Что день грядущий...
Некоторые экономические аспекты рынка техники для перевозок негабаритных тяжеловесных грузов
Рынок техники для негабаритных грузоперевозок, будь то автомобильные полуприцепы-тяжеловозы или модульные транспортные средства, обладает некоторым своеобразием, так как в значительной степени связан с крупными инфраструктурными проектами с государственным финансированием. Обсудить эти особенности, перемены на рынке и некоторые планы на будущее мы пригласили Евгения Дёмина, генерального директора ООО ИнСпецТехника», представителя Goldhofer AG (г. Санкт-Петербург), Альбина Радке, генерального директора представительства Scheuerle, Kamag и Nicolas (г. Москва), Озджана Чалышкана, cоветника президента компании Kässbohrer по России, Валерия Филатова, генерального директора АО «Уралавтоприцеп» (г. Челябинск), Сергея Боченкова, генерального директора «Тверьстроймаш» (г.Тверь), с которыми вы, возможно, уже встречались на страницах нашего журнала.
Будут ли в этом году реализовываться крупные инфраструктурные проекты и как они будут финансироваться? Примет ли участие в этих проектах ваша техника?
Е. Дёмин: Несмотря на снижение экономической активности и отсутствие зарубежного финансирования, наше государство в любом случае ведет крупные инфраструктурные проекты, потому как эти проекты представляют собой двигатель всего: дают много рабочих мест, дают денежный поток в людские массы. Поэтому такие проекты есть, и такие проекты наше государство будет вести, несмотря на любые экономические сложности. А поскольку мы являемся довольно весомым игроком на российском рынке негабаритного и тяжеловесного оборудования, то, естественно, российские подрядчики, вовлеченные в эти проекты, используют наше проверенное временем, легендарное по качеству и надежности оборудование. Государство ведет инфраструктурные проекты, и мы в этих проектах участвуем, участвуют наши заказчики, участвует наша техника и оборудование, начиная от легких полуприцепов и заканчивая самыми тяжелыми и сложными модульными самоходными системами с электронным управлением осей. Несмотря на санкции, несмотря на сжатие экономики, мы не снижаем объемов поставок и надеемся, что и в этом году у нас будут серьезные проекты. Кроме того, в 2016 г., так же как и в 2015-м, достаточно большой поток оборудования уйдет в страны СНГ.
А. Радке: Самый крупный инфраструктурный проект сегодня – это «Ямал СПГ». Как он финансируется, сложно сказать. В основном, я полагаю, за счет иностранных нефтегазовых компаний, таких как Total. Там участвует очень много нашей техники, и в пике работ будут участвовать SPMT в количестве 1200 осевых линий.
О. Чалышкан: Мы очень надеемся и рассчитываем, что проекты будут. Особенно проекты, связанные с Керченским мостовым переходом, или питерские проекты, или дорога Москва–Санкт-Петербург, или мост Васильевский остров–Окружная, или проекты, связанные с чемпионатом мира. Наверное, эти проекты должны продвигаться. Может быть, с какими-то задержками, учитывая текущую ситуацию, но все же они должны быть реализованы. Задержки с финансированием уже есть, и, наверное, еще будут, но, с другой стороны, намерения государства в отношении этих проектов не менялись. И наша техника тоже участвует в этих проектах, ее с успехом используют наши клиенты – субподрядчики этих строек.
В. Филатов: Мы надеемся, что наше государство продолжит реализацию крупных, важных для страны проектов. Да, финансирование, как всегда, будет идти с большим опозданием, но фактически это последний источник для строительной отрасли и соответственно связанным с ним машиностроением. Хотелось бы надеяться, что этот «кран» не перекроют.
В настоящее время бóльшая часть нашей производственной программы формируется за счет заказов силовых ведомств. И мы всецело поддерживаем курс руководства по модернизации вооруженных сил. Что касается инфраструктурных проектов, то продукция нашего завода исторически и традиционно задействована на передовой: при строительстве ГРЭС, при подготовке к Олимпиаде 2014 г. и многих других. Соответственно если все заявленные и реализуемые проекты по строительству Керченской переправы, комплексному освоению месторождений Северного Каспия, строительству нового энергоблока Новорчекасской ГРЭС и других не будут заморожены, то мы продолжим поставлять технику на вышеперечисленные и другие объекты.
