Производство и рынок сельскохозяйственных тракторов в России в 2017 г.
Низкий покупательский платежеспособный спрос, особенно по затратным позициям, а также высокая зависимость отрасли от государственной поддержки в полной мере наблюдаются и сегодня. А это является фактором, заставляющим с осторожностью относиться к чрезмерно оптимистическим выводам о ее перспективах, хотя в 2017 г. на российском рынке сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов) и произошел некоторый перелом в господствовавшей до этого тенденции сокращения его емкости. И тем не менее даже на фоне общего положительного результата в этом крупнейшем сегменте сохранился тренд снижения объемов продаж тракторов по ряду позиций.
В целом развитию тракторостроения России препятствуют общее ухудшение экономической ситуации в стране, нестабильность на рынке, выросшие ставки по кредитам, колебания курса рубля, введение новых санкций, а также различные политические вызовы.
Ниже представлены реальные сравнительные с предыдущим 2016 г. данные по производству и продаже тракторной техники потребителям, ее экспорту, импорту колесных и гусеничных тракторов, а также тракторостроению стран СНГ в целом.
Так, за 2017 г. в России произведено 8105 ед. тракторов, что на 3,2% больше по сравнению с соответствующим периодом 2016 г. (см. график), в том числе изготовлено тракторов 7063 ед. (+5,5%) сельскохозяйственного назначения и 1042 ед. (–10,2%) промышленных тракторов.
В общем количестве тракторов, произведенных за 2017 г., доля отечественных моделей составила 42%, иномарок российской сборки – 58%, из которых: сборка тракторов из тракторокомплектов МТЗ составила 31,4%, из тракторокомплектов ХТЗ – 5,2%, из тракторокомплектов иностранных тракторов (Versatile, New Holland, Deutz Fahr, John Deere, Claas) – 21,4%.
В табл. 1 показано изменение производства тракторной техники на основных предприятиях России, в том числе на отечественных тракторных заводах, заводах по сборке тракторов МТЗ и ХТЗ, заводах по сборке тракторов иностранных моделей.
Предприятие-изготовитель | Изменение выпуска тракторов в 2017/ 2016 гг., % |
---|---|
Тракторы 8105 (2017 г.); 7855 (2016 г.) | 103,2 |
Сельскохозяйственные 7063 (2017 г.) 6694 (2016 г.) | 105,5 |
Промышленные 1042 (2017 г.) 1161 (2016 г.) | 89,8 |
в том числе | |
ООО «ВМТЗ», г. Владимир | 300 |
ЗАО «ПетТЗ», г. Санкт-Петербург | 85,5 |
ЗАО «Агротехмаш», г. Тамбов | 58,8 |
OOO «Спецстроймаш», г. Тихвин | 83,3 |
ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец», г. С.-Петербург | 92,9 |
ОАО «Ярославский завод «Стройтехника» | 125 |
Сборка тракторов «Беларус» | |
Торговый Дом «МТЗ-ЕлАЗ» | 18,5 |
ОАО «САРЭКС» | 86,4 |
ОАО «Бузулукский механический завод» | 43,6 |
ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» | 84,8 |
Сборка тракторов ХТЗ | |
Торговый Дом «ХТЗ», г. Белгород | 339,8 |
Сборка тракторов зарубежных компаний | |
ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ-Индустрия» | 114,5 |
ООО «Claas» | 46,4 |
ООО «Ростсельмаш» | 875,7 |
ООО «John Deere» | 139,8 |
ОАО «ГОЛАЗ» | 520 |
НПО «Мехинструмент» | 117,6 |
Чишминский филиал Башсельхозтехника» | Выпуск с 2017 г. |
Видно, что многие производители тракторов, в частности ЗАО «ПетТЗ», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «САРЭКС», ОАО «Бузулукский механический завод», ООО «Claas» и др., в 2017 г. по сравнению с данными предыдущего года существенно снизили объемы производства своих тракторов.
