Рост предложений «под заказ» и лидерство китайских брендов
Тренды и прогнозы рынка нового коммерческого транспорта
По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», за 2022 год было продано 172 тыс. единиц коммерческого транспорта. В некоторых категориях (например, легкий коммерческий транспорт) наблюдалось значительное (-48%) снижение продаж год к году, в других (например, «тяжелые» грузовики) – сокращение количества сделок стало менее заметным. На рынке LCV суммарная доля продукции брендов ГАЗ, УАЗ, LADA, Hyundai и JAC увеличилась с 69% в 2021 году до 81% в 2022 году. В структуре рынка новых среднетоннажных грузовиков заметно выросла доля бренда JAC – с 4,7% в 2021 году до 11,2% в 2022 году. Тренд на рост доли китайских производителей в 2022 затронул и рынок новых тяжелых грузовиков (доля бренда Shacman (Shaanxi) выросла с 3,6% до 14%, FAW – c 2,1% до 6,5%, Howo – c 2% до 5,4%).
В 2023 году эксперты агентства «АВТОСТАТ» прогнозируют дальнейший рост доли отечественных и китайских производителей на рынке. По их прогнозам, доля китайских производителей в сегменте тяжелых грузовиков (HCV) составит не менее 50%.
Как отметил заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Виктор Пушкарёв, 2022 год не отметился взрывным ростом цен на новый грузовой транспорт. Увеличение цен стало более выраженным в 2021 году, а в 2022 году рост цен соответствовал уровню инфляции.
Тренды онлайн-рынка коммерческих автомобилей от Авито Авто
Об основных тенденциях на онлайн-рынке коммерческого транспорта рассказала Анна Кравченко, менеджер по работе с ключевыми клиентами Авито Авто.
В 2022 году пик спроса на коммерческий транспорт и спецтехнику на Авито Авто пришелся на сентябрь 2022 года: в этот месяц ежедневная аудитория соответствующего раздела платформы превысила 1 млн пользователей. В конце января 2023 года также была зафиксирована высокая активность покупателей, аудитория раздела «Грузовики и спецтехника» на Авито Авто также превысила 1 млн пользователей.
В 2022 году увеличилась доля объявлений о продаже техники под заказ: в октябре 2021 года она составляла 15,1%, а к октябрю 2022 года достигла 22,6%.
Рейтинг регионов с самым высоким спросом на коммерческий транспорт и спецтехнику по итогам января 2023 года возглавляет Приволжский федеральный округ, на долю которого пришлось 11% от общего спроса по стране. На втором месте – Центральный ФО с долей от общефедерального спроса на коммерческий транспорт в 8%, на третьей строчке – Южный ФО с долей в 7%.
Тренды предложения: в каких категориях представлено больше всего нового транспорта
Больше всего доли нового коммерческого транспорта на Авито Авто в январе 2023 года году было представлено в категории «Прицепы» (доля предложений о продаже нового транспорта в разделе в январе составила 66,4%). Доля нового транспорта в разделе «Грузовики» на Авито Авто в январе 2022 года составила 36,8%, в разделе «Тягачи» – 26,2%. Доля нового коммерческого транспорта во всех категориях выросла в сравнении с январем 2022 года: в категории «Прицепы» – на 21,8 процентных пунктов, в категории «Грузовики» – на 13,5 п.п., в категории «Тягачи» – на 5,9 п.п.
Парк грузовиков с пробегом «помолодел» на 7 лет
На Авито Авто в январе 2023 года стало представлено больше грузовиков с пробегом относительно небольшого возраста. В 2020 году средний возраст продаваемых на платформе грузовиков с пробегом составлял 20 лет, в январе 2023 года – 13 лет.
Самые востребованные бренды грузовиков и тягачей: китайские производители вырываются вперед
В 2022 году покупатели грузовиков (новых и с пробегом), как и годом ранее, чаще всего искали транспорт бренда КамАЗ. В категории новых грузовиков на втором месте в 2022 году впервые оказался китайский бренд Shacman (Shaanxi), занимавший в 2021 году четвертую строчку по популярности. Китайские Howo, FAW и JAC также заметно прибавили в популярности на рынке новых грузовиков и вошли в топ-10 по спросу на Авито Авто в 2022 году.
С пробегом |
Новые |
||
---|---|---|---|
2021 г. |
2022 г. |
2021 г. |
2022 г. |
КамАЗ |
КамАЗ |
КамАЗ |
КамАЗ |
ГАЗ |
ГАЗ |
ГАЗ |
Shacman (Shaanxi) ↑ |
ЗИЛ |
ЗИЛ |
МАЗ |
ГАЗ |
МАЗ |
МАЗ |
Shacman (Shaanxi) |
Howo ↑ |
Mercedes-Benz |
Hyundai ↑ |
ЗИЛ |
МАЗ |
Hyundai |
Mercedes-Benz |
Урал |
FAW ↑ |
MAN |
Isuzu ↑ |
Howo |
JAC ↑ |
Isuzu |
MAN |
Hyundai |
Урал |
Volvo |
Shacman (Shaanxi) ↑ |
Isuzu |
ЗИЛ |
Mitsubishi Fuso |
Mitsubishi Fuso |
Mitsubishi Fuso |
Isuzu |
В категории новых тягачей также наблюдается заметный рост популярности китайских производителей. На первом месте по итогам 2022 году – SITRAK, сместивший КамАЗ на вторую строчку. Замыкает топ-3 еще один китайский бренд – Shacman (Shaanxi).
С пробегом |
Новые |
||
---|---|---|---|
2021 г. |
2022 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Volvo |
Volvo |
КамАЗ |
SITRAK↑ |
Scania |
Scania |
МАЗ |
КамАЗ |
MAN |
MAN |
DAF |
Shacman (Shaanxi)↑ |
DAF |
МАЗ |
MAN |
МАЗ |
МАЗ |
DAF |
Mercedes-Benz |
DAF |
КамАЗ |
КамАЗ |
Scania |
Volvo |
Renault |
Renault |
IVECO |
Mercedes-Benz |
Mercedes-Benz |
Mercedes-Benz |
Volvo |
MAN |
Freightliner |
IVECO |
Урал |
Scania |
IVECO |
Freightliner |
Shacman (Shaanxi) |
Foton↑ |
Самые востребованные бренды прицепов: новые российские производители вырвались вперед
В 2022 году покупатели новых прицепов, как и годом ранее, чаще всего искали транспорт отечественного бренда Тонар. Рейтинг 10 самых востребованных брендов на рынке новых прицепов в 2022 году пополнился российскими брендами Grunwald, Bonum и Интерприцеп, которые годом ранее еще не входили в топ самых популярных.
С пробегом |
Новые |
||
---|---|---|---|
2021 г. |
2022 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Schmitz Cargobull |
Schmitz Cargobull |
Тонар |
Тонар |
Krone |
Krone |
Schmitz Cargobull |
Schmitz Cargobull |
СЗАП |
СЗАП |
НефАз |
Grunwald↑ |
Kogel |
Kogel |
Автоприцеп |
Bonum↑ |
МАЗ |
МАЗ |
Krone |
Автоприцеп |
Тонар |
Тонар |
МЗСА |
FOX Trailer |
НефАз |
НефАз |
МАЗ |
Kassbohrer |
Автоприцеп |
ГКБ |
WIELTON |
НефАз |
ГКБ |
WIELTON |
FOX Trailer |
Интерприцеп↑ |
Fruehauf |
Автоприцеп |
Автомеханический завод |
WIELTON |