Битва идей (ч.3)

Основные направления развития конструкций современных мусоровозов

И. Варывдин
Продолжаем оценивать развитие конструкций автомобилей для сбора и вывоза твердых бытовых отходов. Разбираемся с различными способами погрузки и уплотнения ТБО, выделяя перспективные для российского рынка решения. В этом номере рассматриваем перспективы использования мусоровозов с боковой загрузкой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Продолжение. Начало см. «ОС» № 2, 4, 2012 г.)

За рубежом такой конструкции мусоровозов, где загрузочная камера расположена впереди кузова, т. е. непосредственно позади кабины, уделяется большое внимание. И это понятно, ведь у нее масса преимуществ по сравнению с мусоровозами, на которых загрузочный бункер расположен в заднем свесе. Первое – это относительная простота устройства: вместо двух подвижных деталей всего одна плита – она и прессующая, и на ряде моделей, где не используется самосвальная выгрузка, она же и выталкивающая. Второе – только такой принцип устройства позволяет загрузить мусоровоз в так называемом автоматическом режиме, когда водитель управляет захватом и погрузкой мусорных контейнеров, не выходя из кабины. Еще один момент, немаловажный уже для нашей страны: те модели, на которых прессующая плита имеет ограниченный ход, а разгрузка самосвальная, позволяют через задние «двери» грузить вручную крупногабаритный мусор. Последний в нашем случае может представлять собой не только диваны и холодильники, но и дверные косяки, и куски бетона с торчащей арматурой, т. е. обычный строительный мусор, вывозить который приходится с площадок для бытовых отходов. Существенным фактором является и бо’льшая безопасность работы операторов, чем в случае, когда они вручную подкатывают баки для погрузки в мусоровоз. У мусоровозов с верхней загрузкой погрузочный механизм расположен со стороны обочины, где меньше вероятность наезда попутным автомобилем. Расплата за все плюсы – очень узкая специализация.

В предыдущих статьях уже говорилось о том, что мусоровозы с задней загрузкой настоящие универсалы. Одна и та же машина позволяет грузить мусор вручную из баков 0,12–1,1 м3, из больших бункеров (до 15 м3) и контейнеров заглубленного типа. Но там, где загрузочная камера находится в передней части кузова, такие чудеса невозможны – мешает кабина! Под каждый способ сбора приходится разрабатывать отдельную модель, и это вынуждает конструкторов постоянно экспериментировать с расположением и конструкцией погрузочных механизмов, с устройством загрузочной камеры и системы прессования отходов.

Простейший пример мусоровоза с прессующей камерой позади кабины, приспособленного для ручной загрузки: на нем нет каких-либо дополнительных погрузочных механизмов. Боковая стенка прессующей камеры выполнена в виде максимально возможно низкого борта, на некоторых моделях этот проем может закрываться распашной дверью. Рабочие собирают мусор из небольших емкостей, например, пластмассовых ящиков. Часто такие машины используют для селективного сбора отходов, при этом оператор сам проводит их сортировку. Грузить что-либо объемное и тяжелое в них неудобно, ведь погрузочная высота здесь более 1 м, да и размеры загрузочного бункера из-за низких бортов здесь более чем скромные, потому включать прессующую плиту приходится чаще.

Мусоровозы, на которых по одной стороне или по обеим сторонам расположены специальные подъемные ковши, не выходящие за габаритную ширину автомобиля, типичны для стран Запада. Длина таких ковшей может даже быть на всю длину кузова (они огибают колесную арку). Пользоваться ими удобнее как за счет низкой высоты погрузки, так и за счет большего объема. При делении ковша и соответственно кузова на отсеки мусоровозы такой конструкции хорошо подходят для раздельного сбора ТБО с сортировкой на месте. Ожидать появления таких машин в России не приходится – слишком они специфичные. Выгоднее приспособить под ручной сбор автомобиль с серийным кузовом, применяемым для различных способов погрузки. В США, к примеру, на вилы фронтлоудера надевают контейнер и грузят в него вручную нестандартные бытовые отходы. Если к нему дополнительно подсоединяют выдвижной захват-опрокидыватель для двухколесных 240-литровых баков, одной машиной получается и собирать мусор в автоматическом режиме, и при необходимости грузить что-либо вручную.

В России для достижения этих целей пошли иным путем, а точнее, противоположным, как в переносном, так и в прямом смысле. Речь идет о мусоровозе КО-440 производства арзамасского ОАО «КОММАШ». Кузов прямоугольного сечения устанавливается на шасси ГАЗ-3307-09. В его передней части расположена гидравлическая плита, в верхней стенке – загрузочное отверстие, закрытое спереди и с боков щитками, а верхней крышкой служит сам загрузочный ковш. Ковш этот подвешен на двух симметричных опорных рычагах и приводится двумя парами гидроцилиндров. Для погрузки мусора ковш опускается назад до земли, по принципу работы он похож на погрузчик. Разгрузка самосвальная. Чтобы высыпанный из ведерок в ковш мусор не сдувало ветром, у него предусмотрена крышка, закрываемая оператором вручную. Наверху она открывается, задевая специальными выступами за боковые щитки. Погрузка получается опрятная, но и весьма неторопливая. Российский «заднелоудер» устроен очень просто.