В целом снизили выпуск тракторов отечественные тракторные заводы, кроме ООО «ВМТЗ», а также заводы, выпускающие тракторы «Беларус» из тракторокомплектов МТЗ (табл. 2).
2017 г. | 2016 г. | 2017 г./ 2016 г., % | |
---|---|---|---|
Тракторы, в том числе: | 8105 | 7855 | 103,2 |
сельскохозяйственные, всего | 7063 | 6694 | 105,5 |
в том числе: отечественные модели |
2365 | 2591 | 91,3 |
иномарки российской сборки | 4698 | 4103 | 114,5 |
из них: сборка из тракторокомплектов МТЗ |
2546 | 2985 | 85,3 |
промышленные | 1042 | 1161 | 89,8 |
Объем производства тракторов в России в 2017 г. (8105 ед.), так же как и в предыдущие годы, оказался намного меньше объема производства тракторов в Республике Беларусь (381 943 ед.), которое существенно превысило соответствующие показатели как по Украине, так и по Казахстану и Азербайджану (табл. 3).
Выпуск тракторов | 2017 г., ед. | 2016 г. ед. | 2017/ 2016 гг., % |
---|---|---|---|
Россия | 8105 | 7855 | 103,2 |
Республика Беларусь | 38 194 | 34 405 | 111 |
Украина | 1961 | 1228 | 159,7 |
Республика Казахстан | 402 | 1165 | 34,5 |
Азербайджан | 1474 | 1248 | 118,1 |
Если оценивать такой общий показатель выпуска тракторов, как их среднемесячное производство, то этот показатель в 2017 г. оказался несколько выше, чем в 2016 г. (табл. 4).
Показатели | Значение |
---|---|
2017 г. , среднемесячное производство | 675 |
2016 г. , среднемесячное производство | 655 |
2017/ 2016 гг. по среднемесячному производству, % | 103,1 |
Объем производства за наилучший год за последние 5 лет | 17 744 (2012 г.) |
Объем производства за 2017 г. (по результатам работы предприятий) | 8105 |
Изменение 2017/ 2016 гг., % | +3,2 |
Как свидетельствуют данные по оптовым продажам тракторов или по их отгрузке потребителям, выпускаемая тракторная техника на складах готовой продукции в 2016–2017 гг. фактически не задерживалась (табл. 5).
2017 г. | 2016 г. | 2017/ 2016 г., % | Объем отгрузки в 2017 г./ объем производства в 2017 г. | |
---|---|---|---|---|
Тракторы | 7704 | 7808 | 98,7 | 95,1 |
Причем за 2017 г. отгрузка тракторов снизилась на 1,3% по сравнению с 2016 г. Всего за год было отгружено 7704 трактора (при выпуске 8105 шт.), что является приемлемым показателем за этот период при их оптовой продаже.
Наилучшие показатели по оснащению рынка России в 2017 г. продемонстрировали такие виды продукции тракторостроения, как иномарки российской сборки, тракторы, импортированные из Республик Беларусь и Казахстан, а также иномарки, импортированные из зарубежных стран, новые и подержанные, тогда как показатели по отечественным тракторам и тракторам МТЗ российской сборки оказались ниже, чем по аналогичным тракторам в 2016 г. (табл. 6).
Типы тракторов | Рынок России, ед./ % | |
---|---|---|
2016 г.(суммарно 21 214 –100%) | 2017 г. (суммарно 26 423 – 100%) (+24,6%) | |
Отечественные тракторы | 2854 (из них 472 мини)/ 13,5 | 2410 (из них 367 мини)/ 9,1 |
Иномарки российской сборки | 949/ 4,5 | 1979/ 7,5 |
Тракторы МТЗ российской сборки | 2997/ 14,1 | 2306/ 8,7 |
Тракторы, импортированные из Беларуси и Казахстана | 8568/ 40,4 | 9832/ 37,2 |
Иномарки, импортированные новые | 4186/ 19,7 | 7543/ 28,5 |
Иномарки, импортированные б/у | 1660/ 7,8 | 2353/ 8,9 |
Вместе с тем видно, что рынок тракторов России в 2017 г. по отношению к соответствующему периоду 2016 г. вырос на 24,6%, при этом общий объем продаж тракторов за 2017 г. составил 26 423 ед., из которых только 2410 ед. были тракторами российских марок, причем их продажи снизились на 15,6%, а их доля на рынке уменьшилась с 13,5 до 9,1%.
