Закупаем отечественное!

Прямые госзакупки плюс лизинг: кто воспользуется

С 1 марта 2019 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2019 г. № 159. Оно внесло важное изменение в известное Постановление от 14 июля 2014 г. № 656, которое установило запрет на допуск к закупкам отдельных видов товаров машиностроения (в том числе изделий для дорожно-строительной отрасли), происходящих из иностранных государств.

Теперь, согласно Постановлению № 159, в п. 1 Постановления № 656 говорится (изменение выделено), что «при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе при заключении договора лизинга, положениями которого предусмотрено, что по окончании срока действия договора лизинга заказчик приобретает предмет лизинга в собственность, установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению».

По информации, опубликованной на официальном сайте кабинета министров, глава Минпромторга Д. Мантуров сказал по этому поводу буквально следующее: «Несмотря на то, что по ряду позиций у нас уже действует прямой запрет на закупку импортных машин, зачастую его обходят через приобретение услуг. Считаем необходимым донастроить регуляторику по госзакупкам строительной и дорожной техники. В связи с этим мы уже внесли в правительство предложение распространить действие ограничений на лизинг. Считаем целесообразным аналогичный подход реализовать в отношении всех услуг, осуществляемых с использованием строительно-дорожной техники».

Вспомним, при каких обстоятельствах возникло первоначальное постановление. Порядок закупки иностранных товаров был определен пять лет назад приказом Минэкономразвития России № 155 от 25 марта 2014 г. Согласно этому документу для обеспечения государственных и муниципальных нужд допускается закупка по общему правилу как российских, так и иностранных товаров. Однако вскоре было принято Постановление Правительства РФ № 656 (от 14 июля 2014 г.) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Как сказано в постановлении, запрет введен «в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей». При этом запрет не распространяется на продукцию производителей из Республики Беларусь и Республики Казахстан (это в полной мере относится, например, к продукции белорусского холдинга «АМКОДОР»).

Что касается лизинга, возник довольно любопытный казус. Если белорусские и казахстанские производители получили в России преимущество перед конкурентами, то эксплуатирующие предприятия этих стран, даже если у них есть российская регистрация, не могут приобретать в лизинг произведенные в России автомобили у российских лизинговых компаний, поскольку те финансируют юридические лица, фактический и юридический адрес которых находится исключительно на территории Российской Федерации. В частности, лизинговая компания «КАМАЗ» на своем сайте ответила одной белорусской компании на предложение о заключении лизингового договора так: «Мы готовы согласовать выезд в Республику Беларусь, но, если фактически вся деятельность организации ведется вне территории РФ, профинансировать ее будет сложно».

Надо иметь в виду: постановлением запрещено закупать продукцию иностранного происхождения, а не иностранных марок и брендов. Техника, произведенная на территории России, при соблюдении определенного уровня локализации признается продукцией российского производства (это относится, например, к продукции компании «РМ-Терекс»).

В результате принятия запрета уже с 2014 г. на государственных и муниципальных торгах нельзя заявлять, а с 2019 г. и брать в лизинг обозначенную в перечне постановления импортную технику, только нашу. В то же время нужно иметь в виду, что Постановление распространяется лишь на средства, выделенные из бюджета. Если деньги у акционерной компании или у частного предприятия свои, то, пожалуйста, покупай, что хочешь.

В приложении к Постановлению № 656 приведен перечень тех самых отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а теперь и на лизинг. Перечень большой, но если говорить только о дорожно-строительной технике, то он не так уж велик. Это бульдозеры, автогрейдеры, катки, фронтальные погрузчики, одноковшовые и многоковшовые экскаваторы, автомобили-самосвалы (кроме карьерных самосвалов), автокраны, автобетоносмесители, автобетононасосы. По всем этим позициям можно привести конкретных российских и белорусских производителей, которым это постановление должно облегчить жизнь.

Что не вошло в перечень? Во-первых, нет экскаваторов-погрузчиков, что немного странно, поскольку эту технику производят и «АМКОДОР», и «РМ-Терекс». Так что за российский рынок, связанный с госзакупками, можно было бы и побороться, но в правительстве/ Минпромторге по каким-то своим соображениям решили иначе.

