«Железные кони» России

А. Нефёдов, канд. техн. наук, ОАО "НАТИ"

Производством сельскохозяйственной техники и тракторов для АПК занимается в России более 650 предприятий отрасли и заводов ВПК. Положение этой отрасли весьма непростое: производственные мощности многих предприятий загружены всего на 5...10%. Это в свою очередь приводит к хронической убыточности, острому дефициту оборотных средств, значительной задолженности по платежам. Уровень заработной платы в отрасли на 30% ниже, чем в среднем по машиностроению.

Выпускаемые в России с.х. тракторы по многим параметрам и конструктивным особенностям узлов, агрегатов и систем и их надежности далеки от уровня продукции ведущих зарубежных фирм. Значительно ниже зарубежных аналогов качество их изготовления (сборка, сварка, окраска, другие технологические операции), основными причинами чего являются несоответствие современным требованиям технического уровня производственной базы, технологии и организации контроля на всех стадиях производства, слабая технологическая дисциплина.

Типоразмерные ряды выпускаемых в России колесных и гусеничных тракторов пока ограничены по сравнению с ведущими зарубежными фирмами. Cерьезной проблемой стало отсутствие собственного производства наиболее востребованных на селе колесных с.-х. тракторов компоновочной схемы 4К4а тяговых классов 1,4…5 (впрочем, с 2006 г. малыми сериями на Петербургском тракторном заводе выпускают К-3000АТМ мощностью 140…180 л.с. тягового класса 3). С распадом СССР за пределами России осталось производство ряда массовых типоразмеров колесных тракторов – полноприводных (4К4а) тягового класса 1,4 на Минском тракторном и Южном машиностроительном заводах, с шарнирно-сочлененной рамой компоновочной схемы 4К4б и тяговых классов 3…4 на Харьковском тракторном.

Не привели к успеху и попытки производства колесных сельхозтракторов компоновочной схемы 4К4а тягового класса 1,4 на российских заводах (тракторы омского завода «Трансмаш» и ЛТЗ-95) в условиях неплатежеспособного спроса и недостаточного финансирования. Эксплуатационные затраты отечественных тракторов также излишне большие.

Развитие тракторного машиностроения в России сдерживает и отсутствие производства современных рядных дизелей жидкостного охлаждения в диапазоне мощностей 60…250 л. с., и недостаточная инвестиционная и инновационная активность, и отсутствие альтернативных (государственных, коммерческих, лизинговых) схем закупок сельхозтехники.

Отечественные тракторы пока сохраняют конкурентоспособность на внутреннем рынке. По тягово-сцепным качествам, универсальности, агротехническим показателям (дорожному просвету, пределам регулировки колеи, статическим углам устойчивости, радиусу поворота, максимальному давлению в гидросистеме) они соответствуют техническому уровню зарубежных аналогов, а по адаптации к эксплуатации в России зачастую превосходят технику из дальнего зарубежья. Кроме того, выпускаемые в России тракторы значительно дешевле зарубежных аналогов.

Выпуск и экспорт сельхозтехники (пусть даже в основном в страны СНГ) постепенно растет: по итогам первого полугодия 2007 г. рост экспорта по сравнению с тем же периодом 2006 г. составил 171%. Парк с.-х. тракторов России за период с 1991 г. сократился более чем вдвое – по данным за 2007 г. он составил около 520 тыс. ед., обеспеченность аграриев тракторами в настоящее время составляет 48%. Недостатки российских тракторов вынуждают селян покупать более дорогие, но качественные импортные машины.

