Баровые грунторезы

Юрий Петров

В истории техники крайне редко виды оборудования меняют свою «прописку». Грунторезные машины составляют исключение. Баровые рабочие органы изначально применяли в горно-шахтном деле на врубовых машинах в конце XIX в. В практике земляных работ с конца XIX столетия баровые машины начали использовать на строительстве железных дорог. Бары – рабочие органы врубовых машин начали монтировать на тракторы и гусеничные самоходные шасси. Позже эти машины нашли широкое применение в коммунальном хозяйстве
и строительстве для нарезки траншей при прокладке трубопроводов, кабелей и прочих инженерных сооружений. Вместе с этим уменьшалось использование врубовых машин в горном деле.

Смена среды обитания и разносторонность применения баровых рабочих органов в строительстве пагубно сказалась на унификации терминологии. Так, в учебниках и справочниках по разным видам оборудования машины с баровым органом называют по-разному: цепным, траншейным экскаватором, скребковым агрегатом, асфальторезом, канавокопателем, грунторезом или баровой машиной.

Рабочий орган – бар состоит из направляющей рамы и режущей кулачковой цепи с зубьями. В зависимости от числа планок, соединяющих кулаки, различают одно- или двухпланочные режущие цепи. При отсутствии планок и шарнирном соединении кулаков цепи именуют беспланочными. При работе бар движется в вертикальной плоскости при поступательном перемещении всей машины, в результате чего грунт разрушается и выносится цепью на поверхность. Вынесенный на поверхность грунт отодвигают шнековым транспортером в стороны от траншеи.

Баровые грунторезные машины применяют для нарезки щелей в мерзлых и твердых грунтах при рытье траншей и котлованов; нарезки узких траншей (при работе одним баром), предназначенных для укладки линий связи и электрокабелей; работ по резке известняков и песчаников; вырезки блоков вокруг древесных насаждений при их зимней пересадке; разрушения козырьков мерзлого грунта.

Привод вала рабочего режущего органа от дизеля на машине Trencor 1460HD

Скорость экскавации материала из траншеи с помощью специализированного траншейного экскаватора может быть в шесть раз выше скорости обычного экскаватора. Более того, траншейный экскаватор извлекает материала ровно столько, сколько нужно для прокладки трубопровода, оставляя траншею чистой, уже полностью готовой к окончательной прокладке труб или кабелей. Наконец, извлекаемый таким экскаватором материал имеет однородную по размерам частиц структуру, и его можно использовать для обратной засыпки, тогда как материал, извлекаемый обычным экскаватором, может содержать большие глыбы, требующие дополнительного разрушения. Эти преимущества обеспечивают высокую, в 4...5 раз больше по сравнению с традиционной технологией производительность и соответственно рентабельность специализированных траншеекопателей там, где имеются достаточные объемы работ.

В строительстве применяют баровые машины различных модификаций, нарезающие 1...3 щели шириной 140...500 мм и глубиной от 1 до 6 м. Скорость нарезания в зависимости от числа щелей, условий резания и крепости разрабатываемого грунта или породы – 2...1000 м/ч. Наиболее эффективными баровыми машинами, применяемыми в строительстве, являются машины, оснащенные зубьями и баровыми цепями повышенной прочности, а также с ходоуменьшителями базовой машины, штыбоотбрасывателями, шнеками и другими гидравлическими системами управления и привода. Необходимо учитывать, что для разных видов грунтов баровые навесы могут различаться конструкцией приводных механизмов. Привод цепи обычно осуществляется от гидросистемы трактора или механически от заднего ВОМ базового трактора. Крайне редко используют электрический и комбинированный приводы.

Рабочий орган Tallex 1607-7600ООО аллигаторного типа

Всего навесное баровое оборудование в странах СНГ выпускает 18 предприятий: «Амкодор-Ударник», Белкоммунмаш, Дор-электромаш, Навлинский завод «Промсвязь», Октябрьский завод «Нефтемаш», Горловский и Охтинский заводы строительных машин, Омсктрансмаш, Орёлстроймаш, ВАТ «Стройдормаш» (бывш. ДП «Київський завод інженерних машин Мінмашпрому України»), заводы Дмитровский экскаваторный, Копейский машиностроительный, Михневский ремонтно-механический, Заметчинский механический, Хмельницкий механический, Челябинский и Липецкий тракторные заводы и Турбомоторный завод в Екатеринбурге. Кроме этого на российском рынке представлены американские траншейные экскаваторы Trencor, Ditch Witch, европейские Case и Vermeer и эстонские AS ET MОisakУla (ПО «Таллэкс»).