В 2017 г. продолжались поставки в Россию в основном отсутствующих или производимых в малых объемах необходимых сельскому хозяйству тракторов по импорту, при этом в максимальных объемах осуществлялись поставки малогабаритных тракторов тяговых классов 0,6–0,9 из Японии и Китая и в существенно меньших количествах тракторов средних и высоких тяговых классов из Франции, США и Германии (табл. 7).
Страна-поставщик | Доля поставок, % |
---|---|
Япония | 24,46 |
Китай | 36,98 |
Украина | 17,15 |
Франция | 6,37 |
США | 5,57 |
Германия | 2,43 |
Индия | 1,83 |
Италия | 1,43 |
Прочие | 3,78 |
Таким образом, тракторный рынок России сформирован почти на четверть своего объема лишь из отечественных тракторов (доля на рынке 25,3%) и в большей степени из импорта из Республик Беларусь и Казахстан (доля рынка 37,2%), а также импорта из других стран без Республик Беларусь и Казахстан (новые и подержанные) (доля рынка 37,5%) (табл. 8).
Страна происхождения | 2016 г., ед. | Доля рынка, % | 2017г., ед. | Доля рынка, % | 2017/ 2016 гг., изм., % |
---|---|---|---|---|---|
Россия | 6800 | 32,0 | 6695 | 25,3 | –1,5 |
Импорт из Республик Беларусь (без сборочных комплектов) и Казахстан | 8568 | 40,4 | 9832 | 37,2 | 14,8 |
Импорт без Республик Беларусь и Казахстан (новые и подержанные), всего | 5846 | 27,6 | 9896 | 37,5 | 69,3 |
Итого | 21 214 | 100 | 26423 | 100 | 24,6 |
Что касается импорта тракторной техники в Россию из других стран (дальнего зарубежья), то он количественно превосходил (в 1,69 раза) аналогичный общий показатель 2016 г., имел достаточно широкую географию и касался главным образом колесных тракторов, как новых (преимущественно) (табл. 9), так и подержанных (с небольшим сроком эксплуатации) моделей.
Cтрана | Всего | В том числе новые | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
2017 | 2016 | Изм. % | 2017 | 2016 | Изм. % | |
Китай | 3606 | 2091 | 72,5 | 3570 | 2080 | 71,6 |
Япония | 2385 | 1664 | 43,3 | 118 | 54 | 118,5 |
Украина | 1672 | 506 | 230,4 | 1672 | 506 | 230,4 |
Франция | 621 | 238 | 160,9 | 617 | 236 | 161,4 |
США | 543 | 291 | 86,6 | 533 | 276 | 93,1 |
Германия | 237 | 390 | –39,2 | 227 | 383 | –40,7 |
Индия | 178 | 96 | 85,4 | 177 | 96 | 84,4 |
Италия | 139 | 113 | 23 | 130 | 107 | 21,5 |
Чехия | 99 | 3 | 3200 | 99 | 3 | 3200 |
Великобритания | 85 | 51 | 66,7 | 81 | 48 | 68,8 |
Республика Корея | 59 | 41 | 43,9 | 59 | 41 | 43,9 |
Финляндия | 46 | 25 | 92 | 46 | 23 | 100 |
Турция | 30 | 1 | 2900 | 30 | 0 | – |
Канада | 25 | 2 | 1150 | 25 | 2 | 1150 |
Литва | 11 | 23 | –52,2 | 10 | 23 | –56,5 |
Австрия | 4 | 1 | 300,0 | 0 | 1 | –100 |
