Автомобили линейки «Компас» готовы к тест-драйву

«Компас» указывает верное направление

Тест-драйв грузовиков линейки «Компас»

4 сентября на Дмитровском полигоне ФГУП «НАМИ» состоялся тест-драйв грузовиков «Компас». На это масштабное мероприятие были приглашены многочисленные представители отраслевых СМИ.

Хорошо составленная программа тест-драйва позволила приглашенным журналистам ознакомиться с грузовиками на шасси «Компас 5», «Компас 9» и «Компас 12», оснащенными изотермическими фургонами (и в одном случае шторно-бортовой платформой) от разных копаний-застройщиков.

«Компас 12» с изотермическим фургоном от АМЗ на 16 европалет

Представители СМИ имели возможность проверить динамику груженых фургонов («Компас 5» – груз 2 т, «Компас 9» – 5 т и «Компас 12» – 6 т) при преодолении подъемов 6 и 8% и движение на спуске 4%, прохождение поворотов. На автомобилях без груза выполнялись короткие разгоны, маневрирование (прохождение «змейки») и «заезд задним ходом в гараж».

Все представленные автомобили имели дизельные двигатели с турбонаддувом, колесную формулу 4х2 и были оснащены системой круиз-контроль. Кабины (в вариантах шириной 1995 и 1725 мм) были укомплектованы: многофункциональным дисплеем, регулируемым сиденьем водителя, кондиционером, аудио­системой, электростеклоподъемниками, системой обогрева наружных зеркал заднего вида, центральным замком, рулевой колонкой, регулируемой по вылету и углу наклона. Подвеска кабины 4-точечная, спереди на торсионе, сзади на упругих элементах. Рулевое управление снабжено гидроусилителем. Все автомобили имели механические коробки передач (5- или 6-ступенчатые), сухое однодисковое сцепление, одноступенчатый моторный тормоз и функцию удержания автомобиля на уклоне (помощь при трогании на подъеме).

В базовой комплектации грузовиков линейки «Компас» – галогеновые фары, дневные ходовые огни, спинка-столик центрального сиденья, запирающаяся крышка топливного бака, предупредительный звуковой сигнал заднего хода (синхронизированный с передачей заднего хода), выключатель массы, индикатор непристегнутого ремня безопасности и т.д.

Некоторые технические характеристики тестовых грузовиков представлены в таблицах.

«Компас 5»
Параметр изотермический фургон, застройщик «СибЕвроВэн» изотермический фургон, застройщик «Промавто» шторно-бортовая платформа, застройщик «Рустрак»
Полная масса, кг 3490
Кабина двухместная, без спального места, ширина 1725 мм
Двигатель, мощность двигатель КАМАЗ 580.10-120 рабочим объемом 2,2 л, мощностью 122 л.с., предпусковой электроподогреватель в масляном поддоне, топливный фильтр с обогревом и датчиком наличия воды
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Тормозная система гидравлическая, передние – дисковые, задние – барабанные, с системами ABS, система курсовой устойчивости ESC
Подвеска шасси зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами
Рама лестничного типа, переменного сечения, с надрамником под фургон
Вместимость фургона, м3 18 17,12; с усиленной теплоизоляцией, 8 европалет габаритные размеры платформы 4600х2300х2200, тент из импортной ткани, борта – анодированный алюминий, высота 400 мм
«Компас 9»
Параметр изотермический фургон, застройщик «АМЗ» изотермический фургон, застройщик «СибЕвроВэн» изотермический фургон, застройщик «АМЗ»
Полная масса, кг 9500
Грузоподъемность шасси, кг 6360
Кабина двухместная, без спального места (по заказу – со спальным местом)
Двигатель, мощность Cummins ISF с турбонаддувом, рабочий объем 3,8 л, мощность 152 л.с.; предпусковой электроподогреватель, топливный фильтр с обогревом и датчиком наличия воды
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая
Тормозная система пневматическая, передние и задние – барабанные, с ABS, с противобуксовочной системой ASR, системой курсовой устойчивости ESC
Подвеска шасси зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, с телескопическими гидравлическими амортизаторами передней и задней оси
Рама лестничного типа с лонжеронами постоянного сечения
Вместимость фургона, м3 29,18; 12 европалет 21,6; 10 европалет 22; 10 европалет
«Компас 12»
Параметр изотермический фургон, застройщик «СибЕвроВэн» изотермический фургон, застройщик «REFАвто» изотермический фургон, застройщик «АМЗ»
Полная масса, кг 11 990 11 990 11 990
Грузоподъемность шасси, кг 7860 7960 7760
Кабина двухместная, со спальным местом
Двигатель, мощность Cummins ISF с турбонаддувом, рабочий объем 3,8 л, мощность 166 л.с.; предпусковой электроподогреватель, топливный фильтр с обогревом и датчиком наличия воды
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая
Тормозная система пневматическая, передние и задние – барабанные, с антиблокировочной системой ABS, системой курсовой устойчивости ESC, противобуксовочной ASR
Подвеска шасси зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах
Рама лестничного типа с лонжеронами постоянного сечения
Вместимость фургона, м3 35,9; 15 европалет 29; 12 европалет 37,73; 16 европалет
«Компас 5» с изотермическим фургоном от «Пегас-Промавто» на 8 европалет

