Автомобильный завод XCMG
Открытие автомобильного производства преследовало цель в первую очередь обеспечить свои заводы бетонной и коммерческой техники собственными шасси, чтобы полностью контролировать производство этих видов техники и минимизировать риски, связанные с поставками, параметрами и качеством шасси. Полный контроль над шасси и надстройкой дает возможность создавать их оптимальные сочетания – функциональные, надежные и более удобные в обслуживании и ремонте, так как обеспечивается принцип одного окна. Таким образом компания-производитель не разделяет ни с кем ответственность, как и доходы от поставок полнокомплектной техники.
Запустив производство мощностью 60 тысяч автомобилей в год и выйдя на рынок с гаммой крупносерийных моделей – седельными тягачами, дорожными самосвалами и автобетоносмесителями (далее – АБС), компания заявила о себе на рынке коммерческого транспорта и специальной автотехники как о серьезном игроке.
Этот же завод выпускает линейку 3-осных внедорожных самосвалов с жесткой рамой грузоподъемностью до 110 т. Внедорожные самосвалы, включая электрические, собирают также конвейерным способом, но в других цехах.
На внедорожных самосвалах также отрабатывают третье направление разработок – беспилотные технологии. Карьеры гораздо удобнее и безопаснее для обкатки беспилотной техники – там нет пешеходов, электроскутеров и дорожной полиции.
Сборка дорожных автомобилей
Под сборку дорожной техники выделили заводской корпус площадью 32 тыс. м2. Здесь собирают 2-, 3- и 4-осные дизельные и электрические седельные тягачи и шасси. Шасси затем поступают в кузовной цех на этой же территории, где монтируют самосвальные платформы и автобетоносмесители.
Порядка 3000 шасси, из которых почти 100% электрические, отправляют на расположенный недалеко завод бетонной техники XCMG под монтаж автобетоносмесителей. Некоторое количество шасси отправляют на завод коммунальной техники XCMG, также находящийся в Сюйчжоу.
Автомобильный завод XCMG – одно из самых современных, если не самое современное автомобильное производство в Китае. Завод разительно отличается от автозаводов всего 15-летней давности высокой степенью автоматизации, роботизации и культуры производства в целом. В цехе очень мало рабочих, все операции, какие можно роботизировать, роботизированы. Так, напольные роботы со светодиодной подсветкой и музыкальным сопровождением подвозят тяжелые агрегаты к месту монтажа, автоматизированная система по подвесному конвейеру подает кабину, три робота на основе манипуляторов вносят в кабину и устанавливают на посадочные места водительское сиденье, пассажирское сиденье и переднюю панель – громоздкие компоненты, для установки которых вручную понадобились бы 4 человека. И это при неизменной точности операций – робот не устает, не ошибается и скрупулезно соблюдает технику безопасности: при появлении человека в зоне действия напольного робота или манипулятора он мгновенно останавливается.
Цех представляет собой двухэтажную структуру. На первом этаже сборочный конвейер и посты подсборки крупных узлов и агрегатов, второй этаж – это часть внутризаводской логистики. Сборочный конвейер вытянут вдоль среднего пролета в две линии – вперед и назад – и включает 100 постов: на 52 постах собирают кабину и мосты, 48 постов отведены на подсборку остальных агрегатов и сборку самого автомобиля, которая начинается с постановки на конвейерную тележку перевернутой рамы. При продвижении от поста к посту на раму монтируют все, что находится под ней. Мосты, оси, ресиверы, топливные баки, пневматические и электрические коммуникации подают с постов подсборки, размещенных вдоль конвейера.
В конце линии раму переворачивают, ставят на тележку на второй линии и отправляют в обратный путь, монтируя все, что находится над рамой, начиная с предварительно собранного силового агрегата и кабины. На заводе реализован полный цикл производства кабин – штамповка, сварка, окраска, сборка. Готовая кабина подается к сборочному посту через второй этаж. В конце конвейера автомобиль заправляют необходимыми жидкостями и отправляют в соседний цех для контроля сборки, регулировки и мойки.
На автомобильном, как и на остальных заводах XCMG, независимая служба технического контроля проверяет качество сборки узлов, агрегатов и целиком автомобиля. Система контроля компьютеризирована, чтобы руководство могло практически в режиме реального времени контролировать такт сборки, видеть недостатки, узкие места и быстро принимать меры к их устранению.
Сборка в буквальном смысле крупносерийная, то есть автомобили запускают на конвейер партиями, при этом минимальная – 200 автомобилей. При большом объеме производства и пока еще коротком модельным ряде партии набираются быстро, и их ожидание не успевает отразиться на ритмичности производства, а единообразная сборка крупной партии проходит быстрее, экономичнее и качественнее, причем партию собирают при наличии 100% комплектующих. В отличие от многих автомобильных производств, в том числе европейских, здесь не случается так, чтобы запустили сборку партии автомобилей, а какого-то компонента недоставало, и все недособранные автомобили мучительно ждут во дворе его прибытия.
Зеленые горы лучше золотых
Некогда Председатель Си, говоря о важности альтернативных источников энергии для экологического благополучия и качества жизни населения Китая, использовал образное выражение, что зеленые горы лучше золотых. Стремление к сокращению промышленных и автомобильных выбросов в атмосферу продиктовано особенностями рельефа и климата Китая, склонного к образованию смога, а также желанием снизить зависимость от внешних поставок угля и углеводородов.
Спустя всего два года после запуска, в 2017 г., автозавод начал разработку техники на альтернативных видах топлива, в том числе на водороде, а в 2023 г. получил одобрение на запуск в производство. Сегодня электрическая техника для XCMG – это не экспериментальная или мелкосерийная сборка, это отработанное крупносерийное производство. Автозавод серийно выпускает электрические дорожные тягачи и шасси с различными колесными формулами, а также внедорожные самосвалы, причем, как было отмечено выше, почти 100% автобетоносмесителей XCMC монтируют на электрические шасси.
Казалось бы такой вид техники, как карьерные самосвалы, сложно перевести на аккумуляторную электрическую тягу, однако китайские автомобилестроители и здесь достигли успеха. Самосвал XGE105 грузоподъемностью 105 т оснащен системой рекуперации энергии, которая подзаряжает аккумуляторы при движении под гору. При работе на пересеченном рельефе, где спуски чередуются с подъемами, полностью заряжать аккумуляторы потребуется даже не каждый день, а по утверждению представителей завода, на полную зарядку аккумуляторов уходит всего 3 часа.
Компания «СюйГун Ру», как официальный дистрибьютор бренда XCMG в России, поставляет адаптированную и сертифицированную автотехнику: магистральные тягачи и самосвалы. Компания и ее дилерская и сервисная сети обеспечивают сервис техники и поставки запчастей по всей территории РФ.