Вьетнам | 3 | 12 | –75 | 3 | 10 | –70 |
Польша | 3 | 1 | 200 | 0 | 0 | – |
Швейцария | 2 | 0 | – | 0 | 0 | – |
Венгрия | 0 | 275 | –100 | 0 | 215 | –100 |
Прочие | 0 | 5 | –100 | 0 | 3 | –100 |
Всего | 9750 | 5769 | 69 | 7397 | 4107 | 80,1 |
Так, ХТЗ (Украина) в 2017 г. поставлял в Россию в основном новые тракторы тягового класса 3–4 типа Т-150К, тогда как основные ведущие зарубежные фирмы John Deeere, Case, New Hollland, Massey Ferguson, Fendt, Claas, Deutz-Fahr, Valtra импортировали новые тракторы средней и высокой мощности (от 75 до 130 кВт и более) для крупных высокобюджетных сельскохозяйственных предприятий, а фирмы Японии и Китая – главным образом подержанные небольшие колесные тракторы мощностью до 18 кВт для мелких хозяйств (табл. 10).
Компания-производитель | Всего | Новые с мощностью двигателя (кВт) | Б/у | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
до 18 | 18–37 | 37–75 | 75–130 | Более 130 | |||
Тракторы колесные, всего | 9750 | 3544 | 123 | 322 | 293 | 3115 | 2353 |
В том числе | |||||||
ХТЗ | 1556 | – | – | – | – | 1556 | – |
Yanmar | 561 | 43 | 19 | 3 | – | – | 496 |
Iseki | 529 | 6 | 1 | – | – | – | 522 |
Kubota | 496 | 15 | 1 | 26 | 2 | – | 452 |
John Deere | 411 | – | 5 | 7 | 12 | 365 | 22 |
Claas | 399 | – | – | – | 49 | 349 | 1 |
Same Deutz-Fahr | 327 | – | – | 209 | 37 | 81 | – |
Mitsubishi | 326 | 1 | – | – | – | – | 325 |
Case–New | |||||||
Holland | 302 | – | – | 3 | 79 | 203 | 17 |
Xingtai | 236 | 236 | – | – | – | – | – |
MasseyFerguson | 225 | – | – | – | 1 | 224 | – |
Hinomoto | 151 | – | – | – | – | – | 151 |
Shhibaura | 143 | 1 | – | – | – | – | 142 |
Fendt | 132 | – | 2 | 2 | – | 127 | 1 |
Слобожанская промышленная компания (ХТА-220) | 116 | – | – | – | – | 116 | – |
Zetor | 99 | – | 2 | – | 97 | – | – |
Shifeng | 83 | 82 | 1 | – | – | – | – |
Dongfeng | 71 | 62 | 4 | 2 | - | - | 3 |
Valtra | 48 | – | – | – | 3 | 43 | 2 |
Goldoni | 38 | 14 | 1 | 23 | – | – | – |
YTO | 34 | 3 | 1 | 9 | 3 | 15 | 3 |
Buhler Versatile | 24 | – | – | – | – | 24 | – |
Наряду с колесными тракторами в Россию многими фирмами из-за рубежа поставлялась также и большая номенклатура гусеничных тракторов, которые и до настоящего времени остаются востребованными у большой части сельхозпроизводителей, преимущественно для выполнения работ общего назначения повышенной энергоемкости, причем данные 2017 г. как в количественном, так и в стоимостном выражении существенно превышают аналогичные показатели 2016 г., особенно по таким фирмам-изготовителям, как John Deere, ХТЗ, Challenger, Cаse IH (выпускающих, как правило, энергонасыщенные тракторы) (табл. 11).