Впечатления от тест-драйва

Для автомобилей данного класса динамика у груженых автофургонов вполне удовлетворительная, подъемы автомобили преодолевали уверенно, и ход довольно мягкий несмотря на рессорную подвеску. Отклик на движения руля отличный. Переключение передач у 5-ступенчатой коробки передач безупречное. Курсовая устойчивость удовлетворительная. Крены при поворотах минимальные. Эффективность моторного тормоза зависит от того, на какой передаче он включается. Если на 5-й передаче моторный тормоз не мог поддерживать постоянную скорость при движении автомобиля «Компас 12» с грузом 6 т под уклон 4%: на небольшом участке пути скорость автомобиля, движущегося накатом с включенным моторным тормозом, увеличилась с 40 до 55 км/ч, то при включении 4-й и особенно 3-й передачи моторный тормоз затормаживал автомобиль весьма эффективно и уверенно удерживал скорость автомобиля 40 км/ч на упомянутом уклоне. Вывод: для езды в городе среднетоннажные грузовики «Компас» вполне пригодны.

Отмечу несколько нечеткое переключение передач у 6-ступенчатой «механики» на грузовике «Компас 12», и при движении этого грузовика по прямой приходилось периодически подправлять направление. Надеюсь, что это особенность одного конкретного автомобиля, так как на остальных тестовых грузовиках таких замечаний не было.

Спальное место в кабине по наследству от «китайских родителей» узкое – 400 мм, но вероятно, со временем завод по просьбам потребителей увеличит ширину.

В кабине «Компас 12»

Прочие надстройки

Следует заметить, что кроме изотермических фургонов и бортовых тентованных платформ на шасси КАМАЗ «Компас» монтируется с множеством других надстроек: фургоны рефрижераторные и промтоварные, бортовые платформы с КМУ либо без манипулятора, эвакуаторы, мусоровозы, топливозаправщики, самосвалы, мультилифты и др.

На КАМАЗ «Компас» действует гарантия на 3 года либо на 200 тыс. км пробега.

Кабина «Компаса» наклоняется и открывает удобный доступ к двигателю
 

Несмотря на то, что линейку «Компас» начали выпускать недавно (премьера состоялась в 2021 году), эти грузовики уже являются одними из лидеров по популярности на отечественном рынке среднетоннажных автомобилей и шасси.

Пока много компонентов китайских, но в планах завода полная локализация производства «Компасов» в России и дальнейшая адаптация их к условиям и требованиям российских потребителей.

«Компас 5» со шторно-бортовой платформой выполняет «заезд в гараж»

В общем, тест-драйв оставил хорошее впечатление. «Компас», оправдывая свое название, указывает верное направление развития отечественных среднетоннажных грузовиков. Можно уверенно сказать: «Компас» – в добрый путь»!