Импорт дорожной техники в Россию в I квартале 2018 года*

Все более очевидным становится факт восстановления рынка дорожно-строительной техники, который из года в год продолжает набирать свои обороты. И хотя общие показатели еще далеки от «докризисных», уже сейчас можно говорить о том, что отечественный рынок является важным и перспективным для международных компаний, особенно учитывая усилившуюся конкуренцию в ряде направлений. В данной статье будет рассмотрен импорт основных видов машин для работы с асфальтом, а именно асфальтоукладчиков, дорожных фрез, а также тандемных, грунтовых и пневмоколесных катков.


* Анализ внешнеторгового рынка проведен без учета данных по странам Таможенного союза.

Общая динамика импорта данных машин, которая наблюдалась в самый разгар кризиса, а именно в 2014–2015 гг., схожа по всем позициям, за некоторыми исключениями. Достаточно стабильный рост, продолжавшийся вплоть до 2013 г., сменился сокращением поставок уже в 2014 г., а когда политико-экономическая ситуация еще более усугубилась, в 2015 г. можно было наблюдать серьезное падение показателей. Однако, начиная с итогов 2016 г., рынок полностью выбрался из минусовых показателей, а данные за 2017 г. говорят о стабильной положительной динамике импорта дорожной техники по всем направлениям. Наибольшие показатели у импорта асфальтоукладчиков (прирост 84,3%), сразу за ними идут дорожные фрезы (прирост 82,5%), пневмоколесные катки (прирост 67,3%), тандемные катки (прирост 48,5%) и грунтовые катки (прирост 46,6%).

Сравнительная динамика импорта дорожной техники в 2013–2017 гг., ед.

Переходя к анализу оперативных данных за I кв. 2018 г., подготовленных специалистами компании ID-Marketing, отметим, что данный период является не самым активным в продажах и по началу года не всегда можно отследить зависимость тех или иных факторов, влияющих на рынок. Тем не менее по ключевым позициям, к которым относим асфальтоукладчики, а также тандемные и грунтовые катки, мы продолжаем наблюдать наращивание объемов импорта соответствующей техники иностранными компаниями. Дорожные фрезы и пневмоколесные катки являются наименее емкими частями рынка, их импорт снизился на 10 и 25% соответственно.

Сравнительная динамика импорта дорожной техники в январе – марте 2017–2018 гг., ед.

Перейдем к анализу каждого направления рассматриваемых машин и начнем с наиболее емкого и популярного сегмента тандемных вибрационных катков. До введения утилизационного сбора доля подержанных катков в импорте данного вида техники доходила до 50%. По итогам I кв. 2018 г. таковых уже насчитывалось всего 7,7%. Продолжает удерживать лидирующую позицию среди марок немецкий производитель дорожных катков Hamm. В начале 2018 г. их импорт остался на уровне аналогичного периода прошлого года, сократившись на 3 единицы. При этом доля составила 45,8% (в январе – марте 2017 г. 54,8%). Аналогичное снижение наблюдается и у компании Dynapac. Намного активнее, чем в прошлом году, начала год марка Bomag, импорт техники которой увеличился в 2,75 раза, а доля достигла 13,1%. Особо отметим XCMG. Ввоз тандемных катков китайского производителя только за I кв. вдвое превысил показатели всего 2017 г., что говорит об усилении конкуренции теперь уже и со стороны азиатских производителей. В рейтинге ведущих поставщиков тандемных катков лидируют ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис», ООО «Динапак» и ООО «Файат Бомаг Рус», импортирующие исключительно новую технику.

Импорт основных марок тандемных вибрационных катков в Россию в январе – марте 2018 г., %

В более ранние периоды основой импорта грунтовых катков являлась новая техника, доля подержанной доходила до 10–15%. По итогам I кв. 2018 г. можно с уверенностью констатировать: утилизационный сбор продолжает работать! В рассматриваемом периоде вся техника иностранных брендов была импортирована с отметкой «новая». Справедливости ради уточним, что в данных есть одна подержанная машина Hamm 3412HT.