Фирма-производитель | 2017 г. | 2016 г. | ||
---|---|---|---|---|
ед. | $ | ед. | $ | |
John Deere | 50 | 12 518 988 | 40 | 7 342 857 |
ХТЗ | 44 | 1 335 610 | 3 | 95 452 |
Challenger | 20 | 4 293 666 | 6 | 969 246 |
Case IH | 13 | 3 001 689 | 5 | 957 688 |
Pazzaglia | 4 | 94031 | 1 | 40 443 |
Kubota | 2 | 1672 | 2 | 3295 |
Mitsubishi | 2 | 7070 | 1 | 3700 |
Buhler Versatile | 2 | 731 465 | 0 | 0 |
YTO | 1 | 29 350 | 2 | 66 936 |
Iseki | 1 | 1156 | 1 | 1200 |
Hanix | 1 | 2671 | 0 | 0 |
Morooka | 0 | 0 | 4 | 11 205 |
Dong Fang Hong | 0 | 0 | 2 | 42 631 |
Yanmar | 0 | 0 | 2 | 4891 |
Caterpillar | 0 | 0 | 1 | 30 553 |
Прочие | 6 | 228 965 | 4 | 33 554 |
Всего | 209 | 28 664 697 | 122 | 13 254 098 |
В 2017 г. в структуре рынка тракторов произошло некоторое уменьшение доли импорта новых тракторов из Республик Беларусь и Казахстан, которая снизилась с 40,4 до 37,2%, тогда как доля импорта новых тракторов иностранных марок увеличилась с 19,7 до 28, 5%, их продажи выросли на 80,2% до 7543 ед., при этом импорт подержанных тракторов тоже вырос на 41,7% до 2353 ед., а их доля выросла с 7,8 до 8,9%.
В результате продажи новых импортных тракторов, включая импорт из Республик Беларусь и Казахстан, выросли на 36,2%, с 12 754 до 17 375 ед., а продажи иномарок российской сборки (кроме МТЗ) выросли на 108,5% до 1979 ед., при этом продажи тракторов МТЗ российской сборки снизились на 23,1% до 2306 ед.
Как показывают выше приведенные данные, безусловным лидером среди импортных поставщиков тракторов в Россию, как изготовленных на МТЗ, так и собранных на территории России по лицензии МТЗ, по-прежнему является Республика Беларусь, в связи с чем надо признать, что отрасль тракторостроения России оказывается и в настоящее время сильно зависящей от зарубежных поставщиков, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья, и таким образом остается, по существу, крайне импортозависимой, импорт тракторов в которую составляет более 70% рынка всей тракторной техники.
При сложившемся высоком спросе со стороны аграриев России на новую отечественную тракторную технику довольно низкие показатели экспорта этой техники, указанные ниже, не должны удивлять.
Так, за 2017 г. достаточно скромные поставки на экспорт (в дальнее и ближнее зарубежье) осуществлялись в основном в страны ближнего зарубежья, в частности, такими заводами, как:
- ЗАО «Петербургский тракторный завод» – 12,3% к общему объему отгрузки тракторов этим предприятием (в том числе в Республику Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Молдову, Литву, Польшу, Чехию, Венгрию, Канаду);
- ОАО «Бузулукский механический завод» – 41,5% (в Казахстан, Кыргызстан, Монголию);
- ООО «Трактор» – 18,6% (в Казахстан, Кыргызстан, Армению, Латвию);
- ООО «ЧТЗ УРАЛТРАК» – 7,2% (на Украину, в Республику Беларусь, Казахстан, Армению, Монголию, Вьетнам, Перу);
- ООО «ТД ХТЗ «Белгород» – 3,8% (в Казахстан).
Представляется, что в дальнейшем производство тракторов в России должно быть организовано таким образом, чтобы прежде всего в достаточной степени удовлетворить внутренний спрос и потребности отечественного рынка, создавая импортозамещаемую конкурентоспособную с высоким техническим уровнем тракторную технику, а затем наращивать объемы поставок модернизированных тракторов на внешние рынки.