Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин
На каждой шине, как российского, так и зарубежного производства, имеется маркировка, соответствующая стандарту российскому, международному, американскому и т. д. Информация на боковинах шин позволяет выбрать наиболее подходящее изделие для конкретных условий эксплуатации. В этой статье мы познакомим читателя с наиболее часто встречающимися обозначениями. Следует отметить, что многие производители вводят собственные обозначения, дополняющие стандартные.
1) Наименование или товарный знак изготовителя (рис. 1, поз. 1).
2) Обозначение шины (см. рис. 1): первое число 195 (поз. 2) указывает ширину профиля (в миллиметрах или дюймах); дробь с числом /60 – серия (отношение высоты профиля к ширине в %); буква R – радиальная конструкция каркаса (тире вместо R означает диагональную конструкцию); следующее число 14 (поз. 3) – посадочный диаметр обода в миллиметрах или дюймах; Н (поз. 4) в данном обозначении – высота шины.
Ширина профиля и посадочный диаметр на некоторых шинах выражаются двойным обозначением – и в миллиметрах, и в дюймах, например 9,00-20 (260-508).
Для обозначения широкопрофильной шины используют три числа, указывающие соответственно на наружный диаметр, ширину профиля и посадочный диаметр в миллиметрах (1500х600х635). В обозначении арочных шин присутствуют два числа, выражающие наружный диаметр и ширину профиля в миллиметрах (1500х840). Важнейшие геометрические характеристики пневмокатков определяют три цифры, обозначающие те же параметры, как и для широкопрофильных шин, в миллиметрах (1000х1000х250).
3) Модель шины (рис. 2, поз. 1) – Бл-85.
4) Заводской (порядковый) номер шины (на рис. 2, поз. 2). Заводской номер может включать дату изготовления и индекс изготовителя.
5) Индекс скорости (рис. 2, поз. 3) – условное обозначение максимально допустимой скорости в км/ч: S – 180, Q – 160, P – 150 и т. д.
Если обозначение имеет такой вид: 195/70 НR14, то Н – индекс допустимой максимальной скорости.
6) Норма слойности – условное обозначение прочности каркаса, у грузовых шин обозначается HC или PR с числом через тире и соответствующим этой норме слойности коэффициентом нагрузки (в странах, где действуют стандарты TRA) или индексом грузоподъемности – в соответствии с требованиями стандартов ETRTO и ISO. Например, норме слойности НС-6 соответствует коэффициент нагрузки С, норме слойности 18 – коэффициент нагрузки J и т. д.
На американских шинах просто указывается материал и число слоев корда (см. рис. 1, поз. 5) или, например, TREAD: 4 PLUES (2 PLUES RAYON+2 PLUES STEEL) и SIDEWALL: PLUES RAYON (брекер шины состоит из двух слоев металлокорда, а каркас (боковины) – из двух слоев вискозного корда).
7) Индекс грузоподъемности – цифровой код, соответствующий определенной максимальной нагрузке на шину в кг. Для шин грузовых автомобилей индекс грузоподъемности указывается как для одинарных, так и для сдвоенных колес (через дробь). Например, индексу грузоподъемности 117 соответствует максимальная нагрузка на шину 1285 кг, индексу 151 – 3450 кг и т. д. На американских шинах просто пишется MAX LOAD; MAX PRESS («максимальная нагрузка»; «максимальное давление» – рис. 1, поз. 6).
8) Балансировочная метка в виде круга диаметром 5...10 мм над закраиной борта, с которой должен совмещаться вентиль, обозначает самое легкое место шины.
9) Номер ГОСТ или ТУ, по которым изготовлена шина.
10) Штамп ОТК с указанием сорта шины.
11) Знак направленного вращения (стрелка).
Надписи:
12) «Radial» – для радиальных шин.
13) «Tubeless» – для бескамерных шин.
14) «Т» – для радиальных шин с текстильным брекером и каркасом.
15) «Steel» – для шин с металлокордным брекером.
16) «All steel» – для цельнометаллокордных шин.
17) «Север» – для морозостойких шин.
18) «Ш» – для шин, предназначенных для ошиповки.
19) «М+S» или «М(.)S» (грязь и снег) – для шин с зимним рисунком протектора.
20) «Regroovable» – для шин, пригодных для восстановления нарезкой канавок протектора.
21) «Reinforced» – для усиленных шин (по ГОСТ 4754–97).
22) «All seasons» – для всесезонных шин (по ГОСТ 4754–97).
23) TWI или другой символ, указывающий место расположения индикаторов износа в плечевой зоне протектора.
24) Индекс давления PSI – значение испытательного давления.
25) Знак официального утверждения «Е» с номером страны, выдавшей сертификат.
26) Страна-изготовитель, на английском языке (например, Made in Russia).
27) Индекс назначения, который проставляется на шинах США и Канады: LT (Light Truck) – указывает, что шина предназначена для легких грузовых автомобилей и микроавтобусов.
28) Некоторые низкопрофильные шины обозначаются индексом L (Low Section Tyre).
29) «DOT» – знак сертификации шин по стандартам США, включает несколько кодов: код изготовителя, кодовый номер размера шины, дата производства.
30) На американских шинах указываются индексы TRACTION INDEX и TEMPERATURE INDEX – сцепных качеств и температурный.
