«Инженериум» Volvo Trucks

Накануне новогодних праздников Volvo Trucks провела мероприятие в новом формате под названием «Инженериум». Перед журналистами профильных изданий выступили специалисты компании Volvo с обзором интересных проектов 2018 года. Официальные выступления сразу же переросли в неформальное обсуждение, причем особый интерес вызвала газомоторная тема.

Проекты для майнингового сегмента

Сессию открыл руководитель майнингового сегмента Volvo Trucks Виталий Гетьман, рассказавший о достаточно сложных проектах, выполненных для добывающих и строительных предприятий. Каталог стандартных спецификаций Volvo Trucks для России насчитывает свыше 600 вариантов комплектации на каждую модель грузовика, а для глобального рынка по 2000 вариантов комплектации для тех же самых моделей, включая варианты для жаркого и влажного климата, которые нам не нужны. Кроме того, завод может выполнить нестандартные доработки грузовика, а что не может сделать завод или слишком дорого и долго, то выполняют Трак-Центры, авторизованные дилеры и кузовостроители.

Автономный тягач Vera

В рамках майнингового сегмента были выполнены следующие крупные проекты.

1. Привязка бетононасосной надстройки Putzmeister со 56-метровой стрелой к шасси Volvo 10x4. Стояла задача смонтировать надстройку на 5-осное шасси, выпуск которого Volvo только-только начала. Использовали нестандартную колесную базу 5800 мм и соответствующие компоненты, чтобы надстройка вместилась, при этом в районе задней подвески оставался конфликт с надстройкой. Шасси полностью собрали на заводе в Гётеборге и поставили в Россию. Подвеску дорабатывали на сервисной станции: разобрали подвеску последней оси, переставили поперечину на 180°, и точки крепления опустились на 60 мм, также доработали площадку на оси, на которой крепится V-образная тяга, и она опустилась на ту же величину – это как раз было расстояние, которого не хватало бетононасосу.

Это техническое решение затем повторил израильский дилер Volvo Trucks.

2. Проект для автомобильного завода «Чайка-сервис», который выполнял для заказчика ПАО «Полюс»: привязку 70-метрового телескопического подъемника для работы в карьере с возможностью развертывания на неровной площадке с большим градиентом. Подъемник предполагалось использовать для превентивного обрушения опасных склонов карьера. К шасси предъявлялись следующие требования: колесная формула 8х6 с односкатной ошиновкой, обеспечивающая максимальную проходимость. Надстройщик четко задал расположение компонентов на шасси, чтобы разойтись с надстройкой, и шасси было скомпоновано по его требованиям на заводе – переместили ряд компонентов, чтобы освободить место под опоры. Кроме того, заказчик хотел использовать шины повышенной проходимости отечественного производства 425/85 R21, которые больше стандартных, и нужно было это учесть. Так как автомобиль предназначен для эксплуатации в тяжелых условиях, алюминиевые компоненты – кронштейны для крыльев и других элементов – заменили стальными. «Чайка-сервис» самостоятельно установила шины на заказные диски.

Бетононасос Putzmeister на 5-осном шасси Volvo

3. Седельно-балластный тяжеловозный тягач для Мирнинского ГОКа компании «Алроса». По техническому заданию тягач должен быть полноприводным 6х6 с двускатной ошиновской колес задней тележки, тягач должен быть в исполнении «тяни-толкай», то есть с тягово-сцепными устройствами спереди и сзади, и на тягаче должно быть ССУ для транспортировки полуприцепа-тяжеловоза с фронтальным заездом или под балластную платформу. Для гидростанции полуприцепа-тяжеловоза требовалось подвести питание 24В, а сцепные устройства должны располагаться на определенной высоте 875 мм, ибо так расположены дышла. Доработки распределили между заводом, кузовостроителем и сервисной станцией. Лучшей коробкой передач для тяжеловозов считается гидромеханический автомат с гидротрансформатором, который, к счастью, выпускает Volvo Construction. Завод собрал автомобиль с выпущенной вперед рамой, буксирными поперечинами спереди и сзади и сцепными устройствами Rockinger 56E на них, причем была проведена адаптация поперечин по высоте, как того хотел заказчик.