Приверженцем выпуска мусоровозов классической боковой «совдеповской» схемы остается «Казанский электромеханический завод», с завидным упорством продолжающий выпускать свой МКА-22 под контейнеры объемом 0,75 м3, бункерующий до 10 т. Данная модель проста и отработана как в производстве, так и в эксплуатации и имеет невысокую цену.

Судя по продуктовой линейке отечественных предприятий, спрос на мусоровозы моделей «мусорный ветер» у нас не снижается, несмотря на все нарастающее наступление мусоровозов с задней загрузкой. Тот, кто сталкивался с отечественными мусоровозами с боковой загрузкой, поймет, о чем речь. Когда оператор, управляя гидравлическим манипулятором, закидывает квадратный мусорный бак 0,75 м3 модели «ностальгия по Союзу» на высоту 4 м, ему, орудующему рычагами, прижавшись к задним колесам, большого труда стоит увернуться от картофельных очисток, норовящих попасть прямо за шиворот. Увы, «мусорный дождь» – непременный атрибут «передовой» конструкции и схемы сбора, доставшейся нам в наследство от замечательных советских инженеров, избавиться от которой пока так и не удается. А что-либо исправить в ней просто нельзя, даже если представить, что все станут фасовать свой мусор в пакеты и никто не будет их потом потрошить. «Лапа» механизма опрокидывателя хватает здесь бачок за его стенку, попутно прижимая и разрывая часть содержимого. Ну а в реальности избавиться от мелкого мусора в контейнере невозможно, и не только у нас. Как же в этом случае обеспечить чистоту погрузки?

Основными направлениями решения этих проблем стали использование различных баков с крышками и изменение конструкции загрузочной камеры, чтобы уменьшить высоту загрузки. Наибольшеее разнообразие моделей всевозможных «сайдлоудеров» в Соединенных Штатах. У нас часто, когда говорят о сборе и вывозе отходов, часто вспоминают о нашей культуре, а точнее, о частом ее отсутствии: окурки летят мимо урн, пакеты с мусором не доносят до контейнерной площадки. По правде говоря, эта проблема актуальна не только для нас. Свое двухколесное индивидуальное пластиковое ведро на 240 л каждому отдельному домовладельцу – один из вариантов решения проблемы ответственности за собственный мусор, чтобы при походе к площадке ТБО он не оказался под балконом соседа. Большое распространение такой сбор мусора получил в США благодаря широкому развитию малоэтажного строительства. Погрузка «ведра» малого объема и массы позволяет конструировать небольшую прессующую камеру с низким загрузочным бортом. Водитель управляет захватом и опорожнением бака, не выходя из кабины. Для этого в кабине продублированы органы управления, и водитель, двигаясь по дворовым проездам и собирая мусор, садится за второй руль, расположенный справа. Погрузка одного бака занимает считаные секунды, так достигается экономическая эффективность подобного метода сбора, а водитель получает дополнительный бонус: нет прямого контакта с мусором.

Существует несколько основных типов манипуляторов по способам артикуляции: складные, выдвижные (с телескопированием), лифтовые, где захват катается цепной лентой по салазкам, причем этот вариант используется еще и для подъема более тяжелых четырехколесных контейнеров. Интересен вариант прессующей камеры с круглыми стенками и вращающейся вокруг своей оси вертикальной плитой, что позволяет осуществлять процессы погрузки и прессования мусора независимо друг от друга, при этом экономится время. Разумеется, применение такой загрузочной камеры возможно только при работе с небольшими баками. Ось, вокруг которой вращается плита, фактически делит отверстие, ведущее в кузов накопителя, пополам, и если в камеру попадет что-то большего размера, то может и застрять. Впрочем, эта проблема присуща всем прессующим камерам, выполненным не как единое целое с кузовом.

В США в развитии мусоровозов для обслуживания индивидуальных хозяйств дошли до того, что стали устанавливать кузова на полуприцепы, а захваты-манипуляторы – на тягачи. Водитель, заполнив один контейнер, на базе меняет его на пустой, заполнив который заезжает за первым и, поставив его на тележку, вывозит на полигон сразу два прицепа, снижая расходы на транспортировку. Еще одно преимущество эксплуатации мусоровозов-полуприцепов – их бóльшая маневренность по сравнению с трехосными шасси. В одноэтажных районах много тупиков с круговым движением, и там сочлененный мусоровоз модели Heil Starr system дотягивается до контейнеров, не используя задний ход, затрачивая на сбор мусора меньше времени. Инфраструктура диктует развитие технологий, а не решения очередного партсъезда! И по этой же причине большинству россиян не грозит в ближайшем будущем оказаться счастливыми владельцами пластиковых мусорных баков на 120–240 л.

