Инструмент экономической эффективности карьерной техники
Определение оптимального состава парка карьерной техники в условиях работы площадки клиента
Экономическая эффективность парка машин, задействованных на экскавации и транспортировке взрыхлённого грунта, является ключевым аспектом успешной работы в отрасли добычи полезных ископаемых. Определение наиболее оптимального состава парка, способного гарантированно обеспечить выполнение требуемого объёма работ с минимальной себестоимостью, является актуальной задачей в условиях высокой конкуренции и большого разнообразия карьерной техники, представленной на российском рынке.
Исходя из практики ключевого дистрибьютера по поставке и обслуживанию строительной и карьерной техники в России, компания «Русбизнесавто» предлагает широкую номенклатуру машин для горно-капитальных и открытых горных работ (ГКР и ОГР). Перечень некоторых видов техники представлен в таблице 1.
Техника |
Бренд |
Количество моделей |
Описание |
---|---|---|---|
Экскаваторы |
LGCE/ LGMG |
13 |
масса до 130 т |
Самосвалы |
LGMG |
9 |
г/п до 90 т |
Погрузчики |
LGCE |
12 |
г/п до 8 т |
Бульдозеры |
Zoomlion, |
5 |
масса до 55 т |
Грейдеры |
LGCE |
5 |
масса до 25 т |
Катки |
LGCE |
6 |
масса до 20 т |
Вспомогательная техника |
КАМАЗ и другие |
>10 |
Вахтовый автобус, КМУ, КДМ, прочее |
Из множества возможных вариантов комплектаций парка техники с разными характеристиками машин (табл. 1), наиболее оптимальным будет тот, при котором соблюдаются сроки выполнения работ, а стоимость владения минимальна.
Для определения наиболее эффективного модельного ряда, компанией «Русбизнесавто» разработан инструмент (перцептрон, нейросеть), базирующийся на динамической математической модели (рис. 1).
Учитывается совокупность факторов влияющих на производительность и себестоимость парка техники: фракционный состав и физико-механические характеристики горной массы, квалификация операторов, климатические условия, маршрут транспортировки, стоимость машин, навесного оборудования, их ресурс и другие факторы.
Представленный алгоритм наглядно демонстрирует принцип расчёта, возможных вариантов комплектаций парка техникой.
Результатом расчётов является наиболее экономически эффективный состав парка при условии минимальной себестоимости ведения работ. Учитывается номенклатура предлагаемых машин, согласно требуемым видам работ и текущим условиям их эксплуатации на производственной площадке заказчика.
Для получения рекомендаций по выбору оптимального парка карьерной техники, клиенту необходимо заполнить опросную анкету (https://disk.yandex.ru/d/FDdJQotmfO9zkA), которая послужит основой для проведения анализа. В зависимости от полноты предоставленных данных cпециалисты компании «Русбизнесавто» проведут расчёт и заказчик получит результат в удобном формате. В предлагаемых рекомендациях отражаются производственные и экономические показатели которые можно использовать для оценки инвестиционной привлекательности проектов по ведению ГКР и ОГР.
Анкету с вопросами можно получить у Константина Логачёва: logachev.k@rbauto.ru или по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/FDdJQotmfO9zkA или
Использование разработанного инновационного инструмента в деятельности компаний позволит снизить организационные, финансовые, экономические и технологические риски, оказывающие влияние на планирование расходов и доходов как текущих, так и потенциальных проектов.
При применении результата расчётов на практике необходимо учитывать возможное отклонение от рассчитываемых и ожидаемых значений. Одна из причин — уровень квалификации операторов.
В математической модели реализована возможность прогнозирования работы парка в зависимости от навыков операторов. Разница в стоимости владения техникой может достигать более 40% — чем выше уровень, тем ниже себестоимость ведения работ.
Стиль и навыки управления машинами существенно влияют на итоговые показатели, такие как: время цикла, заполнение ковша, производительность парка, проектный ресурс техники, ходимость шин, расход топлива, простои, корректность загрузки и прочее.
Рассмотрим, как работает алгоритм «Русбизнесавто». Клиент планирует принять участие в торгах на оказание услуг по ведению ОГР. В рамках потенциального проекта, в течение 5 лет необходимо осуществлять работы по экскавации и транспортировке вскрыши (породы) без использования вспомогательных машин и оборудования.
Цель: определить экономически эффективный парк техники клиента.