Одной из особенностей рынка является рост популярности китайской продукции, что становится все более очевидным, и судя по общей динамике, позиции производителей из Поднебесной продолжают укрепляться. В 2013 г. доля представителей Китая в рейтинге стран составляла 32,7%, по итогам 2014 г. их доля увеличилась до 43,5%, а в I кв. 2018 г. – 42,4%. Вдобавок ко всему в январе – марте 2018 г. лидером стала марка XCMG, увеличившая в 6 раз объемы импорта грунтовых катков в Россию по сравнению с I кв. 2017 г. Отметим, что среди катков, собранных в Китае, присутствуют 5 машин Caterpillar. На второй и третьей позиции расположились Ammann и Hamm, увеличившие объемы ввоза на 90,9 и 16,7% соответственно.

Среди получателей в рассматриваемом периоде лидируют ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис» и ООО «Файат Бомаг Рус».

Импорт основных марок грунтовых катков в Россию в январе – марте 2018 г., %

Последним из рассматриваемых нами видов уплотнительных машин являются пневмоколесные катки. Основным их преимуществом является возможность изменения давления воздуха в шинах, что позволяет регулировать величину их контакта с поверхностью грунта, меняя тем самым удельное давление. Несмотря на это на сегодняшний день пневмоколесные катки не так популярны по сравнению с другими видами дорожной техники, и объемы импорта находятся на весьма скромном уровне. В I кв. 2018 г. в Россию было ввезено всего 4 различные марки пневмоколесных машин, из которых лидером является Hamm. Его доля составила 66,7%, притом что прироста показателей в натуральном выражении относительно предыдущего периода не наблюдается. Наиболее популярной моделью стала Hamm GRW15. Также под данным брендом были ввезены катки Hamm GRW10 и Hamm GRW280-10.

С российской стороны в I кв. 2018 г. в операциях по ввозу пневмоколесных катков приняло участие всего 5 компаний, из которых явным лидером является ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис».

Импорт основных марок пневмоколесных катков в Россию в январе – марте 2018 г., %

Асфальтоукладчик – одна из основных дорожных машин, которая по своей конструкции является наиболее технически сложной. Главная ее функция заключается в укладке слоев асфальтобетонного покрытия, а именно распределении и предварительном уплотнении асфальтобетонной смеси.

До введения утилизационного сбора на подержанные машины приходилось порядка 40% поставок, причем львиная их доля принадлежала японским производителям Hanta, Sumitomo и Mitsubishi. По итогам I кв. 2018 г. на «бэушную» технику пришлось 20% объемов импорта. Снижение поставок является менее заметным относительно других видов строительной техники, тем не менее общая тенденция наблюдается и на рынке асфальтоукладчиков.

Возглавляет рейтинг основных марок немецкий производитель дорожно-строительной техники Vögele, входящий в структуру Wirtgen Group, практически на 20% увеличивший ввоз асфальтоукладчиков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом доля марки в сравниваемых периодах осталась на уровне 50%. На 26,7% вырос ввоз Volvo, что позволило шведскому производителю закрепиться на второй позиции.

ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис» с маркой Vögele уверенно лидирует по количеству ввезенных асфальтоукладчиков. Доля компании по итогам рассматриваемого периода составила практически 50%. На втором месте закрепилось ЗАО «Вольво Восток». Замыкает тройку ООО «Файат Бомаг Рус».

Импорт основных марок асфальтоукладчиков в Россию в январе – марте 2018 г., %

Дорожная фреза используется для удаления верхнего слоя дорожных покрытий, в том числе выбоин, неровностей и других дефектов покрытия для получения поверхности, пригодной для передвижения или укладки нового покрытия. Большинство фрез было ввезено ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис» под маркой Wirtgen. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поставки фрез данной марки сократились на 27%, что привело к падению доли до 70%. Сразу шесть машин в начале 2018 г. против одной в аналогичном периоде 2017 г. ввезено под брендом Caterpillar.

Импорт основных марок дорожных фрез в Россию в январе – марте 2018 г., %

Подводя итог, продолжаем отмечать положительное влияние утилизационного сбора с точки зрения качественной составляющей рынка, а именно снижения возраста ввозимых машин. Тенденция к уменьшению подержанной техники в российском импорте прослеживается уже на протяжении последних двух лет с момента введения ограничений. Кроме того, наблюдается активность и со стороны китайских производителей, которые принимают все более активное участие в борьбе за своего покупателя и в некоторых сегментах уже превзо­шли своих европейских коллег.