Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Современное оборудование щебеночных заводов
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
 1
Российские тракторы для села
Мониторинг технического уровня
Практика применения оборудования для бестраншейных технологий
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
 1
Российские сорта дизельного топлива
В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта

Полоса отвода – дело важное! (ч. 1)

Николай Протасов
Содержание полосы отвода входит в число необходимых технологических процессов эксплуатации дорог, правильное содержание позволяет продлить срок службы дорожных покрытий. Не скошенная своевременно растительность в полосе отвода (и тем более – не уничтоженная на обочине) задерживает влагу, отчего переувлажняется дорожная насыпь, и с наступлением зимних холодов при замерзании этой влаги начнется неизбежное разрушение дорожного покрытия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Разрушение дорожного полотна порой является следствием запущенности травяного покрытия на полосе отвода дорог. На обочинах травы не должно быть вовсе.

Озеленение полос отвода дорог преследует две основные цели: с одной стороны, это декоративное оформление трассы, с другой – посадка и уход за насаждениями имеют сугубо практическое назначение – защита от эрозии почвы, преграда для шума от транспорта, снижение вредного воздействия пыли и выхлопных газов на окружающую среду, а также преграда наметанию на дорогу снега зимой и песка в южных зонах. И не забудем, что зеленые растения вырабатывают кислород, поглощая углекислый газ.

Технологии и инструмент

Из сказанного становится ясно, что озеленять полосы отвода и ухаживать за растительностью необходимо. Озеленение и впоследствии уход за растительностью на полосе отвода осуществляют, как правило, применяя сельскохозяйственную технику, машины общего назначения со специальным и стандартным рабочим оборудованием, а также специализированные машины по уходу за лесопарковыми территориями. Технологический процесс сложный и включает множество операций, начиная от работ по очистке поверхностей от строительного и иного мусора и корчевания до поверхностной обработки уже выросших насаждений. Каждая операция, будь то посев травы, культивация или боронование, требует определенных видов оборудования. В их число входят сеялки, поливальные машины, машины для разбрызгивания удобрений и химикатов, бурильно-крановые машины, ямобуры и многое другое.

Мы рассмотрим оборудование для выполнения наиболее распространенных и трудоемких работ по уходу и содержанию полосы отвода – подрезке кустов и скашивания растительности. В соответствии с методическими рекомендациями по содержанию автодорог Федеральной дорожной службы России в первый год жизни травы необходимо поддерживать ее высоту на уровне 8…10 см, причем окашивать следует до ее цветения один-два раза за год. В последующие годы допускается скашивание по мере необходимости (примерно раз в две недели), контролируя, чтобы высота травы составляла не более 15 см. Последнее скашивание рекомендуется проводить не позднее чем за месяц до наступления заморозков. Как видим, поддержание зеленого газона вдоль наших дорог – кропотливая и ответственная работа.

Эффективная современная косилка должна обеспечивать равномерное скашивание, копируя рельеф. Ширина захвата предусматривается такой, чтобы совершать наименьшее число проходов и притом вписываться в междурядную ширину и ограниченные размеры зеленых насаждений. Работы с «зелеными» заграждениями и травяным «ковром» обычно имеют сезонный характер, поэтому широко применяются навесные приспособления, агрегатируемые с колесными тракторами.