По условию индикативного технического задания:
- место ведения работ: Красноярский край;
- характеристика ГМ приведена в таблице 2;
- объём ГМ и плечи перевозки: представлены в таблице 3;
- характеристика маршрута транспортировки по годам приведена на рисунке 2;
- трудность экскавации соответствует третьему классу;
- фракционный состав вскрыши: до 100 мм – 80%, 101…250 мм – 15%, 251…500 мм – 3%, 501…750 мм – 1%; 751…1 000 мм – 1%;
- режим работы карьера: 365 дней в году;
- количество рабочих смен в сутки: 2;
- эффективное время работы смены: 10,5 часов;
- простои парка техники по причине непогоды происходят в зимний период с общей продолжительностью 30 календарных дней;
- ограничение по максимальной скорости движения самосвалов в карьере: 35 км/час;
- квалификация операторов: средняя;
- заработная плата операторов экскаватора 200 тыс. рублей/месяц, а самосвала 185 тыс. рублей/месяц до вычета налога на человека;
- планируемая ротация кадров: 5% в год;
- график работы: вахта 60/30;
- компенсация затрат на билеты на одного оператора в вахту: 15 000 рублей;
- затраты на питание: 1 000 рублей/сутки; проживание: 1 500 рублей/сутки; стоимость спецодежды: 45 000 рублей/год;
- стоимость предрейсового медосмотра: 50 рублей/оператор;
- среднегодовая стоимость дизельного топлива: 65 рублей/литр;
ТО и ремонты: силами компании «Русбизнесавто»; - основной приоритет – выдержка объёма работ, согласно плану (табл. 3).
Материал (порода) |
Алевролиты |
Аргиллиты |
Доля материала, % |
50% |
50% |
Плотность, т/м3 |
2,66 |
1,95 |
Коэффициент разрыхления |
1,12 |
1,12 |
Коэффициент крепости по М.М. Протодьяконова |
4 |
2 |
Год |
Объём горной массы, тыс. м3 |
Плечо, км |
---|---|---|
1 |
2 900 |
2,0 |
2 |
3 300 |
2,3 |
3 |
3 900 |
2,4 |
4 |
4 100 |
2,4 |
5 |
3 500 |
2,5 |
Рисунок 2 – Характеристика маршрута транспортировки вскрыши (породы) по годам
Определение наиболее благоприятных комбинаций состава парка карьерной техники производится на основе предоставленной анкеты от клиента.
Результат расчёта по первому году проекта отражён на рисунке №3, погодовой расчёт отображён в таблице №4.
Рисунок 3 – Сравнительная оценка себестоимостей и часовых производительностей наиболее благоприятных комбинаций состава парка техники в 1-й год проекта. Учитываются условия эксплуатации на производственной площадке и текущие цены на технику.
Наименование |
Ед. изм. |
ГОД 1 |
ГОД 2 |
ГОД 3 |
ГОД 4 |
ГОД 5 |
---|---|---|---|---|---|---|
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ТЕХНИКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ |
||||||
Экскаватор |
Модель |
E6650FEH |
E6650FEH |
E6500F |
E6650FEH |
E6650FEH |
Количество |
Ед. |
2 |
2 |
4 |
3 |
4 |
Себестоимость |
руб./м3 с НДС |
40,19 |
39,55 |
47,99 |
46,72 |
40,15 |
Самосвал |
Модель |
МТ106Н |
МТ96Н |
МТ106Н |
МТ106Н |
МТ106Н |
Количество |
Ед. |
7 |
8 |
11 |
11 |
15 |
Себестоимость |
руб./м3 с НДС |
91,41 |
96,79 |
105,23 |
103,60 |
88,44 |
Общая себестоимость |
руб./м3 с НДС |
131,60 |
136,34 |
153,22 |
150,32 |
128,59 |
ОПТИМАЛЬНАЯ ТЕХНИКА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЕКТЕ |
||||||
Экскаватор |
Модель |
E6650FEH |
E6650FEH |
E6650FEH |
E6650FEH |
E6650FEH |
Количество |
Ед. |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
Себестоимость |
руб./м3 с НДС |
40,19 |
39,55 |
42,58 |
46,72 |
40,15 |
Самосвал |
Модель |
МТ106Н |
МТ106Н |
МТ106Н |
МТ106Н |
МТ106Н |
Количество |
Ед. |
7 |
9 |
11 |
11 |
15 |
Себестоимость |
руб./м3 с НДС |
91,41 |
105,46 |
105,23 |
103,60 |
88,44 |
Общая себестоимость |
руб./м3 с НДС |
131,60 |
145,01 |
147,81 |
150,32 |
128,59 |
Отклонение от теоретического |
% |
0,00% |
5,98% |
-3,66% |
0,00% |
0,00% |
Исходя из алгоритма «Русбизнесавто», дифференцируются среднегодовые затраты на владение парком карьерной техники в пересчёте на единицу горной массы (рис. 5).
Рисунок 5 – Калькуляция затрат в себестоимости владения техникой.