С. Боченков: Крупные инфраструктурные проекты будут, и финансироваться они будут государством. Роль государства в экономике России значительна, и, финансируя крупные проекты по строительству автомобильных дорог, мостов, коммуникаций и других различного рода промышленных объектов, государство создает большое количество рабочих мест и дает стимул к развитию различных отраслей промышленности, в том числе машиностроения. В реализации этих проектов, конечно, примут участие наши уважаемые клиенты, которые используют прицепы и полуприцепы «Тверьстроймаш», ведь мы сегодня являемся одними из лидеров российского рынка автомобильных полуприцепов, прежде всего для перевозки больших и тяжелых грузов, и продаем мы тяжеловозов больше, чем любая из иностранных компаний продает в России. В производственной программе «Тверьстроймаш» есть и самосвальные полуприцепы, и бортовая техника, и полуприцепы повышенной проходимости. Так что если в широком смысле говорить о строительстве, а инфраструктурные проекты так или иначе связаны со строительством, то мы предлагаем клиентам всю гамму прицепной техники.
Кто сегодня ваши клиенты, как изменились их возможности, предпочтения и требования? Изменились ли условия ваших сделок по срокам поставки, по условиям платежа?
Е. Дёмин: Сегодня нашими клиентами являются компании, работающие практически во всех отраслях промышленности, там, где необходимо обеспечивать перемещение, позиционирование, надвижку сверхтяжелых, крупногабаритных объектов. Возможностей по приобретению новой техники в связи со всеми известными обстоятельствами стало значительно меньше, и предпочтение сегодня, естественно, отдается наиболее универсальным транспортным единицам как в полуприцепах, так и в модульных конфигурациях. В настоящий момент требование у клиентов только одно: максимально снизить собственный вес, но я хотел бы подчеркнуть, что собственный вес представляет собой компромисс между грузоподъемностью и сроком службы. Мы не хотим, чтобы наша техника отрабатывала 3–5 лет и после этого уходила на капитальный ремонт или выходила бы из строя вообще. Срок службы нашей техники – до 30 лет, и эта легендарная надежность нашей марки, нашего оборудования как раз базируется на усиленных основных несущих металлоконструкциях. Поэтому еще раз подчеркну, что снижение собственного веса должно представлять собой компромисс между грузоподъемностью и сроком эксплуатации.
Сегодня мы принимаем во внимание, что клиент не хотел бы замораживать средства, которых и так немного, и мы максимально снижаем суммы авансирования, а в некоторых случаях вообще обходимся без аванса, что, как вы понимаете, выгодно заказчику, потому что мы не задерживаем ни одной копейки заказчика, они все у него в обороте и работают. Мы с пониманием относимся к тому, что технику нужно как можно быстрее ввести в эксплуатацию, и укладываемся в минимальные сроки поставки – это позволяют наши расширившиеся мощности на заводе Goldhofer. В настоящий момент срок поставки нашего тяжелого оборудования составляет от 2 до 4 месяцев.
А. Радке: Все отрасли – наши потенциальные клиенты, кроме легкой промышленности и АПК. Это транспортные компании, нефтегазовые, аэрокосмические, авиастроение, логистика, торговые сети, металлургия, судостроение, горная добыча.
Потребность в тяжелой транспортной технике в 2015 г. была низкая, в этом году запросы начали поступать, в том числе из стран СНГ, где тоже реализуют крупные инфраструктурные проекты. В металлургии мы наблюдаем некоторую активность, разрабатывают несколько планов техперевооружения заводов, и соответственно предполагается закупка транспортной техники в целях оптимизации логистики, оптимизации издержек. Сталевары в неплохом положении, особенно те, кто производит продукцию на экспорт, у них много сверхприбыли, но они не торопятся тратить деньги. Самая большая проблема для всех отраслей – это не столько курс, сколько его волатильность – незнание того, какой он будет через неделю, через месяц, через год, что очень затрудняет проработать какую-либо схему финансирования. А хеджирование валютных рисков – очень дорогой инструмент, составляет как минимум 10% от стоимости.