Отечественные успехи

Более 80 лет существует гигант отечественного производства сельскохозяйственной техники «Ростсельмаш». В состав объединения входят 12 предприятий, в том числе два тракторных завода в Канаде и три в США. С 2008 г. в «Ростсельмаш» входит компания «Клевер», производящая в том числе коммунальную технику европейского класса, в частности прицепную дорожную косилку КДК-184 Cheege. Трехточечное крепление к базовому трактору сокращает время на ее монтаж, обеспечивая надежное закрепление. Параллелограмная форма навески позволяет работать в узком пространстве, не выходя за габариты трактора, успешно маневрировать при встрече с препятствиями. Косилка в рабочем положении перемещается, лежа на опорном катке, повторяя вслед за ним рельеф поверхности. Мощные молотковые ножи, установленные на роторе, приводятся поликлиновой ременной передачей с использованием импортных ремней. Использование мультипликатора и карданного вала европейского производства увеличивает надежность косилки, а техобслуживание очень простое и не требует ни специнструмента, ни оборудования. Ширина захвата косилки составляет 1,8 м, угол поворота в вертикальной плоскости – 135°, от –45 до 90°. Механизмы поворотной головы изготовлены из стали 40Х, а на самом поворотном механизме предусмотрено предохранительное срезающее устройство. Косилка легко скашивает ветки кустарника толщиной до 0,35 м.

Саратовское ЗАО «Транс-Магистраль» производит навесные косилки ДМ-47А. Они устанавливаются также на три крепления сзади на тракторы МТЗ-80 (82) и приводятся от ВОМ трактора, а гидросистема манипулятора питается от штатной гидросистемы. Это высокопроизводительное оборудование, охватывающее за один проход полосу шириной 2 м. С помощью ДМ-47 можно скашивать растительность даже за мешающими барьерными ограждениями, а также в непосредственной близости от проезжей части в вертикальной, горизонтальной или наклонной плоскости, так как режущая часть имеет возможность менять наклон от –45 до 90°.

Первенство по объемам и видам косильного оборудования принадлежит, бесспорно, предприятиям Белоруссии.

Минский завод «Евромаш» основным направлением своей деятельности избрал производство быстросменных рабочих органов на тракторы и погрузчики белорусского производства. Большой популярностью у дорожных служб России пользуются косилка-кусторез ЕМ-1,3 и ее модификация ЕМ-1,3-01, которая монтируется на телескопическом манипуляторе с вылетом рабочего органа от 2,8 до 4 м и имеет 4 степени свободы, что особенно удобно при обработке участков за барьерным ограждением, при окашивании разделительных полос, поверхностей кюветов.

Косилка ЕМ-1,3-01 производится со специальной режущей головкой, которая позволяет срезать отдельно стоящие деревья с толщиной ствола до 0,1 м, а в рабочем режиме косилка срезает мелкокустарниковую растительность с толщиной стволов до 20 мм, передвигаясь при этом со скоростью 5,4…7,97 км/ч.

Все модели «Евромаша» базируются на тракторах МТЗ-80/ 82УК. Привод рабочего органа кустореза гидравлический, скорость вращения режущего устройства составляет 1000…1200 мин–1. Ширина захвата такого рабочего органа небольшая – 1,3 м, но предусмотрено значительное изменение наклона кустореза к горизонту, от –45 до 75°.

Предприятие «Белдортехника» (Минская обл.) разработало и выпускает широко используемое навесное оборудование для тракторов «Беларус», МТЗ-82. Манипулятор-косилка НО-82.30 имеет гидравлический привод от ВОМ, который обеспечивает вращение режущего инструмента со скоростью 1000 мин–1. За один проход трактор с косилкой охватывает полосу шириной 1,2 м, причем обработка может производиться на вылете 5,4 м от продольной оси трактора.

Манипулятор с кусторезом НО-82.31 может охватить при работе участок площадью 2 м2 и имеет возможность работать на вылете до 5,5 м от оси шасси. Ветки и кусты срезаются на высоте до 5,9 м, а максимальный диаметр ствола, поддающийся спиливанию, составляет 15 см.

Выпуск дорожных косилок КДД-3 и КДД-5А освоило и белорусское предприятие ГП «Дорвектор» – это косилки для скашивания травы на обочинах и уклонах до 60°. Они закрепляются с помощью задней трехточечной навесной системы на тракторах МТЗ-80/ 82, располагающих ВОМ с частотой вращения не менее 540 мин–1. Пластинчатые ножи, шарнирно закрепленные на попарно вращающихся навстречу друг другу роторах, развивают частоту вращения до 3000 мин–1, а траектория движения ножей соседних роторов не оставляет «мертвых» зон, поэтому прокос получается качественный даже при рабочей скорости трактора до 20 км/ч. Ширина захвата косилки КДД-3 составляет 1,3 м, так как скашивание осуществляется тремя режущими дисками. Ширина захвата КДД-5А – 2 м, поскольку имеется пять режущих дисков с общими ножами.