Розетка для питания гидростанции на седельно-балластном тягаче

Была изготовлена балластная платформа, которая представляет собой полноценную бортовую платформу и может использоваться для перевозки различных грузов. Платформа устанавливается на ССУ краном и фиксируется контейнерными замками.

Сервисный центр вывел розетку на аккумуляторный ящик для питания гидростанции полуприцепа-тяжеловоза.

Кроме этих трех, в 2018 г. было подготовлено специальное шасси под самосвал «Тонар» также для компании «Алроса».

Переднее тягово-сцепное устройство седельно-балластного тягача

Инженерные вопросы

Далее выступил ведущий инженер Volvo Trucks Артём Эйдман, который поделился информацией о проектировании автомобилей и нестандартных инженерных решениях. Он начал с того, что в «Вольво Восток» есть несколько центров технической компетенции: технический отдел послепродажного обслуживания, учебный центр «Вольво» и отдел развития продукта. Отдел продукта занимается решением технических вопросов, связанных с направлением продажи.

Какие же вопросы инженерные? Это подбор оптимальной модели и компоновки автомобиля, исходя из поставленной транспортной задачи. Второе, это корректный подбор силовой линии (баланс производительности или экономичности), поиск и расчет различных характеристик будущего автомобиля. Далее, это работа с кузовостроителями. Ряд примеров такой работы показан выше.

Автономный мусоровоз

Плюс к этому проработка эксклюзивных решений и ответы на вопросы, касающиеся комфорта в автомобиле. Финальное – это подготовка автомобилей к производству.

В течение 2018 г. реализовали ряд проектов с нестандартными инженерными решениями:

1. В качестве примера работы с силовой линией г-н Эйдман привел клиента из Подмосковья, который занимается перевозкой нерудных материалов и строительной техники на тралах. В основном это трассовый режим эксплуатации плюс тяжелые условия при выезде из карьера. Клиент в течение нескольких лет закупал тягачи Volvo FH 6x4 с двигателями D13C420, механическими КП, двухступенчатыми мостами с передаточным числом 3,61. Главная цель, которую преследовал клиент при обращении в «Вольво Тракс», это сокращение расхода топлива.

Изучив проблему, специалисты «Вольво Тракс» предложили автомобиль с более экономичной силовой линией: более мощный двигатель D13C460 в сочетании с АКП I-shift Overdrive с повышающей передачей, одноступенчатые мосты, экономящие массу и снижающие потери в трансмиссии. Передаточное число моста увеличилось до 3,78, но за счет применения повышающей КП суммарное передаточное число силовой линии уменьшилось, и автомобиль стал более скоростным на трассе. В сочетании с более мощным двигателем это позволило сохранить ту же производительность. В итоге расход топлива упал на 4–6 л по сравнению с предыдущей спецификацией, что составляет 10–12% от общего расхода. Клиент заказал 3 тягача по этой спецификации.

Аэродромный тягач с колесной базой 6000 мм

2. Нестандартный тягач под аэродромный заправщик. Несколько лет назад клиент заказывал подобный тягач, стандартная компоновка для которого не подходила в принципе, и ее переделывали на сервисной станции: обрезали задний свес, перенесли топливный бак и аккумуляторный ящик, чтобы поставить на шасси заправочное оборудование, установили профили под специальное ССУ.

При заказе в 2018 г. клиент потребовал, чтобы автомобиль был российского производства в виде комплектного седельного тягача. Использовали седельный тягач Volvo FM калужского производства с 11-литровым двигателем D11С, и необходимые доработки были выполнены заводом в Калуге. Прежде всего увеличили колесную базу с 3800 до 6000 мм. Бак, аккумуляторный ящик, крылья, профили под ССУ установили на заводе. Получился полностью российский автомобиль по спецификации заказчика.