Российские предприятия способны удовлетворять потребности АПК в современных высокопроизводительных колесных и гусеничных тракторах. Отрасль тракторного машиностроения пока сохраняет достаточно высокий научно-производственный потенциал. При создании благоприятных условий она способна быстро восстановиться и решать задачи модернизации материально-технической базы сельского хозяйства страны. Сохранены производственные мощности, которые производили ранее не менее 65 тыс. тракторов в год. Директор концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин объясняет это тем, что раньше все сельхозмашиностроение ориентировалось на рынок, который оценивался примерно в миллиард человек: туда входили весь СССР, Африка, Куба, страны СЭВ, Вьетнам и т. д. Сейчас, когда из миллиарда осталось порядка 140 миллионов, соответственно и произошло падение рынка в 10 раз. Когда говорят о трагедии отечественного машиностроения, легко подсчитать: если рынок сократился в 10 раз, то и объем производства снизится ровно в 10 раз. В связи с этим одна из главных задач отрасли сельхозмашиностроения состоит в том, чтобы привести производственные мощности в соответствие с требованиями рынка и потребностями в российской технике.

Процесс смены собственника за последние пять лет привел к формированию крупных отечественных корпораций, таких как концерн «Тракторные заводы», Промышленный Союз «Новое Содружество», ОАО «Агромашхолдинг» (с 2006 г. входит в состав концерна «Тракторные заводы»), ОАО «Евротехника», многопрофильный холдинг ОАО «Кировский завод» и ряд других, где работает квалифицированный персонал и принимаются меры для выхода из кризиса и развития производства. Участники этих холдингов и концернов вкладывают значительные средства в разработку новых видов техники, что позволяет поднять технический уровень выпускаемых колесных и гусеничных тракторов. Однако средств у промышленных предприятий на обновление парка оборудования и организацию выпуска новых моделей техники недостаточно. Здесь необходима государственная поддержка и производителей, и потребителей техники. Как меру государственной поддержки тракторных заводов России можно предложить открыть льготное кредитование для технического перевооружения и постановки в производство приоритетных моделей тракторной техники, определяющих конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Сейчас для поддержки сельских товаропроизводителей немалая часть с.-х. тракторов приобретается через ОАО «Росагролизинг», заключающее договоры лизинга и купли-продажи техники с рассрочкой платежа по программе федерального лизинга, в рамках которой закуплено и распределено в регионы около 21 000 ед. сельхозтехники, в том числе 6250 тракторов. Однако платежи по лизингу за дорогую импортную технику бывают непомерно большими для крестьян, из-за чего существенно дорожает сельхозпродукция (по расчетам одного из наших читателей, на 250%!), а в случае неурожая крестьянин и вовсе может поте-рять лизинговую технику либо влезть в еще большие долги. Как видим, федеральная программа лизинга вовсе не панацея для сельского хозяйства.

Чтобы техника стала доступна отечественному аграрию, ее надо производить на российских заводах, многим из которых требуется комплекс мер по их финансовому оздоровлению, в том числе объективная оптимизация бизнес-процессов. Так, крупнейший игрок отрасли концерн «Тракторные заводы» (КТЗ) одним из первых реализовал на базе предприятий, входящих в его сельхозмашиностроительный дивизион, стратегию синергетического развития. Прежде всего речь идет о создании новых форм существования производственных площадок. Одна из таких форм – объединение. По подсчетам специалистов, освоение производства новых видов техники позволит увеличить загрузку мощностей только одного завода на 20…25% и обеспечит ритмичную работу предприятия в течение года.

При этом нельзя забывать о морально устаревших и до 80% изношенных производственных мощностях, непригодных для создания конкурентоспособной продукции. Необходимо вкладывать немалые средства в модернизацию оборудования и техническое перевооружение производств, в создание новых образцов и поддержку выпускаемых в настоящее время моделей, в НИОКР и др. Только на развитие предприятий сельхозмашиностроительного дивизиона до 2012 г. концерн планирует освоить примерно 10 млрд. руб. инвестиций.

За счет вывода из структуры предприятий экономически убыточных, изношенных и экологически вредных производств увеличивается общая рентабельность действующих мощностей. По итогам 2007 г. можно смело говорить о повышении эффективности производства на предприятиях, об увеличении среднемесячной выработки на одного рабочего, о полном погашении налоговой задолженности предприятий перед бюджетами всех уровней.