Клиент компании получает производственные и экономические данные, отражающие эффективность эксплуатации целесообразного парка техники на срок ведения проекта. Некоторые из предлагаемых параметров представлены в таблице №4. Расчёт показателей ведётся, согласно обновлению машин по достижению их предельного ресурса, что можно наблюдать на 5 году эксплуатации.
Наименование параметра |
Ед. изм. |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Экскаваторы |
||||||||||
Среднемесячная производительность экскаватора в целике |
тыс. м3 / мес. |
183 834 |
166 254 |
164 105 |
167 657 |
137 456 |
||||
Часовой запас топлива по объёму топливного бака |
час |
18,48 |
13,27 |
19,85 |
13,27 |
13,27 |
||||
Годовые затраты на дизельное топливо на парк экскаваторов |
тыс. руб/год |
41 585 |
57 217 |
56 637 |
86 550 |
70 959 |
||||
Плановая наработка ковша экскаватора до капитального ремонта |
час |
8 833 |
8 833 |
8 833 |
8 833 |
8 833 |
||||
Среднее количество ремонтов ковша в год |
раз/год |
0,76 |
0,76 |
0,74 |
0,76 |
0,62 |
||||
Стоимость ремонтов ковшей на парк экскаваторов |
тыс. руб/год |
1 231,72 |
1 231,72 |
1 801,88 |
1 840,89 |
1 509,27 |
||||
Фонд оплаты труда операторов на парк экскаваторов в год |
тыс. руб/год |
13 480 |
13 480 |
19 471 |
19 471 |
19 471 |
||||
Затраты на содержание операторов на парк экскаваторов по среднему объёму в год |
тыс. руб/год |
25 947 |
25 947 |
37 483 |
37 483 |
37 483 |
||||
Стоимость ежегодного транспортного налога на экскаватор |
рублей/ год |
11 750 |
11 750 |
11 750 |
11 750 |
11 750 |
||||
Средняя ежегодная стоимость владения парком экскаваторов |
тыс. руб/год |
116 538 |
130 504 |
166 065 |
191 541 |
140 523 |
||||
Самосвалы |
||||||||||
Объём перевозимой горной массы самосвалом за рейс в целике |
м3 |
32,54 |
32,54 |
32,54 |
32,54 |
32,54 |
||||
Среднее количество циклов |
цикл/час |
2,13 |
1,89 |
1,84 |
1,84 |
1,69 |
||||
Общее время цикла |
мин |
18,31 |
20,55 |
21,12 |
21,12 |
22,92 |
||||
Средняя скорость движения груженым |
км/ч |
17,86 |
16,52 |
16,52 |
16,52 |
14,49 |
||||
Средняя скорость движения порожним |
км/ч |
29,43 |
29,43 |
29,43 |
29,43 |
29,66 |
||||
Часовая производительность одного автосамосвала |
т/час |
159,46 |
141,54 |
137,63 |
137,63 |
126,53 |
||||
Сменная производительность одного самосвала |
т/смена |
1 674 |
1 486 |
1 445 |
1 445 |
1 328 |
||||
Часовой запас топлива по объёму топливного бака |
час |
22,73 |
22,02 |
21,87 |
21,87 |
21,44 |
||||
Ходимость шин |
сутки |
275,91 |
265,48 |
261,73 |
261,49 |
273,07 |
||||
Среднегодовые затраты на шины на парк автосамосвалов |
тыс. руб/год |
19 438 |
25 659 |
31 018 |
31 451 |
25 983 |
||||
Штатное количество операторов на парк самосвалов |
человек |
29,00 |
38,00 |
46,00 |
46,00 |
46,00 |
||||
Фонд оплаты труда операторов на парк автосамосвалов |
тыс. руб/год |
40 177 |
52 646 |
63 730 |
63 730 |
63 730 |
||||
Затраты на содержание операторов на парк самосвалов |
тыс. руб/год |
78 818 |
103 273 |
125 019 |
125 019 |
125 019 |
||||
Средняя ежегодная стоимость владения парком самосвалов |
тыс. руб/год |
265 100 |
348 023 |
434 859 |
424 740 |
309 536 |
Компания «Русбизнесавто» готова помочь в расчёте парка техники, согласно имеющимся условиям эксплуатации и задач клиента. Заказчику будут предложены оптимальные машины для выполнения требуемого объёма работ и технико-экономическое обоснование расчёта. Это позволит спланировать работу парка.
Благодаря статусу официального дистрибьютора ведущих мировых брендов строительной и карьерной техники LGCE, LGMG, Zoomlion, компания «Русбизнесавто» оперативно осуществляет ремонт машин на площадке клиента (работает более 200 бригад ВТО), что также положительно влияет на итоговую экономику проекта.