Автономный подземный автомобиль

3. Проект лесовоза с ROPS-защитой кабины для клиента из Иркутской области. У Volvo был опыт поставки автомобиля с ROPS (машина 6х6 с КМУ). ROPS делают двух видов: мощный щит за кабиной либо внешний каркас кабины. Для второго варианта встает вопрос, как обеспечить откидывание кабины: либо делать защиту высокой, либо сделать ее шире кабины с небольшим зазором, выходя за габарит.

Крепление защиты на саму кабину позволяет упростить процесс откидывания кабины, но увеличивает нагрузку на подвеску кабины и не воспринимает нагрузку эффективно при перевороте. Поскольку клиенту важно было защитить автомобиль от переворота и от падения бревен при погрузке, был выбран вариант ROPS в виде внешнего каркаса. То, что он негабаритный, не вызывает проблем, так как автомобили планировались к работе на технологических дорогах. За кабиной потребовалось дополнительное место для установки колонны ROPS, к которой крепится пространственная ферма. Спереди защита крепится к штатным местам крепления переднего навесного оборудования. При этом на модели FMX сохранилось функциональное переднее сцепное устройство. При необходимости откинуть кабину поперечина спереди откидывается на поворотной петле. Для транспортировки к месту эксплуатации защита разбирается и упаковывается на платформе лесовоза.

Аэродромный тягач с колесной базой 6000 мм

Сервисная поддержка

Специалист отдела послепродажного обслуживания Volvo Trucks Александр Хвойницкий представил передовые решения в области сервисной поддержки клиентов и начал с сервисных контрактов. Сервисные контракты заключаются напрямую с «Вольво Восток», сервисные станции являются подрядчиками. Есть три основных продукта: синий контракт на регламентное обслуживание, серебряный, покрывающий обслуживание и силовую линию (двигатель – КП – мост), золотой контракт покрывает обслуживание и ремонт автомобиля полностью.

Клиенты становятся все более требовательными, и Volvo Trucks стремится расширить сервис до контроля над полной стоимостью владения автомобилем. Для этого собирают и обобщают информацию от российских, латиноамериканских клиентов с похожими условиями эксплуатации. Определяют ресурс того или иного агрегата, появляются решения по усовершенствованию конструкции или комплектации, становится возможным регулировать интервал замены масел и фильтров, а также планировать предупредительные ремонты. Таким образом можно выстроить финансовую модель владения автомобилем вплоть до его продажи.

Седельно-балластный тягач для компании «Алроса»

Сейчас в России запущены три проекта контроля над стоимостью владения. Чтобы добиться желаемого, «Вольво Восток» движется навстречу клиенту и предлагает обслуживание и ремонт на территории заказчика. Здесь развивают два направления: стационарные точки на базе каких-либо мастерских и СТО в чистом поле.

Разработали также сервисный контакт, который позволяет застраховать риски эксплуатации в неблагоприятных условиях. Он представляет собой обычный синий сервисный контракт, который покрывает ТО, плюс специальная подготовка электро- и пневмосистемы – гидроизоляция, с тем, чтобы клиент в течение действия контракта не беспокоился об эксплуатации в неблагоприятных условиях, в агрессивной дорожной среде. Кроме электро- и пневмосистем могут защищаться другие системы и агрегаты в соответствии с условиями эксплуатации.

Для автомобилей старше пяти лет разработан контракт «5+», по которому клиент получает большой комплекс финансовых привилегий: скидку на оригинальные запчасти от 20% от розничной стоимости, фирменное СТО, гарантию на работы и запчасти.

Сортиментовоз с каркасом ROPS

Перспективные технологии

Инженер Volvo Trucks Анатолий Кругляков представил решения в области технологий недалекого будущего – автомобилей на электротяге, LNG и автономных транспортных средств.