Кохановский экскаваторный завод (Витебская обл.) более 20 лет занимается выпуском спецтехники. Из интересующего нас оборудования предприятие выпускает косилки АС-1 и К-78М. Базовой машиной для этих косилок является трактор МТЗ-82. К-78М работает со скоростью до 5 км/ч при ширине захвата 1,6 м. Максимальная ширина обрабатываемого откоса может составлять 3,5 м, а максимальный диаметр срезаемых растений – до 20 мм. Завод может установить по желанию заказчика на манипулятор с косилкой К-78М сменный кусторез КД-1,5. Для этого трактор укомплектовывают гидроходоуменьшителем типа ХД-3 или ГХУ-0,5. КД-1,5 представляет собой полотно с двумя горизонтально вращающимися пилами диаметром 800 мм, что позволяет срезать деревья с диаметром стволов до 10 см.

Косилка АС-1 (КРН-2,1) навешивается сзади на тяги навесной системы трактора. Полотно косилки имеет четыре рабочих ротора, на которых шарнирно закреплены по два пластинчатых ножа, производящих срез травы. Роторы попарно вращаются навстречу друг другу. Ширина захвата составляет 2,1 м, а рабочая скорость движения при кошении очень высокая – до 15 км/ч. Для окашивания склонов предусмотрено регулирование наклона полотна косилки до 30°. Привод косилки осуществляется от ВОМ через карданный вал и обгонную муфту. Клиноременная передача передает вращение на редуктор, приводящий в движение шестерни роторов.

Поскольку потребность в дорожно-косильных машинах высокая, а сами навесные агрегаты просты в изготовлении, часто выпуск такого оборудования не ограничивается рамками одного предприятия. Так, в коммунальных и дорожных службах работают ротационные косилки КРН-2,1 производства не только Кохановского экскаваторного завода, но и Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения, и Марийского машиностроительного завода. Косилку КРД-1,5, аналог К-78М, выпускает и Мозырский машзавод. Марийский завод освоил выпуск ротационной навесной ременной косилки КРНР-1,8М, которая является модернизированным вариантом косилки Л501, выпускаемой предприятием «Лидсельмаш». Это белорусское предприятие выпускает целую серию косилок с индексом «Л». Косилки Л-502 самые компактные, они агрегатируются с тракторами Т-25, Т-40, МТЗ-80. Небольшая ширина захвата – 0,85…0,95 м, обусловленная использованием одного ротора с ножами, удобна при окашивании небольших труднодоступных участков. На случай наезда при работе на препятствие предусмотрено демпфирующее устройство, защищающее Л-502 от поломки.

Косилки Л-501-01 самые производительные, ширина захвата этой косилки – 1,9 м, срезка травы происходит при вращении двух роторов с ножами, вращающихся со скоростью 1900 мин–1. Модификация Л-501Д отличается от Л-501-01 тем, что может быть использована для скашивания откосов под углом до 45°.

Широко распространены боковые навески, но они не всегда удобны при работе в междурядьях, поскольку вынуждают совершать по нескольку дополнительных проходов и холостых переездов. Косилка Л-501-02 агрегатируется с тракторами МТЗ-80/ 82 и навешивается впереди трактора, а ее механизмы приводятся в действие от бокового ВОМ. Скошенная трава остается между колесами трактора. Этот тип косилки более маневренный по сравнению с другими косилками этой серии.