Во-вторых, в перечень не попало такое важнейшее для дорожников изделие, как асфальтоукладчик. Но это как раз более понятно. Современный российский рынок с благодарностью завоеван немецкими укладчиками Wirtgen (в настоящее время этот производитель принадлежит американской компании John Deere). Эти машины с честью несут свою службу в огромном количестве государственных дорожных организаций, не только частных. Отечественных укладчиков, которые по-прежнему выпускаются на заводе «Ирмаш» (сейчас входит в состав ООО «НПО «ГКМП»), просто физически мало. Хотя на заводе стараются не отставать от конкурентов – создали достойную новинку АСФ-Г-3-01, объемы выпуска очень невелики. Так что на данный момент как бы чиновники ни рапортовали о безграничных возможностях собственной машиностроительной промышленности и достижениях импортозамещения, без немецких или американских асфальтоукладчиков дорожное строительство в России может просто остановиться (к слову сказать, без немецких/ американских бетоноукладчиков встанет возведение бетонных дорог, а также искусственных взлетно-посадочных полос).

Универсальный погрузчик АМКОДОР 308

Кому постановление на пользу

Назовем несколько производителей из тех, кто активно работает на российском рынке и постоянно предлагает новинки. Но главное, они выпускают технику «из перечня», что позволяет использовать прописанные в Постановлениях № 656 и 159 преимущества при госзакупках и лизинге.

Белорусский холдинг «АМКОДОР», объединяющий 30 предприятий, в том числе российское ООО «АМКОДОР-Брянск», выпускает большую группу машин, проходящих по списку перечня Постановления № 656, это фронтальные погрузчики, дорожные катки, автогрейдеры, одноковшовые экскаваторы.

Новинкой этого года стал универсальный погрузчик АМКОДОР 308, выпускаемый в белорусском Дзержинске на ОАО «АМКОДОР-СЕМАШ» – управляющая компания холдинга». Компактная мультифункциональная машина грузоподъемностью до 0,9 т предназначена для эксплуатации в строительстве, коммунальном и сельском хозяйстве, на складах. Небольшие размеры погрузчика позволяют ему проходить через узкие проемы, а шарнирно-сочлененная конструкция рамы обеспечивает хорошую маневренность. Благодаря малой массе и особой конструкции рамы машина может использоваться на площадках с низкой несущей способностью, не повреждая их: на газонах, тротуарах, финишных напольных покрытиях. Погрузчик имеет гидравлическое устройство для быстрой смены рабочих органов.

Автокран КС-84713-6 «ГАЛИЧАНИН» на шасси МЗКТ-750001 с колесной формулой 10х10

«Галичский автокрановый завод» (АО «ГАКЗ») выпускает автокраны «Галичанин» грузоподъемностью от 25 до 100 т, а также краноманипуляторные установки.

В прошлом году на международной выставке bauma СТТ 2018 был представлен первый российский 100-тонный автокран-вездеход КС-84713-6 «ГАЛИЧАНИН» с колесной формулой 10х10х4, спроектированный и собранный при поддержке Минпромторга России. На кране установлена стрела эллиптического профиля, получившего название «овалоид». Эта разработка завода, применяемая в линейке автомобильных кранов «ГАЛИЧАНИН», позволяет снизить массу стрелы и всей крановой установки, увеличить прочность конструкции стрелы и решить проблему повышенной деформации стрел.

Дорожный каток DM-7.7-VD

Завод «Дорожных машин» (г. Рыбинск Ярославской обл.) – машиностроительное предприятие полного технологического цикла от проектирования до изготовления деталей и сборки готовой продукции, производит самоходные дорожные катки, автогрейдеры и фронтальные погрузчики. Одной из последних новинок стал дорожный каток DM-7.7-VD, предназначенный для уплотнения песчаных и щебенистых грунтов. При той же, что и у предыдущего поколения, массе в 8 т у новой модели увеличена ширина уплотняемой полосы до 1700 мм, а также увеличен диаметр вальца до 1140 мм, что способствует снижению линейной статической нагрузки на ось и улучшению качества уплотнения асфальта. Применяется интервальное регулирование системы орошения вальцов, выполняемого под давлением. Установлен пластиковый водяной бак увеличенного объема. Увеличенный дорожный просвет позволяет катку съезжать с любого трала.