Первым шагом, реализованным Volvo Trucks на пути автоматизации, был самосвал, который работает в шахте в Швеции. Взрывные работы в шахте ограничивают доступ в нее людей примерно на 20 часов. Но автономный самосвал может работать все это время. Сложность в том, что автомобиль движется в узком пространстве и важна точность управления. На примере этого автомобиля компания решила проблему взаимодействия с окружающей средой без системы глобального позиционирования – автомобиль движется по заданному маршруту, ориентируясь в ограниченном пространстве.

Автономный самосвал

Второй пример автономного движения – мусоровоз. Машина движется по маршруту от одного мусорного бака к другому, команде мусоровоза остается только выгружать контейнеры в приемный бункер. Дополнительный бонус в том, что электроника реагирует на внезапное появление препятствия быстрее человека.

Третий пример автономного движения – самосвал для сбора тростника в Бразилии. Автономность решает специфическую проблему: при движении по полю автомобиль должен двигаться строго между рядками, наезд на рядок уменьшит его урожайность в следующем сезоне. Автоматика справляется с этой задачей лучше человека, плюс самосвал движется за комбайном с той же скоростью. Водитель принимает на себя управление при движении самосвала вне поля.

Это были не коммерческие проекты, а пробные. На основе опыта, полученного при создании перечисленных транспортных средств, Volvo Trucks построила концепт полностью автономного автомобиля – седельного тягача Vera на электротяге. Задача этого транспортного средства не просто двигаться автономно, а двигаться, взаимодействуя с дорожной инфраструктурой. Этот автомобиль предназначен для работы на ограниченной территории: в аэропортах, грузовых терминалах. Группа таких тягачей повышает эффективность предприятия плюс заботится о безопасности движения, так как поддерживается постоянная связь с центром и через центр друг с другом. Центр может спланировать движение так, что пересечения автомобили будут проходить, не притормаживая.

Седельно-балластный тягач для компании «Алроса»

Недавно Volvo Trucks представила первый коммерческий продукт с автономным движением. Это самосвальный автопоезд, работающий на добыче известняка в Норвегии. Добывающая компания заказала шесть таких автопоездов, задача которых двигаться по фиксированному маршруту от забоя до станции выгрузки. Управлением автопоездами фактически занимается оператор погрузчика, который подает сигнал на погрузку.

Электромобильность для грузового транспорта связана с проблемой запаса хода, и подлинный прорыв будет, только когда появятся более емкие, компактные и легкие аккумуляторы. Пока запас хода составляет порядка 200 км, чего должно хватать для эксплуатации в городе. Электромобиль, в принципе, создан для города, так как у него полное отсутствие выхлопов и низкий уровень шума. В 2018 г. Volvo Trucks представила электрические FL и FE для городской эксплуатации в качестве шасси для развозных грузовичков, мусоровозов и других коммунальных машин.

Кому нужен больший запас хода, может обратить внимание на предложение Volvo Trucks в области сжиженного природного газа (LNG, СПГ). Гамма включает автомобили двух типов: FM и FX с разными задачами и разными колесными формулами, начиная с тягача 4х2 и заканчивая шасси 8х4.

Телескопический подъемник, смонтированный на 4-осное шасси заводом «Чайка-Сервис»
 

Таким образом, Volvo Trucks активно работает с такими сегментами, как майнинг, лесная и коммунальная техника, разрабатывая для них конкурентоспособные продукты. Одновременно компания работает над перспективными продуктами, и не просто работает, а уже предлагает коммерческие решения в таких областях, как автономные автомобили, автомобили на электрической тяге и газомоторном топливе. В области сервиса компания также предпринимает действия, известные в горной отрасли – обслуживание и ремонт на территории заказчика, регулирование межсервисных интервалов в зависимости от условий эксплуатации и плановый предупредительный ремонт.

компании из статьи
компании из статьи