По срокам поставки и условиям оплаты все осталось как прежде, без существенных изменений. А так как у нас много спецпроектов, то и сроки изготовления, технические и коммерческие условия тоже требуются специальные.
О. Чалышкан: Экономический спад заставляет тщательнее делать расчеты оптимизации деятельности, оперативности решений, и наши клиенты вынуждены быть более расчетливыми – это нормально. Мы, как российские производители, имеем то преимущество, что можем предлагать гибкие варианты. 2016 год будет годом отечественного производителя. Имея российское производство, мы будем стараться предлагать оптимальные решения.
Сроки поставки и условия оплаты не изменились. Мы не меняем нашей российской программы и стараемся оптимизировать производство и поставки с наших заводов в России и Германии.
В. Филатов: Как я уже говорил выше, сегодня наш главный клиент – силовые ведомства. Их требования жесткие, но хорошо регламентированы, поэтому с силовиками довольно легко работать. Кроме того, их требования не зависят от веяний в кабинетах Правительства РФ и не подвержены ежегодным изменениям. И условия работы с ними не изменились.
В целом структура портфеля заказов изменилась не намного, нашими клиентами остаются нефтяные компании, мы прирастаем заявками от предприятий лесной отрасли, остаемся востребованными и у строителей.
Что касается продукции гражданского назначения, то здесь мы двигаемся навстречу устоявшейся потребительской тенденции – чтобы было как можно дешевле и как можно легче. Основные же условия сотрудничества не претерпели изменений: так же производим унифицированную технику на склад, на заказные стандартные полуприцепы срок поставки – от 1 до 3 месяцев, по индивидуальной заявке срок поставки может быть увеличен до полугода, в зависимости от сложности транспортной задачи, стандартный порядок расчетов – предоплата от 30%. Мы понимаем, что и мы, и наши клиенты выживаем сейчас не в самых простых условиях, поэтому договорная работа ведется по-настоящему индивидуально. Предприятие готово пойти на серьезные уступки и по срокам, и по стоимости, и по порядку расчетов. Стоит обратить внимание на то, что мы с начала 2015 г. не повышали цены на продукцию. Несмотря на предпринимаемые меры, горизонт планирования сократился до полугода, по отдельным видам прицепной техники до трех месяцев. Но мы знаем, что в настоящее время формируется отложенный спрос, поэтому спокойно относимся к затяжному течению этого периода.
С. Боченков: Наши клиенты представляют самые разные отрасли промышленности. Это и перевозчики, и нефтегазовый комплекс, и строительство разного рода. Многие клиенты также используют транспортные средства «Тверьстроймаш» как мобильную основу для своего оборудования, своих машин. Клиенты у нас самые разные, но так или иначе связаны с перевозками. Их покупательная способность сейчас находится не на высоте (по известным и понятным причинам). Однако текущая негативная ситуация в экономике не затрагивает всех наших клиентов в равной степени. Есть рынки и сегменты перевозок, которые почти не потеряли оборотов в 2015 г. по сравнению с предыдущими периодами. Деловая активность на этих рынках по-прежнему очень высокая, и у нас есть такие клиенты.
Что касается предпочтений, то на них значительно повлияло изменение в законодательстве, вступившее в силу с 1 июля 2015 г. – я имею в виду изменения требований к осевым нагрузкам и массе автопоезда. Но самое главное не столько сами эти требования, сколько ужесточение штрафов за их несоблюдение. Я бы сказал, что эти правила кардинальным образом меняют рынок перевозок больших и тяжелых грузов, как раз тех перевозок, для которых мы делаем транспортные средства. Как всегда, есть некоторая инерция, и не все участники рынка перестроились на новую реальность, но в этом году все станет на свои места. В связи с этим для наших клиентов стал важен такой параметр, как собственная масса полуприцепов, что давно является одним из главных критериев оценки транспортных средств в Европе. Мы поддерживаем клиентов в стремлении получить как можно более легкий автопоезд и делаем для этого все, что от нас зависит.