В коммунально-дорожном комплексе ВМКД-6943 «Тройка-2000», выпускаемом предприятием ООО «ПТП «Урал» (г. Миасс), в качестве базового используется автомобиль «Урал-55571-30». ПТП «Урал» вообще специализируется на выпуске спецтехники, смонтированной на различных видах шасси автомобиля «Урал». Комплекс «Тройка-2000» определенно создавался для того, чтобы решить практически все периодически возникающие в комунально-дорожной сфере задачи. У машины с колесной формулой 6х6 масса функций, необходимых как для обслуживания дорог в зимний период, так и для содержания их в осенне-летний период. В части ухода за зелеными насаждениями «Тройка-2000» оборудована гидравлическим манипулятором с максимальным вылетом 6,5 м, который комплектуется косилкой-кусторезом с захватом режущей головки 1,5 м. Косилка, двигаясь с рабочей скоростью 5 км/ч, легко удаляет стебли кустарника, выступающие ветки деревьев на высоте до 8 м, скашивает траву на обочинах и откосах дорог. Режущий инструмент кустореза легко перерезает встречающиеся на пути не только стволы деревьев толщиной до 8 см, но даже при необходимости и бетонные столбики. При установке соответствующего режущего диска возможно спиливание деревьев со стволами толщиной до 25 см.

При всем многообразии современного оборудования по уходу за насаждениями выбрать то, что наилучшим образом подходит для определенной задачи, непросто, но когда все основные виды такого оборудования собраны «под одной крышей», т. е. на складе одного предприятия, а консультацию могут дать опытные специалисты своего дела, задача упрощается. Например, ЗАО «Коминвест-АКМТ» реализует не только все последние разработки отечественных и белорусских производителей в области техники для озеленения, но и располагает косилками и кусторезами ведущих иностранных производителей.

У косильного оборудования производства России и Белоруссии кроме бесспорного достоинства – дешевизны есть большой «минус»: уровень безопасности при эксплуатации этих механизмов значительно ниже, чем у зарубежного оборудования. Рабочие органы плохо защищены, например, может отлететь камень или сломанный нож косилки и поранить находящихся рядом людей, такие случаи известны.

Компания «Коминвест-АКМТ» является дилером английской компании McConnel Ltd, выпускающей огромный модельный ряд навесных косилок, в том числе манипуляторные косилки с разным вылетом от 3 до 9 м, в том числе с телескопическим выдвижением, и шириной рабочего органа. В отличие от российских косилок, которые навешивают на трактор в основном сзади и за которыми оператору неудобно наблюдать во время работы, манипуляторы McConnel позволяют опционно располагать косилку сбоку в поле зрения оператора, причем с любой стороны, даже если оборудование закреплено сзади.

В России на озеленительных работах чаще используют тракторы МТЗ-82.1. Хорошо подходит для навески на эти тракторы косилка McConnel PA47 (вылет 4,7 м). Также на тракторе МТЗ-892 хорошо себя зарекомендовала косилка PA55 (вылет 5,5 м). Обе эти косилки имеют плавающее положение рабочего органа, ширина которого 1,2 м.

Благодаря тому, что модельный ряд очень широкий, практически под любой трактор можно подобрать косилку нужного типа (манипуляторная, роторная) с соответствующим вылетом, шириной захвата, органом управления, с различными ножами для кошения разнообразной растительности – травы, кустарников и т. д.

Также очень интересное оборудование – самоходная косилка-робот RoboFlail one, которой можно управлять с помощью пульта дистанционного управления. Она способна работать в труднодоступных местах, на крутых склонах, где обычному трактору работать сложно. Косилки-роботы новейшего поколения RoboFlail vario имеют собственный вал отбора мощности, к которому можно подключать дополнительное оборудование, например снегоуборочное, что расширяет возможности машины. Эти модели уже успешно эксплуатируются в Московской области и других регионах.

(Окончание следует)

ТЕХНИКА (обзоры) ТЕХНОЛОГИИ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Косилки
Николай Протасов Основные Средства 09'2011 14 октября 2011

Комментарии (0)