Газодизельный тягач КАМАЗ-5490

ПАО «КАМАЗ», отмечающее в конце этого года 50-летний юбилей, удерживает лидирующие позиции на отечественном рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т с долей 50% (данные пресс-службы «КАМАЗа» по результатам двух первых месяцев 2019 г.). Под этой маркой выпускаются седельные тягачи, самосвальная техника, различная спецавтотехника.

Среди последних разработок новейшие газодизельные тягачи КАМАЗ-5490, полностью соответствующие экологическому стандарту Euro 5. Автомобиль сконструирован на базе самого популярного в России в 2018 г. седельного тягача KAMAZ-5490 NEO с колесной формулой 4х2, только вместо правого топливного бака установлена кассета из четырех газовых баллонов по 80 л общей вместимостью 64 м3 газа, а слева установлен топливный бак на 450 л. Двухтопливная система питания двигателя позволяет владельцам автопарков за счет замещения части дизельного топлива газом экономить на топливе до 500 тыс. руб. в год при пробеге машины 185 тыс. км (по данным производителя). Агрегатная база автомобилей включает надежную 16-ступенчатую механическую коробку передач ZF и экономичный гипоидный задний мост Daimler. Для комфорта водителя кабина оборудована кондиционером и отопителем кабины Eberspaecher.

Автобетоносмеситель ТЗА 5814Y9 на шасси КАМАЗ-6540

«Туймазинский завод автобетоновозов» – дочернее предприятие «КАМАЗа» в Башкирии – производит вошедшие в перечень Постановления № 656 автобетоносмесители, автобетононасосы, прицепы и полуприцепы. Новейшая модель «ТЗА» – автобетоносмеситель 5814Y9 на шасси КАМАЗ-6540 (экологического класса Euro 5) снабжен миксером смесительного барабана емкостью 9 м3, опционально оснащен ленточным конвейером-манипулятором К-12 (транспортерной лентой), c помощью которого можно оперативно подавать бетон, щебень, песок и любые другие сыпучие материалы из автобетоносмесителя на строительную площадку на расстояние до 12 м по горизонтали и до 6 м в высоту.

Автокран «Клинцы» КС-55713-К-1

Акционерное общество «Клинцовский автокрановый завод» – один из самых крупных производителей грузоподъемной техники на территории России и СНГ. На протяжении многих лет завод производит линейку моделей автомобильных кранов «Клинцы».

В этом году была проведена модернизация «25-тонников». В серии КС-55713-К-1 увеличены грузовысотные характеристики, появилась возможность комплектования крана дополнительным противовесом массой 1 т и порталом для монтажа данного противовеса. Все эти изменения были произведены благодаря увеличению опорного контура, изменению конструкции стрелы и силового треугольника. Также были модернизированы серии КС-55713-К-4В и КС-55729-К-3 – увеличена длина стрелы до 33 м. Кроме того, в серии КС-55713-3К-4 и КС-55713-3К-4В взамен противовеса массой 3 т был введен противовес массой 4,5 т.

Автогрейдер RM-Terex TG 200

Компания «РМ-Терекс» имеет обширный список дорожно-строительной техники, отмеченной в перечне, – одноковшовые колесные и гусеничные экскаваторы, фронтальные погрузчики, автогрейдеры. Компания объединяет крупные российские машиностроительные заводы: «Тверской экскаватор», «Брянский арсенал», «Челябинские строительно-дорожные машины», «Заволжский завод гусеничных тягачей». Вся выпускаемая продукция имеет официальный статус «Сделано в России».

Из последних новинок можно выделить новое поколение автогрейдеров серии TG – TG 140, TG 180, TG 200 и TG 250, производство которых ведется на заводе «Брянский арсенал». Машины оснащены мощными турбонаддувными двигателями ЯМЗ и обладают большим тяговым усилием, от 85 до 182 кН в зависимости от модели. Для машин характерны кабина с панорамным остеклением и эргономичным рабочим пространством, расширенная базовая комплектация с предпусковым подогревателем, бульдозерным отвалом и подготовкой для установки заднего рыхлителя.