Я бы не сказал, что условия наших сделок каким-то образом изменились, мы, как и раньше, идем навстречу пожеланиям наших клиентов во всем, что касается условий поставки, условий оплаты. Особенно это относится к постоянным клиентам. Мы работали и работаем с разными размерами авансов, а иногда и без них. Популярные модели техники всегда есть на складе в Твери и на площадках наших партнеров по продажам, дилеров в регионах. Срок изготовления и поставки под заказ сегодня составляет от 3 недель до 1,5–2 месяцев в зависимости от модели и исполнения. Здесь нет кардинальных изменений по сравнению с прошлыми периодами.
В нашем производстве доля импортных компонентов существенна. С одной стороны, это минус, потому что мы вынуждены подолгу ждать эти компоненты, оплачивать валютой, и при изменении курса рубля наша продукция дорожает. С другой стороны, мы закупаем по импорту неизменно качественные комплектующие, и клиенты могут быть уверены в надежности нашей техники. Конечно, мы вынуждены учитывать в цене колебания курса валюты – от этого никуда не денешься.
Изменилась ли и насколько загрузка вашего производства?
Е. Дёмин: Да, год от года загрузка нашего производства только растет, и в настоящий момент мы изыскиваем возможности увеличения наших мощностей за счет найма дополнительного персонала, сменной работы, для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на нашу технику, несмотря на нисходящий тренд в глобальной экономике. Ищем также резервы для сокращения производственного цикла. Эти возможности еще не полностью исчерпаны.
А. Радке: Трудно сказать, так как совещания продавцов еще не состоялось, оно намечено на первый квартал, и я не располагаю полной итоговой информацией по загрузке в 2015 г. Полгода назад была очень хорошая загруженность – выше 90%, большую загрузку дали заказы, связанные с работой по проекту «Ямал СПГ».
О. Чалышкан: Основные сложности нашего российского производства связаны с обеспечением комплектующими. Со спросом проблем нет, мы имеем достаточно заказов, но испытываем проблемы с комплектующими и решаем их – стараемся наладить логистику.
В. Филатов: В целом загрузка нашего производства снизилась незначительно. Изменилось соотношение долей производства военной прицепной техники и техники гражданского назначения. Произошло снижение загрузки нашего гражданского направления, а доля военного, наоборот, выросла. Однако мы не планируем сокращать производственные мощности, поскольку на наши полуприцепы высокой проходимости всегда есть спрос у газовиков и нефтяников. Кроме того, это производство полностью базируется на отечественных компонентах и материалах, цены минимальные, а это сегодня не столько тренд, сколько уже основное конкурентное преимущество.
С. Боченков: Объем производства в 2015 г. был почти такой же, как и в 2014-м. Недавно мы подводили итоги – кардинального ухудшения не произошло. Но этих объемов производства нам недостаточно, и мы активно работаем над увеличением и производства, и продаж. Запас мощности производства «Тверстроймаш» большой, и мы в состоянии справиться с изготовлением практически любых партий техники.
Работают ли сегодня финансовые инструменты и используете ли вы их в работе с клиентами?
Е. Дёмин: Конечно, мы используем все инструменты, которые могут помочь клиенту получить наше оборудование. Основной наш инструмент – это лизинг, потому что это очень удобный инструмент, позволяющий компаниям экономить деньги в отличие от прямого кредитования. Естественно, мы используем для этого мощнейшую, стабильную корпорацию Deutsche Leasing, которая является вендорным партнером для нас по всему миру, а в России представлена дочерней компанией АО «Дойче Лизинг Восток». Лизинг фиксируется в рублях, клиент не несет курсовых рисков. В индивидуальном порядке рассматривают объемы и ставки, но должен сказать, что если у клиента все в порядке с документацией, с балансовыми цифрами, то получить минимальные ставки не представляет никакого труда.
А. Радке: Это зависит от клиента, клиент сам решает, что он использует и как. В зависимости от того, откуда идет поставка – из Германии или Франции, клиент сам решает, услугами какой лизинговой компанией он воспользуется.
