очередь установка шин, предназначенных для более тяжелых грузовиков, чем ваш, кроме как к перерасходу топлива ни к чему не хорошему не приведет.

Каждую ось следует комплектовать шинами одной модели, иначе боковой увод и неравномерный износ протектора неизбежны. Плохими «соседями» окажутся радиальные и диагональные шины разных серий. Опять же, установка шин разных моделей на одну ось запрещена ПДД.

Важно при подборе шин правильно выбрать рисунок протектора. Конструкция каждой современной шины предназначена для выполнения вполне конкретных задач. Скажем, у шины для грузопассажирского автомобиля рисунок должен быть таким, чтобы обеспечивать плавный, комфортный ход, поскольку в автомобиле будут люди. Протектор такой шины должен иметь множество продольных канавок. Если же речь идет о тягаче, буксирующем прицеп или полуприцеп, то шинами с одним типом рисунка здесь не обойтись. Для передней оси, которая работает в толкающем режиме, нужны такие шины, которые оказывают наименьшее сопротивление качению и позволяют экономить топливо. Ведущие мосты оборудуют шинами с множеством поперечных прорезей, которые обеспечивают максимальное продольное сцепление с дорогой. Особенно это становится актуальным на влажном и загрязненном шоссе. Имеются также специальные конструкции шин полуприцепа, которые наилучшим образом решают специфические для него задачи – они шире и максимально легко катятся по дороге, не позволяя полуприцепу вилять. Размерность таких покрышек 425/65 R22,5 и 445/65 R22,5.

Многие отечественные грузоперевозчики допускают ошибку, используя на магистральных автопоездах российскую «резину» с универсальным рисунком протектора. Такая неразборчивость приводит к тому, что шины быстрее изнашиваются, издают повышенный шум и увеличивают расход топлива. Доказательством справедливости сказанного служит тот факт, что в некоторых странах Европы шины с универсальным рисунком протектора запрещены к эксплуатации на автомагистралях. Нельзя одобрить и установку на сдвоенных колесах шин разных изготовителей. Они могут сильно различаться и по геометрии, и по конструкции, а если шины «не первой свежести» – то еще и по степени износа.

Обычно шинные компании в своих каталогах приводят изображение конкретных рисунков протектора и рекомендации по использованию шин в тех или иных дорожных условиях, на том или ином типе транспортного средства, включая оси. Иногда эти же функции выполняют буквенные или графические символы.

Не надо забывать и том, что новая камерная шина нуждается в новой камере. Если этого не сделать, то нет гарантии, что недостаточно надежная изношенная камера выполнит свои функции и не погубит саму покрышку.

Долговечность шин в значительной степени зависит от внутреннего давления. Признаком пониженного давления является чрезмерный износ по краям протектора, повышенного – слишком значительный износ его середины. Уменьшение давления ниже номинального увеличивает износ шины, а если давление снижается больше чем на треть, жди излома каркаса. Поэтому давление в шине надо измерять точно, манометром, а не полагаться на визуальную прикидку «на глазок».

Повышенное давление увеличивает напряжение в каркасе шины, снижая его стойкость к ударным нагрузкам, а кроме того уменьшает пятно контакта шины с дорогой, снижая безопасность движения. Несмотря на это давление не рекомендуют все время держать на одном уровне. При сильной загрузке автомобиля колеса необходимо немного подкачать, после разгрузки давление приводят в норму. Такие действия не имеют ничего общего с перегрузкой шин, когда у машины рессоры от груза прогибаются в обратную сторону. Увеличивать давление в этой ситуации ни в коем случае не следует. В свою очередь перегрузка автомобиля необычайно ускоряет износ протектора и разрушение каркаса шин. Даже пониженное давление менее опасно.

Если грузовик оснащен только радиальными шинами, необходим более тщательный контроль давления воздуха в передних шинах, чтобы их жесткость не уступала задним, в противном случае возрастает опасность заноса автомобиля.

Повышенным износом шинам грозит дисбаланс колес, характеризующийся неравномерным распределением их массы, а также биение колес. Самое заметное проявление этих дефектов – вибрации автомобиля, величина и периодичность которых повышаются при ускорении. Заметно проявляющийся дисбаланс вполне способен сократить жизнь шины на четверть. Его устраняют благодаря креплению специальных грузиков на ободе колеса. Балансировка проводится в автохозяйствах или технических центрах. Если на первый взгляд нет явных симптомов дисбаланса, балансировать колеса все равно надо ежегодно.

Регулярная проверка правильности соблюдения углов установки управляемых колес (сход, развал) дает возможность избежать повышенного износа шин. Яркий признак этого нарушения – увод грузовика при движении по прямой, а также износ одной стороны протектора. Боковой увод в сильнейшей степени влияет на безопасность движения грузовика. Причиной этого является повышенная эластичность шин и сильный боковой ветер. Боковой увод усиливается при повышенной эластичности передних колес по сравнению с задними. Это обстоятельство дает обоснованный повод монтировать на переднюю ось грузовика радиальные шины, а на заднюю – диагональные. Перестановка шин с одной оси на другую позволяет избавиться от неравномерного износа и увеличить их срок службы.

Немалое значение для долговечности работы шин имеет состояние ходовой части автомобиля. Больше всего досаждают деформации ведущего моста, колесных дисков, элементов подвески, неисправность амортизаторов. Их совокупное действие ведет к волнообразному износу протектора, когда его наиболее и наименее изношенные участки периодически сменяют друг друга по всей длине окружности.

Еще одно правило, которое необходимо помнить. На каждый климатический сезон нужны свои шины с соответствующим рисунком протектора. Лучше всего не демонтировать шины с одних колесных дисков на другие, а держать комплекты в сборе, только устанавливая в нужный момент на оси грузовика.