Колесный экскаватор RM-Terex WX 200

Новинка «Тверского экскаватора» – модель колесного экскаватора WX 200 серии нового поколения WX. В этой машине сочетаются расширенная базовая комплектация и современные рабочие характеристики: объем ковша от 0,65 до 1,25 м3, глубина копания 5,6–7,1 м, усилие копания ковшом – 151 кН. В машине созданы комфортные условия работы для оператора, есть интеллектуальная система управления. Гидравлическая система обеспечивает распределение потока между исполнительными механизмами независимо от приходящихся на них нагрузок. Эта техника уверенно работает на грунтах до IV категории включительно.

ОАО «Промтрактор» (входит в состав концерна «Тракторные заводы») – единственный в России завод, входящий в четверку мировых предприятий-лидеров по производству тяжелой бульдозерно-рыхлительной и трубоукладочной техники. Под маркой «ЧЕТРА» на заводе выпускаются бульдозеры, трубоукладчики, гусеничные экскаваторы, фронтальные погрузчики.

Тест-драйв обновленных бульдозеров ЧЕТРА Т9.01ЯБ-1, Т11.02КБР-1, Т25.01К1БР-1, Т35.01ЯБЛ-3, Т11.02КМБЛ-3, Т-11.02ЯБ-1

Осенью прошлого года в Чебоксарах был устроен тест-драйв обновленных бульдозеров ЧЕТРА Т9.01ЯБ-1, Т11.02КБР-1 с модернизированной гидромеханической трансмиссией, Т25.01К1БР-1, Т35.01ЯБЛ-3, Т11.02КМБЛ-3 с системой нивелирования Leica, Т-11.02ЯБ-1 с модернизированной кабиной.

Применение модернизированной ГМТ с блокируемым гидротрансформатором позволило повысить производительность бульдозера на 10% и на столько же снизить расход топлива. Модернизация означает исключение гидротрансформатора из цепи передачи мощности от двигателя к ведущим колесам трактора на режимах легких и средних внешних нагрузок с целью повышения КПД трансмиссии и тягового КПД трактора на транспортном режиме и режимах, близких к номинальному тяговому усилию трактора.

Система нивелирования Leica Geosystems благодаря сигналам, полученным со спутников GPS/ ГЛОНАСС и от базовой станции, определяет положение машины и кромки бульдозерного отвала относительно проекта. В итоге система Leica позволяет увеличить производительность машин, а также оптимизировать затраты при любых землеройных работах. Оператор бульдозера ЧЕТРА Т11.02КМБЛ-3 может управлять лишь ходом машины, тогда как положение отвала в пространстве задает система нивелирования. Когда оператор переключает компьютер в автоматический режим, отвал самостоятельно корректирует свое положение в соответствии с проектной отметкой.

Первый бульдозер Б9 собрали на ЧТЗ под Новый год

«Челябинский тракторный завод» – «Уралтрак» (входит в научно-производственную корпорацию «Уралвагонзавод») – промышленное объединение по производству и продаже широкой гаммы колесной и гусеничной дорожно-строительной техники: бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков.

По информации пресс-службы ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК», в начале этого года на заводе собрали первый бульдозер Б9 девятого класса тяги. Это самый легкий промышленный бульдозер в заводской линейке, родоначальник новой категории машин, он меньше по габаритам и дешевле традиционных серийных бульдозеров Б10М и Б11 десятого (среднего) класса. Б9 получился не только короче своих предшественников на 20 см (без отвала), но и легче на 2 т. В машине используется серийная трансмиссия – гидротрансформатор и коробка ГМТ от бульдозера Б11, только в согласующем редукторе есть изменения. У «облегченного» трактора укороченная рама и 5-катковая тележка (сегодня на ЧТЗ используются 6-катковые тележки). Вместо планетарного бортредуктора применен более «бюджетный» и простой в изготовлении рядный редуктор. Двигатель ЯМЗ мощностью 158 л. с. используется вместо 190-сильного. В итоге «теряются» 32 л.с., но заметным становится выигрыш в расходе топлива, который снижается на 17%. Учитывая высокую цену на солярку, можно ощутимо уменьшить стоимость кубометра разрабатываемого грунта. По словам главного конструктора заводского специализированного КБ по дорожно-строительной технике Л. Вершинского, со временем «девятка» полностью перейдет на управление джойстиками.