О. Чалышкан: Своей финансовой структуры мы не имеем и работаем с партнерами. Есть варианты лизинга, которые мы предлагаем, но последние полгода эффективность этого инструмента значительно уменьшилась в связи с кредитными ставками. В этом году мы будем стараться попасть в государственную программу поддержки лизинга, потому что это очень удачная программа. В целом сегодня лизинг довольно дорогое удовольствие, и мы работаем с нашими партнерами, которые разрабатывают для нас специальные программы.
В. Филатов: Эффективность финансовых инструментов снизилась, ставка по кредиту никак не стимулирует брать в долг. Тем не менее лизинг используется, клиенты приходят к нам со своими лизинговыми компаниями, мы стараемся найти оптимальный финансовый вариант, вплоть до отказа от предоплаты.
С. Боченков: Конечно, и в основном это лизинг. Примерно 40% наших продаж – продажи по лизингу. У нас нет своей лизинговой компании, мы сотрудничаем с рядом известных российских лизинговых компаний. Они активны именно в лизинге коммерческого транспорта, с некоторыми у нас есть совместные программы, когда мы создаем специальное предложение по цене для клиента, и он получает уникальное предложение. Как правило, наши клиенты сами выбирают компанию, с которой будут работать, и выбор зависит от текущих условий, которые предлагает лизингодатель. Ставки меняются, они зависят от ситуации на рынке, клиенты это четко отлеживают, и выбор компании часто зависит от опыта, имеющегося у клиента. Например, клиент уже провел несколько сделок с какой-то компанией, допустим, с региональной или с подразделением федеральной компании. Наша задача – быстро оформить все необходимые документы с нашей стороны. Мы научились это делать быстро и качественно. Так что если говорить о финансовых инструментах, то это прежде всего лизинг.
Будете ли вы вводить особые комплектации и услуги в этом году, связанные с новой экономической реальностью?
Е. Дёмин: Мы производим автомобильные полуприцепы и модульное оборудование под заказ, вы понимаете, что оборудование, как конструктор «Лего»: клиент определяет свои потребности в транспортировке, и мы ему предлагаем необходимый набор оборудования. Мы не можем произвести на сток какое-то количество прицепов и потом сказать клиенту: «Выбирайте, пожалуйста, вот это, потому что оно дешевле и в нем отличный набор опций». Мы не стремимся этого делать, мы не ограничиваем клиента, наоборот, мы предлагаем клиенту весь пакет опций, чтобы он мог выбрать все, что ему нужно.
А. Радке: Каждый заказ у нас индивидуален и никак не привязывается к экономической ситуации. Значение имеют только технические параметры транспортной задачи.
О. Чалышкан: Мы начали производить самосвальные полуприцепы в Ясногорске – это полностью российский продукт, соответствующий регламентам и ожиданиям потребителей. Есть планы локализации шторно-бортовой техники. Это существенные меры, разрешающие текущую экономическую ситуацию.
С тяжеловозами сложнее. У нас есть один готовый продукт – трехосный низкорамный нераздвижной полуприцеп, который отвечает требованиям рынка и регламентам и предлагает очень хорошее соотношение цены и качества. В отношении 4–5-осных полуприцепов нам придется добавлять еще продукты – какие, я точно пока не готов сказать. Существующая гамма тяжеловозов от 3 до 6 осей будет доступна, правда, курс нам не очень помогает, потому что в этом году будем поставлять немецкие полуприцепы. Пока у нас есть резервы для нивелирования этой проблемы.
В. Филатов: Дополнительные меры по внедрению «особых комплектаций» непосредственно в этом году мы не планируем, потому как на протяжении последних лет мы целенаправленно унифицировали производство всей линейки продукции для удовлетворения потребностей во всех сегментах. В нынешнем году мы просто будем продолжать работать в рамках этой программы.