Итоги новой стратегии не заставят себя ждать: в этом году объемы производства должны увеличиться на 40%. Техника, выпускаемая на предприятиях концерна, работает в сорока странах мира. Важнейшим направлением в этот период является агропромышленный сектор, т. е. создание линейки конкурентоспособной и на внутреннем, и на внешнем рынке инновационной техники, в том числе для агропромышленных комплексов. Запланировано создать и освоить полную линейку колесных тракторов тяговых классов от 0,2 до 6 и мощностью 12…350 л.с. В числе перспективных проектов концерна – создание собственной компонентной базы: нового отечественного двигателя и собственного ряда трансмиссий. Одно из последних инновационных достижений ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» – универсальный колесный трактор Т-85, награжденный серебряной медалью на выставке «Золотая осень-2007», который может конкурировать с западными образцами техники в классе 1,4.

В отрасли, чтобы закрыть «белые пятна» в номенклатуре отечественной тракторной техники, уже сейчас разрабатывают перспективные конкурентоспособные тракторы новых типоразмеров. Так, на выставке «Золотая осень-2007» тракторные заводы России представи-ли ряд образцов новых перспективных сельскохозяйственных тракторов, в том числе выпу-щенных первыми промышленными сериями:

• гусеничный трактор ЧЕТРА 6СТ-315 тягового класса 5…6 с двигателем Cummins мощностью 315 л.с., с индивидуальной торсионной подвеской обрезиненных опорных катков, разрабатываемый на ЧЗПТ в Чебоксарах в кооперации заводов и конструкторских служб концерна «Тракторные заводы» и «Агромашхолдинга»;

• колесный трактор компоновочной схемы 4К4а Terrion АТМ 5280 тягового класса 4…5 мощностью 270 л.с. с применением импортных комплектующих в ЗАО «ПО «Кировский завод»;

• семейство колесных тракторов компоновочной схемы 4К4а ЛТЗ-120Б и ЛТЗ-140 тягового класса 2 мощностью 115 и 140 л.с. соответственно с коробкой передач с переключени-ем передач под нагрузкой в ОАО «Липецкий трактор» (в составе «Агромашхолдинга»);

• семейство колесных тракторов 4К4а Т-50 и Т-85 (с синхронизированной КП) тяго-вых классов 0,9 и 1,4 и мощностью соответственно 45 и 80 л.с. в ОАО «ВМТЗ» (в составе «Агромашхолдинга»).

Кроме этих моделей тракторов на выставке были представлены новые машины других отечественных разработчиков, в том числе колесный трактор ОАО «КАМАЗ» Т-215 (4К4а) тягового класса 3 мощностью 217 л.с. с электронным впрыском топлива, а также другие современные колесные и гусеничные модели.
Предусматривается внедрить на предприятиях сельхозмашиностроения международную систему качества ИСО 9000.

В условиях нарастающего дефицита добычи нефти и постоянно растущих цен на жидкое углеводородное топливо одной из актуальных проблем аграрного сектора России является переход на альтернативные виды топлива – газ (природный метан), различные виды биотоплива и синтетического топлива. Сегодня расходы на топливо достигают 30% в себестоимости с.-х. продукции, и перевод тракторов на более дешевое альтернативное топливо позволит повысить эффективность работы сельскохозяйственного производителя.

При реализации этих мер должно увеличиться производство прогрессивных тракторов, при этом техническое и технологическое перевооружение предприятий позволит обеспечить рост производительности тракторов до 30…50%, увеличить загрузку производственных мощностей заводов на 30…35%, сократить в 1,5…3,1 раза расход топлива на 1 га обработанной почвы при применении новых технологий и машин, снизить на 23…40% общие затраты топлива на весь комплекс механизированных работ. Как следствие должны качественно измениться параметры машинного парка сельхозтехники, в основном за счет отечественных машин, что станет сравнимо по уровню с показателями по Канаде, Финляндии и другим странам с типичными для России агроландшафтными условиями.

Редакция благодарит ОАО «Агромашхолдинг» за помощь в подготовке статьи