«Обувь» Е, L, G
Шины для тяжелой техники – КГШ (крупногабаритные шины), или по-английски OTR (Off The Road), обычно с посадочным диаметром более 24 дюймов (610 мм) имеют особые обозначения. Для классификации шин по назначению и условиям эксплуатации используются коды TRA (Tire and Rim Association). WD – означает «Wide Base», широкое основание.
Шины для мобильной техники Нigh Speed Service
NHS – Non Highway Service – для эксплуатации на бездорожье.
TG – Tractor Grader – тракторный грейдер.
ML – Mining Logging – горные работы, трелевка, с периодической эксплуатацией на дорогах.
DT – Desert Tire – шина для пустыни, для песчаной поверхности. Также часто используется на асфальтовых катках.
MCS – Mobile Crane Service – шины для мобильных кранов.
Шины для землеройных машин
Буквы Е, L, G обозначают тип техники, для которой используются шины. Цифра после буквы обозначает тип и глубину рисунка протектора.
E | Шины для землеройных машин (Earthmovers) |
---|---|
L | Шины для погрузчиков и бульдозеров (Loaders & Dozers) |
G | Шины для грейдеров (Graders) |
Шины Е применяются, как правило, на машинах, выполняющих земляные работы: самосвалах, скреперах и мобильных кранах. Эти шины используются для транспортировки грузов по бездорожью на короткие расстояния до 4 км в один конец при скорости до 65 км/ч.
Глубина протектора шин типа Е может обозначаться с использованием числового рейтинга. Обычная глубина имеет рейтинг 100, глубокий – 150, что означает глубину в 1,5 раза больше обычной, мелкий – 60, что составляет 60% от обычной глубины.
Код | Тип рисунка | Глубина рисунка протектора | Применение |
---|---|---|---|
E-1 | Ребристый | Обычная | На не ведущих колесах, чаще всего устанавливается на управляемых мостах самосвалов |
E-2 | Повышенного сцепления | Обычная | Может устанавливаться на любые оси и чаще всего применяется на скреперах с элеваторной загрузкой |
E-3 | Для каменистой поверхности | Обычная | Обладает хорошей устойчивостью к повреждениям камнями и хорошим сцеплением. Преимущественно используется на самосвалах с задней разгрузкой и с разгрузкой через дно, скреперах и мобильных кранах. Может устанавливаться на любых осях. Имеет хорошую теплостойкость и применяется на машинах, транспортирующих грузы на большие расстояния и с высокой скоростью |
E-4 | Для каменистой поверхности | Глубокая | Имеет глубину протектора в 1,5 раза больше, чем шины Е-3 с обычной глубиной протектора. Благодаря большой массе протектора эта шина имеет более длительный срок службы и повышенную стойкость к повреждениям. Преимущественно используется на любых осях транспортных средств в горной промышленности и в карьерах, где преобладают короткие перевозки по скалистому грунту |
E-7 | Для сыпучей поверхности | Мелкая | С ребристым рисунком протектора, предназначена для техники, которая работает на мягких песчаных грунтах |
Шины L используются для погрузчиков и бульдозеров, работающих в условиях бездорожья. Большая часть шин из-за своей тяжелой конструкции имеет ограничения по скорости (8 км/ч) и расстоянию перевозки грузов (76 м). Шины L-2 и L-3 также устанавливаются на грейдеры.
Глубина протектора L-4 составляет примерно 150% от глубины протектора L-3, а глубина протектора L-5 – 250% от глубины L-3.
Код | Тип рисунка | Глубина рисунка протектора | Применение |
---|---|---|---|
L-1 | Повышенного сцепления | Обычная | Обладает максимальным сцеплением на песчаных и мягких грунтах |
L-3 | Для каменистой поверхности | Обычная | Обладает хорошим сцеплением и сопротивлением воздействию горной породы; предназначена для погрузчиков |
L-4 | Для каменистой поверхности | Глубокая | Благодаря утяжеленному протектору обладает более высоким сопротивлением повреждениям от воздействий горной породы, протектор также служит дольше по сравнению с шинами для погрузчиков |
L-4S | Гладкий | Глубокая | В горнорудной промышленности для техники, эксплуатирующейся под землей в тяжелых условиях; обладает исключительно прочным протектором |
L-5 | Для каменистой поверхности | Сверхглубокая | Для погрузчиков, работающих на скалистых поверхностях; благодаря утяжеленному протектору обладает повышенным сопротивлением воздействию горных пород |
L-5S | Гладкий | Сверхглубокая | Имеет высокую устойчивость к повреждениям; применяется на скалистых поверхностях и на подземных машинах в горнорудной промышленности; более всего подходит для эксплуатации с защитными цепями на горячем шлаке и в тяжелых условиях засыпных работ |
Шины G применяются в основном на автогрейдерах всех типов при скоростях до 40 км/ ч без ограничения расстояния. Они также могут устанавливаться и на погрузочную технику.
В настоящее время шины одного типоразмера часто используются для разных типов техники и поэтому имеют двойное обозначение (L-2/G2, E-3/L-3).
Код | Тип рисунка | Глубина рисунка протектора |
---|---|---|
G-2 | Повышенного сцепления | Обычная |
G-3 | Для каменистой поверхности | Обычная |