С. Боченков: Нашей целью было и остается удовлетворение потребностей клиентов в решении стоящих перед ними транспортных задач. При любой экономической ситуации, и текущей в том числе, необходимо перевозить грузы при определенных дорожных, климатических условиях, с учетом действующего законодательства. Наша задача – помочь перевезти груз наиболее удобно, эффективно и безопасно. Что-либо менять в этом плане мы не видим необходимости. Перевозка груза – это риски, ответственность, затраты, поэтому клиенты всегда выбирают прицеп или полуприцеп, исходя из технических параметров. Именно поэтому мы, заранее зная о планируемых изменениях в требованиях к массе автопоездов, подготовили для клиентов новые модели полуприцепов-тяжеловозов. Это новые легкие низкорамные полуприцепы и полуприцепы-платформы, в том числе те, которые созданы с применением высокопрочных сталей и самых современных комплектующих. Они рассчитаны на осевые нагрузки от 7,5 до 11,5 т в зависимости от расстояния между осями (оно может быть разное). Перевозчики знают, что с точки зрения штрафов масса автопоезда очень важна, но еще важнее соблюдать допустимые осевые нагрузки. И смею заверить, что новые полуприцепы «Тверьстроймаш» позволяют перевозчику существенно экономить. Наши клиенты уже пользуются этими моделями.
Намерены ли вы участвовать в выставке «СТТ-2016»? Будете ли представлять что-то новое для российского рынка?
Е. Дёмин: Конечно, мы ежегодный, традиционный участник выставки «СТТ». Для нас это ключевое мероприятие в Российской Федерации. Мы ожидаем, как всегда, достаточно большой объем заказов, новых заказчиков, а также наших постоянных клиентов. Мы не будем представлять технику вживую, но намерены предложить много новинок, которые будут показаны на выставке BAUMA.
А. Радке: Мы участвуем в «СТТ», но «живьем» технику, как обычно, показывать не планируем. Мы не можем задерживать поставки техники клиентам из-за показа ее на выставке. Новинки, которые мы покажем на выставке BAUMA, будут представлены в материалах.
О. Чалышкан: Пока не знаю, этот вопрос в стадии изучения.
В. Филатов: Вы знаете, что мы практически всегда участвуем в «СТТ» и привозим два-три полуприцепа. Эта выставка дает возможность найти новые заказы и поддерживать контакты с нашими постоянными клиентами. И мы эти возможности не собираемся упускать.
С. Боченков: Да, мы планируем участвовать в «СТТ-2016». Эта выставка ключевая для нас, мы участвуем в ней с 2002 г., и всегда с техникой. Конечно, мы будем рады видеть постоянных клиентов и новых заказчиков. Постараемся оправдать их ожидания и представить новые актуальные модели, в том числе, я думаю, и те, о которых говорил выше. Я считаю, что выставка – это демонстрация продукта, поэтому всегда участвуем «живьем». Самое большое количество полуприцепов, которые мы выставляли, – пять. Я думаю, что в этом году будет не меньше двух, но мы еще не определились с конкретными моделями.
Будете ли вы участвовать в выставке BAUMA в Мюнхене в этом году? Собираетесь ли вы показать что-то новое широкой мировой общественности?
Е. Дёмин: Если ты не участвуешь в выставке BAUMA, значит, тебя нет в бизнесе вообще, по крайней мере, в Европе. И также, если не участвуешь в «СТТ», значит, дела у тебя хуже некуда.
Компания Goldhofer принимала участие во всех выставках BAUMA, проходивших в Германии, и этот год не будет исключением: это мероприятие очень важное для европейской общественности, оно касается нашей негабаритной тематики. У нас будет огромнейший стенд, как всегда, большая территория, на которой мы представим новейшие высокотехнологичные разработки в области негабаритного тяжеловесного транспорта, и особенно в области самоходных модульных транспортных средств.
А. Радке: Мы обязательно будем принимать участие в выставке BAUMA и обязательно покажем новинки, какие именно – станет известно непосредственно на выставке.
О. Чалышкан: В выставке BAUMA участвуем однозначно, будет представлено новое поколение продуктов, но пока не готов сказать, что именно.
В. Филатов: Мы не исключаем, что в перспективе будем принимать участие в выставке BAUMA. Для определенных европейских клиентов наша продукция может представлять интерес.
С. Боченков: Мы пока не участвовали ни в выставке BAUMA, ни в IAA – в ключевых европейских выставках. Надеюсь, что когда-нибудь нам представится эта возможность. Но как посетители, возможно, мы будем на этих выставках.