В свое время ОАО «Ряжский авторемонтный завод» модернизировало «боковые» мусоровозы. На модели МКМ-4605 загрузочная камера выполнена отдельно от кузова-накопителя, соединяясь с ним лишь небольшим окном, погрузочная высота значительно снижена, прессование мусора осуществляется по системе «нон-стоп», нет необходимости чередовать циклы погрузки–прессования. Подъем контейнера на меньшую высоту позволяет не только сделать погрузку чище, но и продлевает ресурс манипулятора и самого контейнера. Ну а высокая стенка, отделяющая накопитель от прессующей камеры, препятствует обратному выходу спрессованного мусора. Если подумать об операторе, то с ряжской «железной рукой» управляться ему будет привычнее и удобнее, чем обслуживать европейский «сайдлоудер» с лифтовым механизмом. В последнем случае ему придется катать контейнеры к подъемнику.Вообще во всей системе сбора и вывоза наблюдаются явная бессистемность и отсутствие элементарной логики. Европейские производители ворвались на наш рынок со своими правилами. Отечественные «киты» дружно поддались всеобщему поклонению перед всем импортным. А в отделах благоустройства местных администраций, похоже, вообще не понимают, что происходит. И бросились все переходить на «евроконтейнеры» и мусоровозы с задней загрузкой. А рабочих МУПов и частных предприятий кто-нибудь спросил, надо ли им это – баки на колесиках ворочать? Площадки для квадратных 0,75 м3 баков «прощай Союз», все как один на тротуарах и обочинах, возвышаются над проезжей частью минимум на бордюрный камень, все заасфальтированные и огороженные. Денег-то лишних полно в бюджете, сейчас их все посносят, разравняют и заново заасфальтируют. А ведь есть простое решение, пришедшее к нам от тех же европейцев, и его можно с успехом использовать у нас без особых переделок инфраструктуры, а водители работали бы как в Штатах, не выходя из кабины. Такой пример – итальянские мусоровозы Farid модели FMO. Их отличие – большая прессующая камера, рассчитанная на выгрузку контейнеров 2,5 м3. Преимущества их в том, что большие баки не надо катать вручную, хулиганы их с места не сдвинут, колеса разблокируются при захвате вилами погрузчика специальных приемных выступов контейнера. Как и у любого другого контейнера с крышкой, здесь обеспечивается относительная аккуратность погрузки, а для того, чтобы выбросить мусор, люди поднимают крышку, нажимая ногой на педаль, т. е. не пачкая руки. Управление погрузкой из кабины плюс баки большого объема существенно сэкономят время на простои у площадок. Вот только стихийный рынок на уровне глобальных инициатив не работает, здесь нужна национальная стратегия, а она дальше отряда бесправных гастарбайтеров с метлой пока не двигается. Ну а крупногабаритный мусор, а у нас это, по сути, строительный мусор, вообще в одном мусоровозе с ТБО нельзя везти на полигон, поскольку выбрасывать бетонный лом, металлические и деревянные конструкции – это расхищение ресурсов, прежде всего энергии. Собирать их надо в отдельные большие контейнеры и вывозить портальными бункеровозами или автомобилями, оборудованными системами крюковый или тросовый «мультилифт».

(Продолжение следует)

 
Большегрузный мусоровоз Farid серии Т1 UG с задней загрузкой на шасси автомобиля MAN, оборудованный КМУ AK-105.2 (A3) с ДУ

Мусоровозы Farid имеют ряд конструкционных преимуществ. Борта, днище и крыша кузова полусферической формы выполнены из цельных листов прочной стали толщиной 4 мм без ребер жесткости. Кузов прочен, по нему легко сходит жидкость и он легче на полтонны, чем у аналогичных моделей конкурентов. Цилиндры подающей плиты выведены за пределы приемного бункера, чтобы мусор не попадал на штоки. Вся сварка роботизирована. Вместимость приемного бункера – 2,8 м3, чего больше нет ни у кого.

Особой популярностью пользуется модель большегрузного мусоровоза Farid серии Т1 UG с КМУ серии АК-105.2 А3, специально разработанная конструкторским бюро ЗАО «Коминвест-АКМТ» для работы с заглубленными контейнерами. Эта КМУ с вылетом стрелы до 9 м, грузоподъемностью на максимальном вылете до 1110 кг, оснащенная дистанционным управлением Нetronic. Установленная за кабиной КМУ также позволяет осуществлять боковую загрузку отходов. Большой вылет и дистанционное управление увеличивают возможности манипулирования грузом. Электронная система контроля всех операций повышает производительность и уровень безопасности при выполнении работ. Главным преимуществом АК 105.2 (А3) является хорошее соотношение между ценой, качеством и функциональностью. КМУ этой модели заказывали городские коммунальные службы, транспортные и строительные компании. Мусоровозы данного класса успешно работают в столице уже несколько лет.

компании по теме статьи
компании по теме статьи