В качестве базового шасси для коммунального хозяйства обычно используют колесные универсальные тракторы «Беларус», ЗТМ, ЛТЗ, ЮМЗ или мини-погрузчики с бортовым поворотом отечественного и иностранного производства на гусеничном или пневмоколесном ходу. На полевых и строительных работах с большими объемами работ чаще всего применяют шасси ХТЗ Т-150К и гусеничных тракторов ЧТЗ, ПТЗ и ВгТЗ.

Баровый орган КМЗ

В настоящее время баровыми рабочими органами оснащают практически все мини-погрузчики зарубежного производства – Bobcat, Case, Caterpillar, Gehl, JCB, Locust, New Holland и др. Цепные траншеекопатели в качестве дополнительного оборудования устанавливают на отечественные погрузчики с бортовым поворотом Курганмашзавода МКСМ-800, Мосгормаша КСМ-1, Уралвагонзавода ПУМ-600 и ПУМ-1000. Беларусские мини-погрузчики оснащают цепным органом только «Гомсельмаш» («Полесье» УЭС-30). Основное достоинство использования барового рабочего органа на погрузчиках – возможность быстрой смены, компактность оборудования, возможность работы в труднодоступных местах и в ограниченном пространстве. Привод рабочего органа осуществляется от гидросистемы погрузчика.

Основу парка баровых траншеекопателей в России составляют машины на базе колесных тракторов тяговых классов 0,9 и 1,4 с бульдозерным оборудованием. Такая популярность объясняется распространенностью тракторов «Беларус», ЛТЗ, ЮМЗ и ЗТМ в коммунальном и дорожном строительстве и наличием достаточной материальной базы. Удобство использования, равно как и большой износ оборудования на колесном тракторе, может ограничиваться только отсутствием ходоуменьшителя и невозможностью регулировки скорости движения режущей цепи. Весомый аргумент в пользу установки траншеекопателей на колесных тракторах «Беларус-80» и -82 – это совмещение работ по нарезке щелей и погрузочно-транспортных операций (трактор должен быть оснащен погрузочным оборудованием «Таллэкс» (MОisakУla), «Амкодор» или «Дорэлектромаш»).

ЧТЗ ЭТЦ 20.01.02

При совмещении дорожных и коммунальных работ на тракторы МТЗ можно установить бункерно-уборочную машину ДЭМ-10035. Михневский ремонтно-механический завод ради расширения функциональности для тракторов Челябинского, Минского и Волгоградского тракторных заводов предлагает траншеекопатели с двумя режущими органами. Дорэлектромаш, MОisakУla и Case ставят помимо барового рабочего органа еще и дисковый асфальторез. Орёлстроймаш с 2003 года предлагает к установке гидроприводный БГМ-3У-60 с цепным скребковым рабочим органом и цепным органом с твердосплавными пластинами. Киевский ВАТ «Стройдормаш» на тракторах ХТЗ Т-150К монтирует установку МРМГ с баровой режущей цепью от врубовой горной машины «Урал-33».

Траншейные агрегаты на шасси гусеничных тракторов целесообразно использовать при подготовке строительных площадок, для нарезки траншей при прокладке трубопроводов и инженерных сооружений. Основные базовые тракторы – ЧТЗ Т-170, Т-150 и ДТ-75 Волгоградского тракторного завода. Использование гусеничных тракторов с гидравлическим выводом позволяет увеличить производительность за счет установки гидроходоуменьшителя, и, как следствие, появляется возможность нарезать щели непосредственно при движении трактора. Масса навесного грунторезного оборудования в зависимости от типа привода, наличия регулятора скорости, размеров и производительности – в пределах 0,7...2,8 т.

КМЗ АТМ

За рубежом в качестве базовых шасси наиболее распространены специальные машины, агрегатируемые в единый комплекс. Такой подход позволяет применять на одной машине еще 4...5 видов специализированного оборудования, которое невозможно было бы использовать на универсальных колесных тракторах, но которое является более востребованным, нежели бульдозерный отвал или погрузочный ковш. Например, на агрегатах Case 460, Case 560, Case 660 и Case 860 смонтирована экскаваторная установка, а баровый орган можно заменить дисковой фрезой и другим высокопроизводительным оборудованием с гидрообъемным приводом. Техасская компания Trencor Inc. выпускает мощные траншейные цепные экскаваторы Trencor 1460HD с подъемной кабиной. Привод от 600-сильного дизеля Caterpillar 3408E позволяет отрывать траншеи при движении машины со скоростью до 1,6 км/ч. Некоторые компании предлагают компактные траншейные агрегаты с вынесенным пультом управления. Так, 13-сильный Case 60 массой 327 кг способен нарезать щели глубиной 0,91 м. Стоит отметить, что за рубежом в строительстве и коммунальном хозяйстве мало распространены баровые рабочие органы для навески на фронтальные погрузчики.

Траншеекопатель
Юрий Петров Основные Средства 06'2005 8 сентября 2005

Комментарии (0)